Мини-чат
Авторизация
Или авторизуйтесь через соц.сети
1
Evrocot
На uCrazy 9 лет 7 месяцев
Интересное

Теодор Жерико. Мрачный романтик французской живописи

Художник Жерико прожил недолгую жизнь, но событий в ней хватило бы на целый роман. Он так и не успел узнать, как сильно его творчество повлияет на европейскую живопись. Сейчас его называют одним из первопроходцев романтизма.

Теодор Жерико. Мрачный романтик французской живописи

"Потоп" (Ок. 1814) Лувр

Теодор Жерико родился в Руане в 1791 году в богатой семье. Его мать Луиза Карюэль принадлежала к старинному роду нормандских буржуа, отец Жорж Никола Жерико был успешным бизнесменом. После 1798 года семья Жерико перебралась в столицу. Одним из главных увлечений будущего художника были лошади и скачки. Уже в подростковом возрасте он учился сначала в частном парижском пансионе, потом в Императорском лицее на юриста. В 17 лет после смерти матери юный Теодор получил крупное наследство. Он тут же бросил лицей и к ужасу отца заявил, что хочет стать художником. Юноша купил породистого скакуна и отправился учиться в студию известного художника-анималиста Карла Верне. Через год Жерико разочаровался в наставнике и отправился учиться в студию Пьера Герена. Картины Герена – типичные примеры классицизма. Он не одобрял широкие мазки и непроработанные детали на работах ученика. Другие ученики даже называли Жерико тестомесом. Чтобы еще лучше изучить лошадей, художник делал зарисовки в конюшнях Версаля

Жерико открыто восхищался Наполеоном, но в Наполеоновской армии служить не захотел. Когда в 1811 году юношу собирались призвать, отец помог ему откупиться, выложив за это 4000 франков. Вместо Теодора в армию отправился другой человек. В 1814 году Жерико все-таки недолго служил мушкетером.

Теодор Жерико. Мрачный романтик французской живописи

"Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку" (1812) Лувр


Первым успехом молодого художника считается картина «Офицер императорских конных егерей», показанная во время Салона 1812 года. Публике она очень понравилась. По меркам того времени данную работу можно назвать урапатриотической.


"Раненый кирасир, покидающий поле боя" (1814) Лувр


Уже после Салона французы узнали о разгроме наполеоновской армии в России. Считается, что картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» - своего рода художественный ответ мастера на эти события.



Жерико пользовался успехом у женщин. На свою беду он влюбился в жену своего дяди (брата матери). Считается, что на этом портрете, который художник написал в 1812 году, изображена Александрин Каруэль, баронесса де Сен-Мартен. Ей тогда было 27 лет, ему 20. Отец Алли, как ее звали близкие, погиб во время Наполеоновских войн. Дед решил устроить судьбу 16-летней внучки, выдав ее замуж за мужчину на 27 лет старше. Жан-Батист Каруэль был банкиром, сколотившим состояние во время войн, и, как считается, заинтересовался девушкой из-за ее титула (в то время во Франции мужья могли получать титулы жён). У пары родилось двое сыновей.


Предположительно, еще один портрет Александрин кисти Жерико


Когда об романе узнали, разразился скандал. Жерико на какое-то время заставили отправиться в армию, затем он на год уехал в Италию, но позже вернулся. Роман возобновился, и у женщины от Жерико родился ребенок. Ребенка у Александрин отобрали, и в свидетельстве о рождении было написано, что его происхождение не известно. Муж отправил женщину в тюрьму. Французские законы того времени позволяли отправить в тюрьму неверных жен. Родственники смогли освободить Александрин и отправили в Ла-Шене, недалеко от Версаля, где она жила затворницей до конца жизни. Дальнейшая судьба ребенка неизвестна. Художник впал в депрессию. Он начал работать над своим самым известным полотном.


