Голозадый генерал. Как убить 20 тысяч человек и стать проповедником?
1995 год. Либерия.
Полностью обнаженный молодой мужчина сидел, развалившись, на своем импровизированном троне, украшенном черепами убитых им детей. Мужчина наблюдал за обрядом: собравшиеся перед ним подростки сейчас потрошили тело только что убитой ими девочки, чтобы успеть достать своему генералу еще бьющееся сердце ребенка. Бокал шампанского и сердце девственницы, как известно, лучшая защита в любом бою.
Либерия. 1990-е. Фото - bbc
Через полчаса сотня обнаженных подростков с АК-47 и копьями наперевес, с дикими криками атаковала соседнюю деревню. Вид этой обезумевшей толпы действительно внушал страх. Большинство мальчишек были абсолютно голыми, но кое-кто украсил себя новогодними париками из блестящей мишуры, а парочка напялили на себя детские платья. Если добавить к этому ревущие крики, безумные глаза и автоматы наперевес, то в целом станет понятно, почему жители деревни предпочли не сопротивляться этой "армии", но молиться всем известным богам. Ну и тот факт, что одним из этих подростков был сын вождя племени тоже сыграл свою роль. Еще через пару часов от деревни не осталось ровным счетом ничего.
Подростки до утра потрошили и насиловали людей, но это уже были детские шалости, по мнению, 24-летнего походного генерала Джошуа Блайи.
Что такое Либерия и откуда она взялась?
История жизни Джошуа Блайи неразрывно связана с историей Либерии, места весьма своеобразного и колоритного. Особенно романтичные натуры называют эту страну самым черным сердцем Африки. Про сердце можно поспорить, но с тем, что эта местность на карте мрачновата и бедновата, никто спорить не будет точно.
В самом начале XIX века в Штатах стали задумываться о том, что рабство – это как-то не очень-то гуманно. Движение за борьбу против рабства назвали аболиционизмом. В рамках этого течения среди гуманистов-активистов-немножечко расистов и прочих любителей отпускать рыбок на свободу в лес, а хомячков – в море, родилась идея о том, что нужно всех привезенных сюда рабов, а также их детей, внуков и правнуков, погрузить на большой корабль и отправить обратно в Африку. В 1820-х среди белых аболиционистов идея эта приобрела большую популярность. Они считали, что настоящими американцами темнокожие никогда не станут, а в рабах их держать негуманно. Эти белые господа скинулись, снарядили корабли и отправили бывших рабов к берегам Африки. Там парочка переговорщиков подсуетились и договорились о покупке земли у местных племен за бешеные деньги – 50 долларов. Конечно, стоит сделать скидку на инфляцию, но и тогда покупку страны с выходом к морю за 50 долларов можно было считать крайне выгодной сделкой. Страну назвали Либерией, от латинского «liberty», то есть свобода.
На кораблях из Штатов приехали уже дети и внуки тех людей, кого отлавливали по всей Африке, чтобы потом продать плантаторам юга. Эти люди видели в своей жизни только одну страну – родную плантацию. Следовательно, и построить они могли только то, что видели. Нужно было только придумать, кого назначить рабами. Жители местных племен вполне на это сгодились. Уже через пару десятилетий Либерия представляла собой странный суррогат чуть более жестокого и дешевого американского юга. Бывшие рабы превратились в плантаторов, покупавших на невольничьих рынках себе кучку-другую рабов. Самым многочисленным был народ племен кран, именно они чаще других становились рабами переселенцев из Штатов.
Переселенцы потихоньку отжимали себе все больше территорий, налаживали невольничий бизнес, по примеру американцев, а вместе со всем этим, конечно, росло недовольство коренных народов, вылившееся в военный переворот в 1980-м году, когда к власти пришел выходец племени кран Сэмюэль Доу.
Он обещал людям свободу, демократию и законы, но не учел силу действия проклятия власти: тот, кто убил дракона, должен стать драконом.
В детстве
Джошуа Блайи, которого весь мир узнал под именем Голозадый Генерал, родился в 1971-м году, в семье выходцев народа кран, тех, кто больше всех пострадал от американских переселенцев. Жизнь в деревне рядом со столицей страны Монровией не слишком изменилась за сто или тысячу лет. Здесь все также строили хижины на одну комнату из глины, с земляным полом и соломой на крыше, готовили лепешки на открытом огне, а полноправным правителем племени, защитником и хозяином в одном лице был шаман. Вместе с тем Либерия была вовсе не отделена от всего остального мира, она просто нафиг никому не сдалась. По остаточному принципу сюда свозили разные блага цивилизации вроде кроссовок, жвачек, телевизоров, видеомагнитофонов, кокаина и АК-47.
У людей появились кроссовки и игрушки, но на образ жизни все это никак не повлияло. Племена воевали друг с другом, приносились дары богам и духам, а для особенного устрашения воины наносили боевой раскрас, правда, уже не такой, как у дедушек, а такой, как у Рэмбо. Нужно здесь уточнить, что в Либерии и по сей день у большинства людей мифологическое мировоззрение. В каждой деревне есть шаман, который имеет прямой контакт с духами, может договориться с ними или наоборот наслать кару. Для общения с духами часто практикуют жертвоприношения.
Блайи рос в обычной семье по меркам Либерии. Вплоть до одиннадцати лет его жизнь мало чем отличалось, от детства всех других мальчиков кран. По вечерам он прибегал в хижину друзей, чтобы посмотреть американские боевики, иногда на праздники ему перепадало несколько банок «Coca-cola» из наборов гуманитарной помощи, по вечерам он слушал рассказы о жестоких переселенцах из Штатов и ненависти ко всему американскому, учился в сельской школе с переменным успехом, ходил со взрослыми на охоту. Еды никогда не было вдоволь, но жил он точно не хуже других.
