Как святой Николай превратился в «Санта-Клауса». История шаг за шагом
При жизни Николай был епископом. Думаете, это важный церковный начальник? Ничего подобного, в те времена епископ – просто старший в христианской общине (и он же проводил богослужения).
Так вот, он был старшим общины города Миры в стране Ликии, то есть "в Мирах Ликийских", поэтому его часто называют Николаем Мирликийским. Где эта страна? Смотрим:
Справа серым шрифтом современные географические названия: Анталия, Алания, Сиде... Южный берег Турции! Область, выделенная жёлтым, и есть Ликия. Город Патара - родина Николая, здесь он родился. А в Мире жил и умер.
Ликия – древнейшая страна. Ликийцы упомянуты ещё в "Илиаде" Гомера, то есть были известны в IX веке до н.э. Мощное войско привели на подмогу Трое ликийский царь Сарпедон и его двоюродный брат Главк.
Кстати, интересно. Как раз к тому же времени, что и ваза, относятся вот эти ликийские скальные гробницы:
Ваза сохранилась хорошо, а гробницы – нет! Но зато, как видим, люди в Ликии были не равнодушны к загробной жизни, а значит, потенциально религиозны.
Во времена Николая (он родился между 260-270 годами новой эры) здесь была Римская Империя. Ещё даже не Византия. Впрочем, император Константин перенёс столицу в Константинополь при жизни святого: это случилось в 330 году, а умер Николай немного позже, между 335 и 345 годом. Но хоть порадоваться успел! И, кстати, принял участие в созванном Константином Первом Вселенском соборе.
При императоре Константине христианство начинает становиться господствующей религией в Европе. Но именно "начинает" – этот процесс займёт ещё несколько десятилетий. А до Константина христианство было лишь одним из многочисленных культов – где-то равноправным, а где-то гонимым. Например, при предшественнике Константина – императоре Диоклетиане – Николай был брошен в темницу. (А многоие участники Первого Вселенского собора прибыли на него изувеченными. Причина та же – Диоклетиан.)
Так что звание мирликийского епископа не давало Николаю никакого "общественного положения". Свою славу он заслужил исключительно добрыми делами.
Николай был, что называется, "харизматиком" – умел воздействовать на людей, убеждать их, располагать к себе. Об этом говорит история, зафиксированная в первых письменных свидетельствах о нём – так называемых "Деяниях о стратилатах" – написанных, судя множеству признаков, ещё в IV веке – вероятно, вскоре после кончины Николая. Вот о чём там рассказывается...
Однажды император Константин отправил войско усмирять мятеж тайфалов – остготского племени, переселённого с Дуная во Фригию (а это аж на западе нынешней Турции). По пути войско остановилось в Мирах, и на рынке вспыхнула ссора между солдатами и местными жителями. Вот-вот должно было начаться побоище... Подумайте: эти солдаты, каратели, ехали убивать – и тут им кто-то не дал вина!
Но Николай сумел всех умиротворить и предотвратить несчастье. Как он это сделал, что говорил, как говорил? Мы можем только догадываться...
А стратилатов, то есть командиров, начальников зондер-команды, он дипломатично пригласил к себе отобедать.
В этот момент прибежали горожане с известием, что сейчас должна состояться казнь трёх невинно осуждённых. Николай всё бросает и торопится к месту казни. Стратилаты (внимание!) берутся сопровождать его. (Это вместо обеда-то.) Николай уже немолод, ему трудно идти, он боится опоздать. И тогда стратилаты (внимание ещё раз!) поднимают его и несут! Представляете, какое впечатление должен был произвести этот остановивший побоище человек на отнюдь не сентиментальных военачальников? Кстати, один из них, Непотиан, в 336 году стал консулом. Это к тому, что история не из пальца высосана.
Они успели. Николай останавил казнь. Первое дошедшее до нас изображение Николая относится лишь к VIII веку, это роспись церкви Санта-Мария-Антиква в Риме. Николай здесь справа, смуглый и черноглазый:
Каноническим изображением считается это, якобы списанное с прижизненного портрета:
Так это или нет, неизвестно, но некоторое общее сходство с фреской из Санта-Мария-Антика есть, так что, возможно какой-то более ранний портрет-прототип и существовал.
Ладно. Давайте приближаться к Санта-Клаусу. Ещё одна (если не главная) легенда о Николае – это "Спасение трёх девиц". О, это был средневековый хит! Он затрагивал какие-то важные струнки в душах и умах тогдашних людей. Его без конца изображали художники (видимо, поток заказов не ослабевал). Давайте сперва посмотрим...
