Как определил Бога Лев Толстой перед смертью?
Лев Николаевич Толстой в постели
Многие узнают о Льве Николаевиче Толстом еще в школьные годы, когда в старших классах проходят его самые известные произведения «Война и мир» и «Анна Каренина». Но о самом писателе мало что рассказывают на уроках литературы. А Толстой был человеком очень интересным, глубоко мыслящим и верующим.
Из-за разногласий с церковью, некоторые считают, что писатель был атеистом. Действительно, в конце жизни Лев Николаевич был отлучен от церкви, так как его размышления и убеждения перестали совпадать с учениями православия, однако на смертном одре Толстой высказался о Боге и человеке так, что его фраза стала одной из самых известных в мире. Каковы же были убеждения великого русского писателя, и какой смысл он вложил в последнюю свою фразу?
Толстой — атеист?
20 февраля 1901 года Лев Николаевич Толстой был официально отлучен от церкви посредством постановления Священного Синода. Но данное отлучение было сделано постфактум. Так как к этому времени Толстой уже сам перестал посещать службы, и открыто выступал против учений церкви.
При этом он считал себя не кем иным, как обличителем православия. В 2010 году исполнилось ровно 100 лет со дня кончины писателя, однако патриархия оставила решение Синода без изменений.
Все потому что писатель ни разу до конца жизни не отступил от своей позиции. Сам Лев Николаевич писал, что отрекся от Церкви и единства с народом, даже несмотря на то, что все это было очень дорого для него.
Сомнения в истинности своей религии подтолкнули его на исследование учений. Чтобы разобраться в православии, он прочел множество богословских книг, а также более года соблюдал все предписания церкви — держал посты и присутствовал на всех церковных службах. В итоге писатель пришел к выводу, что данные догмы не соответствуют, с его точки зрения, смыслу христианского учения.
Толстой пытался найти ответы в беседах со священниками и старцами, но не находил. С точки зрения самих священников, не происходило этого, потому что Лев Николаевич хотел логического разъяснения учений православия, но разумом Таинства постичь невозможно, а чувствам писатель не верил.
По сути, Толстой отвергал не только русскую Церковь, но и все остальные религии христианского толка. Но, как писал сам, атеистом он не был. Напротив, Лев Николаевич был глубоко верующим человеком.
Так получилось, что он фактически стал основателем новой религии под названием Толстовство. Его последователи считают себя христианами-протестантами.
Толстовство и определение Бога
Лев Николаевич очень хорошо знал Библию и толковал ее иначе, чем последователи других христианских течений. Он не признавал церковные обряды, поклонение иконам и кресту, не верил он также в Троицу и воскресение Иисуса. Основой же учений Толстовства стали проповеди Христа, в которых он призывал своих последователей не клеветать, не судить, не завидовать, не желать зла и любить Бога и ближнего.
Свою позицию в отношении религии Толстой особенно ярко выразил в романе «Воскресение». Позднее же он издал еще два произведения, в которых описал основные свои убеждения: «В чем моя вера» и «Исповедь».
В возрасте 82 лет Лев Николаевич решил отказаться от благоустроенной жизни в Ясной Поляне и отправился в южную часть России, где планировал доживать свою жизнь, будучи простым крестьянином. Однако в дороге он заболел и затем скоропостижно скончался на ближайшей станции.
Чтобы разум не затуманился, Толстой отказался от морфия. Он стремился сохранить сознание до конца. Своей дочери Александре, которая стала его секретарем и последовательницей, он продиктовал определение Бога.
Позднее это определение было найдено в ее дневнике. «Бог есть то неограниченное всё, чего человек осознает себя ограниченной частью». Правда, это высказывание было перефразировано переписчиками.
Поэтому часто можно встретить несколько другое определение, которое приписывают авторству Толстого: «Бог есть то неограниченное всё, чего человек является ограниченной частью». Хотя фразы эти похожи на первый взгляд, однако смысл они несут совершенно разный.
