Художница из Англии: творчество среди передвижников
Среди профессиональных художников 19 века женщин было не так уж много. По-настоящему успешных тем более. В товариществе передвижников было всего две художницы. Первой из них стала англичанка Эмилия Шанкс.
«Гость в институте» (не позднее 1896 года)
Эмилия Яковлевна Шанкс родилась в 1857 году в Москве в семье успешного предпринимателя. Отец – Джеймс Стюарт Шенкс (1826-1911) был из состоятельной семьи шотландского происхождения, которая занималась в Лондоне изготовлением экипажей. Он закончил Лейденский университет, работал на крупного оптового торговца тканями, в 1850 году после смерти дяди получил крупное наследство. На лондонской Всемирной выставке 1851 года он заинтересовался ювелирными изделиями из России, особенно бренда «Болин». Выходец из Швеции Карл Болин считался в России на тот момент одним из лучших ювелиров. Его знаменитая мастерская располагалась в Петербурге. Один из сыновей Карла Болина хотел открыть дело и в Москве и искал компаньона. В итоге британец Шанкс и Хенрик Конрад Болин в 1852 году основали компанию «Shanks & Bolin». На Кузнецком мосту – самой престижной торговой улице Москвы – открылся «Английский магазин Shanks & Bolin». В магазине продавались элитные галантерейные товары, одежда, а также серебряные изделия, в том числе столовое серебро. Фирма сотрудничала с домом «Фаберже». Примечательно, что магазин располагался в здании, которое принадлежало Торговому дому братьев Третьяковых, а Павел Третьяков был еще и постоянным клиентом. Бизнес шел хорошо. Шанкс отвечал за коммерческую составляющую. Из восьми детей три дочери так или иначе связали жизнь с искусством. Эмилия была вторым ребенком в семье. В 1866 году родилась ее сестра Мария (Мэри), которая тоже стала художницей.
В 1882 году Эмилия Шанкс начала учебу в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Ее наставниками были В. Е. Маковский, И. М. Прянишников, Е.С. Сорокин, С.А. Коровин, Н.В. Неврев и В. Д. Поленов, в мастерской которого она училась. Мария Шанкс поступила в училище несколькими годами позже. Эмилия была частой гостьей в доме Поленовых, подружилась с Еленой, сестрой В. Д. Поленова, тоже талантливой художницей. В доме Поленовых по четвергам и субботам проводились совместные акварельные и рисовальные вечера с участием И.Е. Репина, В.М. Васнецова, В.И. Сурикова и других известных художников, а также учащихся МУЖЗВ. Сестры тоже там бывали. Иногда художники собирались в мастерской в доме Шанксов на Покровке или на даче семьи в Филях.
На картине Е.Д. Поленовой «Урок анатомии» запечатлен момент совместной подготовки студенток МУЖВЗ на даче. За столом над книгой склонилась Мария, на подоконнике сидит Эмилия, череп Елена Карзинкина, также ученица Поленова. Из рисьма Е.Д. Поленовой к Е.Г. Мамонтовой: «Во вторник рано утром (то есть по-нашему рано: в десятом часу) побежали мы на экзамен в Училище. Там выставлено на большую медаль восемь картин, у нас сердце порадовалось, восемь свежеиспеченных художников, из них те, которые знают о происходящем в художественном мире, ужасно грустят, что не были годом раньше произведены в художники и не выставляли в нынешнем году на Передвижной. <...> В два часа пришли Шанксы писать академию. Во время сеанса пришел Василий [Поленов] с экзамена, и так как во время работы посторонние не допускаются, то он вызвал Наталью сообщить результаты. Обе Шанкс сделались белые как полотно. Входит Наталья, хохочет и кричит: “Где тут у меня английская соль, а то с ними дурно будет”. Те ничего не понимают, оказывается, что старшая получила медаль за картину, а Маша две медали за этюд и рисунок в натурном классе, т.е. кончила школу. Вот молодец девчонка. В одну зиму прошла натурный класс». Эмилия окончила училище в 1890 году с присвоением звания классного художника и большой серебряной медалью за картину «Письмо няни».
В 1891 году Эмилия Шанкс впервые участвовала в выставке передвижников с картиной «Старший брат». Публике работа дебютантки понравилась. Картиной заинтересовалась императрица Мария Федоровна.
Через год Шанкс снова приняла участие в выставке передвижников. Картину «Новенькая» отметил известный критик В.В. Стасов: «Уже в прошлом году была на выставке у передвижников милая вещица г-жи Шанкс: “Старший брат”. Но на нынешний раз она прислала картинку, в которой еще более грации и правдивого выражения. Она называется “Новенькая”, и дело происходит в женском пансионе, в классной комнате».
