Как гитара стала громкой
Самый популярный в мире музыкальный инструмент – это, безусловно, гитара. Общее количество гитар во всём мире оценивается приблизительно в 60 миллионов штук, то есть гитара есть практически у каждого сотого жителя Земли. Существуют десятки самых разных конструкций гитар, отличающихся друг от друга размерами, формой, устройством, материалами и так далее.
Итальянская гитара 17-го века
Трудно поверить, но всё это разнообразие появилось на свет благодаря всего лишь одной вещи – очень тихому звучанию гитары! И в самом деле, если сравнить громкость звучания скрипки (инструмента намного более миниатюрного) и обычной акустической гитары, можно убедиться в том, что скрипка по громкости оставляет гитару далеко позади. Из-за этого гитара не попала в состав классического симфонического оркестра, – ведь если её легко «забивают» даже скрипки, что уж там говорить о кларнетах и трубах! Да и в ранних джазовых ансамблях гитара не могла конкурировать с банджо.
До самого конца XIX века гитара прозябала в качестве домашнего инструмента; многие композиторы и музыканты считали её инструментом несерьёзным – то ли дело скрипка или благородный мощный рояль!
Однако у гитары было и множество достоинств: выразительное звучание, простота конструкции, легкость обучения игре... И в какой-то момент мастера поняли – если дать гитаре «нормальную» оркестровую громкость, она сможет стать «музыкальным инструментом номер один».
Прежде всего начались эксперименты с увеличением размеров корпуса – скажем, акустическая гитара с корпусом «дредноут» или «джамбо» (т. е. «слон») чуть ли не в два раза больше и толще акустической гитары традиционного размера «парлор».
Затем мастера придумали заменить жильные (тогда ещё не было нейлоновых) струны на металлические, усилив корпус дополнительными пружинами. В 20-х годах XX века на гитары стали ставить двойные наборы струн, как у мандолины – так появилась 12-струнная гитара. Другие гитарные мастера решили, что, раз скрипка звучит громче гитары, стоит попробовать сделать для гитары корпус скрипичной формы с выгнутыми деками – так называемый «арктоп». Эксперимент удался, а первыми такие «гитароскрипки» начала делать фирма Gibson. Сейчас такие гитары часто называют «джазовыми».
Однако полученной громкости всё равно не хватало. Тогда конструкторы из компании National изобрели рупорную, или резонаторную гитару – внутрь корпуса этого инструмента начали вставлять самый настоящий металлический рупор, а иногда даже несколько штук! В итоге больше половины корпуса гитары оказывалось уже не из дерева, а из металла. Громкость гитары подросла «ещё чуть-чуть», однако и этого оказалось недостаточно.
Радикальные изменения произошли только в конце 40-х годов XX века, когда на свет появилась электрическая гитара современного типа. Попытки установить звукосниматель на гитару предпринимались и раньше, но такие гитары из-за своих больших пустых корпусов начинали работать как микрофоны (подойдите к висящей на стене акустической гитаре и громко крикните – сразу же услышите, как «отзовутся» корпус и струны!). В результате инструмент на концертах начинал противно «выть». В конце концов изобретатели решили вопрос кардинально – отказались от пустого внутри корпуса, заменив его сплошной «доской».
Без подключения такой инструмент звучит запредельно тихо – зато при подключении к усилителю можно «раскачивать» его громкость до максимума, оставляя далеко позади даже «большой и благородный» рояль. Так возникла та электрогитара, которую мы ежедневно слышим по радио и видим на концертах.
Забавно, но эта картина Яна Вермеера называется "Женщина с лютней"…
До самого конца XIX века гитара прозябала в качестве домашнего инструмента; многие композиторы и музыканты считали её инструментом несерьёзным – то ли дело скрипка или благородный мощный рояль!
Однако у гитары было и множество достоинств: выразительное звучание, простота конструкции, легкость обучения игре... И в какой-то момент мастера поняли – если дать гитаре «нормальную» оркестровую громкость, она сможет стать «музыкальным инструментом номер один».
Прежде всего начались эксперименты с увеличением размеров корпуса – скажем, акустическая гитара с корпусом «дредноут» или «джамбо» (т. е. «слон») чуть ли не в два раза больше и толще акустической гитары традиционного размера «парлор».
Типы корпусов гитар. Слева направо: джамбо, дредноут, аудиториум, концерт и парлор.
Затем мастера придумали заменить жильные (тогда ещё не было нейлоновых) струны на металлические, усилив корпус дополнительными пружинами. В 20-х годах XX века на гитары стали ставить двойные наборы струн, как у мандолины – так появилась 12-струнная гитара. Другие гитарные мастера решили, что, раз скрипка звучит громче гитары, стоит попробовать сделать для гитары корпус скрипичной формы с выгнутыми деками – так называемый «арктоп». Эксперимент удался, а первыми такие «гитароскрипки» начала делать фирма Gibson. Сейчас такие гитары часто называют «джазовыми».
Гитара скрипичной формы.
Однако полученной громкости всё равно не хватало. Тогда конструкторы из компании National изобрели рупорную, или резонаторную гитару – внутрь корпуса этого инструмента начали вставлять самый настоящий металлический рупор, а иногда даже несколько штук! В итоге больше половины корпуса гитары оказывалось уже не из дерева, а из металла. Громкость гитары подросла «ещё чуть-чуть», однако и этого оказалось недостаточно.
Гитара с металлическим резонатором.
Радикальные изменения произошли только в конце 40-х годов XX века, когда на свет появилась электрическая гитара современного типа. Попытки установить звукосниматель на гитару предпринимались и раньше, но такие гитары из-за своих больших пустых корпусов начинали работать как микрофоны (подойдите к висящей на стене акустической гитаре и громко крикните – сразу же услышите, как «отзовутся» корпус и струны!). В результате инструмент на концертах начинал противно «выть». В конце концов изобретатели решили вопрос кардинально – отказались от пустого внутри корпуса, заменив его сплошной «доской».
"Фендер Броадкастер" - первая в мире серийная электрогитара со сплошным корпусом.
Без подключения такой инструмент звучит запредельно тихо – зато при подключении к усилителю можно «раскачивать» его громкость до максимума, оставляя далеко позади даже «большой и благородный» рояль. Так возникла та электрогитара, которую мы ежедневно слышим по радио и видим на концертах.
Пожалуйста оцените статью и поделитесь своим мнением в комментариях — это очень важно для нас!
Комментарии2