"Как женщины в средневековой Германии защищали честь: дуэль с мужчинами
Судебные дуэли – жестокие, но наверняка зрелищные поединки, были неотъемлемой частью средневековой Европы. И хотя мы привыкли ассоциировать их с рыцарями, мало кто знает, что в них могли участвовать и женщины. Хрупкие (ну, не всегда) дамы тоже брались за оружие, чтобы отстаивать свою правоту. Такой вот исторический курьёз...
Судебный поединок
Что же такое судебная дуэль? Если говорить простыми словами, это способ разрешения споров, когда суд не может определить виновного. Например, когда два человека обвиняют друг друга в преступлении, а свидетелей нет, или их показания противоречивы. Что делать? Конечно, можно понадеяться на Божий суд (например, испытание огнём или водой), но куда интереснее и зрелищнее устроить поединок. Тут логика проста: кто победит, тот и прав. Ведь Бог на стороне праведника...
К судебным дуэлям прибегали в самых разных случаях: от обвинений в измене до банальных бытовых и имущественных споров. Хотя духовенство и некоторые другие категории граждан были освобождены от участия в поединках, женщины к ним не относились.
Одним из самых ценных источников информации о судебных поединках является «Фехтбух» – трактат немецкого мастера фехтования XV века Ганса Тальхоффера. Это руководство с картинками, можно сказать, настоящая энциклопедия средневекового боя, в которой подробно описаны техники владения разными видами оружия, от мечей и копий до кинжалов и дубин. И что самое интересное, Тальхоффер не обделил вниманием и бои между мужчин с женщинами.
Справедливости ради, надо сказать, что в такие дуэли между мужчиной и женщиной были редкостью, особенно редкими стали после 1200 года. Однако, как отмечают историки, иллюстрации, посвященные этой теме, встречаются в разных источниках. Возможно, это были поединки между супругами, ведь в других случаях женщина вряд ли билась бы с мужчиной.
Как же проходили бои между мужчинами и женщинами?
Тальхоффер описывает их без лишних эмоций, как нечто само собой разумеющееся. И это уже само по себе интересно. Видимо, для него женские поединки не были чем-то из ряда вон выходящим.
Первая иллюстрация показывает нам женщину в облегающей одежде с чем-то тяёлым, завернутым в кусок ткани.
Её противник – мужчина с дубиной, стоит по пояс в яме (чтобы «сровнять» шансы на победу). Мужчина ограничен в движении, а у женщины есть преимущество в дальности атаки. Но это не значит, что победа ей обеспечена. Тальхоффер, как мы увидим дальше, делает ставку на оборону и использование слабых сторон и ошибок противника.
На второй иллюстрации женщина наносит удар, но мужчина ловко парирует его и хватает её за пращу и хочет притянуть ближе к себе.
Третья иллюстрация – кульминация схватки. Мужчина валит женщину на землю и пытается задушить. Кажется, всё кончено...
Но нет! На следующей иллюстрации мы видим, что женщина не сдаётся. Она вырывается из захвата и уже пытается задушить мужчину. Вот это поворот! Тальхоффер подчёркивает важность борьбы в ближнем бою. Мол, даже если вы потеряли оружие, не всё потеряно.
Пятая иллюстрация – женщина начинает побеждать. Она зашла противнику за спину и, уперевшись коленом между лопатками выворачивает мужику шею. Кажется, победа близка...
Но не тут-то было! На шестой иллюстрации мужчина совершает резкий рывок, перехватывает инициативу и бросает женщину в яму. Конец схватки — мужчина побеждает. Финал неожиданный и немного грустный. Но таков уж закон судебного поединка: победитель получает всё, проигравший – ничего.
Другой бой, начало новой схватки. Женщина, хочет нанести удар, но подходит слишком близко к мужчине, и он наносит ей удар по очень чувствительной части тела. Тут, Тальхоффер, видимо, подчёркивает важность дистанции в бою: мол, малейшая ошибка – и вы можете проиграть.
Еще на одной из рисунков показан обмен ударами. Мужчина бьёт женщину в грудь, она и обвивает его шею своим оружием. Отчаянная, блин, борьба!
И наконец – финальный рисунок. Женщина хватает мужчину за шею и... за пах (ну да, на войне все средства были хороши) и пытается провести одновременно болевой и удушающий приемы :)) Победа женщины? Возможно. Тальхоффер не даёт однозначного ответа. Но сам факт того, что он описывает такую возможность, говорит о многом.
Итак, что можно сказать о судебных поединках женщин в средневековье? Это было редкое, но отнюдь не какое-то исключительное явление. Трактат Тальхоффера дает возможность заглянуть в это суровое Средневековье. И женщины в этих поединках, вероятно, тогда нередко одерживали победу в таких боях.
