Как США в тайне от всех удалось завладеть русской подлодкой с ядерным оружием
В погоне за технологическими и прочими секретами вероятного противника военные готовы пойти на многое — материальные затраты здесь не имеют решающего значения. Но даже в такой ситуации американская спецоперация, проводимая в рамках проекта «Азориан» является уникальной для всего мира.
Гибель К-129
Подводная лодка К-129
На Камчатке было раннее утро 24 февраля 1968 года, когда бухту Крашенинникова покинула подводная лодка «К-129» с 98 членами экипажа. Путь дизель-электрического ракетоносца лежал к Гавайским островам — советские баллистические ракеты для подлодок того времени имели ограниченный радиус действия, поэтому для их пуска в случае войны рекомендовалось находиться поближе к территории вероятного противника. 8 марта подводная лодка должна была достичь контрольной точки маршрута и просигнализировать на базу, однако ожидаемого сигнала не последовало.
Первые две недели еще существовала надежда, что на лодке произошла нештатная ситуация, она лишилась радиосвязи, но жива и дрейфует в надводном положении. Однако спустя этот срок стало ясно, что флот лишился своего ракетоносца, теперь требуется найти место его гибели и, по возможности, снять все, что является военной тайной. Стоит иметь в виду, что на вооружении борта «574» имелись три ядерные баллистические ракеты, да и торпеды с ядерной начинкой представляли для вероятного противника большой интерес.
Спустя пару недель после контрольного срока Тихоокеанский флот СССР приступил к крупной поисковой операции, которая проводилась силами примерно 3 десятков боевых судов и продлилась 7 недель. Из-за огромной акватории предполагаемой гибели «К-129», результатов достичь не удалось. Уже осенью 1968 года родные погибших моряков получили извещения, что их близкие признаны погибшими.
Сама гибель советского ракетоносца для Соединенных Штатов Америки осталась незамеченной. Но вот поисковая операция заинтересовала американских военных — они абсолютно верно предположили, что СССР ищет свою поврежденную или погибшую подводную лодку. Поскольку Советский Союз ничего не нашел и свернул операцию, американцы сами решили поискать место гибели подлодки.
Советский Союз не имел технологической возможности для определения места гибели своего подводного корабля, а вот у американцев такая возможность имелась. Еще в 50-е годы американцы развернули в Мировом океане глобальную гидроакустическую противолодочную сеть SOSUS. Сотрудники американского Военно-морского флота засели за прослушивание многокилометровых магнитофонных записей. Их скрупулезный труд увенчался успехом.
Одна из донных гидроакустических станций, расположенная на возвышении именуемом Императорские горы, зафиксировала 7 марта странный хлопок, который, по мнению американцев, сопровождал гибель подводной лодки. Сама трагедия произошла больше чем в 300 милях от предполагаемого места гибели «К-129». Место предполагаемой гибели ракетоносца представляло собой область линейным размером миль в 30.
Пока американцы искали место где, упокоились советские моряки, их родина официально отказалась от своих погибших сынов, а заодно и от самой подлодки. «К-129» по морским законам стала «бесхозным имуществом», завладеть которым имел право кто угодно. Достаточно было найти и поднять подводный ракетоносец. Американцы решили для начала исследовать место гибели ракетоносца и отправили с базы Перл-Хорбор уникальную подлодку USS Halibut («Палтус»), нашпигованную различным оборудованием.
Кроме прочего оборудования «Палтус» имел глубоководный буксируемый модуль «Fish», позволявший вести съемку на больших глубинах. Камера модуля вела скоростную съемку - 24 кадра в секунду. Каждые 6 дней ее поднимали на поверхность и перезаряжали. А в фотолаборатории начинались экстренные работы по обработке пленок и печати фотографий с интересных кадров.
И однажды на фотографии проявился элемент, который был явно частью руля подводной лодки. Итак, американцы нашли «К-129», это место они предпочли сохранить в тайне. Однако лодка лежала на глубине примерно 5 000 м, достать что-то с нее выглядело весьма проблематичным.
