Малоизвестные факты о Иване Айвазовском (Чего только стоит история его знакомства со второй женой)
Иван Айвазовский — великий маринист, которого сам император провозгласил царем моря. Художник быстро пришел к успеху, его признали во всем мире, а для большинства людей морские пейзажи всегда будут ассоциироваться с именем Айвазовского.
Мы всегда понимали, что Иван Константинович — гений, но осознали, что о его жизни нам мало что известно. Поэтому отыскали любопытные факты из биографии легендарного живописца — их оказалось так много, что хватило бы на добротный приключенческий роман.
У художника армянские корни, его настоящее имя — Ованнес Айвазян. В XVIII веке его предки переехали из Армении в Восточную Европу и со временем поселились в Феодосии. Во взрослом возрасте Ованнес, как и его отец, изменил имя и фамилию на более привычный для Европы манер.
С раннего детства мальчик любил перерисовывать картинки из газет, а однажды взял кусок уголька и нарисовал на стене корабль. Увидев это, отец дал сыну бумагу и сказал: «Рисуй». Позже на работы талантливого юноши обратил внимание градоначальник Казначеев. Чиновник купил мальчику кисти и краски и познакомил с важными людьми, которые помогли Айвазовскому поступить в Императорскую академию художеств.
Иван стал лучшим выпускником 1837 года и получил большую золотую медаль. Это была не просто престижная награда — призерам полагалась стипендия и поездка в Европу за счет академии продолжительностью от 3 до 6 лет. Но в путешествии Айвазовский вовсе не жил на широкую ногу, поскольку большую часть жалованья отправлял матери.
В этой поездке он провел 4 года, а когда вернулся домой, то в его паспорте стояло 135 виз. Считается, что именно в европейском путешествии сформировался узнаваемый стиль художника.
Айвазовский считал, что невозможно срисовать с натуры величие постоянно меняющейся морской стихии. Большинство картин он писал по памяти, а окна его мастерской выходили не на море, а на двор.
Завистники распространяли слухи, будто художник использует необычные краски или прячет за холстами лампы. В ответ маэстро проводил публичные мастер-классы, на которых мог всего за несколько часов создать картину с нуля.
Путешествуя по Италии, Айвазовский написал одну из самых известных своих картин — «Хаос. Сотворение мира». Она так впечатлила папу римского Григория XVI, что он решил купить полотно. Но художник не взял денег и просто подарил картину главе Ватикана.
В Венеции Айвазовский познакомился с маркизом, который предложил заплатить за картину... колбасой. Но не простой, а первоклассной итальянской салями. Художник на бартер согласился.
К концу путешествия Айвазовского признали в Европе, работы 26-летнего живописца даже выставлялись в Лувре. Но, вернувшись в Петербург в 1844 году, он не смог арендовать помещение под мастерскую. Подходящий дом нашелся быстро, вот только художник получил отказ. Дворник, показывающий помещение, аргументировал это тем, что хозяйка велела не пускать «мастеровых по малярному цеху», мол, те так испачкают квартиру, что потом не отчистишь.
Но мастер и не собирался задерживаться в культурной столице, его тянуло домой. Узнав об отъезде Айвазовского, император Николай I сказал: «Сколько волка ни корми, он все в лес глядит». Cам художник, хоть и любил путешествовать, писал: «Мой адрес — всегда в Феодосии».
Жители города Айвазовского любили — он был простым человеком, общался с продавцами на базаре и рыбаками. Не жалел времени и денег, чтобы сделать жизнь в городе лучше — не столько для себя, сколько для других. Во время сильной засухи он построил водопровод, по которому из принадлежащего ему источника в город каждый день текло 50 тыс. ведер чистой воды. Художник спонсировал строительство железной дороги и открыл картинную галерею, которую завещал родному городу.