Слева Николай проповедует в современном художнику (XV век) епископском облачении. А справа - спасение трёх девиц! Вон они в кровати лежат. А у двери папаша сидит, невесел
Сюжет такой. У одного очень небогатого человека были три дочери. Надо было их выдавать замуж, но никто не хотел брать жён без приданого. Это беда. И вот у очень небогатого человека созрел "бизнес-план": продать одну из дочерей в публичный дом, а на вырученные средства устроить судьбу двух остальных. Нормально? Осмысляем...
Он не был "каким-то уродом", это было действительно безвыходное, отчаянное положение! Люди, вон, и в средние века ещё это понимали...
И вот узнал о такой беде Николай. Три ночи подряд он незаметно подбрасывал в дом отчаявшемуся отцу по мешочку золота – на приданое дочерям.
На третью ночь отец выслелил неизвестного дарителя, вот поэтому люди и узнали, что это был христианский епископ Николай.
История эта рассказывалась и пересказывалась, обрастая подробностями. В одной из версий подброшенный мешок упал не абы куда, а в развешенный для просушки перед очагом чулок отца (смотрим ниже). Чувствуете, к чему идёт?
В конце концов, на базе этой полюбившейся европейцам истории в Европе возникла традиция дарить в день поминовения святого Николая (6 (19) декабря) подарки. А когда их дарили детям, это якобы делал сам святой Николай, и разумеется, подарки он подкладывал ночью в чулочек, который нужно было заранее вывесить...
Николай по-немецки – Николаус, сокращённо – Клаус. (Ну, как мы говорим "Евгень Михалыч" или "Марь Михална"). Всё, конец?
Ещё нет. В Германии началась Реформация (свержение римского церковного владычества), и Мартин Лютер в порядке борьбы с ненавистными католическими традициями запретил поклонение святым (от этого, дескать, попахивает язычеством). Досталось и Хайлигер-Николаусу. (Заметим, не Санте – а Хайлигеру! "Хайлигер" по-немецки – "святой".)
Но как же отменить подарки, которых ждут дети? И Лютер придумал: пусть теперь подарки дарит младенец Иисус на Рождество. Оно же близко!
Потом лютеране (немецкие протестанты, последователи Лютера) смягчились в отношении святых, и подарки стал вручать по-прежнему святой Николай, и класть их в чулочек, но... всё-таки уже на Рождество, – успели привыкнуть! Вот как дело запуталось...
Обратите внимание: не зря Мартин Лютер не ждал добра от этих народных культов святых! Полюбуйтесь: за спиной у Николая в епископском облачении – нечисть Крампус, получёрт-полукозёл, запихивающий в мешок непослушных детишек! Ай-яй-яй. Хотя детишкам, конечно, весело.
Идём дальше. Голландцы называли святого Николая – синтер Клаас. Они были кальвинистами – ещё более жёсткими протестантами, чем лютеране. Именно голландцы завезли обычай дарить подарки от имени святого Николая в Америку. Здесь-то, в плавильном котле языков, Синтреклаас и превратился в международного, "ни на каком языке", Санта-Клауса.
А поскольку американские кальвинисты, баптисты и методисты были гораздо более нетерпимы ко всему католическому, включая слишком, на их взгляд, роскошные священнические облачения, святой Николай у них уже не одет епископом. Просто какой-то невнятный дедушка:
Но так же неинтересно! И вот в 1822 году преподаватель литературы Колумбийского (это в С.А.С.Ш.) университета Клемент Мур придумывает для своей дочки "специального" Санта-Клауса. (Заметьте, переплыв через океан, этот персонаж перестал быть в общественном сознании христианским святым! Теперь это просто… культурно-бытовой обычай.)
Клемент Мур пишет целую поэму, в которой изображает (словесно изображает) Санта-Клауса: он румяный, пузатенький, весёлый, в меховой шубе, передвигается на оленях по небу (приводятся имена оленей), покуривает трубочку... Поэма постепенно становится популярной в Америке, и вот наконец 1881 году политический карикатурист Томас Наст рисует Санта-Клауса по лекалам Мура (только меховую шубу заменяет на нелепую коротенькую курточку):
Святой Николай изменялся сообразно тому, как изменялось коллективное сознание западного человека, его представления о смысле, целях и цене жизни. Продолжает ли этот образ меняться и сегодня? О да... Самое актуальное направление "поиска" – это перестановка местами букв в слове "Santa"...
И вот теперь действительно всё. "Погодите! – скажете вы. – А наш русский Дед Мороз?"
Связан ли он с Николой Угодником, одним из любимейших русских святых родом из жаркой Передней Азии, жившим и умершим, когда еще и Второго Рима не было, не то что нашего Третьего?"
