Настоящий подвиг
В Милане, на кладбище Мисокко, среди высоких четырехгранных колонн тёмно-зелёных кипарисов и белоснежных мраморных статуй покоятся четыре могилы. Эти могилы окружены общей оградой, выполненной из гладко обтёсанного красного камня. Что бы ни происходило на улице — дождь или буря — на этих могилах всегда лежат свежие букетики алых гвоздик. Гвоздики помещены в голубые глазурованные кувшины из глины, вкопанные в землю.
Каждое воскресенье сотни людей приходят к этому участку кладбища: рабочие, крестьянки, рыбаки, все в простой обуви на верёвочной подошве. Эти люди стоят в молчании возле могил до тех пор, пока кто-то из них не поднимет загорелую руку и не начнёт говорить.
Если спросить любого из этих людей, кто покоится в этих могилах, они ответят вам, спокойно глядя в глаза: "Здесь похоронены наши братья".
В январе 1943 года, когда ситуация на фронте складывалась для немцев неудачно, фашисты привезли в Милан группу русских военнопленных. Пленных водили по улицам города закованных в кандалы, босых, одетых в рубища, сквозь которые были видны их незажившие, покрытые корками раны.
Фашисты намеревались этим жестом продемонстрировать итальянцам силу и внушить страх перед Россией, как бы подтверждая скорую победу над ней.
Но эффект оказался противоположным.
Русские военнопленные шли с высоко поднятыми головами, поддерживая строй. Их глаза были устремлены вдаль, а губы пели песню, слова которой были непонятны итальянцам, но звучали угрожающе. Когда один из немецких солдат, недовольный поведением пленных, ударил русского за то, что тот рассмеялся, указывая своим товарищам на статую Муссолини, сделанную из скользкого, зеленоватого камня, этот русский внезапно бросился на немца. Несмотря на кандалы, сковывающие руки, он оттолкнул обидчика с такой силой, что солдат рухнул на тротуар. Цепи на запястьях пленного разорвались, и кровь хлынула из ран, рассечённых железом.
На этом месте, недалеко от летнего кафе "Эспланада", завязалась настоящая схватка между пленными русскими солдатами и их немецкими охранниками. Подоспевшая полиция также вступила в бой. Русские солдаты, несмотря на свою израненность и отсутствие оружия, отбивались ногами, головами, а их закованные руки превратились в мощное оружие. Один из них, прыгнув на спину охранника, ударил его о витрину магазина, в результате чего осколки стекла вонзились в тело немца.
В течение нескольких дней прохожие старались обходить тротуар, покрытый тёмными пятнами крови. А там, где последний русский солдат прислонился к стене в финальной схватке, остались отпечатки его босых ног на промёрзшей земле. Кто-то положил в эти отпечатки алую гвоздику. На следующий день полиция обнаружила верёвочную петлю на шее статуи Муссолини с табличкой: "Это за русских".
Четверых оставшихся в живых русских пленных заставили рыть траншеи в парке, где была установлена мощная противовоздушная батарея.
Это произошло в ночь на 14 февраля 1943 года. Холодная тёмная миланская ночь навсегда осталась в памяти жителей города.
Батарея была тщательно замаскирована деревьями и соломенными макетами зданий. Во время воздушного налёта англо-американской авиации немецкие зенитчики сбили два бомбардировщика, однако русские пленные приняли судьбоносное решение. Они облили свои гимнастёрки маслом для чистки орудий, подожгли их и бросили на соломенные макеты. Загорелась вся батарея, осветив собой территорию и став явной мишенью для дальнейших налётов.
Русские солдаты затем взялись за кирки, но теперь они разрушали прицелы орудий, делая батарею бесполезной.
Англо-американская авиация нанесла удар по военным объектам, избегая разрушения мирных кварталов города. Возможно, благодаря этому подвигу русских солдат Миланские соборы и другие памятники архитектуры остались целыми.
Их тела были похоронены на кладбище Мисокко итальянскими рабочими.
Когда полиция узнала, кто лежит в этих могилах, она пыталась арестовать тех, кто приносил цветы. Но это не остановило людей.
Когда англо-американские войска заняли Милан, к английскому генералу, командовавшему армией, обратилась группа местных рабочих. Они рассказали ему о подвиге русских солдат, которые, жертвуя собой, спасли жизни английских и американских летчиков. Рабочие предложили генералу посетить кладбище Мисокко и почтить память героев, но генерал лишь поблагодарил их за информацию и велел усилить охрану кладбища. Для англо-американского командования рассказ рабочих выглядел как попытка умалить значение победы их войск, и потому они решили пресекать любое упоминание об этом событии.
Однако народная память оказалась сильнее. В тот день, когда англо-американские войска провели торжественный парад в Милане, тысячи рабочих и крестьян вышли на улицы города с флагами. Полиция, приняв демонстрацию за шествие в честь оккупационных сил, почтительно расчищала путь колоннам людей. Но, не доходя до главной площади, демонстранты неожиданно свернули в сторону и двинулись к кладбищу Мисокко, к тем четырём скромным могилам русских солдат, о которых они помнили и чтили как своих героев.