В 1893 году художница на выставке передвижников представила картину «Трудная задача». Достоверно ее местонахождение неизвестно. Есть версия, что речь о картине, которая сейчас выставляется под названием «Наем гувернантки».
В 1894 году Эмилия Шанкс стала полноправным членом товарищества. Позже она не раз принимала участие в выставках в России и за рубежом.
Мария тоже регулярно принимала участие в выставках, правда, оставалась в тени более известной Эмилии. Чтобы их не путали, она подписывала работы «Шэнкс». Мария создавала иллюстрации к произведениям Толстого. Это не удивительно, так как сестер Шанкс с Толстыми связывают тесные связи. Мария во время учебы в МУЖЗВ подружилась с дочерью писателя Татьяной и разделяла его взгляды. Старшая сестра Луиза была замужем за Эйльмером (Алексеем Францевичем) Моодом, переводчиком, издателем и биографом Л.Н. Толстого. Луиза переводила романы Толстого на английский язык, и эти переводы на тот момент считались лучшими, их издавали в Оксфорде.
В 1913 году после смерти отца Эмилия Шанкс устроила распродажу своих картин и переехала в Лондон. Она в 1916 и 1918 году участвовала в выставках британской Академии Художеств. Картины она писала и дальше, но без прежнего успеха. Эмилия Шанкс умерла в 1936 году. Мария Шанкс уехала из России в Англию еще раньше, и это было, предположительно, связано с гонениями на толстовцев. Она умерла в 1949 году в Девоне.
Несколько работ Эмилии Шанс
«Куклы» (конец XIX — нач. ХХ века), холст, масло частное собрание
***************
Работы Марии Шанкс
На этой картине Мария Шанкс изобразила себя и знаменитого критика Стасова.
«Девочка» (между 1880-1915), холст, масло — частное собрание.
В 1882 году Эмилия Шанкс начала учебу в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Ее наставниками были В. Е. Маковский, И. М. Прянишников, Е.С. Сорокин, С.А. Коровин, Н.В. Неврев и В. Д. Поленов, в мастерской которого она училась. Мария Шанкс поступила в училище несколькими годами позже. Эмилия была частой гостьей в доме Поленовых, подружилась с Еленой, сестрой В. Д. Поленова, тоже талантливой художницей. В доме Поленовых по четвергам и субботам проводились совместные акварельные и рисовальные вечера с участием И.Е. Репина, В.М. Васнецова, В.И. Сурикова и других известных художников, а также учащихся МУЖЗВ. Сестры тоже там бывали. Иногда художники собирались в мастерской в доме Шанксов на Покровке или на даче семьи в Филях.
Е.Д. Поленова «Урок анатомии» (1880-е, Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова, Тульская область
На картине Е.Д. Поленовой «Урок анатомии» запечатлен момент совместной подготовки студенток МУЖВЗ на даче. За столом над книгой склонилась Мария, на подоконнике сидит Эмилия, череп Елена Карзинкина, также ученица Поленова. Из рисьма Е.Д. Поленовой к Е.Г. Мамонтовой: «Во вторник рано утром (то есть по-нашему рано: в десятом часу) побежали мы на экзамен в Училище. Там выставлено на большую медаль восемь картин, у нас сердце порадовалось, восемь свежеиспеченных художников, из них те, которые знают о происходящем в художественном мире, ужасно грустят, что не были годом раньше произведены в художники и не выставляли в нынешнем году на Передвижной. <...> В два часа пришли Шанксы писать академию. Во время сеанса пришел Василий [Поленов] с экзамена, и так как во время работы посторонние не допускаются, то он вызвал Наталью сообщить результаты. Обе Шанкс сделались белые как полотно. Входит Наталья, хохочет и кричит: “Где тут у меня английская соль, а то с ними дурно будет”. Те ничего не понимают, оказывается, что старшая получила медаль за картину, а Маша две медали за этюд и рисунок в натурном классе, т.е. кончила школу. Вот молодец девчонка. В одну зиму прошла натурный класс». Эмилия окончила училище в 1890 году с присвоением звания классного художника и большой серебряной медалью за картину «Письмо няни».
«Старший брат» (не позднее 1891 года) Холст, масло. 70 × 63 Местонахождение неизвестно Репродукция из издания: Иллюстрированный каталог XIX передвижной выставки «Товарищества передвижных художественных выставок». СПб., 1891.
