Мини-чат
Авторизация
Или авторизуйтесь через соц.сети
5
Evrocot
На uCrazy 9 лет 8 месяцев
Интересное

Как казаки стали союзниками эфиопов в борьбе с Италией

Что у нас тут на картине, смахивает на средневековые миниатюры, правда? Но чем это воюют чуваки? Ружья, пушки... пулеметы? Это что, иллюстрация из романа о попаданцах? А что это у нас вверху? Да это же герб Москвы "Свят Георгий во бое На лихом сидит коне, Держит в руце копие, Тычет змия в жопие". И воюет Юра явно за чернокожих парней.

Как казаки стали союзниками эфиопов в борьбе с Италией

Как казаки стали союзниками эфиопов в борьбе с Италией

На этой картине глазами народного эфиопского художника середины 20-го века (да-да), изображена одна из славнейших страниц военной истории Эфиопии - разгром итальянцев местными жителями в битве при Адуа (1896). Это был центральный эпизод Первой итало-эфиопской войны (1895-1896).

Малоизвестная, она при этом собрала в себе кучу уникальных событий и фактов. Православные негры, мессия-партизан, казак-советник чернокожего императора и многое другое ждет вас в этой статье.

Место и время действия: Африка конца 19 века. Черный континент поделили между собой белые бваны, ничтоже сумняшесь провели границы между владениями по линеечке и принялись наносить бремя белого человека по головам туземцев. Тем делать было нечего, бо у белых были далеко не только гром-палки, но и мощнейшая современная инфраструктура.

Из общего правила были только два исключения, две территории в Африке, которые умудрились остаться независимыми. Это Либерия и Эфиопия. И если первое это искусственное государство, созданное США, то вот второе намноого интереснее.

Краткая история Эфиопии до начала войны

Эфиопия - страна уникальная во многих отношениях. Она является самой высокогорной частью Африки. Большая часть Эфиопии состоит из плоскогорий и гор, при этом первые достаточно плодородны.

История Эфиопии (Абиссинии, как ее часто называют в европейских языках) уходит в глубокую древность. Предположительно ее египтяне называли страной Пунт. В 5 веке до нашей эры на территорию Эфиопии стали проникать жители Южной Аравии, в том числе Сабейского (Савского) царства. Смешавшись с местным населением, они породили обобщенный эфиопский этнос. Эфиопский расовый тип промежуточный между негроидным и европеоидным. Кожа у эфиопов черная, но черты лица более тонкие.




Несколько примеров. Первый - олдфаги поймут

Основные языки Эфиопии являются с тех пор семитскими. Пришельцы принесли с собой и остальную свою культуру - плужное земледелие (уникальное для Тропической Африки), бронзовое литье, письмо и прочее. Что касается письма, то эфиопский алфавит очень специфичен и похож на инопланетный, хотя и восходит к финикийскому, как и большинство алфавитов Земли. Пример:


Государственность на территории Эфиопии сложилась еще в 8 веке до нашей эры, однако прямым предком страны является Аксумское царство (1-10 века нашей эры). Это было высокоразвитое государство, одно время на равных соперничающее с Византийской империей. От него Аксумское царство и заимствовало новую религию - христианство. Не вдаваясь в сложный церковный матан, большая часть эфиопов по сей день являются православными.

Так что если бы герой "Жмурок" Баклажан и вправду бы был эфиопом, то на ехидный вопрос подельника "И какой у вас в Эфиопии бог? Вуду?", он мог бы гордо ответить: "Я православный".


Догадайтесь, кто с мешочком?

Аксумское царство пало в 10 веке, но его наследие осталось. С 13 века появляется новое государство под властью династии Соломонидов, которые с некоторыми перерывами будут править Эфиопией до 1975 года. Династия называется так, потому что по эфиопским легендам она восходит к сыну царя Соломона и царице Савской, Менелику I.

В начале 14 века царь Амдэ-Цыйон I подчинил себе все государства Эфиопского нагорья и получил титул “негус-негести”, что переводится как “царь царей” и понимается в европейской традиции как император. Собственно, полное название Эфиопии до 1975 года звучит как “Эфиопская империя”.


