Народ в Византии публично насмехался над императорами. Почему правители поощряли народный юмор
В Византии сложилась необычная традиция - публично высмеивать своих императоров. Некоторые правители это даже поощряли. Давайте разберем, как это выглядело, и как некоторые императоры обращали это себе на пользу.
Мы воспринимаем Византию, как классическую империю Средних веков. Самодержавие и постоянные войны.
Юстиниан I. Автор картины - французский художник Энтони Хелберт
Действительно, Византия оказалась в гуще событий. Богатое государство атаковали со всех сторон, чтобы урвать свой кусок. Без железной дисциплины и эффективной системы противостоять этому долго было бы невозможно.
Но обычные люди везде и всегда остаются людьми, со своими слабостями.
Византийцы любили юмор, обожали надсмехаться над всей этой сложной и серьезной машиной под названием «Государство».
У юмористов есть такое понятие - «объект атаки». То есть тот, кого высмеивают в шутках. Если шутить на абстрактные темы, без персонажа, то шутка получается не такой острой и актуальной. И чем важнее и ближе к тебе объект атаки, тем острее может звучать шутка.
Византийские граждане решили не мелочиться, и выбрали себе для шуток - императора.
Лучшей площадкой для этого был ипподром, где император и народ встречались лицом к лицу. В этой атмосфере народ мог активно насмешничать и освистывать императора. А так как мероприятие было коллективным - всем хватало смелости и была свобода самовыражения.
Как правило, это были нарисованные плакаты, громкие песни и лозунги. В основном - на греческом языке, основном в Византии.
Большинство императоров это поощряло. На первый взгляд, выглядит нелепо. Трудно представить советских или российских правителей, которым нравились бы шутки в свой адрес. Не считая, конечно, Ельцина, которому, по моему, было абсолютно все равно.
Есть такое хорошее выражение.
Так и здесь. Императоры понимали, что при серьезных придворных порядках в Византии простой народ все равно будет искать отдушину в насмешках. Просто будет это делать, как говорили в советское время - на кухнях.
Разрешая народу шутить, они брали процесс под контроль. Темы аккуратно вбрасывались самим императором. Часто это были сексуальные намеки, часто касающиеся императрицы.
Народ разряжался, император же переключал внимание простых горожан с политических и экономических вопросов на бытовые. Все оставались в выигрыше!
Историк из Университета Аристотеля в Салониках Элефтериос Церкезис по крупицам собирал такие истории. Приведу самые яркие, на мой взгляд, примеры.
Император Морис (годы правления 582–602) был крайне непопулярен из-за своих мер жесткой экономии.
Толпа нашла простолюдина, похожего на императора. И его нарядили в черный плащ и корону из головок чеснока. После этого посадили на осла и пели песню, посвященную личной жизни и стилю правления Мориса. В вольном переводе с греческого звучит она так (разумеется, тогда это звучало рифмовано, вам же предоставлю прозаический вариант):
Константин V (годы правления 741–775) пользовался популярностью у многих жителей Константинополя. Однако и он не избежал насмешки за свой роман с пожилой женщиной по имени Агата. Сохранился стих, который распевали на ипподроме:
Императрица Феофано имела репутацию роковой женщины. Была очень красивой и этим пользовалась.
Вышла замуж за Никифора II, а затем убила его с заговорщиками: любовником, родным племянником и преемником Никифора Иоанном I. Последний едва сам на ней не женился, но опомнился и изгнал.
Императрица Ефросинья Дукиня Каматира была женщиной честолюбивой. Привыкла доминировать над мужем, при этом имела отношения на стороне. И народные мастера научили попугаев на главном рынке кричать оскорбительные фразы, выраженные в этом четверостишье:
Но обычные люди везде и всегда остаются людьми, со своими слабостями.
Византийцы любили юмор, обожали надсмехаться над всей этой сложной и серьезной машиной под названием «Государство».
