"Покупали себе гладиатора для удовлетворения самых потаенных желаний": как в древнем Риме "развлекались" богачи
Римские гладиаторы во все времена были овеяны романтикой. Бесстрашные воины, сражавшиеся на арене Колизея (и не только его), принимали смерть с улыбкой, отличались физической силой и невероятной смелостью.
Действительно, не каждый был готов принять клятву гладиатора, в которой, в том числе, говорилось, что гладиатор должен с честью принять собственную смерть, и неважно, какой она будет: от оружия, сожжение, или быть забитым до смерти.
Однако некоторые стереотипы, бытующие в настоящее время, были сформированы благодаря в большей степени кинематографу. Причем режиссеры часто ради красивой картинки создавали откровенно неправильные образы.
Например, широко распространено мнение о том, что гладиаторами были только рабы, военнопленные (те же рабы) и осужденные преступники. Конечно, на ринги выходили и абсолютно неподготовленные «гладиаторы», который практически всегда погибали в первом же бою.
днако римляне были не столь расточительными, как нам пытаются доказать. Богатые римляне, имевшие собственных гладиаторов, а также тренеры школ гладиаторов (ланисты) отнюдь не горели желаниям массовой гибели своих подопечных даже в угоду толпе. Как ни цинично прозвучит, гладиаторы были достаточно выгодным вложениям капитала, а хорошо подготовленные гладиаторы – превосходным вложением капитала, поэтому гибель в поединке того, в кого были вложены немалые средства, владельцам гладиаторов совсем не нравилась.
Поэтому на рингах чаще всего соперники пытались только ранить друг друга, но никак не убить. Более того, сами гладиаторские поединки проходили не так часто, как нам пытаются показать. По некоторым оценкам, из восьми боев профессиональных гладиаторов только один заканчивался смертью. Это лишний раз говорит о том, что римляне очень бережно относились к своим «инвестициям». Кроме того, сами гладиаторы организовали что-то наподобие профессионального союза, который брал на себя похороны погибших товарищей, помогали семьям погибших и так далее.
Здесь же нужно отметить, что гладиаторами были не только рабы. К слову, после трех пяти лет боев раб получал, как правило, свободу. В ряды гладиаторов вступали и свободные граждане, которые, принимая клятву гладиатора, отказывались ото всех прав, привилегий и свобод римского гражданина.
И для этого были на самом деле достаточно веские причины.
Во-первых, во время поединка возбужденная толпа забрасывала победителя монетами, а некоторые высокопоставленные римские патриции могли подарить победителю и кошелек с золотыми монетами, что позволяло для, например, раба, не только выкупить собственную свободу, но и достаточно серьезно поправить материальное положение.
Также все деньги, которые гладиатор зарабатывал на ринге от зрителей, принадлежали именно ему. Кроме того, победитель турнира обязательно получал установленный немалый денежный приз и лавровый венок победителя. А самым лучшим гладиаторам присуждалась так называемая «награда за выслугу» - деревянный меч.
Его вручали не за один бой, а за неоднократные победы в знак признания того, что карьера гладиатора на арене была признана выдающейся. Это давало право либо навсегда уйти с арены, либо уже сражаться ради, так сказать, спортивного интереса без угрозы собственной жизни.
Кстати, если раненому гладиатору на арене даровали жизнь, то он получал, возможно, лучшее для того времени медицинское обслуживание. Опять же, это свидетельствует о том, что гладиаторы, вопреки расхожему мнению, не были простым расходным материалом, а долговременным и ценным вложением денежных средств. Но, кроме всего прочего, гладиаторы обладали одновременно и особенной привилегией, и проклятием.
Ошибочно думать, что время, свободное от битв на арене, гладиаторы посвящали исключительно тренировкам. Конечно, тренировкам посвящалась большая часть времени, потому что от уровня мастерства гладиатора зависела и его карьера, и его жизнь. Но были и другие достаточно специфические увлечения и занятия гладиаторов, которые сегодня могут и вызвать удивление, и, как ни странно, понимание.
Например, Коммод, сын императора Марка Аврелия, сам выступал в качестве гладиатора, и в свободное от битв время не скучал. По его приказу во дворце была построена мини-арена, где император, говоря современным языком, косплеил гладиатора.