Ликия – древнейшая страна. Ликийцы упомянуты ещё в "Илиаде" Гомера, то есть были известны в IX веке до н.э. Мощное войско привели на подмогу Трое ликийский царь Сарпедон и его двоюродный брат Главк.
Патрокл (справа) поражает Сарпедона копьем, а Главк спешит на помощь брату. Роспись греческой вазы, V в. до н.э.
Кстати, интересно. Как раз к тому же времени, что и ваза, относятся вот эти ликийские скальные гробницы:
Ваза сохранилась хорошо, а гробницы – нет! Но зато, как видим, люди в Ликии были не равнодушны к загробной жизни, а значит, потенциально религиозны.
Во времена Николая (он родился между 260-270 годами новой эры) здесь была Римская Империя. Ещё даже не Византия. Впрочем, император Константин перенёс столицу в Константинополь при жизни святого: это случилось в 330 году, а умер Николай немного позже, между 335 и 345 годом. Но хоть порадоваться успел! И, кстати, принял участие в созванном Константином Первом Вселенском соборе.
Центральная улица Патары – города, где родился Николай
При императоре Константине христианство начинает становиться господствующей религией в Европе. Но именно "начинает" – этот процесс займёт ещё несколько десятилетий. А до Константина христианство было лишь одним из многочисленных культов – где-то равноправным, а где-то гонимым. Например, при предшественнике Константина – императоре Диоклетиане – Николай был брошен в темницу. (А многоие участники Первого Вселенского собора прибыли на него изувеченными. Причина та же – Диоклетиан.)
Диоклетиан (слева) и Константин
Так что звание мирликийского епископа не давало Николаю никакого "общественного положения". Свою славу он заслужил исключительно добрыми делами.
Николай был, что называется, "харизматиком" – умел воздействовать на людей, убеждать их, располагать к себе. Об этом говорит история, зафиксированная в первых письменных свидетельствах о нём – так называемых "Деяниях о стратилатах" – написанных, судя множеству признаков, ещё в IV веке – вероятно, вскоре после кончины Николая. Вот о чём там рассказывается...
Миры Ликийские, где Николай был архиепископом
Однажды император Константин отправил войско усмирять мятеж тайфалов – остготского племени, переселённого с Дуная во Фригию (а это аж на западе нынешней Турции). По пути войско остановилось в Мирах, и на рынке вспыхнула ссора между солдатами и местными жителями. Вот-вот должно было начаться побоище... Подумайте: эти солдаты, каратели, ехали убивать – и тут им кто-то не дал вина!
Но Николай сумел всех умиротворить и предотвратить несчастье. Как он это сделал, что говорил, как говорил? Мы можем только догадываться...
Художник Сергей Ефошкин
А стратилатов, то есть командиров, начальников зондер-команды, он дипломатично пригласил к себе отобедать.
В этот момент прибежали горожане с известием, что сейчас должна состояться казнь трёх невинно осуждённых. Николай всё бросает и торопится к месту казни. Стратилаты (внимание!) берутся сопровождать его. (Это вместо обеда-то.) Николай уже немолод, ему трудно идти, он боится опоздать. И тогда стратилаты (внимание ещё раз!) поднимают его и несут! Представляете, какое впечатление должен был произвести этот остановивший побоище человек на отнюдь не сентиментальных военачальников? Кстати, один из них, Непотиан, в 336 году стал консулом. Это к тому, что история не из пальца высосана.
И. Е. Репин. Николай Мирликийский спасает трёх невинно осуждённых
Они успели. Николай останавил казнь. Первое дошедшее до нас изображение Николая относится лишь к VIII веку, это роспись церкви Санта-Мария-Антиква в Риме. Николай здесь справа, смуглый и черноглазый:
Каноническим изображением считается это, якобы списанное с прижизненного портрета:
Так это или нет, неизвестно, но некоторое общее сходство с фреской из Санта-Мария-Антика есть, так что, возможно какой-то более ранний портрет-прототип и существовал.
Иконы с изображение св. Николая XI – XII веков
Ладно. Давайте приближаться к Санта-Клаусу. Ещё одна (если не главная) легенда о Николае – это "Спасение трёх девиц". О, это был средневековый хит! Он затрагивал какие-то важные струнки в душах и умах тогдашних людей. Его без конца изображали художники (видимо, поток заказов не ослабевал). Давайте сперва посмотрим...
