Что лежит в чаше на знаменитой «Троице» Рублёва?
Всем известен этот шедевр живописи, но вряд ли все ли знают, что на нём происходит. Не что изображено – а именно что происходит! А между тем это интереснейшая история...
Андрей Рублёв. Троица. (1411 или 1425-27 гг.)
Начнём с чаши. Она занимает центральное место в композиции. Логично предположить, что это не случайно, что чаша символизирует нечто важное, имеющее отношение к пониманию сюжета. Что в ней лежит?
Так сразу не скажешь... Взглянем на другие иконы с изображением Троицы. Но тут, например, вовсе не видим чаши, просто разложена еда:
И тут:
А здесь? Опять что-то странное... У вас возникли предположения? Что это, по-вашему?
А вот здесь уже прекрасно видно, что это, и становится жутковато...
Что за лицо в чаше? Выглядит человеческим... Обратите внимание на узор на чаше – это голова овна или тельца.
Овны (овцы, бараны) и тельцы (быки и телята) были жертвенными животными. Но к чему эта путаница? Почему было не изобразить жертвенного тельца прямо? Как здесь, например:
или здесь:
Чтобы это понять, обратимся к истории сюжета.
Как в истории научного знания квантовая механика существует "поверх" классической ньютоновской механики, но при этом не опровергает и не отрицает её, так в христианской культуре новозаветная традиция существует поверх ветхозаветной. Образ Троицы имеет дохристианское – ветхозаветное – толкование: "Гостеприимство Авраама".
Согласно библейскому сюжету, праотец Авраам сидел возле своего шатра под зеленью Мамврийской дубравы...
Вот так, кстати, выглядел реликтовый Мамврийский дуб в 1869 году:
Вот так – в начале ХХ века:
А вот так – в наше время (увы):
(Не удивляйтесь и не отмахивайтесь – дескать, "всё это враки для привлечения паломников": для дубовой рощи пять-шесть тысяч лет – это вполне приемлемо. Например, роща осинообразных тополей по в американском штате Юта существует уже... 80 тысяч лет! О других деревьях-долгожителях можно будет прочитать и посмотреть на них по ссылке в конце поста.)
Итак, Авраам отдыхал в тени дуба возле своего шатра – и вдруг увидел трёх путников. Это были Господь Яхве и двое сопровождавших его ангелов. Авраам пригласил путников отдохнуть и подкрепиться. Сарра, жена Авраама, испекла хлеб, а сам он выбрал лучшего телёнка и велел заколоть его.
За трапезой Господь предсказал Аврааму, что от его сына, которому предстоит родиться, пойдёт народ иудейский.
Вот тут автор иконы о явлении Святой Троицы Аврааму цитирует Рублёва – обратите внимание на позы Бога и ангелов:
Везде мы видим Авраама и Сарру, ухаживающих за гостями. Вот ещё очень трогательная интерпретация – с кухонным ножиком и морковочками:
Везде в центре композиции – дуб. Ну, а шатёр пастуха-кочевника Авраама видоизменился сообразно более поздним представлениям о достойном праотца жилище. Сравним с классической иконой Рублёва:
Здесь мы видим и Авраамов дуб (за крылом ангела, сидящего в центре), и Авраамово жилище (каменный дом с колоннами слева), и накрытый стол. Но не видим самих Авраама и Сарры. Потому что теперь это другая история. Не о возникновении иудейского народа. А о чём?
Мир снова погрузился во тьму... "Снова" – потому что в библейской истории такое случалось неоднократно, и всякий раз ветхозаветный Бог решал проблему, уничтожая погрязших во грехе людей (Потоп; Содом и Гоморра). Не помогало. На этот раз...
Все помнят, как называется картина? Нет, это не шутка и не кощунство. Просто художник Пётр Белоусов изобразил ровно тот же сюжет: переосмысление пути и предчувствие великой, но и трагичной судьбы... Но уже с использованием образов, дозволенных в его время.
Именно это – предвидение великого и страшного будущего – происходит на иконе "Троица". Бог-отец (посередине), Дух Святой (справа) и Христос (слева) словно ведут беззвучную беседу, решая, как по-новому, не уничтожая мир людей, искупить грехи человеческие?
