Ужас в подвале: Мужчина расчленял женщин и скрывал это от жены
На сказку о "Синей Бороде" Шарля Перро я наткнулась не сразу, сначала это была «Fitchers Vogel», которую почему-то переводят как «Диковинная птица», затем «Mordschloß» (Замок убийств), затем «Blaubart» (Синяя Борода) тех же Братьев Гримм и только потом наш любимый француз. У всех этих сказок сюжет очень похож, но есть свои маленькие особенности. Начнём же с самого начала.
Сюжет о наказании за запрет совать свой нос куда не положено сам по себе известен с давних времен. В той же "Тысяча и одной ночи", принцу Аджибу дают сто ключей от ста комнат. Ему говорят, что ему запрещено заходить лишь в комнату с золотой дверью. Войдя в нее, принц Аджиб обнаруживает летающего коня. Лошадь уносит Аджиба, а затем пинает его в голову, выбивая правый глаз.
У итальянцев в одной из сказок XVI века под названием "Три короны" (Le tre corone), принцессу Маркетту уносит вихрь в замок людоедки (любят макаронники в сказки их пихать). Маркетта по ее наказу может заходить во все комнаты кроме той где находятся ее дочери. Дальше с ней из-за непослушания происходит череда неудач, после чего в нее переодетую в мужчину еще и влюбляется королева, но это уже не имеет никакого отношения к тайным комнатам.
Первый вариант «La Barbe Bleue» был записан и опубликован Шарлем Перро в 1697 году. Главный герой богат, но вот борода у него была синяя, и она придавала ему такой безобразный и грозный вид, что все девушки и женщины, бывало, как только завидят его, так давай бог поскорее ноги. У одной из его соседок, дамы происхождения благородного, были две дочери, красавицы совершенные. Решил Синяя Борода им доказать, что не такой уж он и плохой, а одна и поверила, решила, что не такая уж у него и синяя борода, да замуж за него выскочила.
Спустя месяц прекрасной супружеской жизни, Борода отправляется в неожиданную командировку и дает супруге наказ веселиться от души пока его нет дома, дает ей ключи от всех дверей и драгоценностей, а в конце делает акцент на ключике от коморки, в которую заходить строго настрого запрещено.
Гости пришли, всем хорошо и радостно, глаза округляются, рты открываются от несметных богатств и красоты убранства. Но наша героиня, забыв о гостях, спускается по крутой лестнице и добирается до той самой заветной дверцы. Помнила она наказ, но соблазн был слишком силен – она никак не могла с ним сладить. Взяла ключ и, вся дрожа как лист, отперла каморку.
Сперва она ничего не разобрала: было темно, окна закрыты. Но погодя немного она увидела, что весь пол был залит запекшейся кровью и в этой крови отражались тела нескольких мертвых женщин, привязанных вдоль стен; то были прежние жены Синей Бороды, которых он зарезал одну за другой. Она чуть не умерла на месте от страха и выронила из руки ключ. После того как она оправилась от увиденного, несчастная обнаружила, что весь ключик в крови и эта кровь никак не отмывается, вновь и вновь появляется на прежнем месте.
В тот же вечер вернулся муженек и, увидя кровь на ключике и бледную как полотно супругу, обо всем догадался. Он сказал, что ежели она нарушила его запрет, то должна присоединиться к бывшим женам. Как бы девушка его не умоляла, каменное сердце Синей Бороды не дрогнуло ни на секунду. Она уговорила дать ей пару минут для молитвы и сказала, что спустится сама в коморку. Однако начала она звать сестру Анну (откуда она только взялась в замке), чтобы та посмотрела не едут ли ее братья (какие к черту братья, о них и слова раньше не было?). На последней секунде, прям перед смертью красавицы, братья таки ее спасают, пронзив Синюю Бороду своими шпагами. Все богатство отходит девице, она пристраивает братьев, сестру на хорошие места, а себя с хорошим богатым новым мужем. Тут и сказочке конец.