Общественно-политический строй Эфиопии был ближе всего из всех государств Тропической Африки к европейскому феодализму. Часть земель жаловалась императором за службу, население делилось на три сословия - знать, духовенство и крестьянство. Часть крестьян была зависимой. Существовало рабство. У феодалов имелись собственные армии и суды, они платили в казну только небольшую часть налогов.

Император был главой не только страны, но и церкви. Эфиопская православная церковь была государством в государстве, самым большим землевладельцем в стране. В некоторых регионах до 30% жителей были монахами.

Отношения с соседями были сложными. Эфиопия была христианским островом среди враждебных мусульманских государств и несколько столетий была отрезанной от мировой цивилизации. При этом несмотря на все усилия арабов и турок ей удавалось сохранить независимость.

В 18 веке начинается полоса упадка страны. 19 век застает Эфиопию в состоянии феодальной раздробленности, междоусобных феодальных и религиозных войн. Императоры были марионетками в руках князей. Так продолжалось до 1855 года. К этому времени на территории Эфиопии боролись три государства, Гондэр, Тигри, и Шоа. На троне был бессильный император Йоханныс III.

На севере жил сын мелкого феодала Каса. Он делал военную карьеру и в определенный момент стал играть роль в политике. Каса сумел опереться на массы недовольных крестьян, которых замучил политический хаос и сверг правителя Гондэра. В 1855 году, разгромив и присоединив Тигри, Каса объявляет себя императором Теодросом II. Через несколько лет ему удается объединить все земли империи.


Будучи хорошим военным, Теодрос был не очень хорошим правителем. Ему так и не удалось сломить сопротивление феодалов. Только за 1855-57 год на него покушались 17 раз. Поссорился он и с церковью. Тем не менее, император провел ряд реформ, таких как налоговая, армейская, судебная и прочие.

Теодрос строил большие внешнеполитические планы, налаживал отношения с Европой. Однако по поводу последней император не строил иллюзий. В разговоре с французским консулом он сказал следующее: «Знаю я тактику европейских правителей: когда они хотят захватить восточную страну, они сначала присылают миссионеров, затем консулов для поддержки миссионеров и, наконец, батальоны для поддержки консулов. Я не индийский раджа, чтобы дать одурачить себя подобным образом. Я предпочитаю иметь дело сразу с батальонами».

В 1864 году Теодрос поссорился с Англией, арестовав ее консула за подрывную деятельность. К 1867 году в стране снова полыхали феодальные мятежи, армия разваливалась. Воспользовавшись этим, англичане высадили экспедиционный корпус. Продвигаясь по территориям князей, они не встречали сопротивления. У императора осталась небольшая армия и он потерпел поражение. Последним его пристанищем стала маленькая крепость. Убедившись в безнадежности своего положения, Теодрос отпустил своих людей и застрелился.

Англичане удалились из страны, не забыв, правда, разграбить последний приют императора. Они забрали, кроме прочих реликвий, и священную книгу “Кебра Негаст” (Книга о славе Царей), принадлежавшую императору. В этой книге содержалась, помимо прочего, и упомянутая легенда о происхождении Соломонидов. Через несколько лет новый император, Йоханныс IV, попросил англичан вернуть реликвию. Они это сделали, но на священной книге остался штамп Британского музея.


-Ну, не отберем, так хоть проштампуем!

Новый император Йоханныс IV, хотя воевать и умел, но сплотить Эфиопию предпочитал культурными средствами. В условиях феодального религиозного общества это означало, в первую очередь, единство церкви и религии. Император изгнал из страны миссионеров, установил трехлетний срок, в течение которого мусульмане и другие иноверцы должны были принять христианство, если они этого не делали, то подвергались телесному наказанию и высылались из страны.

В 1875-76 году на Эфиопию напал Египет, формальный вассал Османской империи. Йоханнес разгромил врага, но война имела далеко идущие тяжелые последствия.

К началу 1880-х во внешнюю политику Эфопии начинают прямо вмешиваться великие европейские державы. Главные игроки в африканской политике - Англия и Франция, тогда не союзники, а очень даже соперники. Появившуюся мощную Германию от активной колониальной политики будет долго удерживать ее фактический правитель, Отто фон Бисмарк. А вот с Италией было сложнее.

