Кем, когда и почему был придуман король Артур
Начнём с главного. Мифология короля Артура — это парадокс, основанный на непонимании истории раннесредневековой Британии.
Во-первых, возникновение цикла о короле Артуре и его рыцарях относится к существенно более поздним временам, а именно — к XII веку. Никаких рыцарей в Британии VI века не было.
Во-вторых, даже если считать, что король Артур не является выдумкой цистерцианских монахов XII века, нужно понимать, что он был вовсе не англичанин, а бритт или валлиец, сражавшийся против предков англичан — англов и саксов!
Возможно, был какой-то человек, который на рубеже V и VI вв. попытался организовать сопротивление вторгшимся на остров после развала Римской империи англам, саксам и ютам. Возможно, этот человек и в самом деле нанес захватчикам несколько локальных поражений, но системно остановить завоевания Британии захватчиками не смог. Этого-то человека и стали называть королем Артуром, и стали придумывать ему всё новые и новые подвиги. Миф всегда зарождается там, где нужно замазать, затушевать грустную реальность. Говоря по-научному, миф выполняет компенсаторную функцию.
Прошло шесть столетий, и уже англосаксы оказались завоеваны. В 1066 году английский престол захватил Вильгельм Завоеватель. Приехавшие с Вильгельмом норманнские бароны откровенно враждовали с англосаксонскими (эта эпоха отражена в знаменитом романе Вальтера Скотта «Айвенго»). И тогда был придуман образ идеального правителя, который как бы объединяет эту многонациональную мешанину из англосаксов, франконормандцев и кельтов, которые тогда еще частично сохраняли свою независимость в Уэльсе и в Шотландии (борьбе таких кельтов против англичан в те средневековые времена посвящен, например, популярный фильм «Храброе сердце»).
Дальше этот миф разрастался всё больше и больше. В XV веке, когда Англию трясла война Алой и Белой Роз, эти легенды снова стали популярными, потому что страна нуждалась в сильном правителе. Именно в это время сэр Томас Мэлори свел предания о короле Артуре в итоговый цикл, который сейчас называют «Смертью Артура» по названию книжки, которую английский первопечатник Уильям Кэкстон издал в 1485 году.
Нетрудно заметить, что в том же году английский престол захватил король Генрих VII, основатель династии Тюдоров, разбивший 22 августа в битве при Босворте своего главного политического противника — знаменитого Ричарда III (представителя династии Йорков). Умный и честолюбивый человек, Генрих не имел, по большому счету, прав на престол. Все его династические претензии основывались только на том, что он племянник последнего короля из династии Ланкастеров Генриха VI. Но в том-то и дело, что Генрих VI и отец Генриха VII Эдмунд Тюдор были не родными, а единоутробными братьями. Отец Генриха никогда не правил, потому что был всего лишь сыном Екатерины Валуа от второго брака, очень сомнительного, морганатического. Никакого отношения к Ланкастерам по крови у Генриха VII вообще не было! Проще говоря, он был бастард (именно Генрих — очевидный прототип Джона Сноу в «Игре престолов»). И тогда Генрих, чтобы люди не обращали внимания на эти династические глупости, сделал ставку на миф о короле Артуре и стал всячески этот миф распространять и поддерживать, в том числе с помощью появившегося как раз тогда печатного станка.
Важна еще одна деталь. По деду (т. е. вот по этому второму мужу Екатерины Валуа) Генрих VII был не англичанин, а как раз валлиец. Многие валлийцы и бретонцы с детства были привычным кругом его общения. То есть короля Артура Генрих воспринимал как своего единоплеменника. Вот почему своего сына, наследника престола, родившегося в 1486 году, Генрих назвал именно Артуром. После его смерти королем Англии должен был стать именно Артур II (к сожалению, юноша умер в 1502 году, и королем Англии в 1509 году стал его брат, знаменитый многоженец и реформатор Генрих VIII).
Своего пика артуровский миф достиг уже в XIX веке при королеве Виктории. Дурная и самодержавная особа, Виктория сделала из Артурианы откровенную политическую пропаганду. Придворные поэты писали поэмы про короля Артура и его никогда не существовавших рыцарей, художники рисовали картины на эти сюжеты, — и за всё это королева щедро платила из государственной казны.