Бог Отец и Святой Дух обращаются к Христу – словно с немым вопросом. "Я пойду искуплю", – будто отвечает Он, смиренно склонив навстречу им голову.
Вот почему чаша на новозаветной "Троице" – не просто посуда, из которой ели усталые путники, гости Авраама. Это символ самопожертвования Христа, перекликающийся с молением о чаше в Гефсиманском саду ("Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия").
Вот почему на этой иконе у жертвенного тельца человеческое лицо.
Есть другая интерпретация расположения фигур: в центре Христос, слева Отец, справа Святой Дух. Она весьма популярна и часто оправдана (христиане считают Христа "главным" воплощением Триединого Бога), но не является единственно верной. Существуют также интепретации, помещающие Сына справа, а Святого Духа посередине... В общем, мы не настаиваем, просто перечисляем версии.
Остался "неразгаданным" последний символ на иконе Рублёва – гора в верхнем левом углу. Дело в том, что явления Бога и божественной сути Христа людям всегда происходили на какой-либо возвышенности. (Не случайно на торжественном поэтическом и богослужебном языке "высший" звучит как "горний" – "горный".)
На горе Синай в Египте Бог явился Моисею и сообщил ему свои заповеди:
На горе Фавор случилось Преображение Господне – когда Иисус явил свою божественную суть (одежды его стали белоснежными, и сам он вознёсся в воздух) двум своим избранным ученикам (обратите внимание, снова мотив троицы).
На горе Голгофе произошла Искупительная Жертва Христа...
И наконец, на горе Елеонской (Масличной) случилось вознесение Христа – завершение его земной миссии и возвращение к Отцу.
Вот что означает гора на рублёвской иконе.
Итак, повторим на всякий случай ещё раз, что ПРОИСХОДИТ на иконе. Бог решает, что делать с людьми. И решает их не убивать. Вместо этого – убить себя – больше, чем себя, хуже, чем себя – сына. Он призывает Сына и говорит: "Ты должен стать человеком, пойти к людям и научить их, как жить. А чтобы они поверили... Докажи, что веришь в это, приняв мучения. Умри за это. Тогда... кто-нибудь поверит. Людей впечатляет, когда погибает кто-нибудь молодой и красивый. Они это запомнят. На пару тысяч лет, вряд ли дольше..." И Сын принимает волю отца. А душа Отца в это время скорбит.
Так сразу не скажешь... Взглянем на другие иконы с изображением Троицы. Но тут, например, вовсе не видим чаши, просто разложена еда:
И тут:
А здесь? Опять что-то странное... У вас возникли предположения? Что это, по-вашему?
А вот здесь уже прекрасно видно, что это, и становится жутковато...
Что за лицо в чаше? Выглядит человеческим... Обратите внимание на узор на чаше – это голова овна или тельца.
Овны (овцы, бараны) и тельцы (быки и телята) были жертвенными животными. Но к чему эта путаница? Почему было не изобразить жертвенного тельца прямо? Как здесь, например:
или здесь:
Чтобы это понять, обратимся к истории сюжета.
Как в истории научного знания квантовая механика существует "поверх" классической ньютоновской механики, но при этом не опровергает и не отрицает её, так в христианской культуре новозаветная традиция существует поверх ветхозаветной. Образ Троицы имеет дохристианское – ветхозаветное – толкование: "Гостеприимство Авраама".
Согласно библейскому сюжету, праотец Авраам сидел возле своего шатра под зеленью Мамврийской дубравы...
Вот так, кстати, выглядел реликтовый Мамврийский дуб в 1869 году:
Вот так – в начале ХХ века:
А вот так – в наше время (увы):
(Не удивляйтесь и не отмахивайтесь – дескать, "всё это враки для привлечения паломников": для дубовой рощи пять-шесть тысяч лет – это вполне приемлемо. Например, роща осинообразных тополей по в американском штате Юта существует уже... 80 тысяч лет! О других деревьях-долгожителях можно будет прочитать и посмотреть на них по ссылке в конце поста.)
Итак, Авраам отдыхал в тени дуба возле своего шатра – и вдруг увидел трёх путников. Это были Господь Яхве и двое сопровождавших его ангелов. Авраам пригласил путников отдохнуть и подкрепиться. Сарра, жена Авраама, испекла хлеб, а сам он выбрал лучшего телёнка и велел заколоть его.
