Бытовая деталь на известной картине: что стоит за её появлением?
Автор: Клара Штейн.
В одном из учебников английского, по которым я работаю, один из юнитов крутится вокруг картины голландца Яна Вермеера "Девушка с кувшином молока", написанной в 1658 году.
На ней изображена служанка, которая выливает молоко в миску, чтобы сделать пудинг — хлеб и остальные ингредиенты лежат перед ней на столе. Стоит она, традиционно для Вермеера, перед окном.
Поскольку учитель из меня так себе, каждый раз я достаю учеников следующим экскурсом в историю.
Помимо ярко-синего фартука служанки (для него Вермеер использовал краску из ляпис-лазури, дорогущую в сравнении с тем, чем пользовались другие художники того времени), моей любимой частью картины является предмет, изображённый за девушкой. Догадаетесь, для чего он?
Во время написания картины северное полушарие переживало так называемый Малый ледниковый период — примерно с XVI по XIX век (оценки разнятся) средние температуры стали ниже, что приводило к долгим, холодным и снежным зимам. На образе жизни людей это тоже сказалось, начиная от одежды (тёплые шали приходилось носить иногда даже дома) до общего самочувствия людей: некоторые историки связывают усилившуюся в те времена охоту на ведьм с поиском виноватых если не в плохой погоде, то в голоде и войнах. Отразилось это и в европейской живописи, где до этого тема зимы почти не раскрывалась, а теперь снежных пейзажей писалось вдоволь (вспомните Брейгелей и вот этих всех).
Сама картина написана в золотой век голландской живописи, когда Нидерланды переживали свой экономический и культурный расцвет. Нидерландские художники в соответствии со своим протестантским духом фокусировались на земном и очень любили рисовать бытовые сценки. Получалось у них это почему-то лучше, чем у кого-либо. У самого Вермеера десяток таких картин; его безымянные герои изображены в домашней обстановке за простыми занятиями, окружёнными повседневными предметами: они читали письма, вышивали, пили вино.
Ну так что, холод и обилие бытовухи — догадались, что за предмет нарисован? Всё верно, за служанкой изображён самый обычный обогреватель. Внутрь в миску складывались угли, а сверху клали ноги и грелись холодными вечерами (а то и днями). Как человек, который с конца сентября по апрель сидит с обогревателем под столом, одобряю.
Поэтому я люблю об этом рассказывать — вроде как обычный предмет быта, но за 4 столетия уже не такой очевидный и тянущий за собой бо́льшую историю.
Во время написания картины северное полушарие переживало так называемый Малый ледниковый период — примерно с XVI по XIX век (оценки разнятся) средние температуры стали ниже, что приводило к долгим, холодным и снежным зимам. На образе жизни людей это тоже сказалось, начиная от одежды (тёплые шали приходилось носить иногда даже дома) до общего самочувствия людей: некоторые историки связывают усилившуюся в те времена охоту на ведьм с поиском виноватых если не в плохой погоде, то в голоде и войнах. Отразилось это и в европейской живописи, где до этого тема зимы почти не раскрывалась, а теперь снежных пейзажей писалось вдоволь (вспомните Брейгелей и вот этих всех).
Сама картина написана в золотой век голландской живописи, когда Нидерланды переживали свой экономический и культурный расцвет. Нидерландские художники в соответствии со своим протестантским духом фокусировались на земном и очень любили рисовать бытовые сценки. Получалось у них это почему-то лучше, чем у кого-либо. У самого Вермеера десяток таких картин; его безымянные герои изображены в домашней обстановке за простыми занятиями, окружёнными повседневными предметами: они читали письма, вышивали, пили вино.
Ну так что, холод и обилие бытовухи — догадались, что за предмет нарисован? Всё верно, за служанкой изображён самый обычный обогреватель. Внутрь в миску складывались угли, а сверху клали ноги и грелись холодными вечерами (а то и днями). Как человек, который с конца сентября по апрель сидит с обогревателем под столом, одобряю.
Поэтому я люблю об этом рассказывать — вроде как обычный предмет быта, но за 4 столетия уже не такой очевидный и тянущий за собой бо́льшую историю.
Комментариев пока нет