Духовные Сокровища Православного Христианства (ч.7)
Священник Даниил Сысоев
Толкование на послания апостола Павла к коринфянам
"Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют".
Библия (1-е к Коринфянам 6:9-10).
"Появилась такая мода, - говорит апостол, - думают, что Бог, Он такой добренький, всех простит".
Златоуст, толкуя это, говорит так: "Здесь апостол разумеет некоторых, говоривших, как и ныне многие говорят: Бог человеколюбив и благ, Он не мстит за преступления, нам нечего бояться, Он никогда не накажет ни за какой грех. Посему и говорит: не льстите себе. Ибо крайнее обольщение и заблуждение - надеясь приятного, получить противное и думать о Боге так, как не думают и о человеке. Потому пророк говорит от лица Божия: "вознепщевал еси беззаконие, яко буду тебе подобен: обличу тя и представлю пред лицем твоим грехи твоя" (Пс. 49; 21)" ("ты это делал, и Я молчал; ты подумал, что Я такой же, как ты. Изобличу тебя и представлю пред глаза твои [грехи твои]". Пс. 49:21).
А Феофан Затворник добавляет: "Как ни нелепы такие мысли, однако ж все грешники всегда их держат. Враг уж так набивает им в голову. Только, когда, по милости Божией, начнут каяться, сознают, что были в обмане, и ясно видят, что у Бога милость милостью, а правда правдою. Благ Он беспредельно; но и праведен не меньше. Потому страха Его да убоимся".
И затем апостол уже подробно говорит, кто такие неправедные, чтобы люди не обманывали себя, не приписывали себе каких-то мнимых добрых дел и не считали злые дела чем-то безразличным.
Он говорит: "Не обманывайтесь: ни блудники..." (1 Кор. 6; 9).
Кто такие "блудники"? Те, кто вступают в плотские отношения, не будучи в браке, занимаются сексом вне брака. Сейчас слово "блуд" стало малопонятным, мне даже пришлось в списке грехов писать "секс вне брака", потому что люди говорят: "Да мы не блудим, живем, конечно, с кем не бывает? Но я же не замужняя, ...я же не женат..." Итак, "ни блудники, ни идолослужители [идолопоклонники]..." Идолопоклонники - это те, кто кланяются истуканам, или те, кто едят идоложертвенное, посвященное идолам. "Ни прелюбодеи" - те, кто совершает супружескую измену; "ни малакии [рукоблудники]" - это те, кто онанизмом занимается; "ни мужеложники" - то есть гомосексуалисты; "ни воры" - это те, кто тайно обкрадывает дома, лавки, церкви, незаметно, под покровом ночи,; ни стяжатели - сребролюбцы, те, кто живут ради денег; "ни пьяницы" - это не только те, кто всегда пьяные или запоем пьянствуют, но и кто вообще привязан к пьяному веселью, кто при любой проблеме напивается; "ни злоречивые" - люди, которые любят браниться, ругаться, драться, насмешничать, от которых житья никому нет, скандалисты; "ни хищники" - грабители, разбойники, карманники или те люди, которые при помощи каких-то махинаций обкрадывают, - такие люди "Царства Божия не наследуют". Вот сейчас говорят: "Есть крайняя мерзость - мужеложество, гомосексуализм", - и это, действительно, правда. Но, заметьте, у апостола Павла скандализм не меньшая мерзость. Результат точно такой же. Скандалист, ругатель, пьяница, блудник, прелюбодей - все эти люди Царства Божия не наследуют.
"И такими были некоторые из вас, но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего" (1 Кор. 6; 11).
То есть некоторые из вас раньше были такими, но не все, потому что не все в христианство шли, только если со дна поднимались. Христианская церковь принимала всех: и обычных людей, и очень грешных, и тех, кто праведной жизнью жили. Всех людей Господь собирает к Себе в объятья - всех абсолютно. Апостол говорит: "Вы были в грехе, но вы омылись". В чем омылись? В таинстве Святого Крещения, когда вам был прощен первородный грех, вам были прощены личные грехи, и таким образом вы отмылись. Вы освятились - Дух Святой помазал вас в святом миропомазании, вы получили Божественную жизнь, святость Бога вывела вас за пределы мира. И вы были оправданы, т. е. стали праведными силой Божией. Когда мы крестимся, мы делаемся праведниками, поэтому и говорится, что человек святым выходит из купели. Наша задача - эту праведность не запятнать, поэтому человеку после купели надеваются не пестрые одежды, а белые, в знак того, что человек уже оправдан, сделан праведным. Наша задача - сохранить эту праведность и приумножить. Эту праведность вы получили в имени Господа Иисуса Христа. Через Христа Спасителя, во имя Его, призывая Его святое Имя, вы получили оправдание. Веруя в Иисуса Христа Сына Божия, в Его Отца и Святого Духа, вы пришли к купели, были погружены во имя Троицы в воду, получили очищение в смерти Господней, вышли обновленными, Дух Божий пришел в вас и в Духе Бога вашего. Дух Святой приходит к такому человеку и делает его богоподобным существом.
"Подумайте, от каких зол Бог избавил вас, какое явил вам доказательство Своего человеколюбия; и не ограничил Своего милосердия одним избавлением от зол, но простер Свое благодеяние еще далее: сделал вас чистыми. И только ли? Нет, но и освятил; и это не всё, но и оправдал. Омыться от грехов - уже великий дар, но Он еще обогатил нас бесчисленными благами. Итак, возлюбленные, зная это и представляя величие дарованных нам благ, будем жить благочестиво, соблюдая себя чистыми от всех исчисленных грехов" (святой Златоуст).
Священник Даниил Сысоев.