За трапезой Господь предсказал Аврааму, что от его сына, которому предстоит родиться, пойдёт народ иудейский.
Вот тут автор иконы о явлении Святой Троицы Аврааму цитирует Рублёва – обратите внимание на позы Бога и ангелов:
Везде мы видим Авраама и Сарру, ухаживающих за гостями. Вот ещё очень трогательная интерпретация – с кухонным ножиком и морковочками:
Везде в центре композиции – дуб. Ну, а шатёр пастуха-кочевника Авраама видоизменился сообразно более поздним представлениям о достойном праотца жилище. Сравним с классической иконой Рублёва:
Здесь мы видим и Авраамов дуб (за крылом ангела, сидящего в центре), и Авраамово жилище (каменный дом с колоннами слева), и накрытый стол. Но не видим самих Авраама и Сарры. Потому что теперь это другая история. Не о возникновении иудейского народа. А о чём?
Мир снова погрузился во тьму... "Снова" – потому что в библейской истории такое случалось неоднократно, и всякий раз ветхозаветный Бог решал проблему, уничтожая погрязших во грехе людей (Потоп; Содом и Гоморра). Не помогало. На этот раз...
Все помнят, как называется картина? Нет, это не шутка и не кощунство. Просто художник Пётр Белоусов изобразил ровно тот же сюжет: переосмысление пути и предчувствие великой, но и трагичной судьбы... Но уже с использованием образов, дозволенных в его время.
Именно это – предвидение великого и страшного будущего – происходит на иконе "Троица". Бог-отец (посередине), Дух Святой (справа) и Христос (слева) словно ведут беззвучную беседу, решая, как по-новому, не уничтожая мир людей, искупить грехи человеческие?
Бог Отец и Святой Дух обращаются к Христу – словно с немым вопросом. "Я пойду искуплю", – будто отвечает Он, смиренно склонив навстречу им голову.
Вот почему чаша на новозаветной "Троице" – не просто посуда, из которой ели усталые путники, гости Авраама. Это символ самопожертвования Христа, перекликающийся с молением о чаше в Гефсиманском саду ("Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия").
Кадр из фильма "Страсти Христовы", 2004, режиссёр Мэл Гибсон
Вот почему на этой иконе у жертвенного тельца человеческое лицо.
Есть другая интерпретация расположения фигур: в центре Христос, слева Отец, справа Святой Дух. Она весьма популярна и часто оправдана (христиане считают Христа "главным" воплощением Триединого Бога), но не является единственно верной. Существуют также интепретации, помещающие Сына справа, а Святого Духа посередине... В общем, мы не настаиваем, просто перечисляем версии.
Остался "неразгаданным" последний символ на иконе Рублёва – гора в верхнем левом углу. Дело в том, что явления Бога и божественной сути Христа людям всегда происходили на какой-либо возвышенности. (Не случайно на торжественном поэтическом и богослужебном языке "высший" звучит как "горний" – "горный".)
На горе Синай в Египте Бог явился Моисею и сообщил ему свои заповеди:
Гора Синай
На горе Фавор случилось Преображение Господне – когда Иисус явил свою божественную суть (одежды его стали белоснежными, и сам он вознёсся в воздух) двум своим избранным ученикам (обратите внимание, снова мотив троицы).
Гора Фавор
На горе Голгофе произошла Искупительная Жертва Христа...
Голгофа (предположительно)
И наконец, на горе Елеонской (Масличной) случилось вознесение Христа – завершение его земной миссии и возвращение к Отцу.
Елеонская гора
Вот что означает гора на рублёвской иконе.
Итак, повторим на всякий случай ещё раз, что ПРОИСХОДИТ на иконе. Бог решает, что делать с людьми. И решает их не убивать. Вместо этого – убить себя – больше, чем себя, хуже, чем себя – сына. Он призывает Сына и говорит: "Ты должен стать человеком, пойти к людям и научить их, как жить. А чтобы они поверили... Докажи, что веришь в это, приняв мучения. Умри за это. Тогда... кто-нибудь поверит. Людей впечатляет, когда погибает кто-нибудь молодой и красивый. Они это запомнят. На пару тысяч лет, вряд ли дольше..." И Сын принимает волю отца. А душа Отца в это время скорбит.
Комментарии1