В одиннадцать лет отец повел мальчика к шаману, и тот во время своего сеанса связи с духами заметил, что паренек у него на приеме особенный и имеет все шансы стать новым шаманом. Если все пройдет успешно, то мальчик станет великим воином. Духи оказались правы, воином Блайи действительно оказался выдающимся.
Спустя несколько дней после похода к шаману мальчику организовали обряд инициации, кульминацией которого стало человеческое жертвоприношение. На глазах у мальчика другому ребенку заживо вспороли живот, вытащили сердце и заставили мальчика выпить еще теплую кровь. С этого момента Блайи стал официальным шаманом племени. Поначалу он учился у старших, но вскоре сам вполне успешно стал использовать различные натуральные и не очень наркотики для прямого контакта с духами, проводить жертвоприношения и настраивать людей на удачные битвы. Справлялся он весьма успешно, а когда Блайи было около восемнадцати его пригласили в отряд боевых шаманов самопровозглашенного президента Сэмюэля Доу.
Начинающий диктатор Доу собрал в своем дворце всех лучших шаманов племен народа кран, чтобы те договаривались для него с духами, устраняли врагов и подстраивали удачный исход любой битвы. Конечно, в Монровии, столице Либерии, строили уже дома получше, а пол в лачугах уже был бетонным, а не земляным. На улицах уложили асфальт, в кинотеатрах шли боевики со Сталлоне и Шварценеггером, а в магазинах продавали газировку и сигареты, но здесь люди также верили в высшие силы. Чем больше власти получает человек, тем более он становится суеверным параноиком. Так произошло и с Доу.
Вроде бы прогрессивный лидер поначалу буквально за год превратился в крайне суеверного диктатора, который повсюду рассказывал о том, что именно духи наделили его правом вершить правосудие в Либерии, править народом этой страны. Доу сам в это поверил. Поначалу он набрал отряд боевых шаманов из племен кран для того, чтобы заручиться поддержкой окраин и обеспечить себе народную любовь, но через год он уже сам требовал от своих ручных шаманов новых отрядов жертвоприношений, сеансов с духами и амулетов на защиту (обычно их делали из человеческих костей).
В 1989-м году Сэмюэля Доу свергли с поста лидера страны, а на его место пришел Принц Джонсон. Боевых шаманов в большинстве своем перебили, но Блайи умудрился сбежать. Отныне он был официальным врагом режима, а значит, нужно было учиться жить вне закона. До этого момента парень был вполне себе миролюбивым шаманом, который легко соглашался с тем, что старина Джордж Вашингтон на купюре куда лучше помогает договориться с духами, чем человеческие жертвоприношения. Вот если долларов нет, тогда нужно заколоть кого-нибудь, но если есть деньги, то с жертвоприношениями можно не усердствовать.
Блайи сбежал в родную деревню, где стал потихоньку работать шаманом, а параллельно сколотил себе отряд свято верящих в силу шамана подростков. Они один раз сходили на вылазку и сожгли соседнюю деревню, потом еще раз сгоняли в такой поход, а потом выяснилось, что в каждой деревне есть свой такой шаманский отряд беспредельщиков. В стране начиналась Первая Гражданская война.
Люди не верили Принцу Джонсону. Сэм Доу умудрился убедить людей, что его власть обеспечена духами, высшей силой и черной магией. Он неуязвим для простого человека. Если его свергнуть, Либерию настигнет кара. Чтобы изменить мнение людей Джонсон поймал сбежавшего Доу, запер, настроил камеры и стал снимать то, как его пытают. Бойцы Джонсона пытали бывшего диктатора несколько часов, резали, истязали, заставили съесть собственное ухо, а затем убили.
- Покажите по телевизору и разошлите во все информагентства, пусть все знают, кто теперь здесь у власти, - распорядился Джонсон.
В 1989-м году по всем телевизорам мира показали то, как пытают бывшего президента Либерии. Народ страны воочию увидел, что у Доу не было никакого договора с духами, а весь мир понял, что в Либерии нет никакой больше власти.
Голозадый генерал выходит на охоту
- Вас должны бояться не люди, а духи смерти, именно они бродят по полю боя. Чтобы они вас не обнаружили, вам нужно выходить на охоту так, чтобы духи вас не узнали, или испугались вас. Знаете, чего на самом деле они боятся?.. – говорил Джошуа Блайи толпе подростков, которые собрались вокруг него сейчас и внимательно слушали.
Со стороны это напоминало своеобразный пионерский лагерь. Ребята 9-15-ти лет сидели по кругу и слушали 20-летнего обнаженного Блайи, в руках у которого был череп.
Проблема была лишь в том, что череп сейчас был настоящим. Джошуа рассказал своему отряду, что духи боятся наготы, поэтому, если выйти на охоту голым, духи не подойдут к ним. Если же они захотят обмануть духа, то в бой нужно идти, максимально изменив свою внешность. Если надеть парик, юбку или платье, то духи не узнают, кто перед ним. По ведомости они должны забрать пятнадцатилетнего Джо, а перед ними какая-то вульгарная девушка в юбке. Они запутаются и не найдут своего клиента.
Джошуа сказал мотивирующую речь, налил в стакан внутри черепа какого-то дешевого пойла из ближайшего магазина и сказал, что пора задобрить духов жертвой. Кто-то из толпы подростков поднялся, подошел к ближайшему дереву, к которому была привязана плачущая девочка лет девяти, отвязал ее и повел к шаману. Эту девочку привели сюда сами родители, чтобы шаман принес ее в жертву, ради защиты их дома и сына. Блайи исполнил ритуал, достал из девочки еще бьющееся сердце, вкусил его и передал своим бойцам. Затем он швырнул в центр круга, в котором сидели подростки, увесистый пакет с белым порошком. Дети со знанием дела открыли пакет и… приступили к потреблению магического, заряжающего на успешную битву вещества. Еще через час сотня голых подростков с криками и автоматами наперевес ринулась в атаку на соседнюю деревню.