Толкование на послания апостола Павла к коринфянам. В 12-ти частях
Толкование на первое Послание святого апостола Павлак Коринфянам, 4-6 главы (часть 2)
Кто такой духовный отец?
Златоуст, толкуя это, говорит так: "Здесь апостол разумеет некоторых, говоривших, как и ныне многие говорят: Бог человеколюбив и благ, Он не мстит за преступления, нам нечего бояться, Он никогда не накажет ни за какой грех. Посему и говорит: не льстите себе. Ибо крайнее обольщение и заблуждение - надеясь приятного, получить противное и думать о Боге так, как не думают и о человеке. Потому пророк говорит от лица Божия: "вознепщевал еси беззаконие, яко буду тебе подобен: обличу тя и представлю пред лицем твоим грехи твоя" (Пс. 49; 21)" ("ты это делал, и Я молчал; ты подумал, что Я такой же, как ты. Изобличу тебя и представлю пред глаза твои [грехи твои]". Пс. 49:21).
А Феофан Затворник добавляет: "Как ни нелепы такие мысли, однако ж все грешники всегда их держат. Враг уж так набивает им в голову. Только, когда, по милости Божией, начнут каяться, сознают, что были в обмане, и ясно видят, что у Бога милость милостью, а правда правдою. Благ Он беспредельно; но и праведен не меньше. Потому страха Его да убоимся".
И затем апостол уже подробно говорит, кто такие неправедные, чтобы люди не обманывали себя, не приписывали себе каких-то мнимых добрых дел и не считали злые дела чем-то безразличным.
Он говорит: "Не обманывайтесь: ни блудники..." (1 Кор. 6; 9).
Кто такие "блудники"? Те, кто вступают в плотские отношения, не будучи в браке, занимаются сексом вне брака. Сейчас слово "блуд" стало малопонятным, мне даже пришлось в списке грехов писать "секс вне брака", потому что люди говорят: "Да мы не блудим, живем, конечно, с кем не бывает? Но я же не замужняя, ...я же не женат..." Итак, "ни блудники, ни идолослужители [идолопоклонники]..." Идолопоклонники - это те, кто кланяются истуканам, или те, кто едят идоложертвенное, посвященное идолам. "Ни прелюбодеи" - те, кто совершает супружескую измену; "ни малакии [рукоблудники]" - это те, кто онанизмом занимается; "ни мужеложники" - то есть гомосексуалисты; "ни воры" - это те, кто тайно обкрадывает дома, лавки, церкви, незаметно, под покровом ночи,; ни стяжатели - сребролюбцы, те, кто живут ради денег; "ни пьяницы" - это не только те, кто всегда пьяные или запоем пьянствуют, но и кто вообще привязан к пьяному веселью, кто при любой проблеме напивается; "ни злоречивые" - люди, которые любят браниться, ругаться, драться, насмешничать, от которых житья никому нет, скандалисты; "ни хищники" - грабители, разбойники, карманники или те люди, которые при помощи каких-то махинаций обкрадывают, - такие люди "Царства Божия не наследуют". Вот сейчас говорят: "Есть крайняя мерзость - мужеложество, гомосексуализм", - и это, действительно, правда. Но, заметьте, у апостола Павла скандализм не меньшая мерзость. Результат точно такой же. Скандалист, ругатель, пьяница, блудник, прелюбодей - все эти люди Царства Божия не наследуют.
"И такими были некоторые из вас, но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего" (1 Кор. 6; 11).
То есть некоторые из вас раньше были такими, но не все, потому что не все в христианство шли, только если со дна поднимались. Христианская церковь принимала всех: и обычных людей, и очень грешных, и тех, кто праведной жизнью жили. Всех людей Господь собирает к Себе в объятья - всех абсолютно. Апостол говорит: "Вы были в грехе, но вы омылись". В чем омылись? В таинстве Святого Крещения, когда вам был прощен первородный грех, вам были прощены личные грехи, и таким образом вы отмылись. Вы освятились - Дух Святой помазал вас в святом миропомазании, вы получили Божественную жизнь, святость Бога вывела вас за пределы мира. И вы были оправданы, т. е. стали праведными силой Божией. Когда мы крестимся, мы делаемся праведниками, поэтому и говорится, что человек святым выходит из купели. Наша задача - эту праведность не запятнать, поэтому человеку после купели надеваются не пестрые одежды, а белые, в знак того, что человек уже оправдан, сделан праведным. Наша задача - сохранить эту праведность и приумножить. Эту праведность вы получили в имени Господа Иисуса Христа. Через Христа Спасителя, во имя Его, призывая Его святое Имя, вы получили оправдание. Веруя в Иисуса Христа Сына Божия, в Его Отца и Святого Духа, вы пришли к купели, были погружены во имя Троицы в воду, получили очищение в смерти Господней, вышли обновленными, Дух Божий пришел в вас и в Духе Бога вашего. Дух Святой приходит к такому человеку и делает его богоподобным существом.
"Подумайте, от каких зол Бог избавил вас, какое явил вам доказательство Своего человеколюбия; и не ограничил Своего милосердия одним избавлением от зол, но простер Свое благодеяние еще далее: сделал вас чистыми. И только ли? Нет, но и освятил; и это не всё, но и оправдал. Омыться от грехов - уже великий дар, но Он еще обогатил нас бесчисленными благами. Итак, возлюбленные, зная это и представляя величие дарованных нам благ, будем жить благочестиво, соблюдая себя чистыми от всех исчисленных грехов" (святой Златоуст).
Священник Даниил Сысоев.
Толкование на послания апостола Павла к коринфянам. В 12-ти частях
Толкование на первое Послание святого апостола Павлак Коринфянам, 4-6 главы (часть 2)
Кто такой духовный отец?
Комментарии1