Фотолюбительство в СССР
Интересно, многие ли начинающие фотографы помнят «аналоговое» фото. С проявкой пленки в бачке, печатью фотографий при свете красного фонаря. Завораживающий процесс проявки фотографии в кювете. Сейчас наверняка начинающие фотографы думают, что фотография появилась вместе с «Фотошопом». Давайте вспомним, какой была настоящая фотография, когда многие из нас были школьниками.
Помнится, в 90-м году прошлого века мой дед подарил мне фотоаппарат «Зоркий 2С», культовую в то время книгу «25 уроков фотографии» ну и фотоаксессуары – бачок, кюветы, красный фонарь, увеличитель, глянцеватель.
Сейчас, в век цифрового фото, трудно даже представить, как заряжали пленку в фотоаппарат. Шансов сделать дубль фотографии не было, поскольку твой ресурс ограничивался 36 кадрами. Посмотреть фотографию сразу после съемки было нельзя.
У многих моих сверстников популярным тогда был фотоаппарат «Смена 8М», купить его в магазине можно было за 15 рублей. У увлеченных школьников деньги на обеды в школе не тратились, а копились и через два месяца «голодовок» заветный фотоаппарат становился приобретался.
На следующий день после покупки начинающий фотолюбитель бежал в школу с новым «фотиком», «пощелкать» друзей, школу и все что попадет в объектив.
Вместо флэшек носителем информации была пленка на 36 кадров.
Все мы «фоткали» на Свему или Тасму, для улицы брали на 65 единиц светочувствительности, а для помещения на 130. Фотовспышка была роскошью, да и питалась только от розетки. Цена вопроса той пленки была от 35 копеек до 1 рубля.
Так вот, в полной темноте – в ванной комнате или с намотанными на руку одеялами – надо было плёнку вынуть из упаковки и намотать на маленькую бобину вроде катушки для ниток, затем вставить бобину в кассету и закрыть крышечку. Чтобы научиться этому, сперва тренировались на уже проявленных отснятых плёнках на свету. И только после того, как плёнка заряжена в кассету, её можно было вставлять в фотоаппарат.
После того, как плёнка отснята, её надо проявить. Для чего её наматывают на специальную спираль и помещают внутрь светонепроницаемого бачка (частью которого спираль и является). Наматывать плёнку, разумеется, тоже надо в полной темноте.
Затем – уже на свету – в бачок надо залить проявитель. Проявитель надо приготовить заранее.
Также существовали « волшебные порошки» – проявитель и фиксаж . Без них ни пленку проявить, ни фотографии напечатать. Юные любители химии могли приготовить проявитель и фиксаж в домашних условиях.
Родители понимая ваше увлечение часто на день рождения дарили фотоувеличитель. В Советском Союзе было много моделей, но практически все начинали с самого дешевого "Любитель". Стоил он тогда 16 рублей 37 копеек!
Так же приобретался красный фонарь, ванночки для проявителя, закрепителя, промывки.
И вот тогда начиналось волшебство! Когда все уходили спать вы закрывались в ванной, завешивали окна и включали красный фонарь, он не засвечивал фотобумагу.Так же и на фотоувеличителе было поворотное красное стёклышко. И начинали печатать «фотки».
Красный фонарь, который не давал засветиться фотобумаге при печати.
Помните такие названия фотобумаги: Березка, Самшит? Фотобумага делилась на глянцевую и матовую. Самый популярный размер фоток был 9 на 12!
Но напечатать с негатива фотографии, на фотобумаге было полдела. Нужно было их проявить, наблюдая в проявителе как проступает силуэт образа, все четче и становясь все контрастнее и реалистичнее, а потом не «проспать» момент когда поддев пинцетом переложить его вначале в воду, а потом в закрепитель (фиксаж).
Помните как считали время экспозиции – светлый негатив – значит раз, два, если темный то дольше. Найти нужное время, и определить его на глаз это было мастерство!
Но чаще всего в ванной комнате, при свете красного фонаря вы, наверное, были не один, а с друзьями, которые как и вы были увлечены этим делом.
После того, как все нужные фотографии были отпечатаны, наступал волнительный момент глянцевания. Для этого надо было иметь глянцеватель – специальную электрическую штуковину.
Главными деталями штуковины были два гибких зеркальных листа металла. При помощи специального резинного валика, уложенная эмульсией на лист мокрая фотография раскатывалась.
Затем листы с приклеенными намертво фотографиями вставлялись в глянцеватель, который был чем-то вроде электрической жаровни.
Под действием высокой температуры фотографии высушивались, а кроме того приобретали характерный блеск – глянец.