И так каждый день в течение нескольких лет. Иногда банда вынуждена была скрываться от подобия местных властей в лесах, а иногда приходилось расправляться и с отрядами, которые называли себя полицией. Впрочем, они не были главной проблемой Блайи, намного больше неприятностей приносили другие банд-формирования, вроде того, где генерал Москит во главе, Рэмбо или Бэтмен.
Магическое мышление вкупе с любовью к американским боевикам 1980-х в Либерии превратилось в гремучую смесь. Бригадные генералы и легитимные шаманы вроде Блайи брали себе клички из числа имен киногероев: Рэмбо, Бэтмен, Москит, Спрей от москитов. Это все реальные имена бригадных генералов Первой гражданской войны в Либерии. Голозадый Генерал Блайи поначалу был одним из многих. Его фишкой было то, что он набирал к себе в отряд детей и подростков, отряд отличался чудовищной жесткостью, безумным поведением, а также тем, что в бой они шли голыми или наряженными в парики и женские вещи.
Самому Блайи на тот момент было чуть за двадцать, так что командовать подростками ему было сподручнее. На ритуальную охоту с отцом в детстве он ходил голым, так что ему такой способ ведения боя был привычнее, а старые подвязки в Монровии позволяли ему добывать дешевые наркотики, затопившие на к тому времени Черный континент. Постепенно Блайи начал побеждать, а вместе с тем и терять берега.
Его отряд становился все больше и многочисленнее. Они совершали чуть ли не несколько набегов в неделю, сжигая и уничтожая все на своем пути. Теперь уже не он сам, но его поверенные совершали ритуальные жертвоприношения и доставали бьющиеся сердца из жертв. Блайи в основном потреблял наркотики, говорил мотивирующие речи и разбирал награбленное. Стоит отдать ему должное: он сам всегда принимал активное участие в набегах, убивал, насиловал и сжигал дома в деревнях, а наутро его отряд обычно был занят сортировкой награбленного, а иногда от скуки гоняли в футбол черепами своих жертв (в сети есть эти фото, но я не стала их публиковать).
Вскоре у Блайи появился переносной трон, украшенный человеческими костями, дорогой автомобиль, килограммы награбленного золота, а его фотографии стали мелькать в местной и международной прессе. Его безумного отряда абсолютно невменяемых подростков боялись все, иногда даже сам Голозадый Генерал поражался их жестокости.
Всего за несколько лет работы банд-формирования они убили что-то около 20 тысяч людей – это по признанию самого Блайи. Когда исследователи подсчитывали количество жертв Блайи, они называли цифры от 10 до 30 тысяч людей, но ничего точнее, конечно, здесь сказать нельзя. Никому никогда не было дела до людей в Либерии, никто не вел их подсчет.
После войны
В какой-то момент Блайи захватил слишком много алмазных месторождений, убил слишком много людей, а его отряды постепенно превращались в частную армию. Дети росли. 13-летние подростки превращались потихоньку в профессиональных и безжалостных солдат.
Гражданская война шла на спад, и с Блайи нужно было что-то делать. Полевые генералы стали объединяться и давать отпор отрядам Блайи, государственные власти (то, что от них осталось) открыли на него охоту.
Хитропопый генерал почуял, что запахло жаренным и объявил своей армии, что должен наладить контакт с духами и уйти на какое-то время в скит.
Блайи бежал в соседнюю Гану, где держал 54-дневный пост. На последний день поста, по его словам, он встретил Иисуса, который сказал ему, что убивать нехорошо. С тех пор Блайи стал проводником слова Божьего, то есть христианским проповедником. Он обосновался в Гане, но часто ездил с проповедями по соседним странам.
- Если самый страшный грешник, вроде меня, смог повстречать Бога, то и вы сможете, - любил завершать свою речь перед верующими Блайи. Через какое-то время он женился, обзавелся детьми, как родными, так и приемными.
Наверное, с его стороны, было бы логично больше никогда не появляться в Либерии и постараться вести как можно более тихую и незаметную жизнь, но Блайи поступил по-другому.
Когда стали собирать камни Первой гражданской войны в Либерии, Блайи был первым, кто требовал международного трибунала и сказал, что готов предстать перед судом и ответить за свои преступления. Вот только таких полевых командиров в Либерии было несколько сотен. Многие из них к тому моменту остепенились, образумились, сделали политическую карьеру и занимали уже важные посты в правительстве. Кроме Блайи охотников предстать перед трибуналом не нашлось. Для очистки совести создали подобие комиссии по разбору полетов, в рамках которой публично допросили нескольких особенно кровожадных командиров, в том числе и Блайи. Голозадого генерала похлопали по плечу, погрозили пальцем за 20 тысяч убитых человек и попросили больше так не делать. На этом карьера генерала была официально завершена, а вот карьера проповедника только начиналась.
Сейчас Блайи вполне успешный, богатый человек, живет со своей женой и детьми, взял шефство над несколькими своими бывшими солдатами, которые так и не смогли вернуться к мирной жизни, активно проповедует христианство.
Что там по психологии?
Наверное, очень хочется назвать человека, поедающего бьющиеся сердца детей, сумасшедшим, но это было бы слишком просто. Намного приятнее думать, что маньяки и убийцы имеют какую-то особую, больную психику, отличающую их от других людей. Иногда это действительно так, но это все же исключение. Ни один больной человек не способен творить такие безумства, какие творят здоровые люди. В большинстве случаев серийные убийцы идут на свои преступления, сознавая, что поступают аморально и незаконно. Это их выбор, не более того.