«Плот "Медузы"». 1818—1819. Париж, Лувр


17 июня 1816 году небольшая французская эскадра – фрегат «Медуза», корветы «Эхо» и «Луара» и бриг «Аргус» – отправилась из Франции в Сенегал, в то время французскую колонию. Среди пассажиров были и чиновники колониальной администрации, в том числе губернатор Сенегала Шмальц, их родственники, исследователи, а также солдаты «французского легиона», контингент которых был примерно такой же, как в современном интернациональном легионе. Командовал эскадрой неопытный капитан Дюруаде Шомарэ, который допустил массу ошибок. Есть версия, что свою должность он купил. Сначала по вине капитана «Медуза» шла с заметным опережением, оставив остальные судна далеко позади. Затем «Медуза» и вовсе села на мель в единственном месте, где это было вообще возможно. До берега оставалось еще 160 км. Капитану предлагали попытаться выбраться, сбросив лишний груз, но он это делать отказался. Он решил добираться до берега на немногочисленных лодках, в которые сели чиновники и старшие офицеры. Солдат, матросов и часть пассажиров посадили на огромный наспех сколоченный плот, который одна лодка должна была взять на буксир. Провизию и иные вещи людям брать запретили, чтобы не перегружать плот. Трос при буксировке оборвался, закрепить его вновь не получилось, и в итоге 148 людей на этой ненадежной конструкции просто бросили в открытом море. В первую же ночь во время бури погибли 20 человек. Когда на следующий день стало ясно, что спасения можно так и не дождаться, люди впали в отчаяние. Часть напилась и пыталась расправиться с уцелевшими офицерами, начались скандалы, драки и убийства. Далее в море смыло часть бочек с водой и вином – единственными взятыми с «Медузы» припасами – и люди стали воевать за оставшееся. Они пытались ловить рыбу, но без особого успеха. Дошло до каннибализма. Когда 17 июля на помощь пришел бриг «Аргус», на плоту оставалось лишь 15 выживших, из которых 5 позже скончались. Позже капитан Шомарэ предстал перед трибуналом, осужден на три года тюрьмы и прожил остаток долгой жизни затворником из-за постоянных осуждений и оскорблений. Его сын, не выдержав давления, покончил жизнь самоубийством. Но это уже другая история. В 1817 году были опубликованы воспоминания выживших офицеров Корреара и Савиньи, которые вызвали громкий скандал. Французы были в шоке, осознав, что в критической ситуации их добропорядочные соотечественники могут жестоко расправляться друг с другом и опускаться до каннибализма.


фрагмент картины


В 1818 году Жерико решил написать картину на этот скандальный сюжет. Художник напряженно работал над ней 8 месяцев. Художник прочитал книгу Корреара и Савиньи и, по некоторым сведениям, встречался с ними лично. Он создал множество эскизов. Плотник, чудом выживший в этом кораблекрушении, помог построить уменьшенную копию плота, и художник подготовил восковые фигуры будущих героев. Впервые картина была выставлена на парижском Салоне 1819 под названием «Сцена кораблекрушения», чтобы не было прямой отсылки к конкретной трагедии, но всем было ясно, о чем речь.



Работа вызвала неоднозначные оценки. Некоторые были недовольны, что в классическом академическом стиле был показан современный мрачный сюжет, а не что-то более привычное, вроде похождений античных богов или героических сражений. Тем более что инцидент многие французы считали позорным. Большинство картин Салона 1819 года были посвящены либо религиозным, либо героическим сюжетам, либо так или иначе восхваляли действующее правительство. Некоторые усматривают в этой работе политический подтекст. «Медуза» потерпела крушение из-за действий капитана, также плохой подготовки, в чем винили в том числе правительство. На тот момент Францию не одно десятилетие сотрясали всевозможные политические кризисы, не раз менялась власть, которая сначала воодушевляла, потом разочаровывала. Не так уж давно крах постиг Наполеона, которого ранее французы превозносили. Король Людовик XVIII нравился тоже далеко не всем. Самому королю картина пришлась по вкусу. Некоторым критикам не понравились композиция и цветовые решения. В целом триумфа не вышло. Тогда художник решил показать картину в Британии. Британская публика ее оценила, и Жерико стал хорошо известен в Европе. Соотечественники оценили «Плот „Медузы“» после смерти Жерико.

Картину планировал купить Лувр и предложил 5000 франков. Художник и друг Жерико Пьер-Жозеф Дедрё-Дорси, купил ее за 6000. Ему предлагали продать ее в США за гораздо большие деньги, но он продал ее Лувру за те же 6000 франков. Насколько сильно это полотно повлияло на европейское искусство, критики поняли намного позже.



В Британии Жерико написал еще одну известную картину – «Скачки в Эпсоме». Эти скачки ежегодно проводились с 1780 года и считались важным общественным событием.

Последние годы своей недолго жизни художник прожил так, словно сам хотел загнать себя в могилу. Внушительное наследство, доставшееся от родителей, он промотал, вкладывая деньги в сомнительные проекты. Имея проблемы со здоровьем, он активно участвовал в скачках. После падения с лошади он долго лечился, а, поправившись, снова вернулся к скачкам. Позже он снова упал, травма была не смертельная, но из-за легкомыслия Жерико у него началось заражение крови. Художник умер в 1824 году.

Комментариев пока нет

{{PM_data.author}}

{{alertHeader}}