После обнаружения советской подводной лодки, американская экспедиция начала ее масштабную съемку. Было сделано свыше 20 000 снимков «К-129», которые легли на стол специалистов ЦРУ в Лэнгли. Анализ полученных фотографий привел американцев к выводу, что ракетные шахты сильно разрушены, а корпус самой лодки почти раскололся пополам.
По фотографиям причину трагедии достоверно установить не удалось, американцы наиболее вероятной версией сочли несанкционированный запуск двигателя одной из баллистических ракет. Советская версия гласила, что проваливание ниже предельной глубины в 300 м случилось из-за неисправности в работе системы воздухозабора, ну а подводники СССР и вовсе были убеждены, что произошло столкновение с подлодкой американцев.
Анализ снимков советского ракетоносца длился в Лэнгли больше года. По его результатам было принято решение ходатайствовать перед руководством Соединенных Штатов о подъеме советской подлодки или хотя бы ее некоторых частей. Работникам ЦРУ этой инициативой удалось заинтересовать тогдашнего министра обороны страны Мелвина Лэйрда и будущего госсекретаря Генри Киссинджера. С такой мощной поддержкой можно было рассчитывать на практически неограниченное финансирование. И оно было получено. Практически сразу вслед за этим за дело взялись американские инженеры и конструкторы.
Проект Азориан
Теоретический план под названием «Проект Азориан» был разработан к концу 1972 года. Теперь смелый план следовало исполнить практически. Сразу две верфи (независимо одна от другой) получили заказ на создание уникальных судов необходимых для подъемных работ с большой глубины. В результате работ был определен фаворит столь уникальной гонки, корабль получил название Hughes Glomar Explorer.
Однако требовалось отвести глаза Советскому Союзу от истинной цели проекта Азориан. ЦРУ обратилось к Говарду Хьюзу (тому самому эксцентричному богачу, которого сыграл Леонардо ди Каприо), он согласился стать ширмой. Компания Хьюза объявила о начале глубоководного бурения океанского дна с целью нахождения железомарганцевых конкреций. Многие поверили в это сообщение.
А тем временем уникальный корабль был достроен. Он имел всего одну палубу, но при этом водоизмещение составляло примерно 50 000 тонн, а это вполне сравнимо с аналогичным показателем знаменитого «Тирпица». Корабль действительно внешне походил на огромную буровую платформу, вот только под фальшивой вышкой находился «лунный бассейн», предназначенный для подъема подлодки.
Этот бассейн имел длину 60 метров, что изначально означало отсутствие планов подъема целой лодки, ведь ее длина была около 100 м. Американцев больше всего интересовали носовая и центральная часть подлодки, где находилось вооружение и самое главное оборудование. Второй корабль, принимавший участие в операцию по подъему советской субмарины, назывался НСС-1 и являлся плавучим доком. Он имел раздвижное дно и специальные клещи для захвата. Ну а участники операции первое судно звали попросту «Эксплорер», а второе «Клементина».
Схема подъема была следующая — при низком волнении «Клементина» погружалась под воду и входила в полость «Эксплорера», который затем отправлялся на место трагедии и зависал над ним. Точность позиционирования полученного комплекса достигалась посредством спутниковой ориентации.
Только путь «Эксплорера» к месту гибели подводной лодки занял почти год. Затем при помощи стальных труб (напоминающих трубы буровой) началось погружение «Клементины». Для достижения 5-километровой глубины понадобилось почти 300 сегментов труб.
Советский Союз заметил активность американцев и попробовал выяснить, правда ли те проводят бурение или затеяли какую-то хитрость. К месту проведения работ направилось судно «Чажма» с вертолетом на борту. Советский геликоптер не раз облетал «Эксплорер», но установить чем заняты американцы так и не удалось. Да русские и поверить не могли, что можно поднять какую-то часть субмарины с глубины 5 км.
А между тем проект Азориан удалось завершить практически успешно. Клещам «Клементины» удалось зацепить нос подводной лодки, и ее 12-метровый фрагмент был поднят на «Эксплорер». Среди прочих трофеев американцам достались две ядерные торпеды, что уже окупало все понесенные расходы.
