Мини-чат
Авторизация
Или авторизуйтесь через соц.сети
10
1
1
NikoniX
На uCrazy 18 лет 1 месяц
Интересное

Кто на самом деле был первым русским князем?

Вопрос на самом деле очень непростой. Почему? Потому что для ответов на такие вопросы нужны исторические источники – прежде всего книги, древние рукописные книги. А их… нет!

Образование древнерусского государства принято относить к девятому веку (862 год). А сколько русских рукописных книг дошло до нас с девятого века? Ни одной. А с десятого века? Снова – ни одной. А с одиннадцатого? Пять рукописей.

Из них «Новгородский кодекс» 1015 года «книгой» считать можно только условно – от него сохранилось всего лишь три страницы.

Кто на самом деле был первым русским князем?

Одна из сохранившихся страниц Новгородского кодекса

Остальные сохранившиеся русские рукописи одиннадцатого века, поимённо:

Остромирово Евангелие (1056 год)

Изборник Святослава (1073 год)

Изборник Святослава (1076 год)

Архангельское Евангелие (1092 год)

Если сравнить это с количеством сохранившихся греческих, латинских, армянских, сирийских, грузинских, арабских, персидских рукописей того же времени – это ничтожно мало. Например, общее количество сохранившихся до наших дней рукописей на латинском языке – более трёхсот тысяч! Чувствуете разницу?

Означает ли это, что на Руси вообще не было рукописаных книг? Нет! Судя по косвенным данным, количество рукописных книг на Руси – как светских, так и церковных – мало чем отличалось от среднего по Европе уровня. Но они не сохранились! Сложно сказать, какое именно историческое событие стало виновником случившейся трагедии – монгольское нашествие, княжеские усобицы, репрессии первых русских царей, раскол семнадцатого века и последовавшее массовое уничтожение старообрядческих книг или даже пожар Москвы 1812 года (когда погибло огромное количество бесценных рукописей).

Кто на самом деле был первым русским князем?

А.Ф. Смирнов. "Пожар Москвы". 1813 г.


Однако факт остаётся фактом – в отличие от европейских историков, располагающих иногда десятками и сотнями исторических хроник, отечественные историки вынуждены пользоваться немногочисленными поздними (четырнадцатого-пятнадцатого века!) списками.

Вы скажете – а какая разница? Чем вас не устраивают списки XIV-XVвеков? Скажем, знаменитая «Лаврентьевская летопись»? Или «Радзивилловская летопись»? Видите ли, они нас всем устраивают – это интереснейшие и крайне ценные исторические источники. Однако между этими списками и событиями, о которых они рассказывают, лежат сотни лет! Просто представьте себе – в 2021 году вам поручили написать подробную книгу о событиях... 1721 года! Или даже 1621 года! Сможете ли вы гарантировать достоверность изложенных событий?


Повесть временных лет, список XV века (Радзвилловская летопись)


Теперь возьмём знаменитую «Повесть временных лет», которая стала основой всех дошедших до нас летописных списков. Закончена она была около 1115 года (через 250 лет после предполагаемого основания Древнерусского государства), а заглавие у неё вот какое, очень любопытное:

Откуду есть пошла руская земля, и хто в ней почалъ пѣрвѣе княжити, и откуду руская земля стала есть

«Что же в этом заглавии любопытного?» – спросите вы. А перечтите его ещё раз, повнимательнее. Можно даже дать перевод с древнерусского языка: «(1) Откуда пошла Русская земля, (2) и кто в ней стал первым княжить (3) и как возникла Русская земля».

У вас нет впечатления, что цифры (1) и (3) – это, по сути, одно и то же? Вот, и у многих профессиональных историков такое впечатление тоже есть. И они совершенно справедливо указывают на то, что намного правильнее переводить этот заголовок вот как:

С чего (когда-то) началась Русская земля, и кто стал в ней первым княжить, и как она стала такой, какой мы её знаем (сейчас).

