Зачем женщины чукчи кормили грудью своих мужей?
Какой возраст для вступления в брак можно считать допустимым? Этот порог, как и другие традиции быта, всегда был индивидуален для разных стран в зависимости от обстоятельств, менталитета и вероисповедания людей. Любые отклонения от общепринятых норм вызывают бурю осуждений и споров.
Но далеко не у всех народов бракосочетание несовершеннолетних воспринимается как необдуманный поступок. Некоторые женщины настолько обожали своих малолетних мужей, что даже были готовы кормить их грудью. Такое удивительное явление встречалось у жителей Крайнего Севера, Восточной Сибири и Дальнего Востока. Современным и цивилизованным людям трудно понять женщин народа этого народа, которые таким образом потчевали не только детей, но и своих супругов.
Пейте, дети, молоко, будете здоровы
Естественное вскармливание – залог будущего здоровья. Важность этого периода для ребенка невозможно переоценить. С проверенной временем истиной соглашаются и доктора, и обыватели. Интимному процессу кормления чукчи придавали особое значение, поэтому максимально долго старались поддерживать лактацию. Известны случаи, когда жительницы Крайнего Севера помимо основного питания продолжали кормить детей грудным молоком до 5, а в отдельных случаях и до 7 лет. Они верили, что оно придает будущему поколению силы и крепость. По мнению известного исследователя северо-восточных берегов России Карла Генриха Мерка затянувшийся период младенчества подрывал здоровье самих матерей, что способствовало преждевременному старению женщин.
Если после родов мать по каким-то причинам не могла кормить ребенка или умирала, в семью брали недавно ощенившуюся кормящую сучку. Эвенские народы и тунгусы Восточной Сибири верили, что собачье молоко по полезности не уступает материнскому. Северные чукчи для этой цели использовали даже тюленей. Этот необычный факт встречается в этнографических очерках «Народы Сибири». Сложно осуждать их за это, ведь каждая адекватная мать старается дать своему чаду самое лучшее.
Неравный брак с женой-матерью
Группа российских исследователей, собиравших сведения о якутских малых народностях для научного труда, столкнулась с интересной особенностью. Оказывается, для некоторых пар, неравных по возрасту, были свойственны взаимоотношения, аналогичные связи матери с ребенком.
Российский северовед и этнограф Владимир Тан-Богораз описывает в своей книге «Чукчи» необычные факты из жизни коренных жителей Дальнего Востока. Оказывается, неравные по возрасту браки редко, но случались у местного населения. Так, ему стал известен случай, когда чукча женил своего 5-тилетнего сына на 20-тилетней молодой женщине. Причиной такого странного союза был обмен, по которому он должен был отдать замуж свою несовершеннолетнюю племянницу. Девочке было около 12 лет, но это не помешало ей стать женой мужчины старше 20. Но это не характеризует чукчей, как людей с отклонениями. Пока первая жена или муж не достигали половой зрелости, супруг был вправе найти себе пару по возрасту, а первого «партнера» оставить при себе. Поэтому среди жителей Чукотского АО были распространены групповые союзы.
В своей художественной работе автор рассказывает историю 2-хлетнего мальчика, мать которого умерла от гриппа. Чтобы его семья могла выжить, срочно нужно было искать работницу. Малыша «женили» на девушке, уже состоявшей в браке. Через какое-то время она родила ребенка от первого мужа и кормила его грудью, а заодно и своего второго новоиспеченного супруга. На вопрос Владимира Германовича, почему она это делает, чукчи ответили, что это, должно быть, такое заклинание, сродни привороту. Якобы таким образом она внушает мальчику любовь к женщине.
Почему чукчанки предпочитали «женихов» помоложе?
Сведения о возрастном пороге для вступления чукчей в брак разнятся у разных исследователей. Но в одном они точно сходятся – это явление было крайне редким и имело бытовые причины. Обмен женщинами составлял лишь малую толику неравных по возрасту браков. Так необязательно было передавать несовершеннолетнего ребенка в другую семью сразу же после «сговора» родителей. Можно было отсрочить свадьбу даже на несколько лет.
Чаще это становилось необходимостью, чтобы получить от новой невестки помощь по хозяйству. При этом она выполняла для малыша функции матери и опекала его. Так или иначе, чукчи придавали значение статусу нового члена семьи, поэтому современным читателям так странно слышать, что чукчанки выкармливали грудью мужей. Это, скорее, было исключением из правил, нежели нормой.