Это может показаться кому-то странным, но Италии как государству всего чуть более 150 лет. Со времен Древнего Рима и до 1871 года Италия никогда не была единой и практически постоянно какая-то ее часть была захвачена кем-то извне. Усилиями итальянских националистов (или патриотов, кому как приятнее), знаменитого Гарибальди и не такого знаменитого Мадзини (зато он был масоном, уу!) Италия была объединена.

Но проблемы для итальянцев только начинались. Один из объединителей Италии сказал знаменитые слова: “Мы создали Италию, теперь осталось создать итальянцев”. Действительно, новую страну изнутри мало что связывало. Да и развивалась она слабенько, значительная часть населения жила в глубокой нищете. Это выливалось, например, в гигантскую эмиграцию из страны (а откуда, вы думаете, в США столько италоамериканцев?). В таких условиях колониальные захваты виделись спасательным кругом. Можно и людей сплотить вокруг “великой цели”, и финансы на грабеже поправить.

Эти амбиции Италии совпали с интересами Великобритании. Англичане строили насчет Африки грандиозные планы - создать в восточной части континента полосу владений от южной оконечности до Средиземного моря. На этом пути встала независимая Эфиопия. Бритты решили натравить на нее слабую Италию, которая не сможет потом пойти против интересов Англии.

В 1881 году началось событие, которое надолго изменит геополитику северо-восточной Африки - восстание махдистов. Современный Судан тогда контролировался Египтом. В указанном году суданский проповедник Мухаммад Ахмад объявил себя Махди. В исламской традиции это пророк, который придет перед концом света, чтобы восстановить чистоту ислама и возглавить правоверных.

Новоявленный Махди объявил о начале священной войны против турок и египтян (ура!) и отмене всяческих налогов (ура-ура-ура!). Египетские власти отправили на захват Мухаммада две роты. Те, штурмуя населенный пункт, где скрывался Махди, заходили на него с двух сторон, и приняв в темноте друг друга за врага, начали палить в сослуживцев. Подоспевшие махдисты добили выживших. Примерно с той же эффективностью шла борьба египтян с повстанцами и дальше.

Через пару лет к веселью подключились англичане. Хотя им удалось нанести ряд поражений махдистам, но в целом, в подавлении восстания они потерпели неудачу. Зато бритты воспользовались ослаблением союзного Египта и взяли его под полный контроль в формате: “Вы суверенное государство, поэтому свободно делаете то, что мы вам скажем”.

Когда англичане еще не потеряли надежду подавить махдистское восстание, они попросили помощи Эфиопии, пообещав ей отдать ранее захваченный Египтом порт Массаву. Йоханныс ввязался в бучу. Когда же он потребовал у англичане обещанный порт, те заявили: “А нету. Мы итальянцам его отдали. Разбирайтесь с ними сами”. Император по этому поводу сказал исторические слова: “እንግሊዛዊ ጋለሞታ”.

Итальянцы на захвате Массавы не успокоились и начали захватывать ее окрестности, в частности, город Сахати. В 1887 году эфиопы начали осаду города. Итальянцы отправили на деблокаду отряд, но он был полностью уничтожен в ловко устроенной засаде.

В Италии по этому поводу устроили истерику типа: “Мы просто хотели захватить чужую землю, а они убили наших ребят. Не забудем, не простим!”. Несмотря на поражение, итальянцам хватило наглости требовать отдать Сахати и еще земель впридачу. На что эфиопский генерал сказал: “Итальянцы получат Сахати только в том случае, если я стану губернатором Рима”

Йоханныс уже был готов сбросить макаронников в море, но ему не свезло. В Эфиопию вторглись махдисты. Одно из сражений должно было уже закончиться победой, но императора настигла шальная пуля.

На этот раз смерть императора не вызвала гражданскую войну. Йоханныс проделал большую работу по укреплению единства страны. И это была не только борьба за единую религию. Он взращивал общеэфиопский патриотизм. Когда встал вопрос о государственном языке, император, будучи тигри по национальности, ввел амхарский язык, потому что он больше подходил. Подобно кардиналу Ришелье, Йоханныс мог бы сказать: “Для меня не было ни тигри, ни амхари, только эфиопы”.

