Вместо гимна... Как трудно пробивал себе дорогу Первый концерт Чайковского
Нас почти было приучили, что вместо гимна России в честь отечественных спортсменов звучит Первый фортепианный концерт Чайковского. Что будет дальше – увидим, а пока вспомним непростую историю создания этого произведения.
1874-й год… В письме от 29 октября к брату Модесту композитор делится намерением сесть за создание концерта. О начале работы Пётр Ильич пишет 21 ноября и брату Анатолию, сокрушаясь: «…дело идёт очень туго и плохо даётся».
Пик напряжённой работы выпадает на декабрь. И 21-го числа Концерт завершён. Чайковский демонстрирует детище пианисту и дирижёру Николаю Григорьевичу Рубинштейну – другу, мнением которого дорожит...
Вот как описал Пётр Ильич эту печальную сцену:
«Оказалось, что концерт мой никуда не годится, что играть его невозможно… что как сочинение это плохо, пошло, что я то украл оттуда-то, а то оттуда-то, что есть только две-три страницы, которые можно оставить. Посторонний человек, попавший бы в эту комнату, мог подумать, что я – маниак, бездарный и ничего не смыслящий писака, пришедший к знаменитому музыканту приставать с своей дребеденью».
С мыслью о посвящении концерта Рубинштейну пришлось расстаться. Сегодня на первой рукописной странице партитуры можно прочитать: «Посвящается Сергею Ивановичу Танееву». Почему именно ему?
Вероятно, композитор хотел так отблагодарить предполагаемого первого исполнителя Концерта. Но и тут не сложилось – первым исполнителем стал немецкий музыкант Ганс фон Бюлов.
Чайковский послал ему партитуру по совету консерваторского коллеги Карла Клиндворта. И в отправленных нотах значилось посвящение фон Бюлову!
Польщённый подарком пианист основательно подготовился к исполнению. Концерт впервые прозвучал 25 октября 1875 года в Бостоне, дирижировал Бенджамин Ланг. А фон Бюлов так отозвался о сочинении в письме композитору: «Я бы утомился перечислением всех качеств вашего произведения, качеств, которые заставляют меня поздравить одинаково сочинителя и всех тех, кто будет наслаждаться этим произведением».
В России Концерт дебютировал 1 ноября 1875 года в Санкт-Петербурге. За фортепиано – Густав Кросс, некогда сокурсник Чайковского; дирижировал Эдуард Направник. Но их исполнение разочаровало композитора. А отзыв критика Германа Лароша и вообще огорчил: «Между сочинениями господина Чайковского новый концерт занимает весьма и весьма второстепенное место».
Пришлось ждать московской премьеры. И она состоялась 3 декабря (21 ноября по старому стилю). Первый Концерт Чайковского прозвучал в симфоническом собрании Императорского русского музыкального общества в исполнении пианиста Сергея Танеева и оркестра, которым дирижировал... Николай Рубинштейн!
Тот самый Рубинштейн, который вначале отнюдь не благословил новое творение товарища по музе!
А Танеев впоследствии поздравлял своих знакомых с «первым русским фортепианным концертом», имея в виду, конечно же, не хронологическое первенство, а гениальность произведения...
Пик напряжённой работы выпадает на декабрь. И 21-го числа Концерт завершён. Чайковский демонстрирует детище пианисту и дирижёру Николаю Григорьевичу Рубинштейну – другу, мнением которого дорожит...
Вот как описал Пётр Ильич эту печальную сцену:
«Оказалось, что концерт мой никуда не годится, что играть его невозможно… что как сочинение это плохо, пошло, что я то украл оттуда-то, а то оттуда-то, что есть только две-три страницы, которые можно оставить. Посторонний человек, попавший бы в эту комнату, мог подумать, что я – маниак, бездарный и ничего не смыслящий писака, пришедший к знаменитому музыканту приставать с своей дребеденью».
Н. Г. Рубинштейн
С мыслью о посвящении концерта Рубинштейну пришлось расстаться. Сегодня на первой рукописной странице партитуры можно прочитать: «Посвящается Сергею Ивановичу Танееву». Почему именно ему?
Вероятно, композитор хотел так отблагодарить предполагаемого первого исполнителя Концерта. Но и тут не сложилось – первым исполнителем стал немецкий музыкант Ганс фон Бюлов.
Чайковский послал ему партитуру по совету консерваторского коллеги Карла Клиндворта. И в отправленных нотах значилось посвящение фон Бюлову!
Ганс фон Бюлов
Польщённый подарком пианист основательно подготовился к исполнению. Концерт впервые прозвучал 25 октября 1875 года в Бостоне, дирижировал Бенджамин Ланг. А фон Бюлов так отозвался о сочинении в письме композитору: «Я бы утомился перечислением всех качеств вашего произведения, качеств, которые заставляют меня поздравить одинаково сочинителя и всех тех, кто будет наслаждаться этим произведением».
В России Концерт дебютировал 1 ноября 1875 года в Санкт-Петербурге. За фортепиано – Густав Кросс, некогда сокурсник Чайковского; дирижировал Эдуард Направник. Но их исполнение разочаровало композитора. А отзыв критика Германа Лароша и вообще огорчил: «Между сочинениями господина Чайковского новый концерт занимает весьма и весьма второстепенное место».
Г. А. Ларош
Пришлось ждать московской премьеры. И она состоялась 3 декабря (21 ноября по старому стилю). Первый Концерт Чайковского прозвучал в симфоническом собрании Императорского русского музыкального общества в исполнении пианиста Сергея Танеева и оркестра, которым дирижировал... Николай Рубинштейн!
Тот самый Рубинштейн, который вначале отнюдь не благословил новое творение товарища по музе!
С. И. Танеев
А Танеев впоследствии поздравлял своих знакомых с «первым русским фортепианным концертом», имея в виду, конечно же, не хронологическое первенство, а гениальность произведения...
Комментариев пока нет