В конце Перро прописывает целых два нравоучения. В одном говорится о том, как любопытство порой бывает простой забавой, но такая забава легко может стоить тебе жизни. Если так подумать, то «женское любопытство» - порицаемый порок еще со времен сказаний о Еве или Пандоре. Если ты будешь слушаться и не нарушать запреты, то ничего плохого с тобой не произойдет. Есть также мнение, что Синяя Борода о том, что просто не доверяй людям с плохой репутацией, ведь если тебе что-то кажется, то на самом деле тебе не кажется и «синяя борода», пусть и кажется не такой уж «синей», но на самом деле, может быть еще «синее».
Кларисса Пинкола Эстес проводила анализ «Синей Бороды» и писала, что, возможно, само наличие запретной комнаты уже говорит о том, что девушка вроде как свободна в браке, она может делать все, что захочет, ходить куда захочет, но ее свободу ограничивают, и признаком ограничений является та самая коморка. А ключик напоминание об этом.
Эстес также пишет, что ключ можно рассматривать как знак непослушания или проступка, в первую очередь. Но помимо этого он может выступать еще и знаком того, что у девушки может быть выбор: не открывать дверь и жить как наивная молодая женщина, следуя правилам своего мужа или узнать правду и попытаться обрести истинную свободу, начиная путь зрелой женщины. Также ее смущала кровь на ключике, возможно, это может быть знаком супружеской неверности или же потери невинности. Пишите в комментариях, что думаете о размышлениях Эстес.
Второе нравоучение совсем уже о другом. Лучше приведу отрывок:
Тут уже Джек Зайпс отмечает, что Синяя Борода является отражением страха, который мужчины испытывали перед возможной женской властью во времена Перро. Хотя тут можно поспорить и отметить сами строчки морали, где четко проговаривается, что такая жестокая история, очевидно, произошла очень давно и современные мужья уже не такие ужасные и больше не просят своих жен делать невозможное. В современных семьях трудно сказать, кто главный – муж или жена.
В "Синей Бороде" (1812г.) Братьев Гримм все куда логичнее. Мы уже в начале истории знаем, что у девушки есть братья, и она дает им наказ, что если что-то с ней случится и ей срочно нужна будет их помощь, то она закричит, что есть мочи.
Девушке дают ключи от всех дверей замка, она знает, что ее убьют, если она войдёт в тайную комнату, но ослушивается и заходит. В тот момент на нее хлынула кровь, и она увидела, что на стенах висят бывшие жены, от которых одни ребра остались. Синяя Борода возвращается требует ключик, девушка пытается обмануть его тем, что она потеряла его в сене. Синяя Борода говорит, что знает правду, девушка просит время для молитвы и кричит братьям, чтобы те ей помогли. В последний момент, когда Синяя Борода затащил несчастную за волосы в тайную комнату и уже занес свой большой нож над ее сердцем, прибыли братья, спасли ее. Счастливый конец, где Борода опять мертв и все его богатства у молодой вдовы. Как удачно, однако. Вышла замуж за короля потому что батя подсуетился, он оказался злодеем, убиваешь его и вот ты правишь замком и сидишь при деньгах счастливая.
Это все, конечно, здорово, но не дотягивает до уровня «Диковинной птицы» (Fitchers Vogel). Тут уже злой мужик не богач и не король, а волшебник, который притворяется нищим, и прелестные девы, что стремятся ему помочь оказываются у него в телеге, теперь понятно у кого Тед Банди идею позаимствовал.
После того, как ее доставили в жилище волшебника, несчастная дева обживается в роскошном доме колдуна. Через пару дней он ее покидает под предлогом срочного отъезда и дает ей ключик от всех дверей дома, с наказом, что самый маленький открывает запретную дверь и в нее входить нельзя, оставляет ей яйцо в придачу, чтобы девушка везде носила его с собой и берегла как зеницу ока. Она девочка послушная, подумаешь колдун ее украл, надо не домой валить, надо яйцо беречь да роскошества дома осматривать.