Вот таким странным образом легенды и предания, которые рассказывали друг другу приблизительно 1500 лет назад недозавоеванные англосаксами кельты, были обращены на службу современной английской идеологии. В сущности, высокобюджетные художественные фильмы, телесериалы, многочисленные романы, картины и компьютерные игры, а также официальная церемония посвящения в рыцари популярных певцов или киноактеров в нынешней Англии являются самым обычным псевдоисторическим враньем, основанным на «перевернутом мифе». Можно сказать, что король Артур (если вообще допустить его существование) воевал совсем на за ту ерунду и пошлятину, которая совершается от его имени сейчас. Король Артур сражался за независимость своего народа, а вовсе не за капиталистическую империю, которая возвела его имя в культ, совершенно не имея на то никаких моральных прав.
Прошло шесть столетий, и уже англосаксы оказались завоеваны. В 1066 году английский престол захватил Вильгельм Завоеватель. Приехавшие с Вильгельмом норманнские бароны откровенно враждовали с англосаксонскими (эта эпоха отражена в знаменитом романе Вальтера Скотта «Айвенго»). И тогда был придуман образ идеального правителя, который как бы объединяет эту многонациональную мешанину из англосаксов, франконормандцев и кельтов, которые тогда еще частично сохраняли свою независимость в Уэльсе и в Шотландии (борьбе таких кельтов против англичан в те средневековые времена посвящен, например, популярный фильм «Храброе сердце»).
Дальше этот миф разрастался всё больше и больше. В XV веке, когда Англию трясла война Алой и Белой Роз, эти легенды снова стали популярными, потому что страна нуждалась в сильном правителе. Именно в это время сэр Томас Мэлори свел предания о короле Артуре в итоговый цикл, который сейчас называют «Смертью Артура» по названию книжки, которую английский первопечатник Уильям Кэкстон издал в 1485 году.
Нетрудно заметить, что в том же году английский престол захватил король Генрих VII, основатель династии Тюдоров, разбивший 22 августа в битве при Босворте своего главного политического противника — знаменитого Ричарда III (представителя династии Йорков). Умный и честолюбивый человек, Генрих не имел, по большому счету, прав на престол. Все его династические претензии основывались только на том, что он племянник последнего короля из династии Ланкастеров Генриха VI. Но в том-то и дело, что Генрих VI и отец Генриха VII Эдмунд Тюдор были не родными, а единоутробными братьями. Отец Генриха никогда не правил, потому что был всего лишь сыном Екатерины Валуа от второго брака, очень сомнительного, морганатического. Никакого отношения к Ланкастерам по крови у Генриха VII вообще не было! Проще говоря, он был бастард (именно Генрих — очевидный прототип Джона Сноу в «Игре престолов»). И тогда Генрих, чтобы люди не обращали внимания на эти династические глупости, сделал ставку на миф о короле Артуре и стал всячески этот миф распространять и поддерживать, в том числе с помощью появившегося как раз тогда печатного станка.
Важна еще одна деталь. По деду (т. е. вот по этому второму мужу Екатерины Валуа) Генрих VII был не англичанин, а как раз валлиец. Многие валлийцы и бретонцы с детства были привычным кругом его общения. То есть короля Артура Генрих воспринимал как своего единоплеменника. Вот почему своего сына, наследника престола, родившегося в 1486 году, Генрих назвал именно Артуром. После его смерти королем Англии должен был стать именно Артур II (к сожалению, юноша умер в 1502 году, и королем Англии в 1509 году стал его брат, знаменитый многоженец и реформатор Генрих VIII).
Принц Уэдьский Артур, несостоявшийся король Англии Артур II
Своего пика артуровский миф достиг уже в XIX веке при королеве Виктории. Дурная и самодержавная особа, Виктория сделала из Артурианы откровенную политическую пропаганду. Придворные поэты писали поэмы про короля Артура и его никогда не существовавших рыцарей, художники рисовали картины на эти сюжеты, — и за всё это королева щедро платила из государственной казны.
Вот таким странным образом легенды и предания, которые рассказывали друг другу приблизительно 1500 лет назад недозавоеванные англосаксами кельты, были обращены на службу современной английской идеологии. В сущности, высокобюджетные художественные фильмы, телесериалы, многочисленные романы, картины и компьютерные игры, а также официальная церемония посвящения в рыцари популярных певцов или киноактеров в нынешней Англии являются самым обычным псевдоисторическим враньем, основанным на «перевернутом мифе». Можно сказать, что король Артур (если вообще допустить его существование) воевал совсем на за ту ерунду и пошлятину, которая совершается от его имени сейчас. Король Артур сражался за независимость своего народа, а вовсе не за капиталистическую империю, которая возвела его имя в культ, совершенно не имея на то никаких моральных прав.
Комментарии2