Хазары
Так, в "Повести временных лет" летописец начинает древнерусскую историю с упоминания дани, которую хазары собирали со славянских племен Среднего Поднепровья. Нестор-летописец рассказывает, как степняки-хазары подошли к земле полян - тогдашних жителей Киева, и потребовали с них дани, и поляне дали им дань мечами, в чем хазары увидели недобрый знак! Позже так и случилось, завершает свой рассказ летописец - русские князья стали владеть хазарами.
"Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хазарам.
Их села и нивы за буйный набег
Обрёк он мечам и пожарам…"
Хазары были "отмщены", но только не Олегом и не его сыном Игорем, а наследником Игоря - Святославом, который в 960-е годы разгромил некогда могущественное Хазарское государство, не оставив от него камня на камне...
Если от хазарской истории отмотать немного назад, то хазары отнюдь не были первыми обитателями степной зоны Евразии, которые стремились обложить данью оседлых земледельцев и горожан.
В степи, где господствовали потомки скифов и сарматов, говорившие на иранских языках, привыкшие к тому, что где-то близ лесостепи живут славяне, хазар поначалу не было. Степной коридор служил путеводной дорогой для всех степняков, начиная с гуннов, которые пытались прорваться к Риму и Константинополю. В VI веке наводившая ужас на всю Евразию Гуннская держава распалась. И в VI же веке сформировалась колоссальная империя с центром где-то в предгорьях Алтая. Империя была создана новым народом, о котором ничего до того не слышали. Это был тюркский каганат, а народ именовался тюрками. Многочисленные тюркоязычные народы подчинялись кагану, который сидел на своем золотом троне где-то в предгорьях Алтая и брал дань со всех, до кого мог добраться.
К концу VI века в период наибольшего расширения каганата это государство контролировало огромную территорию, включавшую в себя территории современного Северного Китая, Монголии, Алтая, Центральной Азии, Крыма и Северного Кавказа!
Но, как всегда водится у неустойчивых и кочевых государств, в 603 году Тюркский каганат распался на две враждующие группировки тюрков - Западно-тюркский и Восточно-тюркский каганаты. И именно там, в Западно-тюркском каганате - в степях Восточного Предкавказья, и оказались хазары, выделившиеся в 620-х годах в племенной союз уже как самостоятельная политическая единица. Будучи конфедератами в Западно-тюркском каганате, хазары в середине VI века контактировали с персами и даже помогали византийскому императору Ираклию (годы правления 610-641) в его походе против персов. Но в результате вторжения китайских войск, длительных межплеменных войн и династических междоусобиц в 650-х годах Западно-тюркский каганат распадается, и его полноправным политическим наследником становится новое государство - Хазарский каганат.
Происхождение хазар очень запутанно и до сих пор вызывает горячие споры, ибо совершенно непонятно, к какой именно лингвистической и этнической тюркской группе народов они принадлежали ранее. Да и язык хазар является такой же загадкой, как и сами хазары, так как от него ничего не сохранилось, кроме имен и титулов правителей, которые ни о чем точно не говорят.
Согласно разным версиям хазары являются потомками гуннского племени акацир, уйгуров или савиров из районов Западной Сибири. Даже уже став государством, этнически оно было очень разнообразным, состоящим из тюрок, славян, иранцев, германцев, финно-угров и множества других групп. Хазары были очень этнически несопоставимы, сохраняя разные оттенки кожи (белые и черные хазары) и антропологические типы.