А на следующий день в портфеле, в черном непрозрачном конверте от фотобумаги вы несли в школу, сделанные самим, фотографии! Ловя восхищенные взгляды одноклассников, а быть может своей первой любви, девчонки с косичками за соседней партой.
Все это было, сейчас это Ретро, а тогда была жизнь, с ее маленькими радостями, которые нам казались большими!!!
Сейчас, в век цифрового фото, трудно даже представить, как заряжали пленку в фотоаппарат. Шансов сделать дубль фотографии не было, поскольку твой ресурс ограничивался 36 кадрами. Посмотреть фотографию сразу после съемки было нельзя.
У многих моих сверстников популярным тогда был фотоаппарат «Смена 8М», купить его в магазине можно было за 15 рублей. У увлеченных школьников деньги на обеды в школе не тратились, а копились и через два месяца «голодовок» заветный фотоаппарат становился приобретался.
На следующий день после покупки начинающий фотолюбитель бежал в школу с новым «фотиком», «пощелкать» друзей, школу и все что попадет в объектив.
Вместо флэшек носителем информации была пленка на 36 кадров.
Все мы «фоткали» на Свему или Тасму, для улицы брали на 65 единиц светочувствительности, а для помещения на 130. Фотовспышка была роскошью, да и питалась только от розетки. Цена вопроса той пленки была от 35 копеек до 1 рубля.
Так вот, в полной темноте – в ванной комнате или с намотанными на руку одеялами – надо было плёнку вынуть из упаковки и намотать на маленькую бобину вроде катушки для ниток, затем вставить бобину в кассету и закрыть крышечку. Чтобы научиться этому, сперва тренировались на уже проявленных отснятых плёнках на свету. И только после того, как плёнка заряжена в кассету, её можно было вставлять в фотоаппарат.
После того, как плёнка отснята, её надо проявить. Для чего её наматывают на специальную спираль и помещают внутрь светонепроницаемого бачка (частью которого спираль и является). Наматывать плёнку, разумеется, тоже надо в полной темноте.
Затем – уже на свету – в бачок надо залить проявитель. Проявитель надо приготовить заранее.
Также существовали « волшебные порошки» – проявитель и фиксаж . Без них ни пленку проявить, ни фотографии напечатать. Юные любители химии могли приготовить проявитель и фиксаж в домашних условиях.
Родители понимая ваше увлечение часто на день рождения дарили фотоувеличитель. В Советском Союзе было много моделей, но практически все начинали с самого дешевого "Любитель". Стоил он тогда 16 рублей 37 копеек!
Так же приобретался красный фонарь, ванночки для проявителя, закрепителя, промывки.
И вот тогда начиналось волшебство! Когда все уходили спать вы закрывались в ванной, завешивали окна и включали красный фонарь, он не засвечивал фотобумагу.Так же и на фотоувеличителе было поворотное красное стёклышко. И начинали печатать «фотки».
Красный фонарь, который не давал засветиться фотобумаге при печати.
Помните такие названия фотобумаги: Березка, Самшит? Фотобумага делилась на глянцевую и матовую. Самый популярный размер фоток был 9 на 12!
Но напечатать с негатива фотографии, на фотобумаге было полдела. Нужно было их проявить, наблюдая в проявителе как проступает силуэт образа, все четче и становясь все контрастнее и реалистичнее, а потом не «проспать» момент когда поддев пинцетом переложить его вначале в воду, а потом в закрепитель (фиксаж).
Помните как считали время экспозиции – светлый негатив – значит раз, два, если темный то дольше. Найти нужное время, и определить его на глаз это было мастерство!
Но чаще всего в ванной комнате, при свете красного фонаря вы, наверное, были не один, а с друзьями, которые как и вы были увлечены этим делом.
После того, как все нужные фотографии были отпечатаны, наступал волнительный момент глянцевания. Для этого надо было иметь глянцеватель – специальную электрическую штуковину.
Главными деталями штуковины были два гибких зеркальных листа металла. При помощи специального резинного валика, уложенная эмульсией на лист мокрая фотография раскатывалась.
Затем листы с приклеенными намертво фотографиями вставлялись в глянцеватель, который был чем-то вроде электрической жаровни.
Под действием высокой температуры фотографии высушивались, а кроме того приобретали характерный блеск – глянец.
А на следующий день в портфеле, в черном непрозрачном конверте от фотобумаги вы несли в школу, сделанные самим, фотографии! Ловя восхищенные взгляды одноклассников, а быть может своей первой любви, девчонки с косичками за соседней партой.
Все это было, сейчас это Ретро, а тогда была жизнь, с ее маленькими радостями, которые нам казались большими!!!
Комментарии3