Восхождение Менелика

Будущий император Эфиопии, Менелик II, родился в семье правителя полунезависимой провинции Эфиопской империи, Шоа. Теодрос в процессе объединения разгромил отца Менелика и присоединил Шоа, а его самого увез как заложника в столицу. Там Менелик прожил много лет, но в конце концов бежал и установил свою власть над Шоа. Это случилось в 1865 году.


Менелик в молодости

После этого 24 года Менелик управляет родной провинцией и управляет очень хорошо. Он был удачливым завоевателем и сильно расширил Шоа. Однако при этом Менелик был очень хорошим администратором. Он установил в провинции большую веротерпимость, проводил политику ассимиляции народностей. Правитель грамотно собирал и перераспределял налоги, накопив приличную казну, которую пускал на модернизацию армии и экономики. Например при нем насыщенность армии Шоа огнестрелом увеличилась в 60 раз. Нет, не с 1 винтовки до 60, а в тысячу раз больше.

Степень централизации в Шоа была самой высокой в Эфиопии. Менелик сам назначал губернаторов. Он укреплял связи с европейскими странами и очень ценил их технические знания. Весь этот накопленный политический опыт очень пригодился Менелику, когда он стал императором.

Император Менелик II

Сразу после гибели Йоханныса Менелик объявил себя наследником престола. У него на это были полные династические права. Как известно, с правами и армией претендент на престол может добиться больше, чем с просто правами. А армия у Менелика была, причем отличная. После незначительной борьбы он стал императором.

И начались реформы. Первым делом император провел административную реформу по европейскому образцу. Система власти резко усилилась. Далее была проведена военная реформа. Была введена национальная валюта - до этого в Эфиопии рассчитывались брусками соли и иностранной монетой. Он основал новую столицу, Аддис-Абебу (Новый цветок). В стране было запрещено и стало жестко искореняться рабство.

Однако очень скоро новому императору пришлось столкнуться с большими внешнеполитическими проблемами.

Итальянцы

Будучи еще вассалом Йоханныса, Менелик вел двойную игру. Посылая императору письма, уверяющие в полной преданности и покорности, правитель Шоа вел тайные переговоры с Италией. Итальянцы, строя планы насчет Эфиопии, поддерживали сепаратистски настроенного правителя. В 1887 году Менелик заключил с итальянцами договор, направленный против тогдашнего императора. В обмен он получил пять тысяч винтовок. Правда, Менелик пообещал (скрестив пальцы за спиной) не использовать их против союзников.

Когда Менелик стал императором (в 1889), он подписал с итальянцами Уччальский договор о дружбе и сотрудничестве. Договор был скорее в пользу Италии, чем Эфиопии, но Менелик рассчитывал, что через него Эфиопия займет прочное, независимое место на мировой арене. Внешне все так и было. Посланца Менелика встретили в Риме с почетом, какого не встречал в Европе еще ни один чернокожий.

Однако итальянцы подготовили императору подлянку. Договор был, как положено, на двух языках, амхарском и итальянском. Они во всем совпадали, кроме одного момента. Опуская цветистые дипломатические подробности, суть можно передать так. В эфиопском экземпляре было написано: “Император Эфиопии может пользоваться услугами правительства Италии для взаимодействия с другими правительствами”. А в итальянском: “Император ... согласен пользоваться услугами правительства Италии для взаимодействия с другими правительствами”. В Риме это “согласен” трактовали как “должен”. Что означало на деле, что Италия устанавливает над Эфиопией протекторат. О чем итальянцы и заявили в Европе.

Когда Менелик в 1890 году сделал попытку связаться с европейскими правительствами, ему ответили, что он должен действовать через Италию, так как Эфиопия ее протекторат. Менелик все понял.

Дальше начинается дипломатическая борьба.

Итальянский посланник начал вести себя так, как будто протекторат уже установлен. Эфиопское правительство мягко намекнуло посланнику, куда он может быть послан со своими распоряжениями.

Менелик итальянскому послу: Ты приходишь в мой дворец и даже не называешь меня императором!

Италия выслала еще одного дипломата, графа Антонелли. Тот был согласен уступить по ряду пунктов договора, но при этом добиться согласия на протекторат.