"Хазары, живут на севере населенных земель. Земля их холодная и сырая. Потому лицом они белы, глазами сини, волосы у них больше рыжие и вьются, телом они крупны, а нравом холодны. Народ сей дик"
© Неизвестный хронист
"Хазары не походят на тюрок, они черноволосы, разделяются на два разряда, один называется кара-хазар, они смуглы так сильно, что их смуглота отдает в чернь, они словно какой-либо разряд из Индии. Другой разряд - белые, красивые и совершенные по внешнему виду"
© Абу Исхак аль-Истахри (арабский географ, чьи сведения являются одними из важнейших источников о хазарах)
В 680 году, после полного разгрома хазарами государства Великая Булгария, вышедший на историческую арену новообразованный Хазарский каганат стал единственным централизованным и сильным государством между Черным и Каспийским морями и полностью утвердил свое политическое влияние в этом регионе. На территориях, завоеванных хазарами земель, установился некий этнический союз, принципом которого было изъявление покоренными племенами покорности хазарскому кагану и выплата ему дани на условиях защиты их от внешних врагов, сохранения собственной формы власти и свободы вероисповедания. Хазарский каганат контролировал территории от Аральского моря и западной границы Хорезма до Западной Украины. На этих землях хазары были посредниками в торговле товарами между Европой и Шелковым путем и обладали настолько сильными вооруженными силами, что их мощь была равна мощи Византийской империи и Арабского халифата. На своей южной границе уже окрепшие хазары стали угрожать сисанидскому Ирану, недаром иранские правители стали укреплять крепость Дербент на Каспии, чтобы хазары не прорвались в подвластную Ирану территорию через Каспийские ворота. Продолжая продвигаться дальше на юг, в Закавказье, хазары столкнулись с арабами, что привело к долгим (с 650 по 737 годы) и кровопролитным войнам, которые велись с переменным успехом, где набеги арабов на хазарские города Семендер (с Тарки возле Махачкалы) и Беленджер (в Дагестане) сменялись действиями хазарской армии на территории Ирана. В результате все это закончилось полным разгромом армии хазарского полководца Хазар-тархана. Но итоги этой войны были противоречивы.
Арабский халифат Омейядов распался в 751 году, благодаря чему Хазарский каганат в VIII веке быстро оправился от этого поражения, и там началось время экономического подъема. На контролируемой хазарами территории возникает салтово-маяцкая археологическая культура, там начинается чеканка монет...
В IX веке (около 834 года) хазарами на нижнем Дону был построен город Саркел (Белая Вежа), а столица Хазарского каганата - Итиль в дельте Волги - превратилась в крупнейший торговый пункт. Хазарские археологические памятники являются для нас свидетельствами становления городской культуры в тех местах, где ранее простирались лишь необъятные степи, по которым гулял ветер. Но, к сожалению, памятники эти сохранили для современников лишь надписи, сделанные тюркскими рунами, которые так и не расшифрованы до сих пор. Археологические раскопки на территориях, контролируемых хазарами, говорят о высокой и самодостаточной культуре.
В районе рек Дона и Северского Донца находился крупный для этого региона центр выплавки железа, чьей продукцией были орудия ремесел и сельского хозяйства. Во время раскопок были найдены полные наборы инструментов для ремесел - это молоты и молотки, наковальни, ножницы по металлу, щипцы и др. Из вооружений были обнаружены сабли, которые являлись основным оружием хазарской армии, наконечники копий и стрел.
Первые трещины в государстве хазар начались с какого-то внутреннего конфликта, который в нашей историографии принято называть гражданской войной в Хазарии. Единственный письменный источник об этом - это дошедший до наших дней текст византийского императора Константина VII Багрянородного, из которого следует, что в каганате произошла междоусобная война, в которой в качестве противоборствующих сторон выступали хазарские правители и мятежники (этническая и социальная принадлежность которых в тексте не указана). Ну а итогом этой войны явилась победа хазарского правительства, уничтожение части мятежников и бегство другой части в землю печенегов (Пачинакия), где они поселились вместе с венграми. Результатом похода князя Святослава в 965 году и постоянных набегов печенегов и гузов в 965-969 гг. стало полное разорение страны, разрушение городов и в итоге - падение каганата, который в конце IX века уже полностью прекратил свое существование как государство.
