Стрелецкая казнь: за мгновения до смерти
Пишет Oskanov
При взгляде на полотно Сурикова трудно устоять перед его воздействием, так много содержания он в себе несет: историческое событие, которое великий художник умудрился сжать в единый момент трагедии своими композиционными решениями.
Давайте внимательно рассмотрим детали, чтобы раскрыть весь задуманный смысл художника.
Если вы вдруг не помните, то это события Стрелецкого бунта, который произошёл в 1698 году. Стрельцам сократили жалование и многие из них начали вести нищенское существование, неся службу вдали от семей и перебиваясь с хлеба на воду. К тому же жалование задерживали.
В какой-то момент терпение служивых лопнуло и они послали переговорщиков в столицу с челобитной о том, чтобы им выплатили жалование и восстановили его размер. Царя в тот момент в столице не было, он был за границей. Бояре же затянули стрельцов в бюрократическую рутину, лишь частично удовлетворив требования. Этим воспользовались политические соперники Петра, которые уговорили стрельцов на восстание.
Если взглянуть на картину целиком, то видно, что композиция разбивается на большую левую часть, где изображены стрельцы и народ, и меньшую правую, куда помещён царь и знать. Между ними пролегает символическая межа дороги.
Всего в восстании участвовало четрые полка, общей численностью более двух тысяч человек. На подавление бунта направили армию около восьми тысяч, с конницей и артилерией. Хорошо обеспеченная и управляемая опытными командирами армия разбила повстанцев. Те были схвачены и подвергнуты допросам.
Пётр срочно вернулся в Москву. По итогу судебных разбирательств более тысячи трёхсот человек было казнено в период с 1698 до 1699 год. Всю эту трагедию Суриков поместил в одну картину, которая отражает трагедию стрелецкого бунта.
Безусловно, самым центральным и сильным акцентом на картине является противоборство взглядов, где непокорённый стрелец, не обращая внимание на капающий на ладони воск с ненавистью смотрит на Петра. Ненависть царя ответная, но это холодная отстранённая ненависть победителя, а не ярость затравленного, но не покорённого зверя, которая читается во всём облике стрельца.
Два похожих персонажа, но разных. Черноволосый стрелец поглощён своими мрачными мыслями. Солдат уже открывает ключом замок его оков, а жена, убитая горем, отстранённо помогает снять кафтан. Но сам стрелец отстранился от происходящего, видимо переживая какие-то моменты прошлого.
Его товарищ справа, напротив, прощщается с близкими, обнимая сына, и поглаживая по волосам припашую к нему дочь. Руки его свободны, а солдат уже задувает его погребальную свечу. Ему идти перед черноволосым на виселицу.
Возможно раньше него простится с жизнью ещё один центральный персонаж полотна. Стрелец прощается с народом, кланяясь к нему. Он тоже не смирился, демонстративно отвернувшись к царю спиной, он по обычаю просит прощения у народа перед тем, как покинуть этот мир.
Ещё один стрелец уже движется к эшафоту, сопровождаемый своими товарищами, которые не участвовали в бунте. Его жена отбросила на землю задутую свечу и рыдает в безутешном горе, а маленький сын, припал к матери, ища в ней утешения.
Группа из женщин всех возрастов показывает, что трагедия коснулась всех. Отрешённо сидит мать казнённого стрельца. Возможно не до конца осознающая драму дочь растерянно смотрит на происходящее. Жена же стрельца сидит убитая горем, стиснув погасшую свечу. Ей уже не с кем прощаться. Всё кончилось...
Поразительное полотно. Когда стоишь перед ним (а оно не маленькое: около восьми квадратных метров), то можно долго осозновать каждую деталь и видеть заложенные в них смыслы. Неудивительно, ведь мастер работал над картиной долгих три года.
В какой-то момент терпение служивых лопнуло и они послали переговорщиков в столицу с челобитной о том, чтобы им выплатили жалование и восстановили его размер. Царя в тот момент в столице не было, он был за границей. Бояре же затянули стрельцов в бюрократическую рутину, лишь частично удовлетворив требования. Этим воспользовались политические соперники Петра, которые уговорили стрельцов на восстание.
Если взглянуть на картину целиком, то видно, что композиция разбивается на большую левую часть, где изображены стрельцы и народ, и меньшую правую, куда помещён царь и знать. Между ними пролегает символическая межа дороги.
Всего в восстании участвовало четрые полка, общей численностью более двух тысяч человек. На подавление бунта направили армию около восьми тысяч, с конницей и артилерией. Хорошо обеспеченная и управляемая опытными командирами армия разбила повстанцев. Те были схвачены и подвергнуты допросам.
Пётр срочно вернулся в Москву. По итогу судебных разбирательств более тысячи трёхсот человек было казнено в период с 1698 до 1699 год. Всю эту трагедию Суриков поместил в одну картину, которая отражает трагедию стрелецкого бунта.
Безусловно, самым центральным и сильным акцентом на картине является противоборство взглядов, где непокорённый стрелец, не обращая внимание на капающий на ладони воск с ненавистью смотрит на Петра. Ненависть царя ответная, но это холодная отстранённая ненависть победителя, а не ярость затравленного, но не покорённого зверя, которая читается во всём облике стрельца.
Два похожих персонажа, но разных. Черноволосый стрелец поглощён своими мрачными мыслями. Солдат уже открывает ключом замок его оков, а жена, убитая горем, отстранённо помогает снять кафтан. Но сам стрелец отстранился от происходящего, видимо переживая какие-то моменты прошлого.
Его товарищ справа, напротив, прощщается с близкими, обнимая сына, и поглаживая по волосам припашую к нему дочь. Руки его свободны, а солдат уже задувает его погребальную свечу. Ему идти перед черноволосым на виселицу.
Возможно раньше него простится с жизнью ещё один центральный персонаж полотна. Стрелец прощается с народом, кланяясь к нему. Он тоже не смирился, демонстративно отвернувшись к царю спиной, он по обычаю просит прощения у народа перед тем, как покинуть этот мир.
Ещё один стрелец уже движется к эшафоту, сопровождаемый своими товарищами, которые не участвовали в бунте. Его жена отбросила на землю задутую свечу и рыдает в безутешном горе, а маленький сын, припал к матери, ища в ней утешения.
Группа из женщин всех возрастов показывает, что трагедия коснулась всех. Отрешённо сидит мать казнённого стрельца. Возможно не до конца осознающая драму дочь растерянно смотрит на происходящее. Жена же стрельца сидит убитая горем, стиснув погасшую свечу. Ей уже не с кем прощаться. Всё кончилось...
Поразительное полотно. Когда стоишь перед ним (а оно не маленькое: около восьми квадратных метров), то можно долго осозновать каждую деталь и видеть заложенные в них смыслы. Неудивительно, ведь мастер работал над картиной долгих три года.
Пожалуйста оцените статью и поделитесь своим мнением в комментариях — это очень важно для нас!
Комментариев пока нет