Кровавая история безопасности в авиации
Автор: Андрей Горячев.
Твоя безопасность в XXI веке, при полёте на чартере "ФигЗнаетКакМыПолучилиЛицензиюАвиа" на Airbus320 из Москвы в Ларнаку, вполне себе обеспечена статистикой. Шансы разбиться всего один к десяти миллионам. Думаешь так было всегда?
На дворе 1946 год. Наши предки закончили Мировую войну. Многие отрасли переходят на мирные рельсы, другие - на мирные крылья. По всему миру начинается бум гражданских авиаперевозок, но рёв двигателей заглушают сообщения о разбившихся лайнерах. Только за первый, послевоенный год, количество аварий в три раза (!) превысило средние показатели военного времени. Гражданская авиация ещё только делает первые шаги к статистике "один к миллионам", даются эти шаги достаточно тяжело. Для достижения безопасности надо бесчисленно раз взлететь, несколько тысяч раз разбиться, совершить огромное количество ошибок и убить невинных пассажиров конечно. Иногда придётся трижды в течении часа угробить самолёты на одном аэродроме. А потом повторить.
Самолёт Ли-2 из Ашхабада ранее летел с пассажирами, но в Воронеже они пересаживаются на поезд, а самолёт, имея на борту грузы, почту и пять человек экипажа уже два часа ожидает посадки, летая по кругу, и топливо уже подходит к концу. В 18:07 было дано разрешение на посадку. При манёвре самолёт теряет скорость и разбивается, все члены экипажа погибли.
В 18:27 на посадку заходит C-47 из Берлина, сделавший короткую остановку в Риге. Борт также провёл в ожидании около двух часов. Уже над посадочной полосой командир понимает, что заход был осуществлён неверно, и посадить самолёт не удастся. При попытке ухода на второй круг самолёт слишком резко задирает нос, теряет подъёмную силу и падает прямо на ВПП. Тринадцать из двадцати двух человек погибает.
Пассажирский рейс из Вильнюса, Ли-2 с неисправным радиокомпасом начал пытаться сесть под диспетчерским контролем за двадцать минут до падения первого Ли-2 из Ашхобада. В 18:55 это была уже пятая попытка, и вот топливо закончилось. Самолёт планирует, сшибает осветительные столбы и замирает в нескольких десятках метрах от центрального входа аэропорта Внуково. Там бы его и оставили в назидание потомкам… Удивительно, но погиб только один из двадцати шести на борту.
Всего за тот вечер из семнадцати самолётов, заходивших на посадку во Внуково, разбилось три. Были сделаны выводы, внесены изменения в регламенты, доработаны инструкции. Например, после ноября 46-го выпускающий аэропорт запрашивает принимающий, а готовы ли принять. Это не всегда работает даже сегодня (гугли “посадка Миг-31 в Усинске”). Ну и естественно (опять же, сегодня это естественно, а раньше норм), нельзя выпускать самолёты с неисправным оборудованием. Важная основа была заложена.
Это только у нас так плохо? А что у них?
Прошло всего полтора месяца с момента внуковской катастрофы. Рождество 1946 года.
В Китае пока непонятно кто и как, полным ходом идёт гражданская война, США всячески вписывается за Чан Кайши. В центральных провинциях американцы делают демократию, и даже возрождают China National Aviation Corporation (CNAC), там летают американские самолёты с американскими пассажирами и американскими пилотами. Ну такая типичная китайская национальная авиакомпания, что непонятного? Ну хорошо, вторые пилоты были китайцами.
25 декабря большая часть наземного персонала уже празднует, а редкие самолёты взлетают с задержавшимися пассажирами из разных уголков Китая. Сценарий развития событий очень близок ко внуковскому; взлёт с надеждой на хорошую видимость при посадке, резкое ухудшение погодных условий, густой туман, нехватка топлива для ухода на дальние аэродромы. Усугубляет ситуацию неумение пилотов пользоваться радиомаяками, просто их никто этому не учил. Итак, скоро в небе над Шанхаем будет четыре самолёта.
Предприняв три неудачные попытки посадки в Нанкине пассажирский C-47 направляется в Шанхай на аэродром Лунгхва (один из немногих оборудованный посадочными огнями). При заходе на посадку из-за нехватки топлива глохнёт один из двигателей, самолёт резко накреняется и падает. В густом тумане персонал аэродрома видит оранжевое зарево в начале полосы.
Следом на посадку идёт ещё один лайнер у которого тоже крайне мало топлива. Куртисс C-46 пытается дотянуть до полосы, но идёт ниже глиссады, задевает здание школы и падает.
С соседнего военного аэродрома Киангвань, приходит сообщение, там разбился ещё один C-47. В радио эфире наступает полная тишина. Становится нехорошо от ожидания неминуемого, ведь в небе всё ещё находиться один самолёт.
В начале восьмого в наушниках звучит: "Башня Лунгхва, это Seenac 147. Приземлился в Киангване 19.04". Четвёртый самолёт вопреки сложным условиям успешно сел на военной авиабазе. Хотя бы одна хорошая новость на Рождество 1946 года.
В тот вечер семьдесят четыре человека погибло сразу или от полученных повреждений. Ещё трое случайных на земле. Восемь из находившихся в самолётах выжили. Прошло расследование, и выводы были сделаны. В целом, то же что и в Союзе, основные вопросы к точности прогнозов погоды и вообще, нафига выпускали самолёты, если над всем регионом жуткий туман.
Гражданские авиаперевозки конца сороковых делают первые шаги в безопасности, впереди ещё много взлётов и падений, к сожалению, в буквальном смысле. Десятки авиалайнеров "исчезнут с радаров", будут захвачены, столкнутся в воздухе или даже на земле. Твоя безопасность при перелёте на Кипр, Турцию или Египет, это не просто статистическая вероятность, это огромная работа тысячи специалистов, основанная на расследовании причин смерти других людей. Просто вспомни об этом, когда будешь подниматься на борт чартера.