Кроме того, Коммод обожал "особые развлечения", причем часто переодевался женщиной, чтобы вступить в связь с рабами мужского пола.
Кстати, и сам Марк Аврелий оказался участником достаточно жуткой забавы с гладиатором. Его жена, Фаустина. Однажды призналась супругу, что безумно любит одного гладиатора.
Шокированный император обратился за помощью к прорицателям. Те предложили «решение» - Фаустина должна была заняться с предметом своего обожания любовью, в процессе которой несчастный был убит. Супруга императора обмазалась "выделениями" любовника и прыгнула в объятия законного мужа. Это, по мнению прорицателей, даровало марку Аврелию жизненную силу и стойкость.
Здесь интересно, что Фестина влюбилась, по большому счету, в раба. При кажущейся странности ничего из рук вон выходящего здесь не было. Дело в том, что сами гладиаторские бои подспудно несли лёгкий эроналет, когда мужчины, играя мускулами, сражались.
Это вводило массу римских женщин в экстаз, поэтому богатые женщины даже брали с собой на бои специальных рабов, задачей которых было удовлетворить прямо на трибуне вспыхнувшее желание хозяйки.
Сами же гладиаторы по уровню популярности были на уровне современных известных поп-исполнителей. Их обожали простые граждане, о них мечтали знатные девушки и женщины.
Во время раскопок в Помпеи на стенах было обнаружено достаточно много фресок, где изображены сцены близости девушек с гладиаторами, причем исследователи уверены, что изображения – это фантазии римских женщин.
Отсюда и идет одно из главных «внеслужебных» занятий гладиаторов. Учитывая, что даже свободные граждане, по сути, отказывались от многих прав и свобод, гладиатор часто мог быть просто… использован в этом плане.
И это действительно так. Те женщины, которые имели достаточно золота, просто покупали себе понравившегося гладиатора для удовлетворения своих самых потаенных желаний. Причем чем популярнее был гладиатор, тем выше на него была цена.
Здесь нужно отметить, что свободные воины также часто занимались этим не по собственной воле, хотя иногда и имели право выбора. А вот рабы, как уже говорилось, права выбора не имели, поэтому та матрона, которая платила больше, и становилась счастливой обладательницей мускулистого и известного в Риме «приза».
По своей сути, вне арены гладиаторы стояли на одном уровне с работницами индустрии любви, и касалось это всех, включая и занимавшихся боями бывших свободных граждан.
Вторым занятием для гладиаторов была роль телохранителей. Опять же покупали самых известных бойцов только достаточно богатые римские женщины. А вот что касается непосредственной охраны тела, то ее и не было. Все опять же сводилось к банальной близости, которая происходила строго по желанию хозяйки.
Но, ради справедливости нужно сказать, что покупка гладиатора не проводилась на длительный срок. Как считают некоторые исследователи, срок составлял, в основном, одну ночь.
Например:
«многие богатые дамы, которые нанимают телохранителей-гладиаторов на ночь, делают это в расчете на то, что ее тело действительно будет очень тщательно охраняться, особым образом».
Другими словами, гладиаторы уже не были даже хозяевами своего тела, которые становились обычными инструментами для удовлетворения потайных желаний заказчицы. И, понятное дело, при кажущейся приятности подобных развлечений для гладиатора, не всегда объект «охранения» был приятен, так что даже в этом были свои отрицательные стороны.
Еще одно, возможно, не столько развлечение, сколько действие, часто характерное для гладиаторов – вольная или невольная способность влюбить в себя прекрасную римлянку. И таких случаев было настолько много, что, по слухам, даже Коммод, уже упомянутый сын якобы Марка Аврелия, некоторыми считается сыном гладиатора.
То есть Фестина, судя по всему, уже не первый раз влюблялась в воина арены. И раньше тому счастливчику повезло гораздо больше – его не только не убили, но его отпрыск даже стал сыном императора, правда, поимператорствовать не успел – Коммод своими выходками в определенный момент настолько всех достал, что его просто убили.
