Мини-чат
Авторизация
Или авторизуйтесь через соц.сети
16
NikoniX
На uCrazy 18 лет 1 месяц
Интересное

Жизнь и судьба палачей в Средние века. Как люди становились «кровавыми изгоями»?

Мнение о жизни исполнителей обязанностей палачей Средневековья у жителей бывшего Советского Союза, в основном, базируется на фильмах о мушкетерах: обязательно кроваво-красная или черная мантия и крайне недружелюбное опасливо-презрительное отношение местных жителей. А между тем, правды в этом представлении немного.

Жизнь и судьба палачей в Средние века. Как люди становились «кровавыми изгоями»?

Хотя смертные приговоры выносились всю известную человеческую историю, штатные палачи имелись далеко не всегда. Так в Средневековой Европе до Х века их попросту не было, а приговор исполняли добровольцы или разово назначенные люди. Таким мог оказаться менее виновный сообщник осужденного, либо кто-то из обвинителей. А некоторым приговоренным к казни давалась оригинальная возможность ее избежать – нужно было согласиться стать палачом на дальнейшее приведение приговоров.

Но уже где-то в 13 веке в Европе появились люди, которых можно было называть профессиональными палачами. По большому счету палачи являлись обычными служащими магистрата, они приносили такую же присягу, как и другие его сотрудники, получали законную фиксированную плату, в части городов еще и обязаны были носить знак служащего городского самоуправления.

Жизнь и судьба палачей в Средние века. Как люди становились «кровавыми изгоями»?



По своим функциям палач был обязан пытать обвиняемых и карать виновных. Но по своей воле проводить пытку палач права не имел, он действовал исключительно по повелению какого-нибудь представителя суда.

Оплата палачу была разной, хотя обычно ее вполне хватало на безбедную жизнь, но случалось и обратное. В таком случае город предоставлял своему исполнителю возможность подработки. Правда, в качестве такой подработки обычно была деятельность, исполнять которую не желал никто. Ну да, ведь и за пыточные орудия, и за орудия казни мало кто хотел браться. В частности, палачи иногда подрабатывали уборкой общественных уборных и присмотром за борделями. Были еще у палачей и другие, нелегальные источники доходов, но об этом чуть позже.

Как к палачам относились в обществе

Большинство современных людей полагает, что палачи в обязательном порядке носили маски. Но это далеко не так – до XVII века масок у палачей попросту не было, а если бы не казнь короля Карла I, то неизвестно появились бы они вообще или нет.

Так как палачи ходили без масок во время казни, то они были известны в лицо практически всем горожанам, ведь публичная казнь по популярности была вполне сравнима с современным важным футбольным матчем. И поглазеть на свершение приговора стекались многие.




Ну а раз палача все знали в лицо, это приводило к некоторым особенностям их жизни. Прежде всего нередко в Средние века палачам приходилось селиться за чертой населенного пункта, позднее рядом с тюрьмой. Это было даже неплохо, поскольку не нужно долго добираться до рабочего места. Однако по большей части из суеверий, рядом с палачом никто не желал находиться, поэтому в церковь ему приходилось приходить последним и стоять у входа.

Хотя французская церковь давала официальное отпущение всех грехов, совершенных при исполнении профессиональных обязанностей палачам, многие полагали, что ему в обязательном порядке придется гореть в геенне огненной.

Продолжение рода также было связано с определенными сложностями. Породниться с палачом может было и выгодно, но уж больно непрестижно. Поэтому и жен себе палачам приходилось выбирать среди дочерей своих коллег, могильщиков, живодеров и прочего люда неблагородных профессий. Да и в школы детей исполнителей приговоров старались недопускать, поэтому профессия палача нередко становилась династической.

Поход на рынок для палача также был необычным по сравнению с обыкновенными горожанами. Многие торговцы просто не желали брать «кровавые деньги» и тем оскверняться, поэтому нередко необходимые продукты исполнителю наказаний доставались бесплатно. Правда, Великая Французская революция дала палачам гражданские права и уравняла их с другими жителями страны. Именно это привело к прерыванию «рабочей династии» Сансонов, насчитывавшей более полутораста лет (с 1688 по 1847 г).


Шарь Анри Сансон. Четвертый в династии королевский палач Франции при дворе короля Луи XVI, Собственноручно казнил почти 3000 человек. Среди его клиентов были: Людовик XVI, Мария-Антуанетта, Графиня Дюбарри


Последний в роду палач, под тяжестью долгов (долго никого не казнили), вынужден был заложить гильотину. А когда через несколько дней поступил «заказ», то ростовщик, несмотря на мольбы, одолжить на время гильотину отказался. Вот и лишили поста столь нерадивого работника.

Неофициальный заработок палачей

Интересными в Средние века у палачей были способы дополнительного неофициального заработка. Прежде всего, родственники осужденного на смерть нередко доплачивали палачу, чтобы близкий им человек не сильно мучился при казни.

Изначально, по традиции, палачу доставались вещи осужденного ниже пояса, а уже позже исполнителям смертных приговоров стали разрешать забирать себе всю одежду казненного. Может одевать ее не сильно то и хотелось, но продать с выгодой для любителей различных ритуалов можно было всегда.

Особой популярностью у покупателей пользовалась «веревка висельника» - считалось, что она приносила удачу. А вот различные части тела казненного были популярны у средневековых алхимиков. В рецепты философского камня порой включали кожу или кровь осужденного.




Еще бытовало мнение, что часть тела казненного, например рука, является прекрасным оберегом. Ну и врачи Средних веков тоже иногда покупали у палачей тела казненных. Другой возможности изучать анатомию у них практически не было.

Как ни странно, но палачи имели право проводить обряды экзорцизма, хотя церковные каноны этого дела они вряд ли знали. Просто церковники Средних веков полагали, что муки человеческого тела передаются бесу его захватившему.

Уход на покой

Сложным был для палача уход на покой. Просто так оставить профессию он права не имел, требовалось дать городу замену в столь малопочтенном ремесле. Хорошо, если имелся подготовленный к работе сын, а так приходилось подыскивать подмастерье на стороне, да еще потом и учить «ремеслу» несколько лет. Плюс еще и возможность самостоятельной профессиональной деятельности у кандидата в «заплечных дел мастера» появлялась только после «сотворения шедевра». Ему приходилось выдержать нелегкий экзамен перед строгой комиссией в лице будущих коллег.

все теги
Комментариев пока нет

{{PM_data.author}}

{{alertHeader}}