Блайи можно назвать не просто психически здоровым человеком, но счастливым обладателем совершенно несокрушимой, железобетонной психики. Если предположить, что его резкий переезд в Гану и побег в христианство – уловка, то можно заключить, что в нем есть некоторая склонность к психопатии, но не большая, чем у любого настоящего генерала или у человека, склонного ездить в автобусе без билета. Напомню, психопатия или расстройства личности не нуждаются в лечении, это просто особый склад личности. Если же Блайи искренне уверовал в Бога, то он предельно адекватен. Его психика решила отбросить туман войны с помощью увлечения новой религией, не более того.
Ну и немного про тактику Голозадого Генерала, которая, конечно, выглядела безумно и абсурдно, но некоторое рациональное начало в ней все же было.
Блайи набирал в отряд детей и подростков 9-15-ти лет. Они видели в нем значимого взрослого, готовы были слепо подчиняться приказам командира, у которого, по их мнению, была индульгенция от духов на любые действия. Взрослые люди знают, что жизнь всегда продолжается. Они действуют, исходя из мысли, что завтра или через год война закончится и нужно будет жить дальше. Подростки живут здесь и сейчас, они не могут еще думать с перспективой на год, не боятся смерти и не думают о последствиях. Этот набор навыков солдата в Либерии имел куда большее значение, чем профессиональные военные и тактические навыки.
Нагота. В случае ритуальной охоты в племени, нагота свидетельствует о равном бое. Слон без одежды и человек. Вопрос в том, кто кого завалит. Это честный бой. Правда у человека все равно в руках копье, но это детали. В случае с отрядами Голозадого Генерала нагота имела немного другой смысл. Представьте, что на вас на улице нападает безумного вида подросток с ножом. Как вы себя поведете? А если он к тому же будет голым? Стиль реакции изменится. Вы постараетесь брезгливо оттолкнуть голое тело, а не вступать в схватку. А если это безумного вида голый ребенок в парике? Как вы поступите? Не важно, об Африке речь или о Европе, в любом человеке присутствует некий пиетет перед наготой. С древних времен человек прикрывает свои половые органы. Голый незнакомый человек на биологическом уровне кажется беззащитным, неопасным и неприятным. От него хочется отойти, а не сражаться с ним.
Возраст. Они же дети. Когда взрослый отец семейства в деревне видел, что на него нападает парень возраста его сына, он впадал в ступор, ему становилось жалко ребенка. Конечно, когда речь идет о налете отряда безумных подростков, наверное, ты постараешься отбросить все эти соображения и постараешься спрятаться или будешь сражаться. Тем не менее, они казались детьми. Нагие или разряженные в женские вещи подростки казались младше своего возраста. Они выглядели на 5-10 лет. Таких детей человек на биологическом уровне считает беззащитными. Люди считают котят, щенят, младенцев и любых других детёнышей милыми. Так работает особый защитный механизм, выработанный в ходе эволюции. Детеныши беззащитны, их способность казаться милыми и неопасными защищает их. В подростковом возрасте этот механизм перестает работать. На биологическом уровне подростка мы уже воспринимаем как равного взрослому. В большинстве полевых отрядов других генералов были дети того же возраста, но только голозадые отряды Блайи за счет наготы и безумных нарядов, выглядели младше своего возраста. В основном подростки старались напротив, выглядеть старше.
Наркотики. Блайи давал своему отряду кашу, в которую подмешивал наркотики, впоследствии он просто бросал на стол пакет с порошком. Подростки употребляли их, и под воздействием психотропных препаратов теряли страх и способность к планированию. Впоследствии наутро им было стыдно за вчерашнее, и они старались заглушить стыд показной жестокостью.
Жестокость. Вопреки стереотипам, дети ничуть не более жестоки, чем взрослые. Это качество воспитывается страхом. Подростки боялись, что их заподозрят в слабости, и старались выглядеть более жестокими, чем они есть.
Покорность. Детей во всех уголках мира учат подчиняться взрослым. Лишь в подростковом возрасте они сознают себя людьми и начинают задавать вопросы. Если их запугать до нужной степени, они так и не начнут этого делать. Останутся покорными детьми во владении своего генерала.
Мифологическое сознание. Нам кажется странным, что кто-то говорит с духами, задабривает их жертвами, слушает тех, кто имеет прямой контакт с призраками. А вот священники и проповедники уже чем-то необычным нам не кажутся. Тут вопрос в привычке и укладе жизни. Блайи, как и все люди из племен народа кран, был воспитан в твердой вере, что существуют духи, с которыми нужно договариваться. Более того, в одиннадцать лет его уполномочили разговаривать с духами. Если все вокруг слышат голоса, а ты – нет, то безумен здесь ты, а не другие.
Труп для сплочения коллектива и круговая порука. Старый добрый способ тимбилдинга, которым пользовались все и всегда. В России самый известный случай убийства для сплочения коллектива – «Нечаевское дело». Подростки из отряда Блайи перед боем убивали жертву, вытаскивали сердце и вкушали кровь. Они были в этот момент не под воздействием препаратов, но верили, что участвуют в ритуале. При этом они понимали, что делают что-то плохое и незаконное. Об этих ритуалах никогда не говорили. Воспоминания о них сплачивали подростков немым согласием и принятием, давали ощущение, что пока они в отряде Блайи, они все делают правильно, но стоит им выйти из рядов частной армии, они останутся один на один со своими преступлениями и с виной за них.
Большинство подростков, участвовавших в отрядах Блайи и подобных банд-формированиях так и не нашли себе места в мирной жизни. Либерию до сих пор разрывают распри, а уровень преступности там один из самых высоких в мире.
Либерия. 1990-е гг. Фото - bbc
Подростки до утра потрошили и насиловали людей, но это уже были детские шалости, по мнению, 24-летнего походного генерала Джошуа Блайи.
Что такое Либерия и откуда она взялась?
