Откуда взялся Китай, и почему он такой древний?
Пишет автор Nevrus:
Для начала давайте ответим на второй вопрос.
О главной причине устойчивости китайской цивилизации
Китайская цивилизация стоит в ряду самых древних в мире. Да, она не настолько древняя как Шумер или Египет, но она с относительно малыми изменениями существует и по сей день. О Шумере забыли еще во времена эллинизма, Египет нынешний - это по сути арабо-мусульмане на древнем многослойном субстрате, а Китай - это, хоть и с некоторыми оговорками, такой же Китай. Я глубоко уверен, что и в будущем Китай будет до последнего стоять особняком, когда страны начнут интегрироваться и сливаться воедино. Дело в самобытности культуры и прочности культурно-исторического основания страны и цивилизации.
Для начала нужно сказать о термине «географический детерминизм», то есть, географическая предопределенность. Согласно теории этого самого географического детерминизма, существует непосредственная зависимость строения человеческих обществ от природных условий. Например, если земля изрезана морем, существуют многочисленные удобные гавани, то народ скорее всего будет заниматься морской торговлей в частности и мореходством вообще, как это было в Древней Греции. Если дана степь, где не на что облокотиться, зато много травы и рек, то там будут жить кочевники-скотоводы. Если имеется какая-то большая плодородная река (или реки) и однородный рельеф, то там природа поспособствует появлению аграрного общества с более или менее ярко выраженной в своем деспотизме монархией, как это было в Египте.
Взглянув на регион Восточной Азии, мы увидим, что там, где ныне находится Китай, геологические и климатические процессы создали уникальную среду.
Во-первых, страна находится в поясе, где можно заниматься очень продуктивным земледелием. Огромные реки, в первую очередь Хуанхэ, способствуют не только сельскому хозяйству, но и удобной коммуникации разных регионов. Относительно плоская территория Великой Китайской равнины делала возможной строительство каналов и прочих ирригационных сооружений. Но плоскость и однородность этой земли и отсутствие естественных рубежей естественным образом создают условия для существования только одного государства, по крайней мере на этапе развитой государственности. Иными словами, в то время, как изрезанная морями и горами Европа служит домом для массы разных государств и народов, Великая Китайская равнина сама по себе провоцирует центростремительные тенденции. Как показывает практика, все государства и племенные объединения на территории Великой равнины постепенно попали под власть Сына Неба.
Во-вторых, регион в значительной степени изолирован. На севере лежит пустыня Гоби, на востоке находится море, на юге труднопреодолимые джунгли. На западе же имеются мощные горные системы Тянь-Шаня, Памира и Гималаев. Тут надо подчеркнуть, что существуют и более изолированные территории. Китай - это все-таки не Мордор или Гондолин. Люди все равно мигрировали, но в меньших масштабах, чем это было на западе. Тем не менее массовый и постоянный взаимообмен идеями с западными цивилизациями был существенно осложнен.
Эти два ключевых момента сделали появление огромной централизованной и при этом довольно замкнутой имперской системы практически неизбежным. Из-за площади региона и плодородия почвы эта система самодостаточна, из-за того, что она самодостаточна она довольно консервативна и тяжело впитывает новые иностранные веяния. Площадь плодородных земель очень большая, их продуктивность крайне высока, из этого следует не только то, что население огромно, но и то, что избыточный продукт позволяет содержать массу людей, не задействованных в производстве пищи. Это многочисленные ремесленники, воины и, конечно, чиновники. Бюрократический аппарат был по сравнению с другими обществами невероятно раздут. Класс чиновников сливался с учеными, это приводило к развитию науки и образования.
Вышеупомянутый избыточный продукт и огромное население способствует развитию системы учета и контроля. Когда у тебя в подчинении сотни тысяч людей, а урожайность исчисляется тысячами тонн, неплохо было бы уметь все это посчитать и записать. Таким образом в Китае еще во 2-м тысячелетии до н.э. независимо появляется письменность, прямой потомок которой живет и здравствует по сей день.
Как и любое консервативное общество, Древний Китай выделялся культом предков и вообще преклонением перед старыми временами, которые воспевал Конфуций. Это, а также наличие целого класса учёных чиновников вылилось в развитие исторической дисциплины. К записи истории там испокон веков относятся очень скрупулезно, поэтому история Китая с конца бронзового века известна очень хорошо. Возможно, именно это почитание истории стало одним из факторов долговечности и стабильности самой цивилизации. Когда ты опираешься на государственную традицию прошлых веков, подражаешь усилиям великих людей древности, то и государство у тебя будет примерно таким же, как и в старину.
Именно поэтому Китай, несмотря на смену династий, кровавые усобицы, вторжения из "варварской периферии" и прочие катаклизмы остается Китаем.
После этого обширного обзора начнем говорить о событиях
Итак, люди современного вида появились на территории Китая примерно 50-45 тыс. лет назад, заселение шло с двух направлений - с запада и юга. С юга по палеолитическому побережью шли люди восточно-экваториального расового типа, подобные австралийским аборигенам и веддам. С запада из центра континента шли предки монголоидов. Как показывает практика, вторые взяли верх и вытеснили и ассимилировали первых.