В 1891 году Эмилия Шанкс впервые участвовала в выставке передвижников с картиной «Старший брат». Публике работа дебютантки понравилась. Картиной заинтересовалась императрица Мария Федоровна.
«Новенькая в школе» (1892), холст, масло – Государственная Третьяковская галерея
Через год Шанкс снова приняла участие в выставке передвижников. Картину «Новенькая» отметил известный критик В.В. Стасов: «Уже в прошлом году была на выставке у передвижников милая вещица г-жи Шанкс: “Старший брат”. Но на нынешний раз она прислала картинку, в которой еще более грации и правдивого выражения. Она называется “Новенькая”, и дело происходит в женском пансионе, в классной комнате».
«Наем гувернантки», (ранее 1913), холст, масло — Тюменский областной музей изобразительных искусств.
В 1893 году художница на выставке передвижников представила картину «Трудная задача». Достоверно ее местонахождение неизвестно. Есть версия, что речь о картине, которая сейчас выставляется под названием «Наем гувернантки».
«Девочка, собирающая огурцы», (ранее 1936), холст, масло — частное собрание
В 1894 году Эмилия Шанкс стала полноправным членом товарищества. Позже она не раз принимала участие в выставках в России и за рубежом.
«Медицинский осмотр в русской богадельне» (между 1880-1900), холст, масло — Челмсфордский музей, Эссекс, Великобритания. Есть версия, что на картине показано обучение медиков
Мария тоже регулярно принимала участие в выставках, правда, оставалась в тени более известной Эмилии. Чтобы их не путали, она подписывала работы «Шэнкс». Мария создавала иллюстрации к произведениям Толстого. Это не удивительно, так как сестер Шанкс с Толстыми связывают тесные связи. Мария во время учебы в МУЖЗВ подружилась с дочерью писателя Татьяной и разделяла его взгляды. Старшая сестра Луиза была замужем за Эйльмером (Алексеем Францевичем) Моодом, переводчиком, издателем и биографом Л.Н. Толстого. Луиза переводила романы Толстого на английский язык, и эти переводы на тот момент считались лучшими, их издавали в Оксфорде.
«Случай в больнице». Холст, масло. 53 × 65 Чайковский историко-художественный музей, Пермский край
В 1913 году после смерти отца Эмилия Шанкс устроила распродажу своих картин и переехала в Лондон. Она в 1916 и 1918 году участвовала в выставках британской Академии Художеств. Картины она писала и дальше, но без прежнего успеха. Эмилия Шанкс умерла в 1936 году. Мария Шанкс уехала из России в Англию еще раньше, и это было, предположительно, связано с гонениями на толстовцев. Она умерла в 1949 году в Девоне.
Несколько работ Эмилии Шанс
«Нянюшка», (около 1900), холст, масло — частное собрание
«В цветах» (Портрет дочери В. Д. Поленова), (между 1890-1900), холст, масло — частное собрание
«Мыльные пузыри» («Дети, играющие в мыльные пузыри», 1897, Краеведческий музей городского округа Сызрань)
«Куклы» (конец XIX — нач. ХХ века), холст, масло частное собрание
«Огородники». Холст, масло. 80 × 71 Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск
«Девочка». Не позднее 1911 Холст, дерево. 100 × 69 БУК ВО «Великоустюгский государственный музей-заповедник»
Вид из окна дома Шанкс на Покровке. Не позднее 1911 года. Холст, масло. 47 × 33,5 Частное собрание, Великобритания.
Натюрморт. Холст на картоне, масло. 32 × 39 Частное собрание
Крыши. Не позднее 1911 года. Холст, масло. Частное собрание, Великобритания
Эмили Шанкс
***************
Работы Марии Шанкс
«Я приговор твой жду». Не позднее 1894 года. Холст, масло. 105 × 79,5 Латвийский национальный художественный музей, Рига
На этой картине Мария Шанкс изобразила себя и знаменитого критика Стасова.
«Искушение», 1887 год, холст, масло, частное собрание
Мария Шанкс, Наталия Иекнен. Иллюстрация к рассказу Л.Н. Толстого «Где любовь, там и Бог» В левом нижнем углу монограммы МШ и НИ. Начало XX века
Девочка. Этюд Холст, масло. 52 × 23. Музей-заповедник В.Д. Поленова
Мария Шанкс
Эмилия Шанкс в мастерской дома на Покровке, Москва. Не позднее 1911 года
Комментариев пока нет