История жизни Джошуа Блайи неразрывно связана с историей Либерии, места весьма своеобразного и колоритного. Особенно романтичные натуры называют эту страну самым черным сердцем Африки. Про сердце можно поспорить, но с тем, что эта местность на карте мрачновата и бедновата, никто спорить не будет точно.
Либерия сегодня. Фото - И. Варламов
В самом начале XIX века в Штатах стали задумываться о том, что рабство – это как-то не очень-то гуманно. Движение за борьбу против рабства назвали аболиционизмом. В рамках этого течения среди гуманистов-активистов-немножечко расистов и прочих любителей отпускать рыбок на свободу в лес, а хомячков – в море, родилась идея о том, что нужно всех привезенных сюда рабов, а также их детей, внуков и правнуков, погрузить на большой корабль и отправить обратно в Африку. В 1820-х среди белых аболиционистов идея эта приобрела большую популярность. Они считали, что настоящими американцами темнокожие никогда не станут, а в рабах их держать негуманно. Эти белые господа скинулись, снарядили корабли и отправили бывших рабов к берегам Африки. Там парочка переговорщиков подсуетились и договорились о покупке земли у местных племен за бешеные деньги – 50 долларов. Конечно, стоит сделать скидку на инфляцию, но и тогда покупку страны с выходом к морю за 50 долларов можно было считать крайне выгодной сделкой. Страну назвали Либерией, от латинского «liberty», то есть свобода.
Семья работорговцев в Либерии. XIX век. Фото из Яндекс-картинок
На кораблях из Штатов приехали уже дети и внуки тех людей, кого отлавливали по всей Африке, чтобы потом продать плантаторам юга. Эти люди видели в своей жизни только одну страну – родную плантацию. Следовательно, и построить они могли только то, что видели. Нужно было только придумать, кого назначить рабами. Жители местных племен вполне на это сгодились. Уже через пару десятилетий Либерия представляла собой странный суррогат чуть более жестокого и дешевого американского юга. Бывшие рабы превратились в плантаторов, покупавших на невольничьих рынках себе кучку-другую рабов. Самым многочисленным был народ племен кран, именно они чаще других становились рабами переселенцев из Штатов.
Зажиточная семья в Либерии. 1900-е гг. Фото из Яндекс-картинок
Переселенцы потихоньку отжимали себе все больше территорий, налаживали невольничий бизнес, по примеру американцев, а вместе со всем этим, конечно, росло недовольство коренных народов, вылившееся в военный переворот в 1980-м году, когда к власти пришел выходец племени кран Сэмюэль Доу.
Сэмюэль Доу сразу после переворота. 1980 г. Фото - bbc.
Он обещал людям свободу, демократию и законы, но не учел силу действия проклятия власти: тот, кто убил дракона, должен стать драконом.
В детстве
Джошуа Блайи, которого весь мир узнал под именем Голозадый Генерал, родился в 1971-м году, в семье выходцев народа кран, тех, кто больше всех пострадал от американских переселенцев. Жизнь в деревне рядом со столицей страны Монровией не слишком изменилась за сто или тысячу лет. Здесь все также строили хижины на одну комнату из глины, с земляным полом и соломой на крыше, готовили лепешки на открытом огне, а полноправным правителем племени, защитником и хозяином в одном лице был шаман. Вместе с тем Либерия была вовсе не отделена от всего остального мира, она просто нафиг никому не сдалась. По остаточному принципу сюда свозили разные блага цивилизации вроде кроссовок, жвачек, телевизоров, видеомагнитофонов, кокаина и АК-47.
У людей появились кроссовки и игрушки, но на образ жизни все это никак не повлияло. Племена воевали друг с другом, приносились дары богам и духам, а для особенного устрашения воины наносили боевой раскрас, правда, уже не такой, как у дедушек, а такой, как у Рэмбо. Нужно здесь уточнить, что в Либерии и по сей день у большинства людей мифологическое мировоззрение. В каждой деревне есть шаман, который имеет прямой контакт с духами, может договориться с ними или наоборот наслать кару. Для общения с духами часто практикуют жертвоприношения.
Джошуа Блайи. 1990-е гг. Фото - bbc
Блайи рос в обычной семье по меркам Либерии. Вплоть до одиннадцати лет его жизнь мало чем отличалось, от детства всех других мальчиков кран. По вечерам он прибегал в хижину друзей, чтобы посмотреть американские боевики, иногда на праздники ему перепадало несколько банок «Coca-cola» из наборов гуманитарной помощи, по вечерам он слушал рассказы о жестоких переселенцах из Штатов и ненависти ко всему американскому, учился в сельской школе с переменным успехом, ходил со взрослыми на охоту. Еды никогда не было вдоволь, но жил он точно не хуже других.
В одиннадцать лет отец повел мальчика к шаману, и тот во время своего сеанса связи с духами заметил, что паренек у него на приеме особенный и имеет все шансы стать новым шаманом. Если все пройдет успешно, то мальчик станет великим воином. Духи оказались правы, воином Блайи действительно оказался выдающимся.
Джошуа Блайи. 1990-е гг. Фото из Яндекс-картинок
Спустя несколько дней после похода к шаману мальчику организовали обряд инициации, кульминацией которого стало человеческое жертвоприношение. На глазах у мальчика другому ребенку заживо вспороли живот, вытащили сердце и заставили мальчика выпить еще теплую кровь. С этого момента Блайи стал официальным шаманом племени. Поначалу он учился у старших, но вскоре сам вполне успешно стал использовать различные натуральные и не очень наркотики для прямого контакта с духами, проводить жертвоприношения и настраивать людей на удачные битвы. Справлялся он весьма успешно, а когда Блайи было около восемнадцати его пригласили в отряд боевых шаманов самопровозглашенного президента Сэмюэля Доу.