И что же она увидала, войдя в тот запретный покой? Посреди него стоял огромный таз, полный крови, и в нём лежали тела людей, разрубленных на части, а рядом с тазом поставлен был обрубок дерева и около него положен блестящий топор. Увидав все это, она так перепугалась, что и яйцо из руки в этот таз обронила. Она его из таза вытащила и кровь с него стала стирать, но тщетно старалась: кровь на нём через минуту выступала вновь.
Колдун вернулся, он все понял и сказал:
Он сбил ее с ног, за волосы повлёк в страшный подвал, отсек ей голову топором на обрубке дерева, а все тело ее изрубил на куски, так что кровь ее с полу стала стекать в таз. Потом и все куски ее тела побросал в тот же таз.
Вторая девушка тоже умом не блеснула. Осталась третья. Она спрятала яйцо в доме, пошла в тайную комнату, увидела своих сестер изрубленных. Но она, не смущаясь, собрала все разрозненные части их тел, и сложила их, как следует — и головы, и руки, и ноги, и туловища, все на свое место. И когда все сложила, члены начали двигаться и срослись по-прежнему, и обе девушки открыли глаза и снова ожили.
Вернулся волшебник, увидел, что яйцо не в крови и сказал, что теперь она его жена, и он будет служить ей. Та наказала ему отнести корзину с золотом ее родителям. А вместо золота поместила туда в тайне своих сестер. Нести все это дело сказано было на спине. Как только колдун хотел присесть, да отдохнуть, так слышал слова о том, что негоже отдыхать неси давай, в духе сказки о Маше и Медведе. Он думал, что это невеста в окошечко наблюдает и послушно шел в путь дальше.
А между тем, у него в доме, его невеста готовила свадебное пиршество и позвала на это пиршество друзей своего будущего мужа. И вот взяла она череп с оскаленными зубами, украсила его головным убором, надела на него цветочный венок, снесла его на чердак и выставила в оконце. Справив это, она сама залезла сначала в бочку меду, потом вспорола перину и выкаталась в перьях так, что ее можно было принять за какую-то "диковинную птицу"; но никто бы ни за что не мог ее узнать. В таком виде вышла она из дома, и на пути повстречала многих из числа свадебных гостей, но те признавали в ней лишь "диковинную птицу", включая ее жениха, что уже отвез корзину ее родителям домой. Сестры же привели с собой братьев и других родственников к дому колдуна. Когда волшебник с гостями вошли в дом, то их всех заперли и сожгли заживо.
На самом деле "Fitchers" происходит от слова fitguls — по-норвежски водоплавающая птица. Считается, что это символизирует то, что девушка сохранила свою невинность. В Японии эту сказку рассказывают якобы для того, чтобы предупредить о потере невинности.
А яйцо в сказке может символизировать некоторое начало жизненного пути. Хотя, есть также идеи того, что яйцо — неделимое целое, источник жизни, символизирующий силу и хрупкость (про целый мир пока промолчим, тут про этот символ обычно забывают). Яйца в сказке не теряют своей целостности, что наталкивает на мысли о том, что в этой истории есть что-то довольно инфантильное — желание нового воплощения без возможности вынести разрушение старого. Ну а наличие крови на яйце опять-таки символ непослушания.
В «Замке убийств», речь не про Генри Холмса, он еще даже не родился, песня та же. Только девушке никакого наказа не давали, дали ключи и отпустили гулять. Она случайно добралась до подвала, где встретила старуху, что драла кишки. И тут случается диалог:
Девушка пугается, не знает, что ей делать, но старуха внезапно решает ей помочь. Прячет в повозке с сеном, а мужу ее лепечет, что сама за него всю работу сделала, протягивает клок волос и сердце с теплой кровью, а остальное говорит собаки уже съели. Девушку же привозят в замок, где она рассказывает графу о своих несчастьях, а тот не растерялся и замуж ее взял. И жили они долго и счастливо.