Еще одно подневольное развлечение касалось гладиаторов – ретиариев. На известных по школьным учебниках рисунках ретиарии изображены с трезубцем и сетью. В рейтинге «приятности» ретиарии среди гладиаторов стояли на самом последнем месте, потому что и их оружие, и манера ведения боя отдавали изнеженностью и «женоподобностью».
Поэтому, в отличие от мужественных и настоящих бойцов реатиарии также достаточно часто выступали в ролях «телохранителей» и так далее, правда, уже не для римских дам, а их пресытившихся супругов.
днако римляне были не столь расточительными, как нам пытаются доказать. Богатые римляне, имевшие собственных гладиаторов, а также тренеры школ гладиаторов (ланисты) отнюдь не горели желаниям массовой гибели своих подопечных даже в угоду толпе. Как ни цинично прозвучит, гладиаторы были достаточно выгодным вложениям капитала, а хорошо подготовленные гладиаторы – превосходным вложением капитала, поэтому гибель в поединке того, в кого были вложены немалые средства, владельцам гладиаторов совсем не нравилась.
Поэтому на рингах чаще всего соперники пытались только ранить друг друга, но никак не убить. Более того, сами гладиаторские поединки проходили не так часто, как нам пытаются показать. По некоторым оценкам, из восьми боев профессиональных гладиаторов только один заканчивался смертью. Это лишний раз говорит о том, что римляне очень бережно относились к своим «инвестициям». Кроме того, сами гладиаторы организовали что-то наподобие профессионального союза, который брал на себя похороны погибших товарищей, помогали семьям погибших и так далее.
Здесь же нужно отметить, что гладиаторами были не только рабы. К слову, после трех пяти лет боев раб получал, как правило, свободу. В ряды гладиаторов вступали и свободные граждане, которые, принимая клятву гладиатора, отказывались ото всех прав, привилегий и свобод римского гражданина.
И для этого были на самом деле достаточно веские причины.
Во-первых, во время поединка возбужденная толпа забрасывала победителя монетами, а некоторые высокопоставленные римские патриции могли подарить победителю и кошелек с золотыми монетами, что позволяло для, например, раба, не только выкупить собственную свободу, но и достаточно серьезно поправить материальное положение.
Также все деньги, которые гладиатор зарабатывал на ринге от зрителей, принадлежали именно ему. Кроме того, победитель турнира обязательно получал установленный немалый денежный приз и лавровый венок победителя. А самым лучшим гладиаторам присуждалась так называемая «награда за выслугу» - деревянный меч.
Его вручали не за один бой, а за неоднократные победы в знак признания того, что карьера гладиатора на арене была признана выдающейся. Это давало право либо навсегда уйти с арены, либо уже сражаться ради, так сказать, спортивного интереса без угрозы собственной жизни.
Кстати, если раненому гладиатору на арене даровали жизнь, то он получал, возможно, лучшее для того времени медицинское обслуживание. Опять же, это свидетельствует о том, что гладиаторы, вопреки расхожему мнению, не были простым расходным материалом, а долговременным и ценным вложением денежных средств. Но, кроме всего прочего, гладиаторы обладали одновременно и особенной привилегией, и проклятием.
Ошибочно думать, что время, свободное от битв на арене, гладиаторы посвящали исключительно тренировкам. Конечно, тренировкам посвящалась большая часть времени, потому что от уровня мастерства гладиатора зависела и его карьера, и его жизнь. Но были и другие достаточно специфические увлечения и занятия гладиаторов, которые сегодня могут и вызвать удивление, и, как ни странно, понимание.
Например, Коммод, сын императора Марка Аврелия, сам выступал в качестве гладиатора, и в свободное от битв время не скучал. По его приказу во дворце была построена мини-арена, где император, говоря современным языком, косплеил гладиатора.
Кроме того, Коммод обожал "особые развлечения", причем часто переодевался женщиной, чтобы вступить в связь с рабами мужского пола.
Кстати, и сам Марк Аврелий оказался участником достаточно жуткой забавы с гладиатором. Его жена, Фаустина. Однажды призналась супругу, что безумно любит одного гладиатора.
