Багдадская батарейка: могли ли древние парфяне использовать электричество?
Багдадская батарейка – исторический артефакт из разряда «его не должно было быть». Древний сосуд, предположительно, является первым в истории гальваническим элементом. Предмет был сконструирован на рубеже нашей эры за 2000 лет до рождения Алессандро Вольта. Кто собрал багдадскую батарейку, и где древние люди могли использовать электричество?
Потерянное прошлое
Впервые о древней батарейке заговорили в 1936 году, когда в иракском Национальном музее на неё случайно натолкнулся немецкий археолог Вильгельм Кёниг.
Историк обратил внимание на странный 14-сантиметровый кувшин, горло которого было закрыто битумной пробкой, а из неё торчал железный стержень. Внутри кувшина стержень был помещен в медный цилиндр.
Кёниг посчитал, что перед ним не что иное, как примитивная гальваническая батарейка, и в 1940 году опубликовал сенсационную статью. С тех пор энтузиасты со всего мира начали собирать аналоги артефакта и испытывать древний источник энергии в деле.
Так, в Университете Северной Каролины подобный кувшин, наполненный винным уксусом в качестве электролита, выдал напряжение в 0,5 вольт. Сосуд с сульфатом меди физика Уилларда Грея увеличил электрический заряд до 2-х вольт.
Лучше всех результат получился у ведущих американской телепередачи «Разрушители легенд», которые использовали в качестве электролита лимонный сок. Напряжение выросло до 4 вольт. Для сравнения, заряд обычной современной пальчиковой батарейки составляет 1,5 В.
Кто создал багдадское чудо?
Артефакт был создан в промежутке между V веком до н.э. по V век н.э. Таким образом, гальванический элемент был изобретен либо в Парфянском царстве, либо в Сасанидском Иране.
Впрочем, как считают историки, совершенно необязательно считать Багдад родиной батарейки. Устройство вполне могло проникнуть в Месопотамию из соседних регионов, например, из Египта.
К несчастью, осталось неизвестным, как именно батарейка оказалась в музее. Не было обнаружено никакого сопутствующего электрического оборудования: ни проводов, ни даже текстовых упоминаний о том, где элемент мог использоваться.
Зачем жителям Месопотамии могло понадобиться электричество?
Вся история, появившаяся вокруг древнего источника энергии, имеет лишь теоретическую основу. Ряд исследователей отмечает, что парфяне могли использовать кувшин совсем не так, как мы себе представляем. Это мог быть обычный футляр для свитков.
Получить из него батарейку можно только после определенного улучшения, причем для этого необходимы современные знания о физике. Однако если представить, что артефакт, действительно, имеет отношение к электричеству, то сферы его применения довольно обширны.
Например, гальванический элемент мог использоваться в золочении ювелирных изделий. Такой метод позволяет получить ровный и очень тонкий слой покрытия.
Немецкий египтолог Арне Эггебрехт предположил, что если ремесленники Античности знали технологию гальванизации, то многие золотые изделия, хранящиеся в музеях, на самом деле только позолоченные.
Применять электричество могли в медицине или же в религиозных целях. На худой конец, парфянские священнослужители могли дурачить верующих, пряча батарейки внутри статуй языческих богов. Прикасаясь к идолу, человек получал слабый разряд током и уходил уверенный, что его молитва была услышана.
К несчастью, подтвердить или опровергнуть все эти версии уже не получится. В 2003 году, в ходе вторжения армии США в Ирак, Национальный музей в Багдаде был разграблен. Американские военнослужащие вынесли до 15 тысяч экспонатов, вернув только 6 тысяч.
Одна часть сегодня находится в американских музеях и институтах, другая – осела в частных коллекциях. Багдадская батарейка, как и многие другие ценные артефакты, исчезла бесследно. Имели ли древние парфяне представление об электричестве или экспонат использовался лишь для украшения, остаётся неизвестным.