Есть ли у Синего Бороды и тех маньяков прообраз? Литературоведы склоняются, что это собирательный образ из реальных личностей и легенд. Начнем с Бретонской легенды про Кономора Проклятого, что появилась в первой половине 6-го века.
«Кономор уже убил трех жен, когда его взгляд упал на прекрасную Трефину. Граф Ванн не хотел отдавать ему свою дочь, но затем согласился, надеясь на лучший исход. Договоренности о заключении брака были подписаны при участии святого Гильдаса, который в то время как раз присоединился ко двору «в надежде превратить этого хищного волка в кроткого ягненка».
Во время молитвы в часовне Трефине пришло видение, где призраки бывших жен предупредили ее, что он убивал их, как только узнавал, что они беременели. Поскольку сама Трефина к этому моменту уже носила ребенка, она в панике бежит из замка, но Кономор догоняет ее и убивает.
Однако святой Гильдас вернул ее к жизни. Столкнувшись со своей теперь уже не мертвой женой в своем замке, Кономор погибает под тяжестью собственного рушащегося замка.
Французский барон Жиль де Рэ (14-15в.) также многократно обвинялся во всевозможных преступлениях. Ходила молва, что он убивал своих детей, а потом приукрасили свои россказни так, что он убил шесть жен, за что дьявол и выкрасил его бороду в синий цвет. Правда нет ни одного доказательства того, что он совершил какое-либо преступление подобного характера.
Часто проводят параллели между сюжетом Синей Бороды и королем Генрихом VIII (16в.). Две его жены были осуждены и казнены по приказу своего мужа, обвиненные не только в супружеской, но и в государственной измене.
Бернар де Монрагу (1650-е г.) также удостоился звания прототипа Синей Бороды. Он носил не бороду, а муш а-ля Мазарини. Был робок с женщинами своего круга, поэтому искал себе попроще. С женами мягкосердечному Бернару не везло. Цыганка от него сбежала, другая жена спилась и утопилась, третья умерла от болезни, четвертую убил любовник.
Пятой женой де Монрагу стала его кузина Анжель де Ла Гарандин. Что изменяла ему направо и налево ничуть не стесняясь супруга. Однажды она попросту сбежала из дома со странствующим монахом-францисканцем, который поманил ее за собой, пообещав, что в ближайшей роще их ждет архангел Гавриил, который подарит ей подвязки, вышитые жемчугом.
В шестой раз Бернар женился на юной сироте знатного происхождения Алисе де Понтальсен, которая по вине опекуна лишилась состояния. Тот ее выручил, но она постоянно плакала, молилась и отказывала мужу в любой физической близости. Он, устав это терпеть, попросил дать ему развод.
В седьмой раз Жанна де Леспуас стала его спутницей и погибелью. Уже в возрасте наш сеньор не привлекал даму своей красотой и мощью, а вот своими деньгами очень даже. Предполагалось, что Жанна, находясь наедине с мужем, должна была поднять крик, будто он ее убивает, а стоящие за дверью наготове братья и шевалье де Ла Мерлюс должны были ворваться в комнату и убить сеньора де Монрагу, якобы спасая от смерти Жанну. Так все и случилось. У Бернара де Монрагу не было наследников, и все его состояние перешло жене-убийце.
Сейчас даже существует термин "Синяя Борода", для описания преступлений, где мужчина убивает своих жен одну за другой.
Упоминая сказки о Синей Бороде, можно было бы еще вспомнить и о "Старой даме и ее курице", "Как дьявол женился на трех сестрах", "Серебряном носе" и, конечно же, о «Белом голубе». Но их сюжет уже будет Вам полностью понятным, так как отличается от предыдущих лишь деталями, а суть одна. Эти сказки напомнили мне о "Женихе-разбойнике", поэтому, если хотите, то в следующий раз можем разобрать именно ее.
Такие дела. Делитесь своим мнением в комментариях, навеяло ли Вам еще какие-нибудь образы из истории и литературы, разглядели ли еще какие смысли и символы в деталях сказок?