Сэмюэль Доу с матерью. 1980-е гг. Фото bbc
Начинающий диктатор Доу собрал в своем дворце всех лучших шаманов племен народа кран, чтобы те договаривались для него с духами, устраняли врагов и подстраивали удачный исход любой битвы. Конечно, в Монровии, столице Либерии, строили уже дома получше, а пол в лачугах уже был бетонным, а не земляным. На улицах уложили асфальт, в кинотеатрах шли боевики со Сталлоне и Шварценеггером, а в магазинах продавали газировку и сигареты, но здесь люди также верили в высшие силы. Чем больше власти получает человек, тем более он становится суеверным параноиком. Так произошло и с Доу.
Вроде бы прогрессивный лидер поначалу буквально за год превратился в крайне суеверного диктатора, который повсюду рассказывал о том, что именно духи наделили его правом вершить правосудие в Либерии, править народом этой страны. Доу сам в это поверил. Поначалу он набрал отряд боевых шаманов из племен кран для того, чтобы заручиться поддержкой окраин и обеспечить себе народную любовь, но через год он уже сам требовал от своих ручных шаманов новых отрядов жертвоприношений, сеансов с духами и амулетов на защиту (обычно их делали из человеческих костей).
Сэмюэль Доу. 1980-е гг. Фото bbc
В 1989-м году Сэмюэля Доу свергли с поста лидера страны, а на его место пришел Принц Джонсон. Боевых шаманов в большинстве своем перебили, но Блайи умудрился сбежать. Отныне он был официальным врагом режима, а значит, нужно было учиться жить вне закона. До этого момента парень был вполне себе миролюбивым шаманом, который легко соглашался с тем, что старина Джордж Вашингтон на купюре куда лучше помогает договориться с духами, чем человеческие жертвоприношения. Вот если долларов нет, тогда нужно заколоть кого-нибудь, но если есть деньги, то с жертвоприношениями можно не усердствовать.
Либерия. 1990-е гг. Фото bbc
Блайи сбежал в родную деревню, где стал потихоньку работать шаманом, а параллельно сколотил себе отряд свято верящих в силу шамана подростков. Они один раз сходили на вылазку и сожгли соседнюю деревню, потом еще раз сгоняли в такой поход, а потом выяснилось, что в каждой деревне есть свой такой шаманский отряд беспредельщиков. В стране начиналась Первая Гражданская война.
Люди не верили Принцу Джонсону. Сэм Доу умудрился убедить людей, что его власть обеспечена духами, высшей силой и черной магией. Он неуязвим для простого человека. Если его свергнуть, Либерию настигнет кара. Чтобы изменить мнение людей Джонсон поймал сбежавшего Доу, запер, настроил камеры и стал снимать то, как его пытают. Бойцы Джонсона пытали бывшего диктатора несколько часов, резали, истязали, заставили съесть собственное ухо, а затем убили.
- Покажите по телевизору и разошлите во все информагентства, пусть все знают, кто теперь здесь у власти, - распорядился Джонсон.
В 1989-м году по всем телевизорам мира показали то, как пытают бывшего президента Либерии. Народ страны воочию увидел, что у Доу не было никакого договора с духами, а весь мир понял, что в Либерии нет никакой больше власти.
Голозадый генерал выходит на охоту
- Вас должны бояться не люди, а духи смерти, именно они бродят по полю боя. Чтобы они вас не обнаружили, вам нужно выходить на охоту так, чтобы духи вас не узнали, или испугались вас. Знаете, чего на самом деле они боятся?.. – говорил Джошуа Блайи толпе подростков, которые собрались вокруг него сейчас и внимательно слушали.
Со стороны это напоминало своеобразный пионерский лагерь. Ребята 9-15-ти лет сидели по кругу и слушали 20-летнего обнаженного Блайи, в руках у которого был череп.
Голозадый генерал Блайи во время своего военного руководства. 1990-е гг. Фото Пикабу
Проблема была лишь в том, что череп сейчас был настоящим. Джошуа рассказал своему отряду, что духи боятся наготы, поэтому, если выйти на охоту голым, духи не подойдут к ним. Если же они захотят обмануть духа, то в бой нужно идти, максимально изменив свою внешность. Если надеть парик, юбку или платье, то духи не узнают, кто перед ним. По ведомости они должны забрать пятнадцатилетнего Джо, а перед ними какая-то вульгарная девушка в юбке. Они запутаются и не найдут своего клиента.
Отряд Блайи. 1990-е гг. Фото bbc
Джошуа сказал мотивирующую речь, налил в стакан внутри черепа какого-то дешевого пойла из ближайшего магазина и сказал, что пора задобрить духов жертвой. Кто-то из толпы подростков поднялся, подошел к ближайшему дереву, к которому была привязана плачущая девочка лет девяти, отвязал ее и повел к шаману. Эту девочку привели сюда сами родители, чтобы шаман принес ее в жертву, ради защиты их дома и сына. Блайи исполнил ритуал, достал из девочки еще бьющееся сердце, вкусил его и передал своим бойцам. Затем он швырнул в центр круга, в котором сидели подростки, увесистый пакет с белым порошком. Дети со знанием дела открыли пакет и… приступили к потреблению магического, заряжающего на успешную битву вещества. Еще через час сотня голых подростков с криками и автоматами наперевес ринулась в атаку на соседнюю деревню.
Один из бойцов Блайи. Фото из Яндекс-картинок
И так каждый день в течение нескольких лет. Иногда банда вынуждена была скрываться от подобия местных властей в лесах, а иногда приходилось расправляться и с отрядами, которые называли себя полицией. Впрочем, они не были главной проблемой Блайи, намного больше неприятностей приносили другие банд-формирования, вроде того, где генерал Москит во главе, Рэмбо или Бэтмен.