Слева Николай проповедует в современном художнику (XV век) епископском облачении. А справа - спасение трёх девиц! Вон они в кровати лежат. А у двери папаша сидит, невесел
Сюжет такой. У одного очень небогатого человека были три дочери. Надо было их выдавать замуж, но никто не хотел брать жён без приданого. Это беда. И вот у очень небогатого человека созрел "бизнес-план": продать одну из дочерей в публичный дом, а на вырученные средства устроить судьбу двух остальных. Нормально? Осмысляем...
Он не был "каким-то уродом", это было действительно безвыходное, отчаянное положение! Люди, вон, и в средние века ещё это понимали...
И вот узнал о такой беде Николай. Три ночи подряд он незаметно подбрасывал в дом отчаявшемуся отцу по мешочку золота – на приданое дочерям.
На третью ночь отец выслелил неизвестного дарителя, вот поэтому люди и узнали, что это был христианский епископ Николай.
История эта рассказывалась и пересказывалась, обрастая подробностями. В одной из версий подброшенный мешок упал не абы куда, а в развешенный для просушки перед очагом чулок отца (смотрим ниже). Чувствуете, к чему идёт?
В конце концов, на базе этой полюбившейся европейцам истории в Европе возникла традиция дарить в день поминовения святого Николая (6 (19) декабря) подарки. А когда их дарили детям, это якобы делал сам святой Николай, и разумеется, подарки он подкладывал ночью в чулочек, который нужно было заранее вывесить...
Николай по-немецки – Николаус, сокращённо – Клаус. (Ну, как мы говорим "Евгень Михалыч" или "Марь Михална"). Всё, конец?
Ещё нет. В Германии началась Реформация (свержение римского церковного владычества), и Мартин Лютер в порядке борьбы с ненавистными католическими традициями запретил поклонение святым (от этого, дескать, попахивает язычеством). Досталось и Хайлигер-Николаусу. (Заметим, не Санте – а Хайлигеру! "Хайлигер" по-немецки – "святой".)
Мартин Лютер
Но как же отменить подарки, которых ждут дети? И Лютер придумал: пусть теперь подарки дарит младенец Иисус на Рождество. Оно же близко!
Потом лютеране (немецкие протестанты, последователи Лютера) смягчились в отношении святых, и подарки стал вручать по-прежнему святой Николай, и класть их в чулочек, но... всё-таки уже на Рождество, – успели привыкнуть! Вот как дело запуталось...
Обратите внимание: не зря Мартин Лютер не ждал добра от этих народных культов святых! Полюбуйтесь: за спиной у Николая в епископском облачении – нечисть Крампус, получёрт-полукозёл, запихивающий в мешок непослушных детишек! Ай-яй-яй. Хотя детишкам, конечно, весело.
Идём дальше. Голландцы называли святого Николая – синтер Клаас. Они были кальвинистами – ещё более жёсткими протестантами, чем лютеране. Именно голландцы завезли обычай дарить подарки от имени святого Николая в Америку. Здесь-то, в плавильном котле языков, Синтреклаас и превратился в международного, "ни на каком языке", Санта-Клауса.
А поскольку американские кальвинисты, баптисты и методисты были гораздо более нетерпимы ко всему католическому, включая слишком, на их взгляд, роскошные священнические облачения, святой Николай у них уже не одет епископом. Просто какой-то невнятный дедушка:
Но так же неинтересно! И вот в 1822 году преподаватель литературы Колумбийского (это в С.А.С.Ш.) университета Клемент Мур придумывает для своей дочки "специального" Санта-Клауса. (Заметьте, переплыв через океан, этот персонаж перестал быть в общественном сознании христианским святым! Теперь это просто… культурно-бытовой обычай.)
Поэт Клемент Мур (слева) и художник Томас Наст
Клемент Мур пишет целую поэму, в которой изображает (словесно изображает) Санта-Клауса: он румяный, пузатенький, весёлый, в меховой шубе, передвигается на оленях по небу (приводятся имена оленей), покуривает трубочку... Поэма постепенно становится популярной в Америке, и вот наконец 1881 году политический карикатурист Томас Наст рисует Санта-Клауса по лекалам Мура (только меховую шубу заменяет на нелепую коротенькую курточку):
Святой Николай изменялся сообразно тому, как изменялось коллективное сознание западного человека, его представления о смысле, целях и цене жизни. Продолжает ли этот образ меняться и сегодня? О да... Самое актуальное направление "поиска" – это перестановка местами букв в слове "Santa"...
И вот теперь действительно всё. "Погодите! – скажете вы. – А наш русский Дед Мороз?"
Связан ли он с Николой Угодником, одним из любимейших русских святых родом из жаркой Передней Азии, жившим и умершим, когда еще и Второго Рима не было, не то что нашего Третьего?"
Комментарии1