В конце концов, батарейку можно сделать даже из лимона, воткнув в него две пластинки из разных металлов и подсоединив проволокой к потребителю электричества. У народов Античности всё это было, но никакие записи историков и учёных того времени до нас не дошли.
Впервые о древней батарейке заговорили в 1936 году, когда в иракском Национальном музее на неё случайно натолкнулся немецкий археолог Вильгельм Кёниг.
Историк обратил внимание на странный 14-сантиметровый кувшин, горло которого было закрыто битумной пробкой, а из неё торчал железный стержень. Внутри кувшина стержень был помещен в медный цилиндр.
Кёниг посчитал, что перед ним не что иное, как примитивная гальваническая батарейка, и в 1940 году опубликовал сенсационную статью. С тех пор энтузиасты со всего мира начали собирать аналоги артефакта и испытывать древний источник энергии в деле.
Так, в Университете Северной Каролины подобный кувшин, наполненный винным уксусом в качестве электролита, выдал напряжение в 0,5 вольт. Сосуд с сульфатом меди физика Уилларда Грея увеличил электрический заряд до 2-х вольт.
Лучше всех результат получился у ведущих американской телепередачи «Разрушители легенд», которые использовали в качестве электролита лимонный сок. Напряжение выросло до 4 вольт. Для сравнения, заряд обычной современной пальчиковой батарейки составляет 1,5 В.
Кто создал багдадское чудо?
Артефакт был создан в промежутке между V веком до н.э. по V век н.э. Таким образом, гальванический элемент был изобретен либо в Парфянском царстве, либо в Сасанидском Иране.
Впрочем, как считают историки, совершенно необязательно считать Багдад родиной батарейки. Устройство вполне могло проникнуть в Месопотамию из соседних регионов, например, из Египта.
К несчастью, осталось неизвестным, как именно батарейка оказалась в музее. Не было обнаружено никакого сопутствующего электрического оборудования: ни проводов, ни даже текстовых упоминаний о том, где элемент мог использоваться.
Зачем жителям Месопотамии могло понадобиться электричество?
Вся история, появившаяся вокруг древнего источника энергии, имеет лишь теоретическую основу. Ряд исследователей отмечает, что парфяне могли использовать кувшин совсем не так, как мы себе представляем. Это мог быть обычный футляр для свитков.
Получить из него батарейку можно только после определенного улучшения, причем для этого необходимы современные знания о физике. Однако если представить, что артефакт, действительно, имеет отношение к электричеству, то сферы его применения довольно обширны.
Например, гальванический элемент мог использоваться в золочении ювелирных изделий. Такой метод позволяет получить ровный и очень тонкий слой покрытия.
Немецкий египтолог Арне Эггебрехт предположил, что если ремесленники Античности знали технологию гальванизации, то многие золотые изделия, хранящиеся в музеях, на самом деле только позолоченные.
Применять электричество могли в медицине или же в религиозных целях. На худой конец, парфянские священнослужители могли дурачить верующих, пряча батарейки внутри статуй языческих богов. Прикасаясь к идолу, человек получал слабый разряд током и уходил уверенный, что его молитва была услышана.
К несчастью, подтвердить или опровергнуть все эти версии уже не получится. В 2003 году, в ходе вторжения армии США в Ирак, Национальный музей в Багдаде был разграблен. Американские военнослужащие вынесли до 15 тысяч экспонатов, вернув только 6 тысяч.
Национальный музей Ирака сейчас и в 2000-ых
Одна часть сегодня находится в американских музеях и институтах, другая – осела в частных коллекциях. Багдадская батарейка, как и многие другие ценные артефакты, исчезла бесследно. Имели ли древние парфяне представление об электричестве или экспонат использовался лишь для украшения, остаётся неизвестным.
В конце концов, батарейку можно сделать даже из лимона, воткнув в него две пластинки из разных металлов и подсоединив проволокой к потребителю электричества. У народов Античности всё это было, но никакие записи историков и учёных того времени до нас не дошли.
Пожалуйста оцените статью и поделитесь своим мнением в комментариях — это очень важно для нас!
Комментарии2