У итальянцев в одной из сказок XVI века под названием "Три короны" (Le tre corone), принцессу Маркетту уносит вихрь в замок людоедки (любят макаронники в сказки их пихать). Маркетта по ее наказу может заходить во все комнаты кроме той где находятся ее дочери. Дальше с ней из-за непослушания происходит череда неудач, после чего в нее переодетую в мужчину еще и влюбляется королева, но это уже не имеет никакого отношения к тайным комнатам.
Первый вариант «La Barbe Bleue» был записан и опубликован Шарлем Перро в 1697 году. Главный герой богат, но вот борода у него была синяя, и она придавала ему такой безобразный и грозный вид, что все девушки и женщины, бывало, как только завидят его, так давай бог поскорее ноги. У одной из его соседок, дамы происхождения благородного, были две дочери, красавицы совершенные. Решил Синяя Борода им доказать, что не такой уж он и плохой, а одна и поверила, решила, что не такая уж у него и синяя борода, да замуж за него выскочила.
Спустя месяц прекрасной супружеской жизни, Борода отправляется в неожиданную командировку и дает супруге наказ веселиться от души пока его нет дома, дает ей ключи от всех дверей и драгоценностей, а в конце делает акцент на ключике от коморки, в которую заходить строго настрого запрещено.
Гости пришли, всем хорошо и радостно, глаза округляются, рты открываются от несметных богатств и красоты убранства. Но наша героиня, забыв о гостях, спускается по крутой лестнице и добирается до той самой заветной дверцы. Помнила она наказ, но соблазн был слишком силен – она никак не могла с ним сладить. Взяла ключ и, вся дрожа как лист, отперла каморку.
Сперва она ничего не разобрала: было темно, окна закрыты. Но погодя немного она увидела, что весь пол был залит запекшейся кровью и в этой крови отражались тела нескольких мертвых женщин, привязанных вдоль стен; то были прежние жены Синей Бороды, которых он зарезал одну за другой. Она чуть не умерла на месте от страха и выронила из руки ключ. После того как она оправилась от увиденного, несчастная обнаружила, что весь ключик в крови и эта кровь никак не отмывается, вновь и вновь появляется на прежнем месте.
В тот же вечер вернулся муженек и, увидя кровь на ключике и бледную как полотно супругу, обо всем догадался. Он сказал, что ежели она нарушила его запрет, то должна присоединиться к бывшим женам. Как бы девушка его не умоляла, каменное сердце Синей Бороды не дрогнуло ни на секунду. Она уговорила дать ей пару минут для молитвы и сказала, что спустится сама в коморку. Однако начала она звать сестру Анну (откуда она только взялась в замке), чтобы та посмотрела не едут ли ее братья (какие к черту братья, о них и слова раньше не было?). На последней секунде, прям перед смертью красавицы, братья таки ее спасают, пронзив Синюю Бороду своими шпагами. Все богатство отходит девице, она пристраивает братьев, сестру на хорошие места, а себя с хорошим богатым новым мужем. Тут и сказочке конец.
В конце Перро прописывает целых два нравоучения. В одном говорится о том, как любопытство порой бывает простой забавой, но такая забава легко может стоить тебе жизни. Если так подумать, то «женское любопытство» - порицаемый порок еще со времен сказаний о Еве или Пандоре. Если ты будешь слушаться и не нарушать запреты, то ничего плохого с тобой не произойдет. Есть также мнение, что Синяя Борода о том, что просто не доверяй людям с плохой репутацией, ведь если тебе что-то кажется, то на самом деле тебе не кажется и «синяя борода», пусть и кажется не такой уж «синей», но на самом деле, может быть еще «синее».
Кларисса Пинкола Эстес проводила анализ «Синей Бороды» и писала, что, возможно, само наличие запретной комнаты уже говорит о том, что девушка вроде как свободна в браке, она может делать все, что захочет, ходить куда захочет, но ее свободу ограничивают, и признаком ограничений является та самая коморка. А ключик напоминание об этом.
