Тайные артефакты: Загадочные сокровища, о которых вам не расскажут
Пишет автор vad.nes
О музейных запасниках вообще, и о запасниках Эрмитажа в частности ходит множество слухов, мифов и легенд. Утверждают, что здесь можно найти все, угодно, а если не нашли - значит плохо искали.
В конце 90-х при сверке фондов в Эрмитаже нашли японскую катану без сопроводительных документов. Когда его показали специалистам, те едва не впали в коматоз - по всем признакам это был так называемый "великий меч", но, как известно даже обычному японскому школьнику, ни один великий меч никогда не покидал территорию Японии. После консультаций с японцами выяснилось, что это Наследный Меч Императорского рода и он, скорее всего, подарен в качестве извинений Николаю II, тогда еще цесаревичу, после приснопамятного покушения на его жизнь в Японии. После этого японцы год проводили конкурс, определяя мастера, которому можно доверить отполировать и заточить нежданное сокровище. В общем, почти как в анекдоте получилось, когда "один поломал, другой пролюбил". Причем почти на сто лет пролюбил.
Чего здесь только нет... Есть экспонаты фривольные - уникальная эротическая мебель Романовых, например, в частности, гарнитур Николая Второго: кресла, стул и стол, причем ножки у них в виде фаллосов, а сам стол изображает вагину.
Кстати, раз уж речь зашла - в запасниках Павловского музея-заповедника хранится неизвестное широкой публике полотно Карла Брюллова "Вакханалия", которое скрывали от народа не только в советское, но и в царское время. Скрывали потому, что искусствоведы до сих не решили: считать его все-таки эротикой, или все-таки по-честному - порнографией. Занятно, что картина спрятана под тривиальной гравюрой "Отдых" работы неизвестного художника. И не каждый найдет в раме отверстие для ключа, поворот которого превращает "Отдых" в "Вакханалию". Это единственный сохранившийся эскиз к "Вакханалии". На счастье - вполне приличный.
Есть в запасниках экспонаты грандиозные - вроде картины «Великий Сибирский путь». Для этого изображения Транссибирской магистрали у художника Павла Пясецкого ушел почти километр холста - длина картины 942 метра. Вот фрагмент.
Есть, наконец, экспонаты просто страшноватые - вроде отсеченной головы оставшегося безымянным монгольского ламы. А отрубленная голова знаменитого горца Хаджи-Мурата, кстати, хранится там же, в Питере, в запасниках Кунсткамеры, откуда "экспонат № 119" периодически пытаются выпросить различные дагестанские общественные организации.
Но это у них вряд ли получится. Музейные фонды - вещь неприкосновенная, там как с Дону - выдачи нет. Они собирались годами и столетиями, и экспонаты будут лежать в запасниках вечно.
Единственный случай, когда сокровища запасников были в массовом порядке извлечены на свет божий, произошел на заре Советской власти - когда искусство решили дать народу не только в столицах, и провели кампанию по передаче коллекций провинциальным музеям. Едва ли не все региональные музейные коллекции живописи, к примеру, складывались в советские времена из экспонатов "раскулаченных" запасников Эрмитажа, Русского музея, Третьяковской галереи и других крупных государственных собраний. Однако с тех пор собачка опять успела подрасти, и фонды крупных музеев давно уже исчисляются миллионами экспонатов.
Сегодня в том же Эрмитаже примерно три миллиона экспонатов. Как признается директор музея Михаил Пиотровский, показывают примерно пять процентов.
Значит, вы никогда не увидите примерно 2,85 млн произведений искусства.