Рассказывают, что итальянец все время тряс перед императором документом, им же якобы подписанным, хотя Менелик отчетливо помнил, что ничего такого не визировал. Дело в том, что государственные документы при эфиопском дворе чаще всего не подписывались, а утверждались императорской печатью. Как удалось выяснить эфиопской разведке, секретарь итальянского посла был по странному совпадению резчиком печатей.

Менелик велел позвать к себе секретаря и попросил его сделать ему якобы потерянную печать, причем за крайне щедрую оплату. Секретарь согласился. Резчик работал в мастерской дворца. Менелик велел позвать посла к себе. Итальянца специально провели через эту мастерскую. Когда посол увидел своего секретаря за работой, то сразу все понял.

Естественно, император не признал протекторат. Посольство в бешенстве покинуло Эфиопию. Италия предъявила ультиматум, что если она не начнет выполнять договор, то начнется война. Менелик заявил, что если вопрос о “может” и “должен” уладится, то он согласен, а если нет, пусть будет война.

В 1893 году Менелик разослал в европейские правительства следующее письмо:

«Я не намерен быть равнодушным зрителем, пока заморские державы появляются с намерением вырезать свои империи в Африке, Эфиопия в течение четырнадцати столетий была островом христиан среди моря язычников. Поскольку Всемогущий защищал Эфиопию по сей день, я уверен, что он будет защищать ее и поспособствует ее росту и в будущем. Я не сомневаюсь, что он не допустит, чтобы она была разделена между другими государствами».

А после разорвал договор. Хотя переговоры затянулись еще на год, стороны стали готовится к войне.

А причем здесь казаки? А казаки, как всегда, не при чем

В России давно знали о существовании в Африке православной страны. В 1885 году житель города Пенза, мещанин по званию и авантюрист по призванию, Николай Ашинов породил, как он считал, гениальную идею. А что, если основать в Африке русскую колонию? Она будет морской базой для русского флота. Лучше всего ее создать возле Эфиопии (как ее тогда называли в России, Абиссинии), на берегу Сомали.


Недолго думая, Ашинов прибыл в Эфиопию, и вступил в контакт с тогдашним императором, причем выдавал себя за полномочного посла. В 1888 году Ашинов добыл деньги и навербовал себе 150 добровольцев из терских казаков. Они благополучно добрались до места. Колонисты методом самозахвата объявили своим кусок берега и поселились в заброшенной египетской крепости Сагалло, которую назвали Новой Москвой. Казаки успешно построились и занялись сельским хозяйством.

Затея закончилась печально. В колонии начались конфликты и несколько человек бежали на французскую территорию. Так французы узнали о колонии. В начале февраля 1889 года к колонии прибыла французская эскадра. Казакам предъявили ультиматум. Но из них никто не знал французского. Произошла неразбериха и крепость была обстреляна. Погибли шесть человек, из них два ребенка и две женщины. Остальные были арестованы и высланы в Россию.

Однако на этом попытки России утвердиться в Африке не закончились. Наоборот, они продолжились уже на государственном уровне.

Российское правительство прекрасно знало о положении в Эфиопии и было крайне не прочь сунуть палку в.. колесо Британии, с которой у России тогда были крайне напряженные отношения. В русском обществе были сильны симпатии к черным единоверцам. Так что, почему бы и не оказать поддержку?

В Абиссинию (Эфиопию) была отправлена научная (и разведывательная) экспедиция во главе с казачьим офицером Н. Леонтьевым. Официально в задачи экспедиции входило «…изучение течения светил небесных, стран земли, веры, законов, нравов и обычаев народов, на земле обитающих, животных, на земле водящихся, и растений».Главная цель миссии — установление дипломатических отношения между Абиссинией и Россией и предложение помощи в создании сильной регулярной армии.


В 1895 году экспедиция прибыла в Африку. Итальянцы яростно критиковали ее в газетах. Есть сведения, что на пути экспедиции итальянцы готовили засаду из нанятых сомалийских бандитов. Несмотря на это, Леонтьев с людьми ве же прибыли в Аддис-Абебу и были очень тепло приняты.

Пожалуйста оцените статью и поделитесь своим мнением в комментариях — это очень важно для нас!

Поддержать uCrazy
Комментариев пока нет

{{PM_data.author}}

{{alertHeader}}