Но, по всей видимости, причины краха Хазарии находились внутри самого каганата, а не в постоянных и изматывающих войнах с соседями.
Хазары, как народ, прошли точно такой же исторический путь, как и их предшественники, создававшие свои недолговечные государства в степной части Евразии - гунны и тюрки, а с падением Хазарского каганата разрушились все социальные и этнические связи, исчез и титульный народ. Лев Гумилёв причинами упадка Хазарии считает экономический кризис, а также утрату пассионарности, следствием которой стало поражение каганата от более активных (пассионарных) соседей. Главным событием, которое подтолкнуло к падению Хазарский каганат, стал поход Святослава в 965 году. Эта его военная кампания очень хорошо описана в "Повести временных лет". Правда, в "Повести временных лет" нет прямых указаний на уничтожение Хазарского государства в 965 году, она только лишь свидетельствует о поражении хазар и разорении их главных городов.
Хазария - единственное государство, исповедовавшее иудаизм.
Примерно в 740 году часть хазар приняла иудаизм во главе с военачальником Буланом, ставшим позже царем (беком), причем сначала Булан и его окружение держали в тайне свое обращение в иудаизм, скрывая это даже от своего народа. Посланцы из Византийской империи и Арабского халифата активно склоняли хазарского правителя к своей вере. Но уже в конце VIII - начале IX веков один из его потомков - царь Овадия, объявил иудаизм государственной религией Хазарии.
При этом обращение могущественного народа в иудаизм - событие вовсе не рядовое, поэтому были все основания полагать, что это событие должно было вызвать волну откликов в различных письменных источниках того периода. Однако в случае с хазарами подобных свидетельств практически не существует.
Даже по масштабам обращения среди специалистов имеются разночтения. Одни считают, что в иудаизм перешли только царский род и окружающая его часть высшей знати. Другие, в частности израильские историки, настаивают на широком распространении этой религии среди всех хазар, а также на ее проникновении в среду подчиненных хазарам народов.
В более позднее время история обращения хазар в иудаизм долго служила для евреев источником гордости и аргументом в пользу иудейской религии. Но дошедшие до нас тексты, свидетельствующие об обращении хазар в иудаизм, признаны спорными, равно как вызывает вопросы и отсутствие каких бы то ни было археологических или других вещественных доказательств, указывающих на массовое обращение народа, что в целом ставит под сомнение как масштабы, так и непосредственно саму историчность этого факта...
Некоторые историки, изучающие это уникальное государство, считают, что обращение Хазарии в иудаизм продемонстрировало многим соседям ее духовную независимость от соседних Византии и Арабского халифата.
Хасдай ибн Шапрут (еврейский учёный 10 века) написал письмо на иврите, обращенное к правившему тогда в Хазарии царю Иосифу, передал его с купцами-раданитами* и получил ответное письмо от Иосифа, написанное на иврите, где правитель подробно рассказывал ему об истории и географии своей страны и о том, как его предки приняли иудаизм, о своих отношениях с могущественными соседями - Византией, Арабским халифатом и русами.
"Я тебе сообщаю, что я живу у реки по имени Итиль (Волга). У этой реки расположены многочисленные народы в селах и городах, некоторые в открытых местностях, а другие в укрепленных стенами городах... Все они мне служат и платят дань. Оттуда граница поворачивает по пути к Хуверезму (Хорезму). Все живущие на берегу этого моря на протяжении одного месяца пути, все платят мне дань. А еще на южной стороне - Самандар в конце страны... а он расположен на берегу моря. Оттуда граница поворачивает к горам".
Далее хазарский царь перечисляет подвластные ему племена:
"Они многочисленны, как песок. Все они служат мне и платят мне дань. Место расположение их и место жительства их простирается на протяжении четырех месяцев пути. Знай и уразумей, что живу я у устья реки, охраняю его и не пускаю русов... идти на исмаильтян и точно так же врагов их (исмаильтян) на суше приходить к Воротам. Я веду с ними войну. Если бы я их оставил в покое на один час, они уничтожили бы всю страну исмаильтян до Багдада...