Эстес также пишет, что ключ можно рассматривать как знак непослушания или проступка, в первую очередь. Но помимо этого он может выступать еще и знаком того, что у девушки может быть выбор: не открывать дверь и жить как наивная молодая женщина, следуя правилам своего мужа или узнать правду и попытаться обрести истинную свободу, начиная путь зрелой женщины. Также ее смущала кровь на ключике, возможно, это может быть знаком супружеской неверности или же потери невинности. Пишите в комментариях, что думаете о размышлениях Эстес.
Второе нравоучение совсем уже о другом. Лучше приведу отрывок:
«Чуть здравым смыслом обладаяИ зная что такое свет,Узнать нетрудно, не гадая,Что это — сказка давних лет.Уж нет супругов столь ужасных,Что невозможного хотят.У нас ревнивцев самовластныхУвидишь подле жен смирнее ягнят.Пусть будет борода какого хочешь цвета,А кто под каблуком — неясно часто это.»
Тут уже Джек Зайпс отмечает, что Синяя Борода является отражением страха, который мужчины испытывали перед возможной женской властью во времена Перро. Хотя тут можно поспорить и отметить сами строчки морали, где четко проговаривается, что такая жестокая история, очевидно, произошла очень давно и современные мужья уже не такие ужасные и больше не просят своих жен делать невозможное. В современных семьях трудно сказать, кто главный – муж или жена.
В "Синей Бороде" (1812г.) Братьев Гримм все куда логичнее. Мы уже в начале истории знаем, что у девушки есть братья, и она дает им наказ, что если что-то с ней случится и ей срочно нужна будет их помощь, то она закричит, что есть мочи.
Девушке дают ключи от всех дверей замка, она знает, что ее убьют, если она войдёт в тайную комнату, но ослушивается и заходит. В тот момент на нее хлынула кровь, и она увидела, что на стенах висят бывшие жены, от которых одни ребра остались. Синяя Борода возвращается требует ключик, девушка пытается обмануть его тем, что она потеряла его в сене. Синяя Борода говорит, что знает правду, девушка просит время для молитвы и кричит братьям, чтобы те ей помогли. В последний момент, когда Синяя Борода затащил несчастную за волосы в тайную комнату и уже занес свой большой нож над ее сердцем, прибыли братья, спасли ее. Счастливый конец, где Борода опять мертв и все его богатства у молодой вдовы. Как удачно, однако. Вышла замуж за короля потому что батя подсуетился, он оказался злодеем, убиваешь его и вот ты правишь замком и сидишь при деньгах счастливая.
Это все, конечно, здорово, но не дотягивает до уровня «Диковинной птицы» (Fitchers Vogel). Тут уже злой мужик не богач и не король, а волшебник, который притворяется нищим, и прелестные девы, что стремятся ему помочь оказываются у него в телеге, теперь понятно у кого Тед Банди идею позаимствовал.
После того, как ее доставили в жилище волшебника, несчастная дева обживается в роскошном доме колдуна. Через пару дней он ее покидает под предлогом срочного отъезда и дает ей ключик от всех дверей дома, с наказом, что самый маленький открывает запретную дверь и в нее входить нельзя, оставляет ей яйцо в придачу, чтобы девушка везде носила его с собой и берегла как зеницу ока. Она девочка послушная, подумаешь колдун ее украл, надо не домой валить, надо яйцо беречь да роскошества дома осматривать.
И что же она увидала, войдя в тот запретный покой? Посреди него стоял огромный таз, полный крови, и в нём лежали тела людей, разрубленных на части, а рядом с тазом поставлен был обрубок дерева и около него положен блестящий топор. Увидав все это, она так перепугалась, что и яйцо из руки в этот таз обронила. Она его из таза вытащила и кровь с него стала стирать, но тщетно старалась: кровь на нём через минуту выступала вновь.
