«Волкодав из НКВД»: почему Литва до сих пор боится Наума Душанского
Литва, 1944 год. По тайным тропам неслышно двигались "лесные братья", стараясь не привлекать внимания и лишний раз оборачиваясь. Они прекрасно знали, что никакой лес и укрытия их не спасут, если по следу "братьев" идёт...
ВОЛКОДАВ ДУШАНСКИЙ
Нахман Ноахович (Николай Николаевич) Душанский родился в 1919 году в литовском г. Шяуляй, в бедной еврейской семье. Он с самого детства столкнулся с непростой взрослой жизнью.

Нахман Ноахович (Николай Николаевич) Душанский
Отец, почти слепой, работал грузчиком, а мать пыталась прокормить детей. Нахман видел, как его народ живёт в нищете, как презрительно на них смотрят те, кто теперь называется "лесными братьями". Именно поэтому Душанский в четырнадцатилетнем возрасте тайно вступил в комсомол, а затем начал участвовать в подпольной деятельности на территории Литвы.
Когда в 1940 году Литва вошла в состав СССР, Душанский, находившийся в это время в тюрьме, был освобождён. С августа 1940-го Нахман Ноахович - в рядах НКВД.
А потом пришла война. Немцы, с их палачами и пособниками... Но самое страшное - это не немцы. Самое страшное - это соседи. Те, кто ещё вчера здоровался на улице, а сегодня с радостью выстраивается в батальоны "Ваффен-СС". Те, кто указал на семью Нахмана Ноаховича гитлеровцам.
В июне 1941 году Душанский потерял сразу отца, маму, сестру и брата, которые оказались в концлагерях или пойманы литовскими полицаями. Он успел приехать 21 июня в родной город и встретиться с семьей, которую планировалось вместе с другими жителями эвакуировать на поезде.

Литовцы встречают гитлеровцев
Однако вскоре поступило распоряжение, что эвакуация является провокацией и попыткой посеять панику. Эвакуацию отменили, а вечером 22 июня советским пограничникам и сотрудникам НКВД пришлось отступить из города к Пскову. Душанский узнал о судьбе родных лишь после войны.
"Никакой поезд на восток из Шауляя двадцать второго июня так и не ушел. Оказывается, что кто-то из русских заместителей местного начальства позвонил «наверх», и сообщил - «Разводят панику! Пораженческие настроения!». Сразу прибыл отряд армейских «особистов», и людям приказали выйти из вагонов и вернуться по домам..."
(Из воспоминаний Н.Душанского. Проект "Я помню")
(Из воспоминаний Н.Душанского. Проект "Я помню")
В 1942 году он прошёл обучение в разведшколе НКВД, а с 1943 года руководил отрядом разведчиков. Его люди брали в плен офицеров вермахта и добывали важные сведения. При этом Нахман не потерял ни одного бойца. Он участвовал в боях за освобождение Белоруссии, Украины и Литвы. В Каунасе он увидел страшные последствия зверств литовских националистов. Тогда он поклялся:

Лесные братья
"Я не устану мстить, пока каждый палач не будет лежать в могиле или гнить в колымских снегах"
После войны он был переведён в Каунас для борьбы с бандитизмом. "Лесные братья" ещё надеялись на помощь Запада, ждали новую войну. Но Нахман Душанский не оставил им шансов.
Он создавал агентурную сеть, внедрял своих людей в банды, заставлял главарей сдаваться. В 1952 году он лично разработал операцию по захвату одного из самых жестоких главарей "лесных братьев" Йонаса Жемайтиса. Взяли его без единого выстрела. Когда Жемайтис оказался в руках НКВД, он сознался во всём.
Нахман Душанский обладал выдающимся оперативным чутьём и использовал широкий спектр тактических приёмов для поимки бандитов. Его методы включали создание агентурных сетей, внедрение агентов в банды и проведение сложных операций по захвату преступников.
Он лично разрабатывал схемы засад, внимательно анализировал поведение бандитов и использовал психологическое давление, чтобы склонить их к сдаче. Душанский мастерски вел допросы, добиваясь признаний даже от самых непреклонных преступников. Его способность выстраивать сложные логические цепочки и связывать разрозненные улики делала его неуловимым врагом для антисоветских формирований.

Душанский (крайний слева) с ликвидированным "лесным братом"
Подполковник НКВД Душанский не просто искал преступников - он методично уничтожал остатки нацистских пособников, не давая им шанса скрыться или продолжить свою подрывную деятельность. За свою работу он снискал славу "волкодава", перед именем которого трепетали все, кто творил зло в годы войны и послевоенный период.
Позже была поимка Адольфаса Раманаускаса, который скрывался под фальшивыми документами. Он пытался бежать, но был пойман и приговорён к высшей мере.
Однако Душанский предпочитал, чтобы враги доживали свой век в лагерях.
После завершения борьбы с бандитами он получил юридическое образование и до 1971 года работал в КГБ. Потом эмигрировал в Израиль, где его встретили как национального героя.

Сотрудники НКВД
В 1996 году Литва попыталась завести на него дело, несколько раз обращалась к Израилю с просьбой допросить "волкодава" как свидетеля (хотя уже было понятно, что хотели литовцы). Израиль отказался выдавать ветерана.
Нахмана Ноаховича не стало в 2008 году. В Литве его боялись и до сих пор ненавидят, потому что он стал символом возмездия, которого они боялись.
"Вся информация в последние годы подается только в одном лживом ракурсе - «как злобные Советы и русско-еврейские монстры-опричники из НКВД душили литовский народ». Такого не было и в помине. Думаю, мне есть о чем рассказать…"
(Из воспоминаний Н.Душанского. Проект "Я помню")
(Из воспоминаний Н.Душанского. Проект "Я помню")