Порно кино в России: от первых шагов в 90-х до современных трендов и популярных порноактрис
В бурные девяностые на наш рынок хлынули западные фильмы, жевательные резинки, напитки, глянцевые журналы и, конечно, видеокассеты, среди которых было место и для контента 18+. Это привлекло внимание западных режиссеров фильмов для взрослых. Одним из первых, кто обратил свой взор на постсоветское пространство, был калифорнийский режиссёр Джей Син (не стоит путать его с известным Джонни Синсом, звездой «Brazzers»). Син нанимал для съемок российских актрис, гонорары которых были значительно ниже по сравнению с их коллегами из Европы и Америки. В 2001 году Син запустил студию «Sineplex», а названия его фильмов звучат довольно забавно: «Анальные акробатки», «Кремовые мечты», «Прелестные неряхи», «Анальный буфет». Согласно некоторым данным, у Сина работало более 600 российских актрис. Информация с сайта «Eurobabeindex» подтверждает, что российские актрисы до сих пор лидируют в европейской индустрии для взрослых, обгоняя даже столь популярных венгерских и чешских артисток.
"В Европе главная ставка делается на красивую обложку, а мы решили сосредоточиться на содержании. Конечно, важно, чтобы актеры выглядели привлекательно, но главное — это необычные идеи. Например, те же белые ночи и секс на русском фоне."
И он остановиться уже не мог.
Белые ночи и секс на русском фоне
Сергей Прянишников стал известен благодаря созданию фильмов с весьма оригинальным содержанием. В Санкт-Петербурге он получил широкую известность, когда выпустил картину под названием «Белые ночи». По сценарию фильма молодожены отправляются в свадебное путешествие по достопримечательностям города, устраивая при этом массовые оргии возле каждого из известных памятников. Сам Прянишников лично «урегулировал» вопросы с полицией, когда съемки пересекались с общественным порядком.
Также Прянишников активно работал в стиле а-ля рюс. В 1999 году он выпустил фильм «Секс по-русски», в котором обыгрывалась деревенская эстетика: сцены в амбарах, бане, с жмурками и традиционными русскими элементами, такими как балалайки и сарафаны. Примечательно, что фильм демонстрировал не только гетеросексуальные пары, но и однополые сцены.
Прянишников также был пионером жанра порнопародий в России. Он создал множество пародий на известные произведения русской классической литературы. Его адаптации таких произведений, как гоголевский «Вий», булгаковский «Мастер и Маргарита» и пушкинский «Евгений Онегин», стали культовыми. Также студия Прянишникова создавала пародии на популярные российские телешоу и сериалы, такие как «Менты» и «Моя свинья». Тем не менее, в 2019 году такой контент воспринимался скорее как архаичный, но нельзя отрицать его влияние на индустрию в прошлом.
Мировое признание
На фоне популярности таких режиссёров, как Прянишников, в российской порноиндустрии появлялись и другие имена, которые стремились к международному признанию. Одним из таких режиссёров был Боб Джек, известный в мире как Сергей Михайлов. Михайлов, который по образованию был журналистом, быстро понял, что эта профессия в России не даст ему финансовой стабильности. В 2003 году он взял псевдоним Боб Джек и начал снимать любительские эротические фильмы. Однако даже тогда он стремился к профессионализму, экспериментируя с сюжетами, диалогами и световыми эффектами.
В 2005 году Боб Джек впервые привез в Россию престижную награду — «порно-Оскар», завоёванную на международном фестивале FICEB-2005 в Барселоне. В этом ему помогла его первая жена, Таня Таня, которая представила студию ярким танцевальным номером под песню «Отчего так в России березы шумят». Чтобы закрепить свой успех, Джек активно участвовал в различных европейских выставках и мероприятиях, таких как X’Show — своего рода «комиккон» для индустрии для взрослых.
Боб Джек также сыграл значительную роль в открытии для мира российских порнозвезд, таких как Елена Беркова и Катя Самбука. Оба имени стали знаковыми для российской порноиндустрии, однако их пути к славе были разными. Беркова, например, принимала участие в телевизионных проектах, таких как «Дом-2», и хоть она была дисквалифицирована, её имя запомнилось зрителям. Беркова также не оставалась в стороне от политики — она баллотировалась на пост мэра Сочи и даже хотела участвовать в президентских выборах.
Самбука, которая стала известна благодаря Бобу Джеку, вышла за него замуж, когда ей было всего 16 лет. Благодаря этому союзу она стала настоящей звездой, попав в Книгу рекордов Гиннесса за участие в оргии с 84 курсантами на борту прогулочного корабля. Самбука также прославилась на просторах СНГ, путешествуя с гастролями по более чем 70 городам, а в 2012 году её признали «девушкой года» в Эстонии и Украине. В отличие от Берковой, Самбука также активно занимается благотворительностью, открыв кризисный центр для женщин в Эстонии.
В 2007 году Боб Джек выпустил книгу «Por-no!», в которой рассказал о своём опыте работы в индустрии для взрослых. Однако с середины 2010-х годов его громкие проекты затихли, и Михайлов отошел на второй план, хотя его влияние на индустрию остается заметным.
Пистолетов: легенда отечественной эротики
В российском порно мире есть и отдельные, уникальные фигуры. Одна из таких — Александр Пистолетов. Этот человек стал культовым благодаря своим фриковатым видео, снятым в домашних условиях, где он сам играет главные роли. Его ролики, которые представляют собой нечто среднее между пародией и безумием, привлекли внимание своим постироническим стилем. Сам Пистолетов утверждает, что его творчество имеет глубокий смысл, хотя со стороны оно выглядит скорее как гротеск. Тексты его песен, костюмы и спецэффекты, несмотря на их примитивность, стали символами постсоветской поп-культуры.
Состояние индустрии на сегодня
Сегодня российская порноиндустрия находится в несколько другом положении. В то время как на Западе порнография легализована, в России она остаётся в серой зоне, попадая под действие статьи 242 УК РФ. Однако четкого определения того, что именно является «законной порнографией», в российском законодательстве нет, что приводит к правовой неопределённости.
С развитием интернета произошли значительные изменения: старые форматы, такие как кассеты и DVD, уступили место онлайн-контенту. Для съемок фильмов уже не требуется дорогое оборудование или аренда студий. Вместо этого появились новые направления, такие как вебкам-бизнес. Многим кажется, что работа вебкам-моделей является более этичной, чем участие в традиционных фильмах для взрослых, но этот вопрос по-прежнему остается спорным.
Что касается студий, то с появлением доступных технологий они оказались в тени. Российские студии больше не способны конкурировать с западными гигантами порноиндустрии, однако индивидуальные авторы и актёры продолжают развивать свои карьеры через платформы вроде «PornHub», которые выплачивают значительные суммы парам и моделям, чьи видео попадают в топ по популярным тегам, таким как «домашнее любительское видео». Платформы также предлагают специальные программы для моделей, позволяющие загружать свой контент и зарабатывать процент с рекламы.
Таким образом, современная российская порноиндустрия продолжает развиваться, несмотря на правовую неопределённость и конкуренцию со стороны крупных западных студий. Сегодня, благодаря доступности интернета и новым формам самовыражения, Россия идёт в ногу с глобальными трендами, и будущее индустрии обещает принести ещё больше новшеств и уникальных проектов.