Несколькими тысячелетиями позже в Китай пришли технологии производящего хозяйства, люди перестали опираться на охоту и собирательство, в регионе начали засеивать просо и пшено, а также выращивать свиней и собак, которых употребляли в пищу. Археологическая культура называется Яншао. Она сменилась культурой Луншань, многие элементы свидетельствуют о том, что шел активный приток мигрантов с запада. Появились пшеница, крупный и мелкий рогатый скот. Тут надо отметить, что население говорило на языках сино-тибетской семьи, которая, как считается, согласно сино-кавказской теории, родственна северо-кавказским и вымершим хуррито-урартским языкам Передней Азии. Видимо, из-за увеличения численности населения часть людей начали переселяться во все стороны, в том числе и на Дальний Восток.
Культуру Луншань ассоциируют с легендарной династией Ся, известной из исторических хроник. Но, так как не найдено артефактов с письменностью, относящейся к тому периоду, большинство ученых вне Китая не признают существование этой династии.
Примерно в 1600 до н.э. появилась первая признаваемая всеми династия Шан. Их правители с титулом ван известны из многочисленных гадательных надписей - вырезанных на панцирях черепах иероглифах. Это первая известная письменность в Китае, причем самые древние из них уже очень развиты и упорядочены. Это может означать, что более древние формы письменности есть, но пока не найдены.
Ван был правителем и одновременно первосвященником главного бога - Шанди, который являлся по понятием шанцев предком царского дома. Как обычные люди делали подношения своим предкам, чтобы они на небе замолвили за своих потомков словечко, так и ван на земле обращался к главному богу на небе.
Первые ваны были благодетельны, а вот последние оставляли желать лучшего (это вообще станет одной из основных китайских традиций): последний шанский ван Чжоу-синь был тираном и самодуром.
Неудивительно, что против него восстал правитель вассального племени Чжоу по имени Фа (вошел в историю под именем У-ван - “воинственный царь”). Примерно в 1047 году до н.э. он сверг шанского правителя и сам провозгласил себя ваном. При этом он воздал почести предкам шанского правящего дома, проявив к нему таким образом уважение. Уважение к своим предшественникам, хоть они и были врагами, тоже станет характерной чертой китайской политической культуры.
Вообще чжоуская эпоха, продлившаяся с 1047 года по 256 до н.э., - одна из наиболее важных в истории Китая, так как именно в этот период было заложено то, на чем Китай зиждется до сих пор. У-ван раздал приближенным и отличившимся в войне с шанцами уделы, таким образом, началась эпоха, подобная эпохе феодальной раздробленности в Европе. Это имело далеко идущие последствия.
Чжоуские ваны приняли для себя еще один титул Тяньцзы, что значит “Сын Неба”. Теперь все духи предков, которые сидели на небе, можно сказать, сублимировались в одно духовное понятие Небо. Все последующие ваны и императоры тоже носили этот титул, а Китая получил еще одно название Тянься - Поднебесная.
Появилась концепция Мандат Неба. Это значило, что если какой-то человек соединяет в себе силу, благородство и человеколюбие, Небо наделяет его своим благоволением, и такой человек может свергнуть правителя, который это высшее благоволение потерял. Причем мандат Неба теоретически мог получить даже иностранный правитель. Этим обосновывались все последующие мятежи против правящего дома, а также внешние завоевания.
Кроме того, появилась концепция противостояния Поднебесной и варварской периферии. Сын Неба объявлялся источником небесной благодетели, от которого сила дэ распространялась по земле как электричество. Все, что было рядом с правителем, освящалось небесной благодатью. Понятное дело, что до дальних уголков земли благодать не доходила, поэтому там жили грязные варвары. Известно то, что древние китайцы, которые тогда сами себя называли хуася или байсин (“сто фамилий”), делили окрестные народы на четыре варварских моря, по сторонам света: западные жуны, северные ди, восточные и и южные мань. И если две последних категории, к которым относились предки корейцев, японцев, вьетов, хмонгов и тайцев считались более или менее приличными народами, то западных и северных варваров считали совсем пропащими. Как показывает практика, именно оттуда предки и родственники современных тибетцев, тюрков, монголов и маньчжуров в действительности постоянно угрожали Китаю.
Как и прежний царский дом, чжоуская династия постепенно начала вырождаться. Правитель Ю-ван в 771 году до н.э. заигрался с наложницей и обидел важных людей, которые навели на столицу варваров-жунов, что и привело к краху Западного Чжоу. Его преемник Пин-ван перенес столицу на восток, ознаменовав новую эпоху Восточного Чжоу. Эта эпоха делится на два больших периода “Весны и Осени” (771-403) и “Сражающиеся царства” (403-221).
Период Весен и Осеней - это эпоха дичайшей раздробленности: территория Поднебесной и так не страдавшая излишней централизацией распадается на более чем 200 мелких и крупных уделов. Ван остается духовным главой и юридическим сюзереном удельных князей-гунов.