Современник Айвазовского вспоминает забавный случай. Некий гражданин начал строить на главной улице простую одноэтажку. Разгневанный художник позвал его к себе и сказал: «Как вам не стыдно? Вы богатый человек! Что вы делаете? Вы мне улицу портите!» Что самое интересное, оппонент прислушался и построил двухэтажный дом.
Есть легенда, что однажды к художнику пришел сам Алим Айдамак — общенародный герой, о котором писали книги и снимали фильмы. Айвазовский угостил гостя кофе и показал свои работы. Алим был впечатлен мастерством и радушием хозяина, а заодно узнал, что тот скоро женится. В день свадьбы кортеж молодоженов остановили разбойники — это Айдамак пришел поздравить молодых.
Айвазовский не стремился к вниманию светских дам и выбирал в жены простых женщин. Его первой женой была гувернантка Юлия Гревс — она родила художнику 4 детей, но семейная жизнь супругов не задалась. Второй женой стала 25-летняя вдова Анна Саркизова. Иван Константинович, которому на тот момент было 65 лет, заметил красивую девушку в похоронной процессии и влюбился. С Анной он счастливо прожил до конца своих дней.
В 1844 году уже знаменитого мариниста приняли в Главный морской штаб, и от правительства поступил большой заказ — нарисовать все государственные порты в Балтийском море. Принимая участие в морских походах, художник переносил на полотно батальные сцены, которые видел собственными глазами.
С морскими путешествиями связана история легендарной картины «Девятый вал». Полотно, на котором изображена адская мощь разбушевавшейся стихии, многим кажется уж слишком реалистичным. Где автор мог видеть самую разрушительную волну, которую моряки назвали девятым валом? В Бискайском заливе — именно там в 1844 году художник пережил сильнейшую бурю. Судно, на котором он путешествовал, посчитали затонувшим, а газеты напечатали объявления о гибели Айвазовского.
«Девятый вал» хотел купить знаменитый коллекционер Павел Третьяков. Его опередил Николай I — император приобрел полотно для Эрмитажа. Сейчас картина хранится в Русском музее, но часто путешествует по миру. В Японии она вызвала настоящий ажиотаж. К 30-летию местного музея администрация провела опрос, чтобы узнать, какой экспонат больше всего запомнился посетителям. Японцы единогласно назвали «Девятый вал» Айвазовского.
Художнику был 81 год, когда он написал одну из самых выдающихся своих картин. На создание полотна «Среди волн» размером 285 на 429 см у него ушло 10 дней. Из-за мастерски подобранных красок и тончайших переливов цвета создается впечатление, будто волны живые. Но изначально на картине была еще и шлюпка со спасшимися после шторма людьми. Сын живописца, работавший корабельным инженером, восхитился изображением моря, но сказал отцу: «Непонятно, как эта скорлупа с людьми держится на поверхности». Айвазовский обиделся, но на следующий день шлюпку убрал.
Самая мистическая картина Айвазовского — «На смерть Александра III». Художник написал ее под впечатлением от смерти императора, с которым был знаком лично, и вложил в работу всю свою скорбь. Больше всего загадок связано с тем, кого именно изобразил мастер. Одни видят на картине усатого мужчину, другие — вдову в черном, третьи — призраков. С разных ракурсов на полотне проступают новые образы.
Художник посчитал картину неудачной и никогда ее не показывал. Сегодня она выставляется в Феодосийской галерее, но на большинство зрителей производит гнетущее впечатление. Посетителей не пускают к ней просто так — нужно доплатить 300 рублей. Именно столько стоит входной билет на «Эксклюзивную выставку одной картины И.К. Айвазовского». Кстати, за 100–200 рублей в этой же галерее можно попасть на целую экспозицию.
За свою жизнь Айвазовский создал около 6 000 картин. Последней его работой было эпическое полотно «Взрыв корабля». К вечеру 19 апреля 1900 года мэтр почти закончил работу, а ночью его сердце остановилось. Спустя 3 года вдова Айвазовского установила на его могиле саркофаг с надписью: «Рожденный смертным, оставил по себе бессмертную память».