Колдун вернулся, он все понял и сказал:
Так как ты, против моей воли, побывала в этом покое, то теперь, против твоей воли, должна направиться туда-же! Простись с жизнью!
Он сбил ее с ног, за волосы повлёк в страшный подвал, отсек ей голову топором на обрубке дерева, а все тело ее изрубил на куски, так что кровь ее с полу стала стекать в таз. Потом и все куски ее тела побросал в тот же таз.
"Ну, теперь пойду добывать вторую дочь-красотку", сказал волшебник, и опять в образ нищего пошёл к тому же дому и стал просить милостыни.
Вторая девушка тоже умом не блеснула. Осталась третья. Она спрятала яйцо в доме, пошла в тайную комнату, увидела своих сестер изрубленных. Но она, не смущаясь, собрала все разрозненные части их тел, и сложила их, как следует — и головы, и руки, и ноги, и туловища, все на свое место. И когда все сложила, члены начали двигаться и срослись по-прежнему, и обе девушки открыли глаза и снова ожили.
Вернулся волшебник, увидел, что яйцо не в крови и сказал, что теперь она его жена, и он будет служить ей. Та наказала ему отнести корзину с золотом ее родителям. А вместо золота поместила туда в тайне своих сестер. Нести все это дело сказано было на спине. Как только колдун хотел присесть, да отдохнуть, так слышал слова о том, что негоже отдыхать неси давай, в духе сказки о Маше и Медведе. Он думал, что это невеста в окошечко наблюдает и послушно шел в путь дальше.
А между тем, у него в доме, его невеста готовила свадебное пиршество и позвала на это пиршество друзей своего будущего мужа. И вот взяла она череп с оскаленными зубами, украсила его головным убором, надела на него цветочный венок, снесла его на чердак и выставила в оконце. Справив это, она сама залезла сначала в бочку меду, потом вспорола перину и выкаталась в перьях так, что ее можно было принять за какую-то "диковинную птицу"; но никто бы ни за что не мог ее узнать. В таком виде вышла она из дома, и на пути повстречала многих из числа свадебных гостей, но те признавали в ней лишь "диковинную птицу", включая ее жениха, что уже отвез корзину ее родителям домой. Сестры же привели с собой братьев и других родственников к дому колдуна. Когда волшебник с гостями вошли в дом, то их всех заперли и сожгли заживо.
На самом деле "Fitchers" происходит от слова fitguls — по-норвежски водоплавающая птица. Считается, что это символизирует то, что девушка сохранила свою невинность. В Японии эту сказку рассказывают якобы для того, чтобы предупредить о потере невинности.
А яйцо в сказке может символизировать некоторое начало жизненного пути. Хотя, есть также идеи того, что яйцо — неделимое целое, источник жизни, символизирующий силу и хрупкость (про целый мир пока промолчим, тут про этот символ обычно забывают). Яйца в сказке не теряют своей целостности, что наталкивает на мысли о том, что в этой истории есть что-то довольно инфантильное — желание нового воплощения без возможности вынести разрушение старого. Ну а наличие крови на яйце опять-таки символ непослушания.
В «Замке убийств», речь не про Генри Холмса, он еще даже не родился, песня та же. Только девушке никакого наказа не давали, дали ключи и отпустили гулять. Она случайно добралась до подвала, где встретила старуху, что драла кишки. И тут случается диалог:
- Матушка, а что Вы делаете?- Кишочки вырезаю, дитя мое, завтра и твои вырежу
Девушка пугается, не знает, что ей делать, но старуха внезапно решает ей помочь. Прячет в повозке с сеном, а мужу ее лепечет, что сама за него всю работу сделала, протягивает клок волос и сердце с теплой кровью, а остальное говорит собаки уже съели. Девушку же привозят в замок, где она рассказывает графу о своих несчастьях, а тот не растерялся и замуж ее взял. И жили они долго и счастливо.