После погрома банды Блайи. Фото bbc
Магическое мышление вкупе с любовью к американским боевикам 1980-х в Либерии превратилось в гремучую смесь. Бригадные генералы и легитимные шаманы вроде Блайи брали себе клички из числа имен киногероев: Рэмбо, Бэтмен, Москит, Спрей от москитов. Это все реальные имена бригадных генералов Первой гражданской войны в Либерии. Голозадый Генерал Блайи поначалу был одним из многих. Его фишкой было то, что он набирал к себе в отряд детей и подростков, отряд отличался чудовищной жесткостью, безумным поведением, а также тем, что в бой они шли голыми или наряженными в парики и женские вещи.
Отряд Блайи. 1990-е. Фото bbc
Самому Блайи на тот момент было чуть за двадцать, так что командовать подростками ему было сподручнее. На ритуальную охоту с отцом в детстве он ходил голым, так что ему такой способ ведения боя был привычнее, а старые подвязки в Монровии позволяли ему добывать дешевые наркотики, затопившие на к тому времени Черный континент. Постепенно Блайи начал побеждать, а вместе с тем и терять берега.
Блайи. 1990-е гг. Фото bbc
Его отряд становился все больше и многочисленнее. Они совершали чуть ли не несколько набегов в неделю, сжигая и уничтожая все на своем пути. Теперь уже не он сам, но его поверенные совершали ритуальные жертвоприношения и доставали бьющиеся сердца из жертв. Блайи в основном потреблял наркотики, говорил мотивирующие речи и разбирал награбленное. Стоит отдать ему должное: он сам всегда принимал активное участие в набегах, убивал, насиловал и сжигал дома в деревнях, а наутро его отряд обычно был занят сортировкой награбленного, а иногда от скуки гоняли в футбол черепами своих жертв (в сети есть эти фото, но я не стала их публиковать).
Боец отряда Блайи. Фото из Яндекс-картинок
Вскоре у Блайи появился переносной трон, украшенный человеческими костями, дорогой автомобиль, килограммы награбленного золота, а его фотографии стали мелькать в местной и международной прессе. Его безумного отряда абсолютно невменяемых подростков боялись все, иногда даже сам Голозадый Генерал поражался их жестокости.
После погрома. Фото EPA. У людей отрезаны уши, пальцы и пр.
Всего за несколько лет работы банд-формирования они убили что-то около 20 тысяч людей – это по признанию самого Блайи. Когда исследователи подсчитывали количество жертв Блайи, они называли цифры от 10 до 30 тысяч людей, но ничего точнее, конечно, здесь сказать нельзя. Никому никогда не было дела до людей в Либерии, никто не вел их подсчет.
После войны
В какой-то момент Блайи захватил слишком много алмазных месторождений, убил слишком много людей, а его отряды постепенно превращались в частную армию. Дети росли. 13-летние подростки превращались потихоньку в профессиональных и безжалостных солдат.
Блайи. 1990-е гг. Фото bbc
Гражданская война шла на спад, и с Блайи нужно было что-то делать. Полевые генералы стали объединяться и давать отпор отрядам Блайи, государственные власти (то, что от них осталось) открыли на него охоту.
Хитропопый генерал почуял, что запахло жаренным и объявил своей армии, что должен наладить контакт с духами и уйти на какое-то время в скит.
Блайи бежал в соседнюю Гану, где держал 54-дневный пост. На последний день поста, по его словам, он встретил Иисуса, который сказал ему, что убивать нехорошо. С тех пор Блайи стал проводником слова Божьего, то есть христианским проповедником. Он обосновался в Гане, но часто ездил с проповедями по соседним странам.
- Если самый страшный грешник, вроде меня, смог повстречать Бога, то и вы сможете, - любил завершать свою речь перед верующими Блайи. Через какое-то время он женился, обзавелся детьми, как родными, так и приемными.
Наверное, с его стороны, было бы логично больше никогда не появляться в Либерии и постараться вести как можно более тихую и незаметную жизнь, но Блайи поступил по-другому.
Блайи. 2010-е гг. Фото из Яндекс-картинок
Когда стали собирать камни Первой гражданской войны в Либерии, Блайи был первым, кто требовал международного трибунала и сказал, что готов предстать перед судом и ответить за свои преступления. Вот только таких полевых командиров в Либерии было несколько сотен. Многие из них к тому моменту остепенились, образумились, сделали политическую карьеру и занимали уже важные посты в правительстве. Кроме Блайи охотников предстать перед трибуналом не нашлось. Для очистки совести создали подобие комиссии по разбору полетов, в рамках которой публично допросили нескольких особенно кровожадных командиров, в том числе и Блайи. Голозадого генерала похлопали по плечу, погрозили пальцем за 20 тысяч убитых человек и попросили больше так не делать. На этом карьера генерала была официально завершена, а вот карьера проповедника только начиналась.
Голозадый генерал Блайи. Фото Кейт Вальдеграв
Сейчас Блайи вполне успешный, богатый человек, живет со своей женой и детьми, взял шефство над несколькими своими бывшими солдатами, которые так и не смогли вернуться к мирной жизни, активно проповедует христианство.
Что там по психологии?
Наверное, очень хочется назвать человека, поедающего бьющиеся сердца детей, сумасшедшим, но это было бы слишком просто. Намного приятнее думать, что маньяки и убийцы имеют какую-то особую, больную психику, отличающую их от других людей. Иногда это действительно так, но это все же исключение. Ни один больной человек не способен творить такие безумства, какие творят здоровые люди. В большинстве случаев серийные убийцы идут на свои преступления, сознавая, что поступают аморально и незаконно. Это их выбор, не более того.
