Маргарита Маульташ: Как выглядела самая некрасивая девушка в истории?
С Маргаритой Маульташ, графиней Тирольской, искусство сыграло злую шутку. Благодаря средневековым художникам женщина запомнилась как самая безобразная дама в истории. Её портрет вызывал ужас у всех, кто на него взглянет. Как появилась эта картина, и за что Маргарите Маульташ выпало такое несчастье?
Загадочный портрет
Речь идет о картине фламандского живописца Квентина Массейса, написанной в 1513 году. Она хранится в Лондонской национальной галерее и признана одной из выдающихся работ своего века. Благодаря «Уродливой герцогине» Квентин и получил всемирную известность.
Для него она стала аналогом «Моны Лизы». К слову, настоящим автором обоих образов является является один и тот же человек – Леонардо да Винчи. Квентин Массейса с позволения товарища переписал безобразную аристократку с его эскиза. В пределах XVI-XVIII веков облик герцогини был переписан еще несколько раз другими авторами.
В 1923 году, заинтересовавшись этими гравюрами, немецкий писатель Лион Фейхтвангер написал на основе жизни Маульташ исторический роман. Чуть позже образ стал популярной темой для открыток. И наконец, уже сегодня облик герцогини дошёл до Интернета.
Таким образом, вот уже более 500 лет, несмотря на сомнительную славу, Маргарита продолжает удерживать к себе всемирное внимание. Впрочем, едва ли кто-то догадывается, что к реальной внешности дворянки портрет не имеет никакого отношения.
История одной лжи или за что Маргариту ругало всё Средневековье?
Маргарита Маульташ стала жертвой первой в истории информационной войны. Буквальную «отмену» герцогини начали Папа Римский Клемент VI и феодалы династии Люксембург.
Женщина была наследницей Генриха Хорутанского – герцога Каринтии и графа Тироля. В 12 лет её выдали замуж за семилетнего Иоганна. Мальчик был сыном чешского монарха, представителем Люксембургской династии – одной из самых могущественных и богатых в то время.
Генрих ожидал, что когда он умрет, люксембуржцы защитят его наследницу от территориальных притязаний Австрии и Баварии. Но ожидания не оправдались. В 1335 году Маргарита стала герцогиней Каринтии и Тироля, а Бавария и Австрия тут же развернули против неё войну. Родственники помогать не стали.
Впрочем, женщина не растерялась. Она нашла поддержку у народа, организовала партизанскую войну и сумела отстоять графство Тироль. Успехи графини на этом не закончились. Она нашла нового защитника – Людвига V, сына императора Священной Римской Империи.
Женщина выгнала Иоганна из Тироля, объявив того импотентом, а после заново вышла замуж. Для XIV века, где мир безраздельно принадлежал мужчинам, а развод был прерогативой супруга, это был неслыханный скандал.
На Тироль был наложен интердикт – жителей фактически отлучили от Церкви. Чтобы другие женщины не вздумали следовать примеру Маргариты, все священники получили приказ порочить её имя во время богослужений. Так графиня Тироля, которая была очень красивой девушкой, получила прозвище «маульташ» – «сморщенный пельмень».
Что стало со своевольной аристократкой?
Судьба графини сложилась довольно печально. Она пережила своего второго мужа и сына. В 1363 году, вновь оказавшись перед угрозой вторжения Австрии, Маргарита добровольно сдала своё графство Габсбургам. Скандальная и волевая женщина тихо умерла в 1369 году в возрасте 51 года.
Нетрудно догадаться, что её «портрет» – это карикатура. Живописцы стали основателями этого жанра искусства. С кого именно была зарисована карикатура, да Винчи тактично умолчал.
До 1777 года портрет связывали то с Маргаритой, то с королевой Туниса, то с сестрой Папы Пия VI Порчии. Все они были независимыми женщинами, а потому пользовались дурной славой. Впоследствии картина прочно закрепилась за именем Маргариты. Впрочем, едва ли графиню Тироля это бы обидело. Ей было абсолютно всё равно на мнение других людей.
Речь идет о картине фламандского живописца Квентина Массейса, написанной в 1513 году. Она хранится в Лондонской национальной галерее и признана одной из выдающихся работ своего века. Благодаря «Уродливой герцогине» Квентин и получил всемирную известность.
Для него она стала аналогом «Моны Лизы». К слову, настоящим автором обоих образов является является один и тот же человек – Леонардо да Винчи. Квентин Массейса с позволения товарища переписал безобразную аристократку с его эскиза. В пределах XVI-XVIII веков облик герцогини был переписан еще несколько раз другими авторами.
В 1923 году, заинтересовавшись этими гравюрами, немецкий писатель Лион Фейхтвангер написал на основе жизни Маульташ исторический роман. Чуть позже образ стал популярной темой для открыток. И наконец, уже сегодня облик герцогини дошёл до Интернета.
Таким образом, вот уже более 500 лет, несмотря на сомнительную славу, Маргарита продолжает удерживать к себе всемирное внимание. Впрочем, едва ли кто-то догадывается, что к реальной внешности дворянки портрет не имеет никакого отношения.
История одной лжи или за что Маргариту ругало всё Средневековье?
Маргарита Маульташ стала жертвой первой в истории информационной войны. Буквальную «отмену» герцогини начали Папа Римский Клемент VI и феодалы династии Люксембург.
Женщина была наследницей Генриха Хорутанского – герцога Каринтии и графа Тироля. В 12 лет её выдали замуж за семилетнего Иоганна. Мальчик был сыном чешского монарха, представителем Люксембургской династии – одной из самых могущественных и богатых в то время.
Генрих ожидал, что когда он умрет, люксембуржцы защитят его наследницу от территориальных притязаний Австрии и Баварии. Но ожидания не оправдались. В 1335 году Маргарита стала герцогиней Каринтии и Тироля, а Бавария и Австрия тут же развернули против неё войну. Родственники помогать не стали.
Впрочем, женщина не растерялась. Она нашла поддержку у народа, организовала партизанскую войну и сумела отстоять графство Тироль. Успехи графини на этом не закончились. Она нашла нового защитника – Людвига V, сына императора Священной Римской Империи.
Женщина выгнала Иоганна из Тироля, объявив того импотентом, а после заново вышла замуж. Для XIV века, где мир безраздельно принадлежал мужчинам, а развод был прерогативой супруга, это был неслыханный скандал.
На Тироль был наложен интердикт – жителей фактически отлучили от Церкви. Чтобы другие женщины не вздумали следовать примеру Маргариты, все священники получили приказ порочить её имя во время богослужений. Так графиня Тироля, которая была очень красивой девушкой, получила прозвище «маульташ» – «сморщенный пельмень».
Что стало со своевольной аристократкой?
Судьба графини сложилась довольно печально. Она пережила своего второго мужа и сына. В 1363 году, вновь оказавшись перед угрозой вторжения Австрии, Маргарита добровольно сдала своё графство Габсбургам. Скандальная и волевая женщина тихо умерла в 1369 году в возрасте 51 года.
Нетрудно догадаться, что её «портрет» – это карикатура. Живописцы стали основателями этого жанра искусства. С кого именно была зарисована карикатура, да Винчи тактично умолчал.
До 1777 года портрет связывали то с Маргаритой, то с королевой Туниса, то с сестрой Папы Пия VI Порчии. Все они были независимыми женщинами, а потому пользовались дурной славой. Впоследствии картина прочно закрепилась за именем Маргариты. Впрочем, едва ли графиню Тироля это бы обидело. Ей было абсолютно всё равно на мнение других людей.
Комментариев пока нет