Как на Руси поступали с военнопленными?
Военнопленные в Древней Руси — явление, которое редко освещается в научной литературе.
В Раннем Средневековье военные походы играли важную роль в жизни славянского общества. Налеты предупреждали нападения врагов, приносили рабов, скот, ценности и сулили вечную славу отличившимся в бою героям.
Между тем война предполагала и огромное количество военнопленных, мужчин, которые в силу обстоятельств предпочли сложить оружие.
Как славяне поступали с плененными врагами?
«Мать труса не плачет» (латинская пословица)
Согласно императору Константину Багрянородному, написавшему трёхтомный трактат о соседях Византийской империи, славяне устраивали военные походы каждый год.
С конца ноября, когда на реках устанавливался лёд, русские князья объезжали подвластные земли, собирали налоги и планировали будущие набеги.
Сам поход начинался в апреле, когда реки освобождались ото льда и можно было сесть на корабли. Чаще всего атаки совершались на соседние славянские и финно-угорские племена. Редко мероприятия приобретали масштабность, и тогда флотилии шли на Византию.
Традиционно, плен на Руси воспринимался как величайший позор, который ложился не только на самого воина, но и на его семью, прежде всего, сыновей.
Гуманитарных организаций в то время не было, и никаких конвенций о правах человека никто не подписывал. Исходя из принципов человечности, военнопленных в Раннем Средневековье просто добивали. Это считалось милостью, которая избавляла противника от позора.
Иной вариант отмечал византийский историк V века Прокопий Кесарийский. В своём труде греческий писатель упоминал традицию восточных славян приносить военнопленных в жертву языческим богам.
Кровавую жертву совершали во время похорон собственных воинов прямо на поле боя и по возвращении домой в честь удачной кампании.
Выкуп военнопленных
Лучшая судьба ждала пленных греков. Византийцы, потерпевшие неудачу в бою, имели все шансы вернуться домой, как минимум, с 911 года.
Возможность появилась после победоносных походов князя Олега на Константинополь. В ходе переговоров между киевским князем и императором Львом VI, византийцы обязались выкупать всех своих военнопленных по 20 золотых солидов за человека. Такую же возможность оставили за собой и славяне.
В 945 году сумма выкупа была уменьшена до 10 солидов императором Константином и князем Игорем. Цена равнялась средней стоимости обычного раба на мировом рынке, по оценкам специалистов, 45 граммов золота.
Кроме греков на выкуп могли рассчитывать представители других народов. Однако если византийцы выкупали всех подряд, то среди славян и финно-угров выкуп давался только за знатных граждан.
Рабство
Вопреки распространенному мнению, в рабство мужчины попадали редко. Такие рабы представляли опасность, тяготели к побегу и тяжело перевоспитывались.
Выше ценились подростки, дети и женщины. В VI-IX веках пленников-рабов называли челядью.
Рабство в Древней Руси не носило производственного характера. Пленник признавался младшим бесправным членом семьи. Он ел с хозяевами за одним столом, спал в том же доме, выполнял черновую работу по хозяйству и не более того. При этом существовал запрет на произвольное убийство челяди.
Как отмечают источники, порой челядин обретал свободу и становился полноправным членом общества. Правда, чудеса происходили редко. Частые военные походы перенасыщали внутренний рынок, а потому гораздо выгоднее было продавать людей, чем оставлять их в княжестве.
Наиболее крупные невольничьи рынки находились в греческом Крыму и Хазарском каганате. Через них проходило до 90% невольников со всей Восточной Европы. Оттуда пленники попадали в Западную Европу и арабский Восток, где оказывались уже полноценными рабами.
Между тем война предполагала и огромное количество военнопленных, мужчин, которые в силу обстоятельств предпочли сложить оружие.
Как славяне поступали с плененными врагами?
«Мать труса не плачет» (латинская пословица)
Согласно императору Константину Багрянородному, написавшему трёхтомный трактат о соседях Византийской империи, славяне устраивали военные походы каждый год.
С конца ноября, когда на реках устанавливался лёд, русские князья объезжали подвластные земли, собирали налоги и планировали будущие набеги.
Сам поход начинался в апреле, когда реки освобождались ото льда и можно было сесть на корабли. Чаще всего атаки совершались на соседние славянские и финно-угорские племена. Редко мероприятия приобретали масштабность, и тогда флотилии шли на Византию.
Традиционно, плен на Руси воспринимался как величайший позор, который ложился не только на самого воина, но и на его семью, прежде всего, сыновей.
Гуманитарных организаций в то время не было, и никаких конвенций о правах человека никто не подписывал. Исходя из принципов человечности, военнопленных в Раннем Средневековье просто добивали. Это считалось милостью, которая избавляла противника от позора.
Иной вариант отмечал византийский историк V века Прокопий Кесарийский. В своём труде греческий писатель упоминал традицию восточных славян приносить военнопленных в жертву языческим богам.
Кровавую жертву совершали во время похорон собственных воинов прямо на поле боя и по возвращении домой в честь удачной кампании.
Выкуп военнопленных
Лучшая судьба ждала пленных греков. Византийцы, потерпевшие неудачу в бою, имели все шансы вернуться домой, как минимум, с 911 года.
Возможность появилась после победоносных походов князя Олега на Константинополь. В ходе переговоров между киевским князем и императором Львом VI, византийцы обязались выкупать всех своих военнопленных по 20 золотых солидов за человека. Такую же возможность оставили за собой и славяне.
В 945 году сумма выкупа была уменьшена до 10 солидов императором Константином и князем Игорем. Цена равнялась средней стоимости обычного раба на мировом рынке, по оценкам специалистов, 45 граммов золота.
Кроме греков на выкуп могли рассчитывать представители других народов. Однако если византийцы выкупали всех подряд, то среди славян и финно-угров выкуп давался только за знатных граждан.
Рабство
Вопреки распространенному мнению, в рабство мужчины попадали редко. Такие рабы представляли опасность, тяготели к побегу и тяжело перевоспитывались.
Выше ценились подростки, дети и женщины. В VI-IX веках пленников-рабов называли челядью.
Рабство в Древней Руси не носило производственного характера. Пленник признавался младшим бесправным членом семьи. Он ел с хозяевами за одним столом, спал в том же доме, выполнял черновую работу по хозяйству и не более того. При этом существовал запрет на произвольное убийство челяди.
Как отмечают источники, порой челядин обретал свободу и становился полноправным членом общества. Правда, чудеса происходили редко. Частые военные походы перенасыщали внутренний рынок, а потому гораздо выгоднее было продавать людей, чем оставлять их в княжестве.
Наиболее крупные невольничьи рынки находились в греческом Крыму и Хазарском каганате. Через них проходило до 90% невольников со всей Восточной Европы. Оттуда пленники попадали в Западную Европу и арабский Восток, где оказывались уже полноценными рабами.
Комментариев пока нет