Ты еще спрашивал меня о моем местожительстве. Знай, что я живу у этой реки, и на ней находится три города. В одном живет царица; этот город, в котором я родился. Он велик... Во втором городе живут иудеи, христиане и исмаильтяне... Он средней величины. В третьем городе живу я сам, мои князья, рабы и служители и приближенные ко мне виночерпии. Он расположен в форме круга. Между этими стенами тянется река. Это мое пребывание до зимы"
Раданиты - это странствующие еврейские купцы, которые на протяжении раннего Средневековья контролировали торговые связи между исламским Востоком и христианской Европой по Шелковому пути и другим торговым маршрутам, создав первую в истории постоянную торговую сеть, простиравшуюся от Китая и Индии до Западной Европы. Историками не исключается, что именно раданиты принесли в Хазарию иудейскую веру.
У хазарского кагана имелась гвардия, которая называлась Ал-Ларисия. Она состояла из мусульманского племени ларисиев, переселившихся из Хорезма. По этнической принадлежности они аорсы - среднеазиатские аланы. Гвардия насчитывала 7000 профессиональных тяжеловооруженных конных лучников и копейщиков. Воины были облачены в панцири, кольчуги и шлемы. Расквартировывались в хазарской столице Итиле. Гвардия подчинялась лично царю и являлась самой боеспособной силой поздней Хазарии. Из всех государств региона только Хазария была в состоянии содержать профессиональную (то есть оплачиваемую) армию, которая к тому же была укомплектована дорогим тяжёлым вооружением.
Она являлась ядром хазарской военной системы, которая состояла так же в значительной степени из собственно хазарских контингентов, выставлявшихся знатью по требованию царя. Гвардия, бесспорно, имела большое влияние в столице. Вероятно, именно с ней связано первичное распространение ислама в Поволжье. Возможно, эти воины проявили себя после разгрома Хазарии Святославом, когда в конце X века хазарский царь перешёл из иудаизма в ислам и Хазария попала под власть Хорезма.
Отмстить неразумным хазарам.
Их села и нивы за буйный набег
Обрёк он мечам и пожарам…"
Хазары были "отмщены", но только не Олегом и не его сыном Игорем, а наследником Игоря - Святославом, который в 960-е годы разгромил некогда могущественное Хазарское государство, не оставив от него камня на камне...
Если от хазарской истории отмотать немного назад, то хазары отнюдь не были первыми обитателями степной зоны Евразии, которые стремились обложить данью оседлых земледельцев и горожан.
В степи, где господствовали потомки скифов и сарматов, говорившие на иранских языках, привыкшие к тому, что где-то близ лесостепи живут славяне, хазар поначалу не было. Степной коридор служил путеводной дорогой для всех степняков, начиная с гуннов, которые пытались прорваться к Риму и Константинополю. В VI веке наводившая ужас на всю Евразию Гуннская держава распалась. И в VI же веке сформировалась колоссальная империя с центром где-то в предгорьях Алтая. Империя была создана новым народом, о котором ничего до того не слышали. Это был тюркский каганат, а народ именовался тюрками. Многочисленные тюркоязычные народы подчинялись кагану, который сидел на своем золотом троне где-то в предгорьях Алтая и брал дань со всех, до кого мог добраться.
К концу VI века в период наибольшего расширения каганата это государство контролировало огромную территорию, включавшую в себя территории современного Северного Китая, Монголии, Алтая, Центральной Азии, Крыма и Северного Кавказа!