Также в поднятом куске субмарины находились тела 6 советских подводников, которые были захоронены 4 сентября 1974 года с соблюдением всех военных почестей. Отпевание велось на английском и русском языках. Контейнер с телами, их пришлось запаковать герметично из-за повышенной радиоактивности, погрузился в океан под звуки гимнов Советского Союза и Соединенных Штатов. Видеозапись этого процесса была передана директором ЦРУ Робертом Гейтсом президенту России Борису Ельцину в 1992 году.
Работы, связанные с проектом Азориан проводились около 6 лет и обошлись американским налогоплательщикам почти в 4 миллиарда долларов.
Первые две недели еще существовала надежда, что на лодке произошла нештатная ситуация, она лишилась радиосвязи, но жива и дрейфует в надводном положении. Однако спустя этот срок стало ясно, что флот лишился своего ракетоносца, теперь требуется найти место его гибели и, по возможности, снять все, что является военной тайной. Стоит иметь в виду, что на вооружении борта «574» имелись три ядерные баллистические ракеты, да и торпеды с ядерной начинкой представляли для вероятного противника большой интерес.
Спустя пару недель после контрольного срока Тихоокеанский флот СССР приступил к крупной поисковой операции, которая проводилась силами примерно 3 десятков боевых судов и продлилась 7 недель. Из-за огромной акватории предполагаемой гибели «К-129», результатов достичь не удалось. Уже осенью 1968 года родные погибших моряков получили извещения, что их близкие признаны погибшими.
Экипаж К-129 перед последним походом.
Сама гибель советского ракетоносца для Соединенных Штатов Америки осталась незамеченной. Но вот поисковая операция заинтересовала американских военных — они абсолютно верно предположили, что СССР ищет свою поврежденную или погибшую подводную лодку. Поскольку Советский Союз ничего не нашел и свернул операцию, американцы сами решили поискать место гибели подлодки.
Советский Союз не имел технологической возможности для определения места гибели своего подводного корабля, а вот у американцев такая возможность имелась. Еще в 50-е годы американцы развернули в Мировом океане глобальную гидроакустическую противолодочную сеть SOSUS. Сотрудники американского Военно-морского флота засели за прослушивание многокилометровых магнитофонных записей. Их скрупулезный труд увенчался успехом.
Одна из донных гидроакустических станций, расположенная на возвышении именуемом Императорские горы, зафиксировала 7 марта странный хлопок, который, по мнению американцев, сопровождал гибель подводной лодки. Сама трагедия произошла больше чем в 300 милях от предполагаемого места гибели «К-129». Место предполагаемой гибели ракетоносца представляло собой область линейным размером миль в 30.
Пока американцы искали место где, упокоились советские моряки, их родина официально отказалась от своих погибших сынов, а заодно и от самой подлодки. «К-129» по морским законам стала «бесхозным имуществом», завладеть которым имел право кто угодно. Достаточно было найти и поднять подводный ракетоносец. Американцы решили для начала исследовать место гибели ракетоносца и отправили с базы Перл-Хорбор уникальную подлодку USS Halibut («Палтус»), нашпигованную различным оборудованием.
Подводная лодка USS Halibut.
Кроме прочего оборудования «Палтус» имел глубоководный буксируемый модуль «Fish», позволявший вести съемку на больших глубинах. Камера модуля вела скоростную съемку - 24 кадра в секунду. Каждые 6 дней ее поднимали на поверхность и перезаряжали. А в фотолаборатории начинались экстренные работы по обработке пленок и печати фотографий с интересных кадров.
И однажды на фотографии проявился элемент, который был явно частью руля подводной лодки. Итак, американцы нашли «К-129», это место они предпочли сохранить в тайне. Однако лодка лежала на глубине примерно 5 000 м, достать что-то с нее выглядело весьма проблематичным.
После обнаружения советской подводной лодки, американская экспедиция начала ее масштабную съемку. Было сделано свыше 20 000 снимков «К-129», которые легли на стол специалистов ЦРУ в Лэнгли. Анализ полученных фотографий привел американцев к выводу, что ракетные шахты сильно разрушены, а корпус самой лодки почти раскололся пополам.
По фотографиям причину трагедии достоверно установить не удалось, американцы наиболее вероятной версией сочли несанкционированный запуск двигателя одной из баллистических ракет. Советская версия гласила, что проваливание ниже предельной глубины в 300 м случилось из-за неисправности в работе системы воздухозабора, ну а подводники СССР и вовсе были убеждены, что произошло столкновение с подлодкой американцев.