В этот период в Китай проникает технология выплавки железа, намного позже, чем на западе. Если хетты на территории нынешней Турции активно использовали железо в 12 веке до н.э., то в Китай оно пришло и прочно закрепилось семью веками позже.
Чем так важна эта историческая веха?
Железо позволяло массово выпускать орудия труда. Они сменили бытовавшие тогда каменные, медные и деревянные орудия. Таким образом, большие территории были освобождены от леса и пошли под эффективную распашку. Это привело к тому, что очень быстро растет урожайность, а от этого и население. Весь социально-экономический уклад претерпел изменения из-за этого технологического прогресса.
Из железа делали не только орудия труда, но и оружие. Если бронза была дорогим и престижным материалом, то железо сделало оружие массовым. Прежние малочисленные дружины сменяются огромными армиями ополченцев. Огромные армии приводят к крупномасштабным войнам. Если в 6 веке до н.э. против Царства Ци выступила коалиционная армия в 30 тысяч человек, и это считалось неслыханным воинством, то в 260 году до н.э., через три века, в битве при Чанпине между армиями царств Цинь и Чжао у обеих сторон было по нескольку сот тысяч воинов.
Ряд уделов на фоне этой хозяйственной революции быстро растет, а их количество неуклонно сокращается. В период “Сражающихся царств” выделилось семь крупных государств, правители которых сосредоточили в своих руках большую власть и уже не считались с чжоуским ваном, чье положение свелось к положению чисто духовного лидера, вроде поздних римских пап.
Гуны государств Чу, Цинь, Чжао, Ци и других сами объявили себя ванами и боролись друг с другом не на жизнь, а на смерть. При этом борьба их шла не только в военно-политическом плане, но и в идеологическом. Приход железа подтолкнул значительные трансформации в обществе, появилось много доктрин в духе “как нам обустроить Китай”, зачастую противоречащих друг другу. Этот период характеризуется массой бродячих политиков, которые предлагали на суд ванам свои политические и экономические программы, зачастую такие наемные философы становились канцлерами.
Среди разных школ выделялись конфуцианство и легизм. Согласно учению Конфуция, который стал канцлером в княжестве Лу, правитель считался отцом, а его подданные детьми. Благородный человек, который впитал идеи Конфуция, должен был уважать старые времена, почитать старших, относиться друг к другу с человечностью.
Ему противостояла школа фа-цзя, законников-легистов. Один из их идеологов Шан Ян пришел ко двору западного полуварварского по происхождению царства Цинь и предложил свою программу. Во-первых, все должны были подчиняться закону, а не обычаю. Все население подразделялось на дворы, и за малейший проступок преступнику грозила казнь, а его двор отправлялся на каторгу. Все занятия, кроме “Единого” (сельского хозяйства и войны) порицались вплоть до полного запрета. Шан Ян верил, что только страх перед законом и неотвратимость наказания могут наставить людей на путь истинный. Также он проводил программу бесплатной раздачи пустынных западных земель, освобожденных от налогов на долгий срок, переселенцам из других царств. Эффективность реформ Шан Яна была доказана тем, что царство Цинь резко выбилось в лидеры среди царств и начало экспансию на восток.
Иронично, но Шан Ян сам был осужден за измену новым правителем и казнен в соответствии со своим законом вместе со всем своим родом. Но реформы его остались в силе, и окрепшее царство Цинь через сто лет во главе с ваном Ин Чжэном в 221 году до н.э. покорило все китайские царства. Ин Чжэн впервые взял титул хуанди под именем Цинь Шихуанди и образовал первую китайскую империю Цинь.
В новоиспеченной империи царили драконовские законы легистов. Люди массово попадали на каторгу и отправлялись строить Великую стену, Великий канал, многочисленные дворцы или знаменитую гробницу Цинь Шихуанди.
Неудивительно, что, как только Цинь Шихуан почил, в стране вспыхнул ряд восстаний, и после некоторых пертурбаций власть захватил бывший мелкий чиновник Лю Бан, который провозгласил династию Хань. Самые строгие законы были отменены, налоги значительно ослаблены, немного позже главенствующей доктриной стало слегка трансформировавшееся учение Конфуция, которое с тех пор стало прочной основой для всей китайской цивилизации. Эта династия стояла у руля больше 4 веков (206 до н.э. - 220 н.э.), она окончательно сформировала имперскую систему, которая существовала до 1911 года. Все последующие династии ориентировались на Хань. Даже самоназвание китайского народа “хань” взято от названия империи Хань.
Была создана настолько прочная система, которую никто и никогда не смог сломать. Ни одно восстание или внешнее завоевание не поколебало идею единого сильного Китая. Было множество разных династий, переживших массу взлетов и падений, но суть оставалась одной. Китай всегда возрождался из пепла обновленным и более сильным, он захватывал новые территории. Даже вторгавшиеся завоеватели постепенно перенимали сильнейшую китайскую традицию и сами постепенно становились китайцами.
Пожалуйста оцените статью и поделитесь своим мнением в комментариях — это очень важно для нас!