Мини-чат
Авторизация
Или авторизуйтесь через соц.сети
9
111qwe
На uCrazy 15 лет 3 месяца
Интересное

Правда ли, что компьютер для «Мымры» стоил 438 000 рублей в СССР?

Даже в комедийных лирических фильмах можно найти интересные факты для истории вычислительной техники. Сегодня наш воображаемый кинозал ретрофанов покажет «Служебный роман» (1977). Многим зрителям запомнилось, что в кабинете строгой начальницы Калугиной стоял странный аппарат с экраном и клавиатурой. Попробуем разобраться, что это за устройство и насколько оправданы слухи о его высокой стоимости.

Правда ли, что компьютер для «Мымры» стоил 438 000 рублей в СССР?

В интернете часто встречаются утверждения, что режиссёр Эльдар Рязанов благодаря своим связям смог заполучить для съёмок настоящий персональный компьютер, который в те годы был почти секретным. Есть рассказы, что его каждый день под охраной привозили на съёмочную площадку и увозили обратно. Более того, называют и его цену — невероятные 438 тысяч рублей (для сравнения, цена «Волги» из фильма, символа успеха Самохвалова, составляла всего 9453 рубля).

Однако всё не так просто. Как часто бывает, в данной истории перемешались факты, слухи и ошибочные интерпретации. На столе у суровой начальницы стоял компьютерный терминал Videoton-340 венгерского производства:

Правда ли, что компьютер для «Мымры» стоил 438 000 рублей в СССР?
Терминал Videoton-340 из коллекции Политехнического музея


Терминалы называют также операционными консолями или дисплеями. Они не являются полноценными компьютерами, так как не выполняют вычисления самостоятельно, а служат для связи с удалёнными ЭВМ. На момент съёмок фильма такие машины были громоздкими и располагались в специально оборудованных залах. Видимо, публикации были введены в заблуждение надписью «Videoton Computer» на корпусе устройства. Однако это лишь название семейства техники фирмы Videoton. Вопрос, с какой ЭВМ взаимодействовал терминал в фильме, остаётся интересным.



Videoton-340 мог подключаться к разным ЭВМ. В СССР на тот момент использовалось несколько моделей, которые могли находиться в статистическом учреждении Калугиной. Это могли быть машины из серии ЕС или линейка «Уралов», такие как «Урал-14». Важно отметить, что ЭВМ этой серии активно использовались в Центральном экономико-математическом институте.

Ответ на этот вопрос помогли найти фанаты «Служебного романа». Изначально фильм планировался почти пятиминутным. Среди удалённых сцен была линия, связанная с секретаршей Верочкой и её мужем (актёр Александр Фатюшин). В одной из вырезанных сцен, несмотря на плохое качество, за спинами персонажей можно разглядеть характерную стойку центральных элементов ЭВМ БЭСМ-6.

Вырезанная сцена в зале ЭВМ
БЭСМ-6 в Политехническом музее


Терминалы Videoton-340 часто использовались вместе с БЭСМ-6, одной из самых мощных ЭВМ в СССР. Всего было выпущено 355 машин за 20 лет производства. Эти компьютеры применялись даже для печати «забавных репродукций “Джоконды”».

Стоимость всего комплекса ЭВМ могла оправдать слухи о баснословной цене. В 1972 году одна БЭСМ-6 стоила 1 350 000 рублей — цена 158 «Волг». Через несколько лет цена могла слегка снизиться.



Терминал Videoton-340, хоть и был недешёвым, стоил «всего лишь» 6300 рублей — цена нового «Москвича» или «Жигулей».

Реклама из каталога Внешпосылторга, с упоминанием радиоприёмника Videoton


Стоит помнить, что цены на такие устройства отличались от потребительских товаров. В СССР никто не мог купить себе компьютер в частную собственность.

Кстати, по сюжету фильма, в кабинете Самохвалова тоже стоял терминал для работы с ЭВМ.



В «Служебном романе» много интересной техники, ныне ставшей музейными экспонатами. Помимо классических русских счётов, в фильме можно увидеть калькулятор Soemtron 220 (1966-1977 гг.).

Калькулятор Soemtron 220 из Политехнического музея


Также в фильме появляется болгарский микроэлектронный калькулятор Elka 50 (51).



Хотя в фильме «Служебный роман» не было показано ни одного компьютера, сам термин «компьютер» прозвучал в массовой культуре впервые. В сцене разговора Калугиной с Самохваловым упоминается:

— Да, так вот, в Швейцарии компьютеры...
— Очень хорошо, что в Швейцарии компьютеры.


Этот момент примечателен, ведь даже спустя 10 лет после выхода фильма слово «компьютер» почти не использовалось, предпочитался термин «ЭВМ».

Комментариев пока нет

{{PM_data.author}}

{{alertHeader}}