Почему для портрета Джоконды позировал мужчина?
Самым знаменитым в мире женским портретом "Мона Лиза" стала сравнительно недавно – в XX веке. Её популярности послужили два события: сначала кража картины из Лувра в 1911 году (об этом событии много писали в газетах), а затем "визит" картины в США в 1962 году. Американские пиарщики расстарались на славу: Америку охватила "джокондомания", перекинувшаяся затем на Европу.
До того самым популярным женским портретом было изображение Мадонны на Сикстинской капелле Рафаэля. Копии этого портрета висели, например, одновременно в кабинетах и Льва Толстого, и Фёдора Михайловича Достоевского.
Однако вернёмся к "Моне Лизе". Откуда известно, что на портрете изображена именно она? Обычно ссылаются на первого биографа Леонардо – Джорджо Вазари. Именно он свидетельствовал, что на знаменитом портрете изображена некая Лиза Герардини, в замужестве дель Джокондо.
Однако Вазари жил на добрых полстолетия позже Леонардо, а главное, в своей книге он описывает совсем другой портрет! Он упоминает брови и полутокрытый рот. Попробуйте найти это здесь:
У искусствоведов есть много версий, кто же на самом деле изображён на знаменитом портрете. Предлагаем вам одну из них, кажущуюся нам самой очевидной. Для начала давайте рассмотрим три этих фрагмента различных картин Леонардо:
Не правда ли, мы видим одно и то же лицо? Во всяком случае, эти лица чрезвычайно похожи! Добавим теперь ещё одно и зададим вопрос...
...кто это, по-вашему, женщина или мужчина? Как вам кажется?
Это Иоанн Креститель. Почему Леонардо изобразил его таким, об этом чуть позже. А пока обратите внимание: снова то же лицо! И та же блуждающая улыбка, получившая название "улыбки Джоконды"...
А ниже – изображение человека, послужившего моделью для всех вышеприведённых персонажей – и мужчин, и женщин:
Это натурщик, подмастерье и ученик Леонардо, его звали Джан Джакомо Капротти да Орено. Именно его характерную мимику мы принимаем за улыбку и называем "улыбкой Джоконды"! Взгляните, вот портрет да Орено, созданный значительно позже, когда тот был уже в зрелом возрасте. Обратите внимание на линию рта!
И кстати. Именно да Орено был первым собственником "Моны Лизы"! Спрашивается: почему не господин Джокондо, флорентийский торговец, раз уж на портрете его жена? Ответ очевиден. Это не она.
Это штудия, выдумка, если угодно, "шутка мастера" – портрет мужчины в женском обличье. Но зачем же Леонардо это делал?
(Между прочим, заметим: да Орено был женат, имел нескольких детей и погиб на дуэли, как настоящий мужчина. Это если кого-нибудь тревожат смутные подозрения...)
А всё дело в том, что идеалом красоты для художников Возрождения были ангелы. Ангел – это, как известно, не мужчина и не женщина. Мы иногда называем "ангелами" маленьких детей. У "ангельской внешности" ещё нет пола...
Кстати, можно вспомнить картину Ивана Николаевича Крамского «Неизвестная». Знаете, чьи черты он придал героине? Посмотрите:
Слева "Неизвестная", вымышленный образ. Справа – сын художника Серёжа...
Ну как, убедили мы вас, что для портрета "Джоконды" позировал мужчина?..
Однако Вазари жил на добрых полстолетия позже Леонардо, а главное, в своей книге он описывает совсем другой портрет! Он упоминает брови и полутокрытый рот. Попробуйте найти это здесь:
У искусствоведов есть много версий, кто же на самом деле изображён на знаменитом портрете. Предлагаем вам одну из них, кажущуюся нам самой очевидной. Для начала давайте рассмотрим три этих фрагмента различных картин Леонардо:
Не правда ли, мы видим одно и то же лицо? Во всяком случае, эти лица чрезвычайно похожи! Добавим теперь ещё одно и зададим вопрос...
...кто это, по-вашему, женщина или мужчина? Как вам кажется?
Это Иоанн Креститель. Почему Леонардо изобразил его таким, об этом чуть позже. А пока обратите внимание: снова то же лицо! И та же блуждающая улыбка, получившая название "улыбки Джоконды"...
А ниже – изображение человека, послужившего моделью для всех вышеприведённых персонажей – и мужчин, и женщин:
Это натурщик, подмастерье и ученик Леонардо, его звали Джан Джакомо Капротти да Орено. Именно его характерную мимику мы принимаем за улыбку и называем "улыбкой Джоконды"! Взгляните, вот портрет да Орено, созданный значительно позже, когда тот был уже в зрелом возрасте. Обратите внимание на линию рта!
И кстати. Именно да Орено был первым собственником "Моны Лизы"! Спрашивается: почему не господин Джокондо, флорентийский торговец, раз уж на портрете его жена? Ответ очевиден. Это не она.
Это штудия, выдумка, если угодно, "шутка мастера" – портрет мужчины в женском обличье. Но зачем же Леонардо это делал?
(Между прочим, заметим: да Орено был женат, имел нескольких детей и погиб на дуэли, как настоящий мужчина. Это если кого-нибудь тревожат смутные подозрения...)
А всё дело в том, что идеалом красоты для художников Возрождения были ангелы. Ангел – это, как известно, не мужчина и не женщина. Мы иногда называем "ангелами" маленьких детей. У "ангельской внешности" ещё нет пола...
Кстати, можно вспомнить картину Ивана Николаевича Крамского «Неизвестная». Знаете, чьи черты он придал героине? Посмотрите:
Слева "Неизвестная", вымышленный образ. Справа – сын художника Серёжа...
Ну как, убедили мы вас, что для портрета "Джоконды" позировал мужчина?..
Комментарии1