Шокированный император обратился за помощью к прорицателям. Те предложили «решение» - Фаустина должна была заняться с предметом своего обожания любовью, в процессе которой несчастный был убит. Супруга императора обмазалась "выделениями" любовника и прыгнула в объятия законного мужа. Это, по мнению прорицателей, даровало марку Аврелию жизненную силу и стойкость.
Здесь интересно, что Фестина влюбилась, по большому счету, в раба. При кажущейся странности ничего из рук вон выходящего здесь не было. Дело в том, что сами гладиаторские бои подспудно несли лёгкий эроналет, когда мужчины, играя мускулами, сражались.
Это вводило массу римских женщин в экстаз, поэтому богатые женщины даже брали с собой на бои специальных рабов, задачей которых было удовлетворить прямо на трибуне вспыхнувшее желание хозяйки.
Сами же гладиаторы по уровню популярности были на уровне современных известных поп-исполнителей. Их обожали простые граждане, о них мечтали знатные девушки и женщины.
Во время раскопок в Помпеи на стенах было обнаружено достаточно много фресок, где изображены сцены близости девушек с гладиаторами, причем исследователи уверены, что изображения – это фантазии римских женщин.
Отсюда и идет одно из главных «внеслужебных» занятий гладиаторов. Учитывая, что даже свободные граждане, по сути, отказывались от многих прав и свобод, гладиатор часто мог быть просто… использован в этом плане.
И это действительно так. Те женщины, которые имели достаточно золота, просто покупали себе понравившегося гладиатора для удовлетворения своих самых потаенных желаний. Причем чем популярнее был гладиатор, тем выше на него была цена.
Здесь нужно отметить, что свободные воины также часто занимались этим не по собственной воле, хотя иногда и имели право выбора. А вот рабы, как уже говорилось, права выбора не имели, поэтому та матрона, которая платила больше, и становилась счастливой обладательницей мускулистого и известного в Риме «приза».
По своей сути, вне арены гладиаторы стояли на одном уровне с работницами индустрии любви, и касалось это всех, включая и занимавшихся боями бывших свободных граждан.
Вторым занятием для гладиаторов была роль телохранителей. Опять же покупали самых известных бойцов только достаточно богатые римские женщины. А вот что касается непосредственной охраны тела, то ее и не было. Все опять же сводилось к банальной близости, которая происходила строго по желанию хозяйки.
Но, ради справедливости нужно сказать, что покупка гладиатора не проводилась на длительный срок. Как считают некоторые исследователи, срок составлял, в основном, одну ночь.
Например:
«многие богатые дамы, которые нанимают телохранителей-гладиаторов на ночь, делают это в расчете на то, что ее тело действительно будет очень тщательно охраняться, особым образом».
Другими словами, гладиаторы уже не были даже хозяевами своего тела, которые становились обычными инструментами для удовлетворения потайных желаний заказчицы. И, понятное дело, при кажущейся приятности подобных развлечений для гладиатора, не всегда объект «охранения» был приятен, так что даже в этом были свои отрицательные стороны.
Еще одно, возможно, не столько развлечение, сколько действие, часто характерное для гладиаторов – вольная или невольная способность влюбить в себя прекрасную римлянку. И таких случаев было настолько много, что, по слухам, даже Коммод, уже упомянутый сын якобы Марка Аврелия, некоторыми считается сыном гладиатора.
То есть Фестина, судя по всему, уже не первый раз влюблялась в воина арены. И раньше тому счастливчику повезло гораздо больше – его не только не убили, но его отпрыск даже стал сыном императора, правда, поимператорствовать не успел – Коммод своими выходками в определенный момент настолько всех достал, что его просто убили.
Еще одно подневольное развлечение касалось гладиаторов – ретиариев. На известных по школьным учебниках рисунках ретиарии изображены с трезубцем и сетью. В рейтинге «приятности» ретиарии среди гладиаторов стояли на самом последнем месте, потому что и их оружие, и манера ведения боя отдавали изнеженностью и «женоподобностью».
Поэтому, в отличие от мужественных и настоящих бойцов реатиарии также достаточно часто выступали в ролях «телохранителей» и так далее, правда, уже не для римских дам, а их пресытившихся супругов.
Комментариев пока нет