Если вы когда-нибудь окажетесь в Милане, обязательно посетите кладбище Мисокко. На участке №16 вы найдете те самые могилы, где покоятся советские воины — Андрей Петров, Степан Гаврилов, Семён Черный и Василий Василовский. И, независимо от времени года или погоды, вы увидите на этих могилах свежие алые гвоздики, как дань памяти тем, кто однажды принёс свободу и защиту чужому городу, будучи верными своей родине и своему народу.
1948 г.
«Годы огневые», Вадим Михайлович Кожевников, 1972 г.
Если спросить любого из этих людей, кто покоится в этих могилах, они ответят вам, спокойно глядя в глаза: "Здесь похоронены наши братья".
В январе 1943 года, когда ситуация на фронте складывалась для немцев неудачно, фашисты привезли в Милан группу русских военнопленных. Пленных водили по улицам города закованных в кандалы, босых, одетых в рубища, сквозь которые были видны их незажившие, покрытые корками раны.
Фашисты намеревались этим жестом продемонстрировать итальянцам силу и внушить страх перед Россией, как бы подтверждая скорую победу над ней.
Но эффект оказался противоположным.
Русские военнопленные шли с высоко поднятыми головами, поддерживая строй. Их глаза были устремлены вдаль, а губы пели песню, слова которой были непонятны итальянцам, но звучали угрожающе. Когда один из немецких солдат, недовольный поведением пленных, ударил русского за то, что тот рассмеялся, указывая своим товарищам на статую Муссолини, сделанную из скользкого, зеленоватого камня, этот русский внезапно бросился на немца. Несмотря на кандалы, сковывающие руки, он оттолкнул обидчика с такой силой, что солдат рухнул на тротуар. Цепи на запястьях пленного разорвались, и кровь хлынула из ран, рассечённых железом.
На этом месте, недалеко от летнего кафе "Эспланада", завязалась настоящая схватка между пленными русскими солдатами и их немецкими охранниками. Подоспевшая полиция также вступила в бой. Русские солдаты, несмотря на свою израненность и отсутствие оружия, отбивались ногами, головами, а их закованные руки превратились в мощное оружие. Один из них, прыгнув на спину охранника, ударил его о витрину магазина, в результате чего осколки стекла вонзились в тело немца.
В течение нескольких дней прохожие старались обходить тротуар, покрытый тёмными пятнами крови. А там, где последний русский солдат прислонился к стене в финальной схватке, остались отпечатки его босых ног на промёрзшей земле. Кто-то положил в эти отпечатки алую гвоздику. На следующий день полиция обнаружила верёвочную петлю на шее статуи Муссолини с табличкой: "Это за русских".
Четверых оставшихся в живых русских пленных заставили рыть траншеи в парке, где была установлена мощная противовоздушная батарея.
Это произошло в ночь на 14 февраля 1943 года. Холодная тёмная миланская ночь навсегда осталась в памяти жителей города.
Батарея была тщательно замаскирована деревьями и соломенными макетами зданий. Во время воздушного налёта англо-американской авиации немецкие зенитчики сбили два бомбардировщика, однако русские пленные приняли судьбоносное решение. Они облили свои гимнастёрки маслом для чистки орудий, подожгли их и бросили на соломенные макеты. Загорелась вся батарея, осветив собой территорию и став явной мишенью для дальнейших налётов.
Русские солдаты затем взялись за кирки, но теперь они разрушали прицелы орудий, делая батарею бесполезной.
Англо-американская авиация нанесла удар по военным объектам, избегая разрушения мирных кварталов города. Возможно, благодаря этому подвигу русских солдат Миланские соборы и другие памятники архитектуры остались целыми.
Их тела были похоронены на кладбище Мисокко итальянскими рабочими.
Когда полиция узнала, кто лежит в этих могилах, она пыталась арестовать тех, кто приносил цветы. Но это не остановило людей.
Когда англо-американские войска заняли Милан, к английскому генералу, командовавшему армией, обратилась группа местных рабочих. Они рассказали ему о подвиге русских солдат, которые, жертвуя собой, спасли жизни английских и американских летчиков. Рабочие предложили генералу посетить кладбище Мисокко и почтить память героев, но генерал лишь поблагодарил их за информацию и велел усилить охрану кладбища. Для англо-американского командования рассказ рабочих выглядел как попытка умалить значение победы их войск, и потому они решили пресекать любое упоминание об этом событии.
Однако народная память оказалась сильнее. В тот день, когда англо-американские войска провели торжественный парад в Милане, тысячи рабочих и крестьян вышли на улицы города с флагами. Полиция, приняв демонстрацию за шествие в честь оккупационных сил, почтительно расчищала путь колоннам людей. Но, не доходя до главной площади, демонстранты неожиданно свернули в сторону и двинулись к кладбищу Мисокко, к тем четырём скромным могилам русских солдат, о которых они помнили и чтили как своих героев.
Если вы когда-нибудь окажетесь в Милане, обязательно посетите кладбище Мисокко. На участке №16 вы найдете те самые могилы, где покоятся советские воины — Андрей Петров, Степан Гаврилов, Семён Черный и Василий Василовский. И, независимо от времени года или погоды, вы увидите на этих могилах свежие алые гвоздики, как дань памяти тем, кто однажды принёс свободу и защиту чужому городу, будучи верными своей родине и своему народу.
1948 г.
«Годы огневые», Вадим Михайлович Кожевников, 1972 г.
Пожалуйста оцените статью и поделитесь своим мнением в комментариях — это очень важно для нас!
Комментарии5