Тайна помадной банки
В старых городах строителям не разрешается работать, пока площадку для будущего строительства не обследуют археологи. Ведь если городу 800 лет, земля в нём буквально напичкана интереснейшими предметами!
Углубились всего на 20 сантиметров – и вы в начале двадцатого века. Ещё на 20 сантиметров углубились – добро пожаловать во времена Пушкина!
У каждого «культурного слоя» земли свои особенности. Например, в пластах, датируемых 1920–1600 годами, чаще всего находят металлические монеты, нательные кресты, пряжки, пуговицы и ружейные пули.
Археологические раскопки в центре Москвы
В пластах, где отложился мусор за 1600–1300 годы, можно обнаружить стеклянные бусины, наконечники стрел и главные сокровища археолога – берестяные грамоты. Берёста (кора берёзы), на которой наши предки писали письма и деловые записки, во влажной почве не гниёт.
Ну и конечно, все пласты богаты остатками керамической посуды. А знаете, какой посуды находят больше всего в слоях, относящихся к XVIII и XIX векам? Ни за что не догадаетесь!
Впрочем, заголовок-то вы прочитали... Помадных банок, конечно. А что это за банки такие? Для губной помады, что ли?
Для чего угодно. Помадой называли любой косметический крем, а ещё – средства для укладки волос. Встречали в книжках выражение «напомаженные волосы»? И ещё лекарства в таких банках продавались.
Банки эти были керамическими (то есть из обожжённой глины), прочными, и, когда помада заканчивалась, их приспосабливали для каких-нибудь других нужд. Жаль выкидывать хорошую вещицу!
Например, как солонку можно использовать... А как ещё? Попробуйте догадаться, какое применение помадных банок было самым распространённым. А на картине – подсказка!
На картине Николая Николаевича Ге «Пушкин в Михайловском» поэт читает стихи своему лицейскому другу Ивану Пущину. Тут же сидит с вязанием знаменитая «няня Пушкина» – Арина Родионовна Матвеева… Почему в кавычках? Потому что на самом деле няней маленького Пушкина была другая женщина – недавно мы об этом рассказывали.
Кабинет, который мы здесь видим, сохранился по сей день, и можно убедиться, что Ге изобразил его чуть-чуть просторней, чем он есть на самом деле:
Но дело не этом. Дело в том, что это... вообще не кабинет Пушкина! На знаменитой картине изображён кабинет его младшего сына, Григория Александровича, жившего в отцовском доме в Михайловском... Так вот. Ближе к помадным банкам.
Воспоминания о том, в каких условиях жил и творил Пушкин (а в Михайловском им, в частности, написаны «Цыганы», «Борис Годунов» и несколько глав «Евгения Онегина», включая знаменитое «Письмо Татьяны») оставила Екатерина Осипова (в замужестве Фок), гостившая в имении поэта.
«Я сама, еще девочкой, не раз бывала у него в имении и видела комнату, где он писал. Художник Ге написал на своей картине «Пушкин в селе Михайловском» кабинет совсем неверно. Это — кабинет не Александра Сергеевича, а сына его, Григория Александровича. Комнатка Александра Сергеевича была маленькая, жалкая. Стояли в ней всего-навсего простая кровать деревянная с двумя подушками, одна кожаная, и валялся на ней халат, а стол был ломберный, ободранный: на нем он и писал, и не из чернильницы, а из помадной банки».
Чаще всего банки из-под помады использовались как чернильницы!
Деревянный гребень в культурном слое
Ну и конечно, все пласты богаты остатками керамической посуды. А знаете, какой посуды находят больше всего в слоях, относящихся к XVIII и XIX векам? Ни за что не догадаетесь!
Впрочем, заголовок-то вы прочитали... Помадных банок, конечно. А что это за банки такие? Для губной помады, что ли?
Для чего угодно. Помадой называли любой косметический крем, а ещё – средства для укладки волос. Встречали в книжках выражение «напомаженные волосы»? И ещё лекарства в таких банках продавались.
Помадные банки, найденные при раскопках в Нижнем Новгороде
Банки эти были керамическими (то есть из обожжённой глины), прочными, и, когда помада заканчивалась, их приспосабливали для каких-нибудь других нужд. Жаль выкидывать хорошую вещицу!
Например, как солонку можно использовать... А как ещё? Попробуйте догадаться, какое применение помадных банок было самым распространённым. А на картине – подсказка!
Н. Н. Ге «Пушкин в Михайловском»
На картине Николая Николаевича Ге «Пушкин в Михайловском» поэт читает стихи своему лицейскому другу Ивану Пущину. Тут же сидит с вязанием знаменитая «няня Пушкина» – Арина Родионовна Матвеева… Почему в кавычках? Потому что на самом деле няней маленького Пушкина была другая женщина – недавно мы об этом рассказывали.
Кабинет, который мы здесь видим, сохранился по сей день, и можно убедиться, что Ге изобразил его чуть-чуть просторней, чем он есть на самом деле:
Кабинет Григория Александровича Пушкина в Михайловском
Но дело не этом. Дело в том, что это... вообще не кабинет Пушкина! На знаменитой картине изображён кабинет его младшего сына, Григория Александровича, жившего в отцовском доме в Михайловском... Так вот. Ближе к помадным банкам.
Воспоминания о том, в каких условиях жил и творил Пушкин (а в Михайловском им, в частности, написаны «Цыганы», «Борис Годунов» и несколько глав «Евгения Онегина», включая знаменитое «Письмо Татьяны») оставила Екатерина Осипова (в замужестве Фок), гостившая в имении поэта.
«Я сама, еще девочкой, не раз бывала у него в имении и видела комнату, где он писал. Художник Ге написал на своей картине «Пушкин в селе Михайловском» кабинет совсем неверно. Это — кабинет не Александра Сергеевича, а сына его, Григория Александровича. Комнатка Александра Сергеевича была маленькая, жалкая. Стояли в ней всего-навсего простая кровать деревянная с двумя подушками, одна кожаная, и валялся на ней халат, а стол был ломберный, ободранный: на нем он и писал, и не из чернильницы, а из помадной банки».
Дети Пушкина: Григорий, Мария, Наталья, Александр. Рисунок с натуры их тётки, сестры Н Фризенгоф (1841 год)
Чаще всего банки из-под помады использовались как чернильницы!
Пожалуйста оцените статью и поделитесь своим мнением в комментариях — это очень важно для нас!
Комментариев пока нет