Что означали психоделические орнаменты советских ковров
Многие из нас хорошо помнят те времена, когда в каждом доме на стене висели ковры. Их яркие, замысловатые узоры действовали как снотворное — разглядывая магические хитросплетения, можно было погрузиться в царство Морфея, даже не желая этого. Кто придумывал эти орнаменты и заложен ли в них какой-то смысл?
Один из интернет-пользователей занялся вопросом ковровых рисунков вплотную и узнал немало интересного. Оказывается, в СССР издавался Каталог Внешпосылторга, в котором были представлены модели ковров для заказа из союзных республик и даже из-за границы.
Подразумевалось, что оплачивать товар покупатель будет чеками, которые получали работающие за границей, поэтому сервис был доступен далеко не всем смертным. Но зато обладателям заветных чеков в каталоге предлагался широкий выбор ковров с указанием названия орнамента и страны-производителя.
Например, Азербайджан мог предложить нашим гражданам ковры с этническими названиями «Казах», «Карабах» и, как ни странно, «Куба». Зарубежные товары были представлены продукцией из таких стран соцлагеря как Болгария и ГДР. Ковры были как машинного производства, так и ручной работы.
Для рядового гражданина Союза покупка хоть какого-нибудь ковра была событием и тут было не до эстетства и изысков. Но те, кто имел возможность заказывать у Внешпосылторга, скорее всего, знали толк в ковровом деле и для них каждая модель сопровождалась кратким описанием узора.
Так, в аннотации в армянским коврам «Ереван» и «Иджеван» говорилось о том, что на создание их узора мастеров вдохновило изучение народных армянских миниатюр. Основной мотив этих ковров — цветок лотоса, а на его лепестках могли размещаться стебли, листья и изображения животных.
Основным элементом орнаментов туркменских ковров считается ромб, который называется «гель». Он также взят из традиционного народного творчества. Очень часто встречалась такая деталь как «медальон», родиной которого считается Иран. Бесконечные извивающиеся линии назывались «эслим» и они позаимствованы у персидских ковров, как и «бута» — бионические детали в виде бутонов и экзотических плодов.
Часто встречался такой элемент как «ваза», который так и выглядел, словно сосуд с цветами. Он тоже происходил из Центральной Азии и символизировал раньше возвышенную любовь.
Получается, что все эти рисунки уходили корнями в старину, а вовсе не были результатом полета творческой мысли советских дизайнеров. Создателям ковров нужно было лишь расположить элементы в определенной последовательности и немного их доработать.
Интересно, но значение узоров не всегда было однозначным. Иногда использовались максимально примитивные изображения растений, животных и даже людей. Беглый взгляд не раскрывал тайну узора, а вот при внимательном, вдумчивом рассмотрении, можно было делать одно открытие за другим!
Национальные классические узоры использовали как для ковров ручной работы, так и для тех, что изготавливали машинным способом. Так что будьте уверены, что даже самый примитивный советский ковер из синтетики таил в себе послание из глубины веков.
Например, Азербайджан мог предложить нашим гражданам ковры с этническими названиями «Казах», «Карабах» и, как ни странно, «Куба». Зарубежные товары были представлены продукцией из таких стран соцлагеря как Болгария и ГДР. Ковры были как машинного производства, так и ручной работы.
Для рядового гражданина Союза покупка хоть какого-нибудь ковра была событием и тут было не до эстетства и изысков. Но те, кто имел возможность заказывать у Внешпосылторга, скорее всего, знали толк в ковровом деле и для них каждая модель сопровождалась кратким описанием узора.
Так, в аннотации в армянским коврам «Ереван» и «Иджеван» говорилось о том, что на создание их узора мастеров вдохновило изучение народных армянских миниатюр. Основной мотив этих ковров — цветок лотоса, а на его лепестках могли размещаться стебли, листья и изображения животных.
Основным элементом орнаментов туркменских ковров считается ромб, который называется «гель». Он также взят из традиционного народного творчества. Очень часто встречалась такая деталь как «медальон», родиной которого считается Иран. Бесконечные извивающиеся линии назывались «эслим» и они позаимствованы у персидских ковров, как и «бута» — бионические детали в виде бутонов и экзотических плодов.
Часто встречался такой элемент как «ваза», который так и выглядел, словно сосуд с цветами. Он тоже происходил из Центральной Азии и символизировал раньше возвышенную любовь.
Получается, что все эти рисунки уходили корнями в старину, а вовсе не были результатом полета творческой мысли советских дизайнеров. Создателям ковров нужно было лишь расположить элементы в определенной последовательности и немного их доработать.
Интересно, но значение узоров не всегда было однозначным. Иногда использовались максимально примитивные изображения растений, животных и даже людей. Беглый взгляд не раскрывал тайну узора, а вот при внимательном, вдумчивом рассмотрении, можно было делать одно открытие за другим!
Национальные классические узоры использовали как для ковров ручной работы, так и для тех, что изготавливали машинным способом. Так что будьте уверены, что даже самый примитивный советский ковер из синтетики таил в себе послание из глубины веков.
Комментарии1