Как на Руси проводили время после обеда: обитатели «сонного царства» и их отдых
Признайтесь, вы ведь тоже ловили себя на мысли, что после обеда так и тянет прикорнуть на часок-другой? Не корите себя за лень. Возможно, это зов предков, которые свято чтили традицию послеобеденного сна. На Руси она была не просто прихотью, а настоящим ритуалом, который соблюдали все слои общества. Представьте себе: цари, монахи, купцы, крестьяне – все как один предавались сладкой дрёме.
Иностранцы, посещавшие Россию в XVI-XVII веках, часто упоминали в своих записках о привычке русских людей к послеобеденному сну. Английский путешественник Джером Горсей в своей книге «Записки о Московии» называл Россию «Сонным царством». Конечно, это было преувеличением, но отдых действительно занимал важное место в жизни наших предков.
О том, что послеобеденный сон – дело привычное для русского человека, свидетельствует история с Лжедмитрием I. Иностранцы, наблюдавшие за жизнью русского двора, отмечали его необычную для русского царя привычку не спать после обеда. Это выглядело настолько необычно, что ещё больше усиливало подозрения относительно его происхождения.
Сиеста на рабочем месте: Дремлющие дьяки и лавочники
Послеобеденный отдых на Руси был настолько распространённым явлением, что люди не стеснялись дремать прямо на рабочем месте. Иностранные послы часто жаловались, что во время дипломатических переговоров русские дьяки то и дело начинали клевать носом.
Представляете себе картину: важные господа в парадных камзолах обсуждают государственные дела, а рядом похрапывают писцы? Не удивительно, что иностранцам приходилось то и дело переспрашивать и уточнять детали переговоров!
Лавочники тоже не отставали от дьяков в своей любви к послеобеденному сну. Они дремали на крылечках своих магазинов, на скамейках у входа или прямо за прилавком, среди товаров.
Монастырская сиеста
Монастыри, казалось бы, должны были стать оплотом борьбы с ленью. Но и там находили оправдание послеобеденной дреме. Конечно, никто не отменял строгий распорядок дня и многочисленные службы. Однако даже монахам нужен был отдых, чтобы восстановить силы после ночных бдений и утренних молитв.
Правда, днем спать лёжа монахам строго-настрого запрещалось. Считалось, что это может привести к греховным помыслам и даже смерти. Поэтому они дремали сидя, опустив голову на грудь.
Спящие красавицы и хитрости моды
Женщины на Руси, как и сегодня, были настоящими мастерицами на все руки. Они успевали и по хозяйству управиться, и детей воспитать, и рукоделием заняться. Но даже у самых энергичных хозяюшек находилось время для короткого послеобеденного отдыха.
Придворные дамы, утомлённые пышными приёмами и бесконечными сплетнями, с удовольствием предавались дрёме в своих роскошных покоях. Впрочем, даже во время сна женщины не забывали о своей красоте. Во времена, когда были в моде высокие и сложные прически, женщинам приходилось спать, используя специальные подголовники – небольшие валики, на которые клали голову, чтобы не испортить шедевр парикмахерского искусства.
Крестьянки, конечно, не могли позволить себе такой роскоши, как отдых в специально отведенное время. Тем не менее, послеобеденное затишье наблюдалось и в деревне. Женщины использовали это время, чтобы передохнуть от работы, покормить детей или заняться нехитрым рукоделием.
Крестьянская сиеста: отдых по народному календарю
Жизнь русского крестьянина была неразрывно связана с природой и ее циклами. Народный календарь диктовал не только сроки сельскохозяйственных работ, но и рекомендации по отдыху. Например, считалось, что спать днём особенно полезно с 15 июля (Трофим-бессонник) до 10 марта (Тарасий-кумошник). А вот после Тарасия дневной сон уже не рекомендовался – якобы он мог привести к лености и болезням.
Во время сенокоса и жатвы, когда рабочий день был особенно долгим и тяжёлым, крестьяне тоже позволяли себе короткий отдых. После обеда они пристраивались кто где может – на свежескошенной траве, под тенью стога сена или просто на меже – и предавались сладкой дрёме.
Сон под охраной лешего
Даже пастухи, которым приходилось следить за стадом с утра до вечера, находили способ вздремнуть часок-другой. Правда, для этого им нужно было заключить договор с лешим. Считалось, что леший может не только заманить путника в лесную чащу, но и помочь тому, кто ему понравится. Если пастух знал специальный "обход" – слова и действия, которые умилостивят лесного хозяина, – тот брал стадо под свою охрану.
В разных регионах Руси у пастухов были свои "помощники" из мира духов. В Тихвине, например, это были "рыжие чертенята", в Архангельске – "человечки в красных поясках и колпаках", а в Пошехонье – леший в облике зайца.
Отдых у бурлаков
Казалось бы, какая уж тут послеобеденная дрема, когда речь идёт о бурлаках – тех самых русских силачах, что тянули баржи против течения? Их рабочий день длился с рассвета до заката, а труд был настолько тяжёлым, что не каждый выдерживал. Но даже у них были короткие передышки, без которых просто невозможно было бы справиться с такой непосильной ношей. Каждый бурлак "брал на грудь" в среднем до 40 кг чистого веса, а то и больше.
Обычно бурлаки шли вдоль берега не сплошной цепью, а артелями, которые сменяли друг друга каждые 1-2 часа. Во время такой смены бурлаки могли передохнуть, выпить воды, перекусить. Если остановка совпадала с обеденным перерывом, то у них появлялась возможность и подкрепиться более плотно, и даже немного вздремнуть на солнышке.
Сиеста по-купечески
А вот как описывает обед московского миллионера Ивана Васильевича Чижова в своей книге "Москва и москвичи" Владимир Гиляровский:
"За ним был ежедневно забронирован с четырех часов крайний столик в популярном трактире Тестова. Пожилой толстенный мужчина усаживался за него и приступал к обеду. Порция заливной рыбы с икрой сменялась двумя тарелками супа из раков, затем шла парочка расстегаев или кулебяка с 12-ярусной начинкой, жареный поросёнок и сковорода гурьевской каши. Между сменой блюд Чижов непременно дремал, а после окончания трапезы отправлялся домой ещё поспать".
Вот она, настоящая купеческая сиеста. Сытный обед, приятная дрёма и ни куда не нужно спешить. Разумеется, позволить себе такую роскошь могли далеко не все, но мечтать ведь не вредно?
Послеобеденный отдых — забытая традиция?
Как видите, традиция отдыхать после обеда была глубоко укоренена в русской культуре. Она отражала не только физическую необходимость в отдыхе, но и особый ритм жизни, связанный с природными циклами и с неспешным течением времени.
Конечно, в наше время сложно представить себе дремать на рабочем месте или планировать свой день с учётом "часа лешего". Но может быть, нам стоит взять пример с наших предков и иногда позволять себе небольшую передышку после обеда? Ведь даже короткий отдых поможет восстановить силы, прояснить мысли и взглянуть на мир новыми глазами. А что может быть важнее в наше бешеное время?
Пожалуйста оцените статью и поделитесь своим мнением в комментариях — это очень важно для нас!
Комментариев пока нет