Но, как всегда водится у неустойчивых и кочевых государств, в 603 году Тюркский каганат распался на две враждующие группировки тюрков - Западно-тюркский и Восточно-тюркский каганаты. И именно там, в Западно-тюркском каганате - в степях Восточного Предкавказья, и оказались хазары, выделившиеся в 620-х годах в племенной союз уже как самостоятельная политическая единица. Будучи конфедератами в Западно-тюркском каганате, хазары в середине VI века контактировали с персами и даже помогали византийскому императору Ираклию (годы правления 610-641) в его походе против персов. Но в результате вторжения китайских войск, длительных межплеменных войн и династических междоусобиц в 650-х годах Западно-тюркский каганат распадается, и его полноправным политическим наследником становится новое государство - Хазарский каганат.
Происхождение хазар очень запутанно и до сих пор вызывает горячие споры, ибо совершенно непонятно, к какой именно лингвистической и этнической тюркской группе народов они принадлежали ранее. Да и язык хазар является такой же загадкой, как и сами хазары, так как от него ничего не сохранилось, кроме имен и титулов правителей, которые ни о чем точно не говорят.
Согласно разным версиям хазары являются потомками гуннского племени акацир, уйгуров или савиров из районов Западной Сибири. Даже уже став государством, этнически оно было очень разнообразным, состоящим из тюрок, славян, иранцев, германцев, финно-угров и множества других групп. Хазары были очень этнически несопоставимы, сохраняя разные оттенки кожи (белые и черные хазары) и антропологические типы.
"Хазары, живут на севере населенных земель. Земля их холодная и сырая. Потому лицом они белы, глазами сини, волосы у них больше рыжие и вьются, телом они крупны, а нравом холодны. Народ сей дик"
© Неизвестный хронист
"Хазары не походят на тюрок, они черноволосы, разделяются на два разряда, один называется кара-хазар, они смуглы так сильно, что их смуглота отдает в чернь, они словно какой-либо разряд из Индии. Другой разряд - белые, красивые и совершенные по внешнему виду"
© Абу Исхак аль-Истахри (арабский географ, чьи сведения являются одними из важнейших источников о хазарах)
В 680 году, после полного разгрома хазарами государства Великая Булгария, вышедший на историческую арену новообразованный Хазарский каганат стал единственным централизованным и сильным государством между Черным и Каспийским морями и полностью утвердил свое политическое влияние в этом регионе. На территориях, завоеванных хазарами земель, установился некий этнический союз, принципом которого было изъявление покоренными племенами покорности хазарскому кагану и выплата ему дани на условиях защиты их от внешних врагов, сохранения собственной формы власти и свободы вероисповедания. Хазарский каганат контролировал территории от Аральского моря и западной границы Хорезма до Западной Украины. На этих землях хазары были посредниками в торговле товарами между Европой и Шелковым путем и обладали настолько сильными вооруженными силами, что их мощь была равна мощи Византийской империи и Арабского халифата. На своей южной границе уже окрепшие хазары стали угрожать сисанидскому Ирану, недаром иранские правители стали укреплять крепость Дербент на Каспии, чтобы хазары не прорвались в подвластную Ирану территорию через Каспийские ворота. Продолжая продвигаться дальше на юг, в Закавказье, хазары столкнулись с арабами, что привело к долгим (с 650 по 737 годы) и кровопролитным войнам, которые велись с переменным успехом, где набеги арабов на хазарские города Семендер (с Тарки возле Махачкалы) и Беленджер (в Дагестане) сменялись действиями хазарской армии на территории Ирана. В результате все это закончилось полным разгромом армии хазарского полководца Хазар-тархана. Но итоги этой войны были противоречивы.
Арабский халифат Омейядов распался в 751 году, благодаря чему Хазарский каганат в VIII веке быстро оправился от этого поражения, и там началось время экономического подъема. На контролируемой хазарами территории возникает салтово-маяцкая археологическая культура, там начинается чеканка монет...