Хотя, вполне возможно, Тальхоффер включал описание поединков с разнополыми соперниками в свой трактат не только для полноты картины, но и для того, чтобы дать женщинам практические советы по самообороне. Ведь в те неспокойные времена умение постоять за себя было важно не только для мужчин, но и для женщин.
Что же такое судебная дуэль? Если говорить простыми словами, это способ разрешения споров, когда суд не может определить виновного. Например, когда два человека обвиняют друг друга в преступлении, а свидетелей нет, или их показания противоречивы. Что делать? Конечно, можно понадеяться на Божий суд (например, испытание огнём или водой), но куда интереснее и зрелищнее устроить поединок. Тут логика проста: кто победит, тот и прав. Ведь Бог на стороне праведника...
К судебным дуэлям прибегали в самых разных случаях: от обвинений в измене до банальных бытовых и имущественных споров. Хотя духовенство и некоторые другие категории граждан были освобождены от участия в поединках, женщины к ним не относились.
Одним из самых ценных источников информации о судебных поединках является «Фехтбух» – трактат немецкого мастера фехтования XV века Ганса Тальхоффера. Это руководство с картинками, можно сказать, настоящая энциклопедия средневекового боя, в которой подробно описаны техники владения разными видами оружия, от мечей и копий до кинжалов и дубин. И что самое интересное, Тальхоффер не обделил вниманием и бои между мужчин с женщинами.
Справедливости ради, надо сказать, что в такие дуэли между мужчиной и женщиной были редкостью, особенно редкими стали после 1200 года. Однако, как отмечают историки, иллюстрации, посвященные этой теме, встречаются в разных источниках. Возможно, это были поединки между супругами, ведь в других случаях женщина вряд ли билась бы с мужчиной.
Как же проходили бои между мужчинами и женщинами?
Тальхоффер описывает их без лишних эмоций, как нечто само собой разумеющееся. И это уже само по себе интересно. Видимо, для него женские поединки не были чем-то из ряда вон выходящим.
Первая иллюстрация показывает нам женщину в облегающей одежде с чем-то тяёлым, завернутым в кусок ткани.
Её противник – мужчина с дубиной, стоит по пояс в яме (чтобы «сровнять» шансы на победу). Мужчина ограничен в движении, а у женщины есть преимущество в дальности атаки. Но это не значит, что победа ей обеспечена. Тальхоффер, как мы увидим дальше, делает ставку на оборону и использование слабых сторон и ошибок противника.
На второй иллюстрации женщина наносит удар, но мужчина ловко парирует его и хватает её за пращу и хочет притянуть ближе к себе.
Третья иллюстрация – кульминация схватки. Мужчина валит женщину на землю и пытается задушить. Кажется, всё кончено...
Но нет! На следующей иллюстрации мы видим, что женщина не сдаётся. Она вырывается из захвата и уже пытается задушить мужчину. Вот это поворот! Тальхоффер подчёркивает важность борьбы в ближнем бою. Мол, даже если вы потеряли оружие, не всё потеряно.
Пятая иллюстрация – женщина начинает побеждать. Она зашла противнику за спину и, уперевшись коленом между лопатками выворачивает мужику шею. Кажется, победа близка...
Но не тут-то было! На шестой иллюстрации мужчина совершает резкий рывок, перехватывает инициативу и бросает женщину в яму. Конец схватки — мужчина побеждает. Финал неожиданный и немного грустный. Но таков уж закон судебного поединка: победитель получает всё, проигравший – ничего.
Другой бой, начало новой схватки. Женщина, хочет нанести удар, но подходит слишком близко к мужчине, и он наносит ей удар по очень чувствительной части тела. Тут, Тальхоффер, видимо, подчёркивает важность дистанции в бою: мол, малейшая ошибка – и вы можете проиграть.
Еще на одной из рисунков показан обмен ударами. Мужчина бьёт женщину в грудь, она и обвивает его шею своим оружием. Отчаянная, блин, борьба!
И наконец – финальный рисунок. Женщина хватает мужчину за шею и... за пах (ну да, на войне все средства были хороши) и пытается провести одновременно болевой и удушающий приемы :)) Победа женщины? Возможно. Тальхоффер не даёт однозначного ответа. Но сам факт того, что он описывает такую возможность, говорит о многом.
Итак, что можно сказать о судебных поединках женщин в средневековье? Это было редкое, но отнюдь не какое-то исключительное явление. Трактат Тальхоффера дает возможность заглянуть в это суровое Средневековье. И женщины в этих поединках, вероятно, тогда нередко одерживали победу в таких боях.
Хотя, вполне возможно, Тальхоффер включал описание поединков с разнополыми соперниками в свой трактат не только для полноты картины, но и для того, чтобы дать женщинам практические советы по самообороне. Ведь в те неспокойные времена умение постоять за себя было важно не только для мужчин, но и для женщин.
Комментариев пока нет