Как в древности поступали с пленными воинами?
В историческое время на поле боя одновременно сходилось по несколько десятков тысяч человек. Каждое такое сражение оставляло после себя огромное количество раненных и пленных солдат. Какая судьба их ждала? Как относились к военнопленным в разных культурах и в разные периоды времени?
«Мать труса не плачет» (латинская поговорка)
С Античности и до Позднего Средневековья враждующие стороны не видели отличий между воинами и вражескими гражданскими лицами. Но если женщин и детей чаще всего щадили, то мужчинам проявления гуманизма ждать не приходилось.
Всякий мужчина рассматривался как воин. Отпустить его было нельзя, он мог снова взять оружие. Кормить и содержать большое количество пленников, в условиях похода, тоже было невозможно. Оставался один выход – ликвидация.
В целом, судьба пленников зависела от политических целей и характера полководца. Если налёт осуществлялся с целью захвата рабов, то всех пленников продавали в рабство. Если шла гражданская война, то побежденную армию могли просто распустить.
Военнопленные в Древнем Риме
Любопытная практика существовала в Древнем Риме. Если воин избегал казни и не был продан в рабство, то его могли освободить путём ритуального унижения – проведения под ярмом.
Ярмо представляло собой арку, составленную из 3 копий. Военнопленные, прошедшие под ним без оружия и одежды, могли считаться свободными. Считается, обряд связан с ритуальным очищением, который практиковался италиками в глубокой древности. Впоследствии ритуал оказался распространен и у соседних с Республикой народах.
Стоит ли говорить, каким постыдным он был для воина. Прошедший под ярмом обезоруженный и обнаженный легионер, по возвращению домой, на службу более не принимался. И всё же, ему сохраняли жизнь, что по тем временам уже было достижением.
Военнопленные в Азии
Военные обычаи и тон боевых действий в Азии в большей мере определяла Китайская империя. Как правило, никакой пощады к военнопленным здесь никогда не проявляли. В условиях густой населенности и дешевой рабочей силы, рабство в регионе не получило такого распространения, как в Риме.
Ярким примером судьбы вражеских солдат в Китае является военная доктрина полководца III века до н.э. Бай Ци – полное уничтожение живой силы противника, с целью исключения сопротивления в будущем. Учитывая, что за всю жизнь военачальник не проиграл ни одного сражения, его стратегия стала очень популярной.
В будущем эту стратегию переняли монголы. Кочевники познакомили остальной мир с еще одним китайским «ноу хау» – отрядами хашар. Хашар – это пленники, которых пускали впереди армии в качестве живого щита. Они же выполняли все фортификационные работы во время осад.
Военнопленные в Европе и на Ближнем Востоке
Наиболее жестокое отношение в указанных регионах противоборствующие стороны проявляли к иноверцам, а ещё хуже они относились к еретикам.
Так, католический архиепископ Арно Амальрик во время осады французского города Безье в 1209 году рекомендовал крестоносцам перебить всё население. На закономерный вопрос солдат, как поступить с католиками, оставшимися в городе, папский легат ответил, что «Бог узнает своих»
Другое отношение было к единоверцам. Например, Карл Великий, в период Саксонских войн, расселял принявших христианство военнопленных на свободных землях, заставляя их заниматься земледелием.
Похожие поступки совершали мусульмане. Согласно заветам пророка Мухаммеда, победитель должен был заботиться о пленном единоверце. Его запрещалось обращать в рабство, казнить или морить голодом.
Правда, к христианам и язычникам это правило не применялось, да и после раскола ислама на разные течения про терпимость к пленным часто забывали.
Пленные на Руси
В Древней Руси военные походы играли важную роль в жизни общества. Это был главный источник обогащения и верный способ заполучить славу.
Поэтому налеты организовывались ежегодно. Поход начинался ранней весной, после таяния льда, и заканчивался до посевных работ. Главной целью являлось не столько золото, которого было мало, а рабы. Потом их продавали на греческих и хазарских рынках.
С 911 года, ввиду частых столкновений, византийский император Лев VI и князь Олег составили договор о взаимном выкупе военнопленных. Свобода комбатанта стоила 20 золотых за человека – около 90 г чистого золота.