В IX веке (около 834 года) хазарами на нижнем Дону был построен город Саркел (Белая Вежа), а столица Хазарского каганата - Итиль в дельте Волги - превратилась в крупнейший торговый пункт. Хазарские археологические памятники являются для нас свидетельствами становления городской культуры в тех местах, где ранее простирались лишь необъятные степи, по которым гулял ветер. Но, к сожалению, памятники эти сохранили для современников лишь надписи, сделанные тюркскими рунами, которые так и не расшифрованы до сих пор. Археологические раскопки на территориях, контролируемых хазарами, говорят о высокой и самодостаточной культуре.
В районе рек Дона и Северского Донца находился крупный для этого региона центр выплавки железа, чьей продукцией были орудия ремесел и сельского хозяйства. Во время раскопок были найдены полные наборы инструментов для ремесел - это молоты и молотки, наковальни, ножницы по металлу, щипцы и др. Из вооружений были обнаружены сабли, которые являлись основным оружием хазарской армии, наконечники копий и стрел.
Первые трещины в государстве хазар начались с какого-то внутреннего конфликта, который в нашей историографии принято называть гражданской войной в Хазарии. Единственный письменный источник об этом - это дошедший до наших дней текст византийского императора Константина VII Багрянородного, из которого следует, что в каганате произошла междоусобная война, в которой в качестве противоборствующих сторон выступали хазарские правители и мятежники (этническая и социальная принадлежность которых в тексте не указана). Ну а итогом этой войны явилась победа хазарского правительства, уничтожение части мятежников и бегство другой части в землю печенегов (Пачинакия), где они поселились вместе с венграми. Результатом похода князя Святослава в 965 году и постоянных набегов печенегов и гузов в 965-969 гг. стало полное разорение страны, разрушение городов и в итоге - падение каганата, который в конце IX века уже полностью прекратил свое существование как государство.
Но, по всей видимости, причины краха Хазарии находились внутри самого каганата, а не в постоянных и изматывающих войнах с соседями.
Хазары, как народ, прошли точно такой же исторический путь, как и их предшественники, создававшие свои недолговечные государства в степной части Евразии - гунны и тюрки, а с падением Хазарского каганата разрушились все социальные и этнические связи, исчез и титульный народ. Лев Гумилёв причинами упадка Хазарии считает экономический кризис, а также утрату пассионарности, следствием которой стало поражение каганата от более активных (пассионарных) соседей. Главным событием, которое подтолкнуло к падению Хазарский каганат, стал поход Святослава в 965 году. Эта его военная кампания очень хорошо описана в "Повести временных лет". Правда, в "Повести временных лет" нет прямых указаний на уничтожение Хазарского государства в 965 году, она только лишь свидетельствует о поражении хазар и разорении их главных городов.
Хазария - единственное государство, исповедовавшее иудаизм.
Примерно в 740 году часть хазар приняла иудаизм во главе с военачальником Буланом, ставшим позже царем (беком), причем сначала Булан и его окружение держали в тайне свое обращение в иудаизм, скрывая это даже от своего народа. Посланцы из Византийской империи и Арабского халифата активно склоняли хазарского правителя к своей вере. Но уже в конце VIII - начале IX веков один из его потомков - царь Овадия, объявил иудаизм государственной религией Хазарии.
При этом обращение могущественного народа в иудаизм - событие вовсе не рядовое, поэтому были все основания полагать, что это событие должно было вызвать волну откликов в различных письменных источниках того периода. Однако в случае с хазарами подобных свидетельств практически не существует.
Даже по масштабам обращения среди специалистов имеются разночтения. Одни считают, что в иудаизм перешли только царский род и окружающая его часть высшей знати. Другие, в частности израильские историки, настаивают на широком распространении этой религии среди всех хазар, а также на ее проникновении в среду подчиненных хазарам народов.
В более позднее время история обращения хазар в иудаизм долго служила для евреев источником гордости и аргументом в пользу иудейской религии. Но дошедшие до нас тексты, свидетельствующие об обращении хазар в иудаизм, признаны спорными, равно как вызывает вопросы и отсутствие каких бы то ни было археологических или других вещественных доказательств, указывающих на массовое обращение народа, что в целом ставит под сомнение как масштабы, так и непосредственно саму историчность этого факта...