Ученый секретарь института этнологии и антропологии РАН Елена Пивнева, опираясь на статистику 1970-1980 гг, также заявляет, что такая колоссальная разница в возрасте была единичной особенностью. Самым выдающимся случаем стал союз 8-летнего мальчика и 11-летней девочки.
Можно сделать вывод, что чукчанки относились к своим «молодым» супругам как к детям. Ничего удивительного, ведь в современном мире тоже можно встретить мужчин солидного возраста, которые нуждаются в опеке своих жен.
Пейте, дети, молоко, будете здоровы
Естественное вскармливание – залог будущего здоровья. Важность этого периода для ребенка невозможно переоценить. С проверенной временем истиной соглашаются и доктора, и обыватели. Интимному процессу кормления чукчи придавали особое значение, поэтому максимально долго старались поддерживать лактацию. Известны случаи, когда жительницы Крайнего Севера помимо основного питания продолжали кормить детей грудным молоком до 5, а в отдельных случаях и до 7 лет. Они верили, что оно придает будущему поколению силы и крепость. По мнению известного исследователя северо-восточных берегов России Карла Генриха Мерка затянувшийся период младенчества подрывал здоровье самих матерей, что способствовало преждевременному старению женщин.
Если после родов мать по каким-то причинам не могла кормить ребенка или умирала, в семью брали недавно ощенившуюся кормящую сучку. Эвенские народы и тунгусы Восточной Сибири верили, что собачье молоко по полезности не уступает материнскому. Северные чукчи для этой цели использовали даже тюленей. Этот необычный факт встречается в этнографических очерках «Народы Сибири». Сложно осуждать их за это, ведь каждая адекватная мать старается дать своему чаду самое лучшее.
Неравный брак с женой-матерью
Группа российских исследователей, собиравших сведения о якутских малых народностях для научного труда, столкнулась с интересной особенностью. Оказывается, для некоторых пар, неравных по возрасту, были свойственны взаимоотношения, аналогичные связи матери с ребенком.
Российский северовед и этнограф Владимир Тан-Богораз описывает в своей книге «Чукчи» необычные факты из жизни коренных жителей Дальнего Востока. Оказывается, неравные по возрасту браки редко, но случались у местного населения. Так, ему стал известен случай, когда чукча женил своего 5-тилетнего сына на 20-тилетней молодой женщине. Причиной такого странного союза был обмен, по которому он должен был отдать замуж свою несовершеннолетнюю племянницу. Девочке было около 12 лет, но это не помешало ей стать женой мужчины старше 20. Но это не характеризует чукчей, как людей с отклонениями. Пока первая жена или муж не достигали половой зрелости, супруг был вправе найти себе пару по возрасту, а первого «партнера» оставить при себе. Поэтому среди жителей Чукотского АО были распространены групповые союзы.
В своей художественной работе автор рассказывает историю 2-хлетнего мальчика, мать которого умерла от гриппа. Чтобы его семья могла выжить, срочно нужно было искать работницу. Малыша «женили» на девушке, уже состоявшей в браке. Через какое-то время она родила ребенка от первого мужа и кормила его грудью, а заодно и своего второго новоиспеченного супруга. На вопрос Владимира Германовича, почему она это делает, чукчи ответили, что это, должно быть, такое заклинание, сродни привороту. Якобы таким образом она внушает мальчику любовь к женщине.
Почему чукчанки предпочитали «женихов» помоложе?
Сведения о возрастном пороге для вступления чукчей в брак разнятся у разных исследователей. Но в одном они точно сходятся – это явление было крайне редким и имело бытовые причины. Обмен женщинами составлял лишь малую толику неравных по возрасту браков. Так необязательно было передавать несовершеннолетнего ребенка в другую семью сразу же после «сговора» родителей. Можно было отсрочить свадьбу даже на несколько лет.
Чаще это становилось необходимостью, чтобы получить от новой невестки помощь по хозяйству. При этом она выполняла для малыша функции матери и опекала его. Так или иначе, чукчи придавали значение статусу нового члена семьи, поэтому современным читателям так странно слышать, что чукчанки выкармливали грудью мужей. Это, скорее, было исключением из правил, нежели нормой.
Ученый секретарь института этнологии и антропологии РАН Елена Пивнева, опираясь на статистику 1970-1980 гг, также заявляет, что такая колоссальная разница в возрасте была единичной особенностью. Самым выдающимся случаем стал союз 8-летнего мальчика и 11-летней девочки.
Можно сделать вывод, что чукчанки относились к своим «молодым» супругам как к детям. Ничего удивительного, ведь в современном мире тоже можно встретить мужчин солидного возраста, которые нуждаются в опеке своих жен.
Комментарии1