Мини-чат
Авторизация
Или авторизуйтесь через соц.сети
4
NikoniX
На uCrazy 18 лет 1 месяц
Интересное

Как Ашхабад с бедным населением вдруг стал самым дорогим городом в мире: в чём тут подвох?

В Туркменистане, который неожиданно для самого себя стал независимым государством после распада СССР, правили всего два человека. Над чудачествами сначала одного, а теперь и второго вот уже три десятка лет потешается весь мир, и все это время страна никак не ассоциируется с космическими достижениями в области экономики, но при этом её столица, Ашхабад, с недавних пор возглавляет список самых дорогих городов мира. Попробуем разобраться, как это могло произойти и в чем здесь подвох.

Как Ашхабад с бедным населением вдруг стал самым дорогим городом в мире: в чём тут подвох?

Источник: bbc.com

Методика, по которой рассчитывается «дороговизна» города в рейтинге принимает во внимание цены на ряд важнейших товаров и услуг – аренду жилья, коммуналку, еду, одежду, далее по списку. В связи с тем, что все они подвержены разного рода колебаниям, индекс стоимости жизни учитывает и стабильность местной экономики, а именно такие факторы, как инфляция, обменный курс валют и общее доверие потребителей.

При этом составители рейтинга понимают, что уровнять потребности населения в разных странах мира практически невозможно – у американцев, к примеру, они чрезвычайно высоки, а в той же Средней Азии люди гораздо скромнее в своих желаниях. По этой причине самые распространенные индексы берут за основу стоимость жизни гипотетического иммигранта, переселяющегося в новый для себя город.

Это позволяет представить себе уровень потребностей, характерный для развитых стран, и не учитывать субсидии и компенсации коренному населению со стороны правительства. Последнее в случае с Туркменистаном чрезвычайно важно, но об этом чуть позже.

Как Ашхабад стал самым дорогим городом в мире

Как Ашхабад с бедным населением вдруг стал самым дорогим городом в мире: в чём тут подвох?

Источник изображения: группа ООН по устойчивому развитию


Ещё совсем недавно Туркменистан был относительным островком стабильности в своем неспокойном регионе. Ничего выдающегося он не демонстрировал и жил за счет продажи природных ресурсов, но их ему досталось и в самом деле немало. По объему разведанных запасов природного газа среднеазиатское государство находилось на четвертом месте в мире. Кроме того, оно добывало и значительное количество нефти.

Проблема в том, что в начале века, когда цены на эти богатства стабильно держались на запредельном уровне, власть в государстве принадлежала Сапармурату Ниязову. Это был один из самых странных, деспотичных, потерявших связь с реальностью правителей новейшего времени. Его заскокам не было видно конца, и этот маразм ещё очень долго будет смешить и удивлять людей. Он переименовал январь в честь самого себя, а апрель – в честь своей матери.

Однако самым большим его чудачеством был все-таки герой нашего повествования – Ашхабад. Пока вся остальная страна еле сводила концы с концами, Ниязов отправлял львиную долю доходов Туркменистана на обустройство столицы, которая стала чем-то вроде рекламной витрины режима.

По распоряжению Ниязова огромные территории внутри города были сначала полностью очищены от зданий, возведенных в советские времена, а затем застроены великолепными высотками, сверху донизу облицованными мрамором.


Источник изображения: tdh.gov.tm


Жилплощадь в таких домах получилась неприлично дорогой для бедной страны, поэтому желающих приобрести её оказалось немного. Все это привело к тому, что центр Ашхабада фактически обезлюдел. Как рекламная картинка и символ «национального величия» он смотрится неплохо, но жить в нем, по большому счету, некому.

А затем наступил 2014 год, самый невеселый в истории современного Туркменистана. Сначала пошли вниз мировые цены на газ. Потом стал гораздо хуже продаваться хлопок – второй после ископаемого топлива экспортный продукт государства.

Объем валютных поступлений резко снизился, в результате пришлось кардинально сократить закупки импортных товаров – в первую очередь, продовольствия. Естественно, цены на него многократно повысились.


Туркменские школьники во время сбора хлопка. Источник изображения: azathabar.com


Ещё более усложнил ситуацию обвал местной валюты – маната. Государство, которое к тому времени уже семь лет возглавлял ещё один оригинал, Гурбангулы Бердымухамедов, решило создать иллюзию нерушимой стабильности своей экономики, и зафиксировало официальный обменный курс на уровне 3.5 маната за доллар.

Нежелание признавать печальную действительность никогда не приводило ни к чему хорошему. Вот и в этом случае проблема лишь усугубилась. Покупательная способность маната рухнула окончательно, и это немедленно отразилось на ценниках в продовольственных магазинах. Обычный туркменский люд, использующий для взаиморасчетов местную валюту, особого диссонанса не ощутил.

Допустим, литр молока не так давно стоил здесь 12 манатов. Если учесть, что обменный курс на черном рынке в это время составлял около 40 манатов за один доллар, цена кажется вполне даже приемлемой. Однако если взять обозначенное выше официальное соотношение, закрепленное к тому же на уровне местных нормативов, мы получим совершенно дикую цену за литр молока – 3.42 доллара. То же самое касается интернета.




Тут может возникнуть более чем резонный вопрос. Если Ашхабад такой дорогой, а Туркменистан настолько бедный, то кто вообще способен позволить себе жить в столице?

Если откровенно, за свои деньги почти никто. Начиная с 2003 года, государство в той или иной мере оплачивает счета своих граждан за электроэнергию, газ и воду. Также здесь функционируют продовольственные магазины, в которых можно купить еду по ценам значительно ниже рыночных.

Не так давно этой благотворительности пришел конец, но Ашхабад к тому времени уже успел «предоставить данные» для рейтинга самых дорогих городов мира.

Составители этого рейтинга берут в расчет официальный курс местной валюты и не хотят учитывать помощь, оказывающуюся государством гражданам, не способным обеспечить себя самостоятельно. Все это лишний раз показывает, что к подобным рейтингам следует относиться со здоровым скепсисом.

все теги
Комментариев пока нет

{{PM_data.author}}

{{alertHeader}}