Пенсионерке в Якутии не удалось через суд вернуть проданную квартиру
По словам потерпевшей, она совершила сделку по продаже недвижимости под давлением аферистов, не отдавая себе отчёта в последствиях своих действий.

В России почти 3000 сделок по продаже вторичного жилья завершились судебными процессами, в результате которых квартиры возвращаются продавцам, оставляя покупателей без жилья. В большинстве случаев покупатели остаются с ипотеками и долгами. Схема получила название по имени артистки Долиной, которая также стала жертвой мошенников.

Мошенники запугиванием и манипуляциями заставляют продавать квартиры и переводить деньги на "безопасные счета" или передавать курьерам. Наиболее уязвимыми в этой схеме оказываются покупатели. Они добросовестно проходят все этапы сделки, платят за жилье, а затем сталкиваются с судебным иском о возврате квартиры. На суде продавцы (часто пожилые люди) заявляют, что действовали под влиянием мошенников и лишились единственного жилья. До недавнего времени суд обычно поддерживал таких истцов, возвращая им квартиры, но Верховный суд Якутии вынес прецедентное решение, отказав пенсионерке в её иске. Квартира осталась у добросовестного покупателя — Ольги А., супруги участника СВО, которая официально приобрела жильё, оплатив его за счет личных сбережений, материнского капитала и кредита.
История началась в 2023 году, когда пенсионерка продала квартиру в Якутске за 5,5 миллионов рублей. Вскоре она заявила, что действовала под влиянием мошенников, и 16 апреля 2024 года Якутский горсуд признал сделку недействительной, возвратив квартиру пенсионерке.
Добросовестные покупатели решили бороться за своё жилье и подали апелляцию. 17 июля 2024 года Верховный суд Якутии отменил решение горсуда и направил дело на повторное рассмотрение. 19 ноября 2024 года Якутский горсуд отказал пенсионерке в иске. Она вновь подала апелляцию, но Верховный суд Якутии поставил точку в этом деле — продавец больше не имеет прав на квартиру.

Ключевым стало заключение повторной психиатрической экспертизы, проведённой в краевой клинической больнице Владивостока: специалисты подтвердили, что в момент сделки пенсионерка была дееспособна и могла осознавать свои действия. Это позволило суду признать договор купли-продажи действительным и отклонить апелляцию.
"В удовлетворении иска Кириллиной И.И. к Аргуновой О.В., публичному акционерному обществу Банк ВТБ о признании недействительным договора купли-продажи жилого помещения отказать", — следует из решения суда.
Этот случай может стать прецедентным. Если раньше суды часто возвращали жильё жертвам мошенников, оставляя добросовестных покупателей без имущества и средств, то теперь акцент может сместиться на защиту интересов честных приобретателей и важность нотариальной проверки дееспособности сторон для безопасности сделок. Новый судебный прецедент призван повысить прозрачность рынка недвижимости и стимулировать ответственное оформление договоров.
Однако адвокат и общественный деятель Дмитрий Аграновский предупреждает, что Верховный суд Якутии — не последняя инстанция. Существует ещё Верховный суд РФ, куда пенсионерка также сможет обратиться, и только если там будет принято решение об отказе, можно будет поставить точку в этой истории.
«Я считаю, что вопросы сделок с недвижимостью оказались колоссально запущенными, и сейчас этот процесс перешел в новое качество. Полагаю, что законодатель и правоприменитель в лице Верховного Суда и Генеральной прокуратуры должны уделить этому вопросу внимание. Сделки с недвижимостью должны быть более тщательно проверены, возможно, муниципалитеты должны участвовать в проверке этих сделок, может быть, создать специальный отдел с контролем со стороны прокуратуры. Поскольку в подобных ситуациях пострадавшими оказываются обе стороны: жертвы мошенников и добросовестные покупатели», — сказал Аграновский.