Анализ снимков советского ракетоносца длился в Лэнгли больше года. По его результатам было принято решение ходатайствовать перед руководством Соединенных Штатов о подъеме советской подлодки или хотя бы ее некоторых частей. Работникам ЦРУ этой инициативой удалось заинтересовать тогдашнего министра обороны страны Мелвина Лэйрда и будущего госсекретаря Генри Киссинджера. С такой мощной поддержкой можно было рассчитывать на практически неограниченное финансирование. И оно было получено. Практически сразу вслед за этим за дело взялись американские инженеры и конструкторы.
Проект Азориан
Теоретический план под названием «Проект Азориан» был разработан к концу 1972 года. Теперь смелый план следовало исполнить практически. Сразу две верфи (независимо одна от другой) получили заказ на создание уникальных судов необходимых для подъемных работ с большой глубины. В результате работ был определен фаворит столь уникальной гонки, корабль получил название Hughes Glomar Explorer.
Однако требовалось отвести глаза Советскому Союзу от истинной цели проекта Азориан. ЦРУ обратилось к Говарду Хьюзу (тому самому эксцентричному богачу, которого сыграл Леонардо ди Каприо), он согласился стать ширмой. Компания Хьюза объявила о начале глубоководного бурения океанского дна с целью нахождения железомарганцевых конкреций. Многие поверили в это сообщение.
Glomar Explorer
А тем временем уникальный корабль был достроен. Он имел всего одну палубу, но при этом водоизмещение составляло примерно 50 000 тонн, а это вполне сравнимо с аналогичным показателем знаменитого «Тирпица». Корабль действительно внешне походил на огромную буровую платформу, вот только под фальшивой вышкой находился «лунный бассейн», предназначенный для подъема подлодки.
Этот бассейн имел длину 60 метров, что изначально означало отсутствие планов подъема целой лодки, ведь ее длина была около 100 м. Американцев больше всего интересовали носовая и центральная часть подлодки, где находилось вооружение и самое главное оборудование. Второй корабль, принимавший участие в операцию по подъему советской субмарины, назывался НСС-1 и являлся плавучим доком. Он имел раздвижное дно и специальные клещи для захвата. Ну а участники операции первое судно звали попросту «Эксплорер», а второе «Клементина».
Схема подъема была следующая — при низком волнении «Клементина» погружалась под воду и входила в полость «Эксплорера», который затем отправлялся на место трагедии и зависал над ним. Точность позиционирования полученного комплекса достигалась посредством спутниковой ориентации.
Только путь «Эксплорера» к месту гибели подводной лодки занял почти год. Затем при помощи стальных труб (напоминающих трубы буровой) началось погружение «Клементины». Для достижения 5-километровой глубины понадобилось почти 300 сегментов труб.
Советский Союз заметил активность американцев и попробовал выяснить, правда ли те проводят бурение или затеяли какую-то хитрость. К месту проведения работ направилось судно «Чажма» с вертолетом на борту. Советский геликоптер не раз облетал «Эксплорер», но установить чем заняты американцы так и не удалось. Да русские и поверить не могли, что можно поднять какую-то часть субмарины с глубины 5 км.
А между тем проект Азориан удалось завершить практически успешно. Клещам «Клементины» удалось зацепить нос подводной лодки, и ее 12-метровый фрагмент был поднят на «Эксплорер». Среди прочих трофеев американцам достались две ядерные торпеды, что уже окупало все понесенные расходы.
Также в поднятом куске субмарины находились тела 6 советских подводников, которые были захоронены 4 сентября 1974 года с соблюдением всех военных почестей. Отпевание велось на английском и русском языках. Контейнер с телами, их пришлось запаковать герметично из-за повышенной радиоактивности, погрузился в океан под звуки гимнов Советского Союза и Соединенных Штатов. Видеозапись этого процесса была передана директором ЦРУ Робертом Гейтсом президенту России Борису Ельцину в 1992 году.
Работы, связанные с проектом Азориан проводились около 6 лет и обошлись американским налогоплательщикам почти в 4 миллиарда долларов.
Комментариев пока нет