Впоследствии отношение к пленным солдатам менялось: иногда их отпускали домой, иногда – селили на земле в качестве зависимых крестьян или брали на государственную службу. Однако в целом, отношение к пленным на Руси было таким же как в Европе – и менялось со временем соответствующим образом.
С Античности и до Позднего Средневековья враждующие стороны не видели отличий между воинами и вражескими гражданскими лицами. Но если женщин и детей чаще всего щадили, то мужчинам проявления гуманизма ждать не приходилось.
Всякий мужчина рассматривался как воин. Отпустить его было нельзя, он мог снова взять оружие. Кормить и содержать большое количество пленников, в условиях похода, тоже было невозможно. Оставался один выход – ликвидация.
В целом, судьба пленников зависела от политических целей и характера полководца. Если налёт осуществлялся с целью захвата рабов, то всех пленников продавали в рабство. Если шла гражданская война, то побежденную армию могли просто распустить.
Военнопленные в Древнем Риме
Любопытная практика существовала в Древнем Риме. Если воин избегал казни и не был продан в рабство, то его могли освободить путём ритуального унижения – проведения под ярмом.
Ярмо представляло собой арку, составленную из 3 копий. Военнопленные, прошедшие под ним без оружия и одежды, могли считаться свободными. Считается, обряд связан с ритуальным очищением, который практиковался италиками в глубокой древности. Впоследствии ритуал оказался распространен и у соседних с Республикой народах.
Стоит ли говорить, каким постыдным он был для воина. Прошедший под ярмом обезоруженный и обнаженный легионер, по возвращению домой, на службу более не принимался. И всё же, ему сохраняли жизнь, что по тем временам уже было достижением.
Военнопленные в Азии
Военные обычаи и тон боевых действий в Азии в большей мере определяла Китайская империя. Как правило, никакой пощады к военнопленным здесь никогда не проявляли. В условиях густой населенности и дешевой рабочей силы, рабство в регионе не получило такого распространения, как в Риме.
Ярким примером судьбы вражеских солдат в Китае является военная доктрина полководца III века до н.э. Бай Ци – полное уничтожение живой силы противника, с целью исключения сопротивления в будущем. Учитывая, что за всю жизнь военачальник не проиграл ни одного сражения, его стратегия стала очень популярной.
В будущем эту стратегию переняли монголы. Кочевники познакомили остальной мир с еще одним китайским «ноу хау» – отрядами хашар. Хашар – это пленники, которых пускали впереди армии в качестве живого щита. Они же выполняли все фортификационные работы во время осад.
Военнопленные в Европе и на Ближнем Востоке
Наиболее жестокое отношение в указанных регионах противоборствующие стороны проявляли к иноверцам, а ещё хуже они относились к еретикам.
Так, католический архиепископ Арно Амальрик во время осады французского города Безье в 1209 году рекомендовал крестоносцам перебить всё население. На закономерный вопрос солдат, как поступить с католиками, оставшимися в городе, папский легат ответил, что «Бог узнает своих»
Другое отношение было к единоверцам. Например, Карл Великий, в период Саксонских войн, расселял принявших христианство военнопленных на свободных землях, заставляя их заниматься земледелием.
Похожие поступки совершали мусульмане. Согласно заветам пророка Мухаммеда, победитель должен был заботиться о пленном единоверце. Его запрещалось обращать в рабство, казнить или морить голодом.
Правда, к христианам и язычникам это правило не применялось, да и после раскола ислама на разные течения про терпимость к пленным часто забывали.
Пленные на Руси
В Древней Руси военные походы играли важную роль в жизни общества. Это был главный источник обогащения и верный способ заполучить славу.
Поэтому налеты организовывались ежегодно. Поход начинался ранней весной, после таяния льда, и заканчивался до посевных работ. Главной целью являлось не столько золото, которого было мало, а рабы. Потом их продавали на греческих и хазарских рынках.
С 911 года, ввиду частых столкновений, византийский император Лев VI и князь Олег составили договор о взаимном выкупе военнопленных. Свобода комбатанта стоила 20 золотых за человека – около 90 г чистого золота.
Впоследствии отношение к пленным солдатам менялось: иногда их отпускали домой, иногда – селили на земле в качестве зависимых крестьян или брали на государственную службу. Однако в целом, отношение к пленным на Руси было таким же как в Европе – и менялось со временем соответствующим образом.
Комментариев пока нет