Заменив слово «осознает», переписчики изменили суть определения. То есть теперь фраза звучала так, что Бог — это всё, а человек — это просто его часть. Однако Толстой хотел донести следующее: если человек понимает («осознает»), что он ограничен, то Бог — это всё остальное. Если же человек не считает, что он ограничен, то он и есть Бог.
С точки зрения Толстого, каждый должен именно осознать себя. Так как человек является проявлением Бога в физическом мире.
Толстой — атеист?
20 февраля 1901 года Лев Николаевич Толстой был официально отлучен от церкви посредством постановления Священного Синода. Но данное отлучение было сделано постфактум. Так как к этому времени Толстой уже сам перестал посещать службы, и открыто выступал против учений церкви.
При этом он считал себя не кем иным, как обличителем православия. В 2010 году исполнилось ровно 100 лет со дня кончины писателя, однако патриархия оставила решение Синода без изменений.
Все потому что писатель ни разу до конца жизни не отступил от своей позиции. Сам Лев Николаевич писал, что отрекся от Церкви и единства с народом, даже несмотря на то, что все это было очень дорого для него.
Сомнения в истинности своей религии подтолкнули его на исследование учений. Чтобы разобраться в православии, он прочел множество богословских книг, а также более года соблюдал все предписания церкви — держал посты и присутствовал на всех церковных службах. В итоге писатель пришел к выводу, что данные догмы не соответствуют, с его точки зрения, смыслу христианского учения.
Толстой пытался найти ответы в беседах со священниками и старцами, но не находил. С точки зрения самих священников, не происходило этого, потому что Лев Николаевич хотел логического разъяснения учений православия, но разумом Таинства постичь невозможно, а чувствам писатель не верил.
По сути, Толстой отвергал не только русскую Церковь, но и все остальные религии христианского толка. Но, как писал сам, атеистом он не был. Напротив, Лев Николаевич был глубоко верующим человеком.
Так получилось, что он фактически стал основателем новой религии под названием Толстовство. Его последователи считают себя христианами-протестантами.
Толстовство и определение Бога
Лев Николаевич очень хорошо знал Библию и толковал ее иначе, чем последователи других христианских течений. Он не признавал церковные обряды, поклонение иконам и кресту, не верил он также в Троицу и воскресение Иисуса. Основой же учений Толстовства стали проповеди Христа, в которых он призывал своих последователей не клеветать, не судить, не завидовать, не желать зла и любить Бога и ближнего.
Свою позицию в отношении религии Толстой особенно ярко выразил в романе «Воскресение». Позднее же он издал еще два произведения, в которых описал основные свои убеждения: «В чем моя вера» и «Исповедь».
Произведение Л.Н. Толстого "Исповедь"
В возрасте 82 лет Лев Николаевич решил отказаться от благоустроенной жизни в Ясной Поляне и отправился в южную часть России, где планировал доживать свою жизнь, будучи простым крестьянином. Однако в дороге он заболел и затем скоропостижно скончался на ближайшей станции.
Чтобы разум не затуманился, Толстой отказался от морфия. Он стремился сохранить сознание до конца. Своей дочери Александре, которая стала его секретарем и последовательницей, он продиктовал определение Бога.
Позднее это определение было найдено в ее дневнике. «Бог есть то неограниченное всё, чего человек осознает себя ограниченной частью». Правда, это высказывание было перефразировано переписчиками.
Поэтому часто можно встретить несколько другое определение, которое приписывают авторству Толстого: «Бог есть то неограниченное всё, чего человек является ограниченной частью». Хотя фразы эти похожи на первый взгляд, однако смысл они несут совершенно разный.
Заменив слово «осознает», переписчики изменили суть определения. То есть теперь фраза звучала так, что Бог — это всё, а человек — это просто его часть. Однако Толстой хотел донести следующее: если человек понимает («осознает»), что он ограничен, то Бог — это всё остальное. Если же человек не считает, что он ограничен, то он и есть Бог.
С точки зрения Толстого, каждый должен именно осознать себя. Так как человек является проявлением Бога в физическом мире.
Пожалуйста оцените статью и поделитесь своим мнением в комментариях — это очень важно для нас!
Комментарии1