То есть «начиналась» русская земля совсем не там, где она существует сейчас (на момент написания летописи). Это очень важно! Теперь откроем собственно «Повесть временных лет» и начнём читать:

В год 852, когда начал царствовать [в Византии] Михаил, стала прозываться Русская земля. Узнали мы об этом потому, что при этом царе приходила Русь на Царьград, как пишется об этом в летописании греческом.

Невинная фраза «приходила Русь на Царьград» в переводе со средневекового языка означает войну! Итак, в 852 году некая «Русь» приходит войной на Византию, на мощнейшую империю того времени, причём доходит до столицы – Царьграда (он же Константинополь, он же современный Стамбул). Но что такое «Русь»? Название государства, название местности, название племени или что-то ещё? Где то место, из которой эта «Русь» пришла? Никто знает! Ответа на заявленный в заголовке вопрос «откуду есть пошла» в летописи просто нет. Приходила на Царьград? Да. А откуда? Неизвестно! Известно лишь, что в 852 году.

Теперь – к князьям. По традиции первым «русским князем» считается Рюрик (кроме имени, об этом человеке не известно вообще ничего). Дескать, «призвали» его – типа «нет у нас президента, а ты, Рюрик с братьями, ну и фиг с ним, что мы тебя первый раз видим, но вроде как лицо у тебя приятное и костюм от хорошего портного, а давай ты станешь у нас президент!». Что пишет об этом «Повесть временных лет»?




Что в 862 году Рюрик «сел» в Ладоге, а его братья, Синеус и Трувор – в Белоозере и Изоборске. Более поздние летописи, правда, Ладогу переправили на Новгород – уж больно Ладога мелковатый город для столицы русской державы. Что в те годы творилось в Киеве, на берегах Днепра, не знает никто.

Рюрик, согласно летописи, умер в 879 году – причём совершенно никаких данных о своём пятнадцатилетнем княжении в Ладоге (или Новгороде?) не оставил. Причём власть получил не его сын Игорь (маленький был ещё вроде бы), а непонятно откуда взявшийся Олег (он же Хельги).

А дальше происходит ещё более удивительное событие. В 882 году Олег с войском отправляется (то ли из Ладоги, то ли из Новгорода) сперва на Смоленск, затем на Любеч, и, наконец, на Киев. Киев он благополучно завоёвывает и говорит, что «здесь будет мать городам русским». Переводя на современный язык – столица.

Вас ничего не удивляет? Скажем, в 1760 году русские войска захватили Берлин – столицу Пруссии. И вот представьте себе, что граф Чернышёв, генерал-фельдмаршал, захватив Берлин, вдруг заявляет, что переносит столицу России из Санкт-Петербурга в Берлин! А ведь в 882 году произошло именно это! Ещё раз – мы строго следуем тексту «Повести временных лет», писанной-переписанной неизвестно сколько раз и неизвестно кем.

Наконец, третий пункт. «Откуду русская земля стала есть». Первый официальный документ, юридически подтверждающий существование «русской земли», как уже существующего объекта права – это договор князя Олега с царём Львом 912 года: «посланные от Олега, великого князя русского».

Таким образом, с точки зрения закона («юридически») первым русским князем должен считаться именно Олег, а не Рюрик!

Но Олег (княживший в Киеве) не мог унаследовать престол от Рюрика (княжившего в Ладоге/Новгороде) – так что сумасшедшая путаница здесь продолжается.

Историки более-менее согласны в одном: более-менее «стала есть» русская земля, как уже устоявшийся объект международного права, только во времена князя Владимира I. Потому что даже Владимиров отец, Святослав I, вёл себя больше не как «князь русский», а как разбойничий атаман, которому «где хорошо – там и столица». В частности, в 967 году он собирался перенести столицу Руси в Переяславец-на-Дунае, то есть юридически подчинить Русь Болгарии:

«Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае, ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мед и рабы».

Чтобы вы поняли, насколько это звучит дико с точки зрения международного права – просто представьте себе, что генералиссимус Иосиф Виссарионович Сталин вдруг решил в 1945 году перенести столицу СССР в Берлин. Как вам такое?

все теги
Комментариев пока нет

{{PM_data.author}}

{{alertHeader}}