У юмористов есть такое понятие - «объект атаки». То есть тот, кого высмеивают в шутках. Если шутить на абстрактные темы, без персонажа, то шутка получается не такой острой и актуальной. И чем важнее и ближе к тебе объект атаки, тем острее может звучать шутка.
Византийские граждане решили не мелочиться, и выбрали себе для шуток - императора.
Лучшей площадкой для этого был ипподром, где император и народ встречались лицом к лицу. В этой атмосфере народ мог активно насмешничать и освистывать императора. А так как мероприятие было коллективным - всем хватало смелости и была свобода самовыражения.
Как правило, это были нарисованные плакаты, громкие песни и лозунги. В основном - на греческом языке, основном в Византии.
Большинство императоров это поощряло. На первый взгляд, выглядит нелепо. Трудно представить советских или российских правителей, которым нравились бы шутки в свой адрес. Не считая, конечно, Ельцина, которому, по моему, было абсолютно все равно.
Есть такое хорошее выражение.
Если назревает революция, и ты не можешь ее остановить - возглавь!
Так и здесь. Императоры понимали, что при серьезных придворных порядках в Византии простой народ все равно будет искать отдушину в насмешках. Просто будет это делать, как говорили в советское время - на кухнях.
Разрешая народу шутить, они брали процесс под контроль. Темы аккуратно вбрасывались самим императором. Часто это были сексуальные намеки, часто касающиеся императрицы.
Народ разряжался, император же переключал внимание простых горожан с политических и экономических вопросов на бытовые. Все оставались в выигрыше!
Историк из Университета Аристотеля в Салониках Элефтериос Церкезис по крупицам собирал такие истории. Приведу самые яркие, на мой взгляд, примеры.
Император Морис (годы правления 582–602) был крайне непопулярен из-за своих мер жесткой экономии.
Монета с изображением Мориса
Толпа нашла простолюдина, похожего на императора. И его нарядили в черный плащ и корону из головок чеснока. После этого посадили на осла и пели песню, посвященную личной жизни и стилю правления Мориса. В вольном переводе с греческого звучит она так (разумеется, тогда это звучало рифмовано, вам же предоставлю прозаический вариант):
«Он нашел нежную телкуи отжарил ее, как молодого петуха.Сделал с ней 9 детей, твердолобых, как камень.И никто не смеет про это сказать, потому что он всем заткнул рот.О Господь, грозный и могущественный,Ударь его по черепу, чтобы он стал менее высокомерным,И я поклянусь пожертвовать тебе огромного быка в благодарность».
Константин V (годы правления 741–775) пользовался популярностью у многих жителей Константинополя. Однако и он не избежал насмешки за свой роман с пожилой женщиной по имени Агата. Сохранился стих, который распевали на ипподроме:
«Агата совсем состарилась,Но ты снова влил в нее молодость».
Императрица Феофано имела репутацию роковой женщины. Была очень красивой и этим пользовалась.
Императрица Феофано в представлении современного художника
Вышла замуж за Никифора II, а затем убила его с заговорщиками: любовником, родным племянником и преемником Никифора Иоанном I. Последний едва сам на ней не женился, но опомнился и изгнал.
«Феофано захотелось пирога, но вместо этого Красавица им подавилась;
Та, что носила королевскую мантию, теперь щеголяет открытой кожей».
Императрица Ефросинья Дукиня Каматира была женщиной честолюбивой. Привыкла доминировать над мужем, при этом имела отношения на стороне. И народные мастера научили попугаев на главном рынке кричать оскорбительные фразы, выраженные в этом четверостишье:
«Сколько стоит принять закон?
Ты, ночная бабочка, назначь справедливую цену!
Общественный порядок выставлен на продажу,
Но не забывай, что есть справедливость!»
Народ намекал на то, что императрица вела легкомысленный образ жизни, который отражался на законах.А как вы думаете, насмешки над басилевсами и правда снимали напряжение в народе? Или, напротив, приводили к падению уважения к власти и монархам.Пожалуйста оцените статью и поделитесь своим мнением в комментариях — это очень важно для нас!
Комментарии2