Может ли Вселенная обладать собственным сознанием?
Вопрос о том, что же было первым — материя или сознание, занимал умы и в глубокой древности, однако сегодня, в период обострения противостояния материалистических и теологических точек зрения, он как-то особенно актуален. Кто бы что ни утверждал, никто не может дать на этот вечный вопрос окончательный ответ в силу невозможности полного постижения объективной реальности.
Источник изображения: depositphotos.com
Существуют лишь гипотезы и теории, причем как прямые и грубые, непосредственно вытекающие из вульгарного материализма, так и основанные на религиозных представлениях разных толков. У материалистов всё просто. С точки зрения крайнего позитивизма, сознание есть ничто иное как продукт работы мозга, однако с этой точкой зрения согласны далеко не все ученые.
Сугубо материалистическая теория привлекательна своей простотой, но она ограничена по сути, с чем трудно не согласиться, поскольку она неспособна объяснить сложные аспекты человеческого бытия, например, вопрос смысла. Возникают у нее трудности и с решением вопросов, носящих куда менее философский характер. Взять хотя бы, к примеру, парадоксы соотношений Общей теории относительности с квантовой механикой.
Да, как это обычно бывает, в реальности всё оказывается намного сложнее. Берущая свое начало в религиозных представлениях дуалистическая теория, согласно которой сознание способно существовать вне материи, тоже может показаться простой, поскольку относится к области веры и не требует доказательств, однако и здесь не всё так однозначно.
Но существует еще одна гипотеза, представляющая собой как-бы симбиоз материализма и спиритуализма. Называется она панпсихизм
Одушевленный мир
Придерживающиеся этой гипотезы ученые наделяют сознанием саму природу, с которой она составляет неразделимое целое. Известным панпсихистом был выдающийся русский ученый и основатель теоретической космонавтики Константин Циолковский, к современным сторонникам панпсихизма можно отнести нейробиолога Кристофа Коха, философа Дэвида Чалмерса и еще целый ряд представителей научных кругов. Естественно, это разлитое космическое сознание в корне отличается от сознания человеческого, при этом первому нередко придается свойство «всего сущего».
Единого мнения по поводу теории панпсихизма у ученых, однако, нет. Космическое сознание иногда представляется как чистый интеллект, а иногда как совокупность психических процессов высшего порядка. Некоторые менее «радикальные» панпсихисты, напротив, склонны усматривать сознание только в живых организмах, причем имеющееся у них сознание находится на более низком уровне. Весьма интересны панпсихические представления Карла Густава Юнга, хотя, Юнг не был панпсихистом в подлинном смысле этого слова. Его коллективное бессознательное — это скорее совокупность глубинных слоев психики множества поколений людей, от них неотделимое.
Аргументация панпсихизма
Но одно дело просто выдвигать гипотезы, и совсем другое дело их аргументировать. И аргументы в пользу панпсихизма существуют. Например, одна из форм генетического аргумента основывается на дарвинизме, а если быть точнее, то на том допущении, что эволюция неспособна порождать принципиально новые формы, а лишь усложнять более простые. Более современный аналогический аргумент опирается на квантовую физику, приводя аналогию соотношения материи и информации. При этом сознательный элемент усматривается в связующих их процессах.
Вечный поиск совершенства
Пожалуй, было бы неплохо привести также и аргументы против панпсихизма, но это уже отдельная тема. Стоит разве что отметить, что пока они выглядят более убедительными. Тем не менее, число сторонников панпсихизма в той или иной его форме продолжает увеличиваться. Но вот вопрос: что заставляет двигаться научную и философскую мысль в этом направлении? С одной стороны — стремление разрешить парадоксы соотношения старых и новых научных открытий, с другой — подсознательное стремление найти путь к новому религиозному сознанию, способному стать вместилищем ответов на неразрешенные вопросы смысла и творчества.
Сугубо материалистическая теория привлекательна своей простотой, но она ограничена по сути, с чем трудно не согласиться, поскольку она неспособна объяснить сложные аспекты человеческого бытия, например, вопрос смысла. Возникают у нее трудности и с решением вопросов, носящих куда менее философский характер. Взять хотя бы, к примеру, парадоксы соотношений Общей теории относительности с квантовой механикой.
Да, как это обычно бывает, в реальности всё оказывается намного сложнее. Берущая свое начало в религиозных представлениях дуалистическая теория, согласно которой сознание способно существовать вне материи, тоже может показаться простой, поскольку относится к области веры и не требует доказательств, однако и здесь не всё так однозначно.
Но существует еще одна гипотеза, представляющая собой как-бы симбиоз материализма и спиритуализма. Называется она панпсихизм
Одушевленный мир
Придерживающиеся этой гипотезы ученые наделяют сознанием саму природу, с которой она составляет неразделимое целое. Известным панпсихистом был выдающийся русский ученый и основатель теоретической космонавтики Константин Циолковский, к современным сторонникам панпсихизма можно отнести нейробиолога Кристофа Коха, философа Дэвида Чалмерса и еще целый ряд представителей научных кругов. Естественно, это разлитое космическое сознание в корне отличается от сознания человеческого, при этом первому нередко придается свойство «всего сущего».
Единого мнения по поводу теории панпсихизма у ученых, однако, нет. Космическое сознание иногда представляется как чистый интеллект, а иногда как совокупность психических процессов высшего порядка. Некоторые менее «радикальные» панпсихисты, напротив, склонны усматривать сознание только в живых организмах, причем имеющееся у них сознание находится на более низком уровне. Весьма интересны панпсихические представления Карла Густава Юнга, хотя, Юнг не был панпсихистом в подлинном смысле этого слова. Его коллективное бессознательное — это скорее совокупность глубинных слоев психики множества поколений людей, от них неотделимое.
Аргументация панпсихизма
Но одно дело просто выдвигать гипотезы, и совсем другое дело их аргументировать. И аргументы в пользу панпсихизма существуют. Например, одна из форм генетического аргумента основывается на дарвинизме, а если быть точнее, то на том допущении, что эволюция неспособна порождать принципиально новые формы, а лишь усложнять более простые. Более современный аналогический аргумент опирается на квантовую физику, приводя аналогию соотношения материи и информации. При этом сознательный элемент усматривается в связующих их процессах.
Вечный поиск совершенства
Пожалуй, было бы неплохо привести также и аргументы против панпсихизма, но это уже отдельная тема. Стоит разве что отметить, что пока они выглядят более убедительными. Тем не менее, число сторонников панпсихизма в той или иной его форме продолжает увеличиваться. Но вот вопрос: что заставляет двигаться научную и философскую мысль в этом направлении? С одной стороны — стремление разрешить парадоксы соотношения старых и новых научных открытий, с другой — подсознательное стремление найти путь к новому религиозному сознанию, способному стать вместилищем ответов на неразрешенные вопросы смысла и творчества.
Комментарии2