Некоторые историки, изучающие это уникальное государство, считают, что обращение Хазарии в иудаизм продемонстрировало многим соседям ее духовную независимость от соседних Византии и Арабского халифата.
Хасдай ибн Шапрут (еврейский учёный 10 века) написал письмо на иврите, обращенное к правившему тогда в Хазарии царю Иосифу, передал его с купцами-раданитами* и получил ответное письмо от Иосифа, написанное на иврите, где правитель подробно рассказывал ему об истории и географии своей страны и о том, как его предки приняли иудаизм, о своих отношениях с могущественными соседями - Византией, Арабским халифатом и русами.
"Я тебе сообщаю, что я живу у реки по имени Итиль (Волга). У этой реки расположены многочисленные народы в селах и городах, некоторые в открытых местностях, а другие в укрепленных стенами городах... Все они мне служат и платят дань. Оттуда граница поворачивает по пути к Хуверезму (Хорезму). Все живущие на берегу этого моря на протяжении одного месяца пути, все платят мне дань. А еще на южной стороне - Самандар в конце страны... а он расположен на берегу моря. Оттуда граница поворачивает к горам".
Далее хазарский царь перечисляет подвластные ему племена:
"Они многочисленны, как песок. Все они служат мне и платят мне дань. Место расположение их и место жительства их простирается на протяжении четырех месяцев пути. Знай и уразумей, что живу я у устья реки, охраняю его и не пускаю русов... идти на исмаильтян и точно так же врагов их (исмаильтян) на суше приходить к Воротам. Я веду с ними войну. Если бы я их оставил в покое на один час, они уничтожили бы всю страну исмаильтян до Багдада...
Ты еще спрашивал меня о моем местожительстве. Знай, что я живу у этой реки, и на ней находится три города. В одном живет царица; этот город, в котором я родился. Он велик... Во втором городе живут иудеи, христиане и исмаильтяне... Он средней величины. В третьем городе живу я сам, мои князья, рабы и служители и приближенные ко мне виночерпии. Он расположен в форме круга. Между этими стенами тянется река. Это мое пребывание до зимы"
Раданиты - это странствующие еврейские купцы, которые на протяжении раннего Средневековья контролировали торговые связи между исламским Востоком и христианской Европой по Шелковому пути и другим торговым маршрутам, создав первую в истории постоянную торговую сеть, простиравшуюся от Китая и Индии до Западной Европы. Историками не исключается, что именно раданиты принесли в Хазарию иудейскую веру.
У хазарского кагана имелась гвардия, которая называлась Ал-Ларисия. Она состояла из мусульманского племени ларисиев, переселившихся из Хорезма. По этнической принадлежности они аорсы - среднеазиатские аланы. Гвардия насчитывала 7000 профессиональных тяжеловооруженных конных лучников и копейщиков. Воины были облачены в панцири, кольчуги и шлемы. Расквартировывались в хазарской столице Итиле. Гвардия подчинялась лично царю и являлась самой боеспособной силой поздней Хазарии. Из всех государств региона только Хазария была в состоянии содержать профессиональную (то есть оплачиваемую) армию, которая к тому же была укомплектована дорогим тяжёлым вооружением.
Она являлась ядром хазарской военной системы, которая состояла так же в значительной степени из собственно хазарских контингентов, выставлявшихся знатью по требованию царя. Гвардия, бесспорно, имела большое влияние в столице. Вероятно, именно с ней связано первичное распространение ислама в Поволжье. Возможно, эти воины проявили себя после разгрома Хазарии Святославом, когда в конце X века хазарский царь перешёл из иудаизма в ислам и Хазария попала под власть Хорезма.
Комментариев пока нет