Блайи. Наши дни. Фото bbc
Блайи можно назвать не просто психически здоровым человеком, но счастливым обладателем совершенно несокрушимой, железобетонной психики. Если предположить, что его резкий переезд в Гану и побег в христианство – уловка, то можно заключить, что в нем есть некоторая склонность к психопатии, но не большая, чем у любого настоящего генерала или у человека, склонного ездить в автобусе без билета. Напомню, психопатия или расстройства личности не нуждаются в лечении, это просто особый склад личности. Если же Блайи искренне уверовал в Бога, то он предельно адекватен. Его психика решила отбросить туман войны с помощью увлечения новой религией, не более того.
Блайи. Наши дни. Фото из Яндекс-картинок
Ну и немного про тактику Голозадого Генерала, которая, конечно, выглядела безумно и абсурдно, но некоторое рациональное начало в ней все же было.
Блайи набирал в отряд детей и подростков 9-15-ти лет. Они видели в нем значимого взрослого, готовы были слепо подчиняться приказам командира, у которого, по их мнению, была индульгенция от духов на любые действия. Взрослые люди знают, что жизнь всегда продолжается. Они действуют, исходя из мысли, что завтра или через год война закончится и нужно будет жить дальше. Подростки живут здесь и сейчас, они не могут еще думать с перспективой на год, не боятся смерти и не думают о последствиях. Этот набор навыков солдата в Либерии имел куда большее значение, чем профессиональные военные и тактические навыки.
Бойцы Блайи. Фото из Яндекс-картинок
Нагота. В случае ритуальной охоты в племени, нагота свидетельствует о равном бое. Слон без одежды и человек. Вопрос в том, кто кого завалит. Это честный бой. Правда у человека все равно в руках копье, но это детали. В случае с отрядами Голозадого Генерала нагота имела немного другой смысл. Представьте, что на вас на улице нападает безумного вида подросток с ножом. Как вы себя поведете? А если он к тому же будет голым? Стиль реакции изменится. Вы постараетесь брезгливо оттолкнуть голое тело, а не вступать в схватку. А если это безумного вида голый ребенок в парике? Как вы поступите? Не важно, об Африке речь или о Европе, в любом человеке присутствует некий пиетет перед наготой. С древних времен человек прикрывает свои половые органы. Голый незнакомый человек на биологическом уровне кажется беззащитным, неопасным и неприятным. От него хочется отойти, а не сражаться с ним.
Либерия. 1990-е гг. Фото bbc
Возраст. Они же дети. Когда взрослый отец семейства в деревне видел, что на него нападает парень возраста его сына, он впадал в ступор, ему становилось жалко ребенка. Конечно, когда речь идет о налете отряда безумных подростков, наверное, ты постараешься отбросить все эти соображения и постараешься спрятаться или будешь сражаться. Тем не менее, они казались детьми. Нагие или разряженные в женские вещи подростки казались младше своего возраста. Они выглядели на 5-10 лет. Таких детей человек на биологическом уровне считает беззащитными. Люди считают котят, щенят, младенцев и любых других детёнышей милыми. Так работает особый защитный механизм, выработанный в ходе эволюции. Детеныши беззащитны, их способность казаться милыми и неопасными защищает их. В подростковом возрасте этот механизм перестает работать. На биологическом уровне подростка мы уже воспринимаем как равного взрослому. В большинстве полевых отрядов других генералов были дети того же возраста, но только голозадые отряды Блайи за счет наготы и безумных нарядов, выглядели младше своего возраста. В основном подростки старались напротив, выглядеть старше.
Либерия. 1990-е гг. Фото из Яндекс-картинок
Наркотики. Блайи давал своему отряду кашу, в которую подмешивал наркотики, впоследствии он просто бросал на стол пакет с порошком. Подростки употребляли их, и под воздействием психотропных препаратов теряли страх и способность к планированию. Впоследствии наутро им было стыдно за вчерашнее, и они старались заглушить стыд показной жестокостью.
Жестокость. Вопреки стереотипам, дети ничуть не более жестоки, чем взрослые. Это качество воспитывается страхом. Подростки боялись, что их заподозрят в слабости, и старались выглядеть более жестокими, чем они есть.
Покорность. Детей во всех уголках мира учат подчиняться взрослым. Лишь в подростковом возрасте они сознают себя людьми и начинают задавать вопросы. Если их запугать до нужной степени, они так и не начнут этого делать. Останутся покорными детьми во владении своего генерала.
Мифологическое сознание. Нам кажется странным, что кто-то говорит с духами, задабривает их жертвами, слушает тех, кто имеет прямой контакт с призраками. А вот священники и проповедники уже чем-то необычным нам не кажутся. Тут вопрос в привычке и укладе жизни. Блайи, как и все люди из племен народа кран, был воспитан в твердой вере, что существуют духи, с которыми нужно договариваться. Более того, в одиннадцать лет его уполномочили разговаривать с духами. Если все вокруг слышат голоса, а ты – нет, то безумен здесь ты, а не другие.
Труп для сплочения коллектива и круговая порука. Старый добрый способ тимбилдинга, которым пользовались все и всегда. В России самый известный случай убийства для сплочения коллектива – «Нечаевское дело». Подростки из отряда Блайи перед боем убивали жертву, вытаскивали сердце и вкушали кровь. Они были в этот момент не под воздействием препаратов, но верили, что участвуют в ритуале. При этом они понимали, что делают что-то плохое и незаконное. Об этих ритуалах никогда не говорили. Воспоминания о них сплачивали подростков немым согласием и принятием, давали ощущение, что пока они в отряде Блайи, они все делают правильно, но стоит им выйти из рядов частной армии, они останутся один на один со своими преступлениями и с виной за них.
Либерия. 1990-е гг. Фото из Яндекс-картинок
Большинство подростков, участвовавших в отрядах Блайи и подобных банд-формированиях так и не нашли себе места в мирной жизни. Либерию до сих пор разрывают распри, а уровень преступности там один из самых высоких в мире.
Комментариев пока нет