Есть ли у Синего Бороды и тех маньяков прообраз? Литературоведы склоняются, что это собирательный образ из реальных личностей и легенд. Начнем с Бретонской легенды про Кономора Проклятого, что появилась в первой половине 6-го века.
«Кономор уже убил трех жен, когда его взгляд упал на прекрасную Трефину. Граф Ванн не хотел отдавать ему свою дочь, но затем согласился, надеясь на лучший исход. Договоренности о заключении брака были подписаны при участии святого Гильдаса, который в то время как раз присоединился ко двору «в надежде превратить этого хищного волка в кроткого ягненка».
Во время молитвы в часовне Трефине пришло видение, где призраки бывших жен предупредили ее, что он убивал их, как только узнавал, что они беременели. Поскольку сама Трефина к этому моменту уже носила ребенка, она в панике бежит из замка, но Кономор догоняет ее и убивает.
Однако святой Гильдас вернул ее к жизни. Столкнувшись со своей теперь уже не мертвой женой в своем замке, Кономор погибает под тяжестью собственного рушащегося замка.
Французский барон Жиль де Рэ (14-15в.) также многократно обвинялся во всевозможных преступлениях. Ходила молва, что он убивал своих детей, а потом приукрасили свои россказни так, что он убил шесть жен, за что дьявол и выкрасил его бороду в синий цвет. Правда нет ни одного доказательства того, что он совершил какое-либо преступление подобного характера.
Часто проводят параллели между сюжетом Синей Бороды и королем Генрихом VIII (16в.). Две его жены были осуждены и казнены по приказу своего мужа, обвиненные не только в супружеской, но и в государственной измене.
Бернар де Монрагу (1650-е г.) также удостоился звания прототипа Синей Бороды. Он носил не бороду, а муш а-ля Мазарини. Был робок с женщинами своего круга, поэтому искал себе попроще. С женами мягкосердечному Бернару не везло. Цыганка от него сбежала, другая жена спилась и утопилась, третья умерла от болезни, четвертую убил любовник.
Пятой женой де Монрагу стала его кузина Анжель де Ла Гарандин. Что изменяла ему направо и налево ничуть не стесняясь супруга. Однажды она попросту сбежала из дома со странствующим монахом-францисканцем, который поманил ее за собой, пообещав, что в ближайшей роще их ждет архангел Гавриил, который подарит ей подвязки, вышитые жемчугом.
В шестой раз Бернар женился на юной сироте знатного происхождения Алисе де Понтальсен, которая по вине опекуна лишилась состояния. Тот ее выручил, но она постоянно плакала, молилась и отказывала мужу в любой физической близости. Он, устав это терпеть, попросил дать ему развод.
В седьмой раз Жанна де Леспуас стала его спутницей и погибелью. Уже в возрасте наш сеньор не привлекал даму своей красотой и мощью, а вот своими деньгами очень даже. Предполагалось, что Жанна, находясь наедине с мужем, должна была поднять крик, будто он ее убивает, а стоящие за дверью наготове братья и шевалье де Ла Мерлюс должны были ворваться в комнату и убить сеньора де Монрагу, якобы спасая от смерти Жанну. Так все и случилось. У Бернара де Монрагу не было наследников, и все его состояние перешло жене-убийце.
Сейчас даже существует термин "Синяя Борода", для описания преступлений, где мужчина убивает своих жен одну за другой.
Упоминая сказки о Синей Бороде, можно было бы еще вспомнить и о "Старой даме и ее курице", "Как дьявол женился на трех сестрах", "Серебряном носе" и, конечно же, о «Белом голубе». Но их сюжет уже будет Вам полностью понятным, так как отличается от предыдущих лишь деталями, а суть одна. Эти сказки напомнили мне о "Женихе-разбойнике", поэтому, если хотите, то в следующий раз можем разобрать именно ее.
Такие дела. Делитесь своим мнением в комментариях, навеяло ли Вам еще какие-нибудь образы из истории и литературы, разглядели ли еще какие смысли и символы в деталях сказок?
Комментарии1