Неандертальцы ели на обед детей и женщин.

В конце XIX века археологи обнаружили в пещере Гойе на юге Бельгии значительное собрание — около 100 костей неандертальцев. Совсем недавно к этому комплексу добавились еще две находки — с помощью палеогенетического анализа среди останков животных ученые идентифицировали ключицу подростка-неандертальца и бедренную кость младенца. Некоторые из этих костей были подвергнуты радиоуглеродному анализу, который показал, что обитатели пещеры жили примерно 41–45 тысяч лет назад.
Кости из Гойе неоднократно исследовались, и антропологи давно заметили, что на их поверхности присутствуют характерные следы — такие, какие оставляют каменные инструменты. Подобные отметины обнаружены на трети всех найденных костей, а некоторые из них были сломаны таким образом, будто из них пытались извлечь костный мозг. Следы инструментов также найдены на недавно обнаруженной ключице подростка. Кроме того, среди находок преобладают кости нижних конечностей — большеберцовые и бедренные, которые являются наиболее питательными частями человеческого скелета. Набор костей неандертальцев схож с останками лошадей и оленей, обнаруженных в том же месте. Некоторые кости неандертальцев явно использовались как ретушеры при создании орудий. Ведь добро не должно пропадать! Таким образом, все указывает на то, о чем вы уже могли догадаться — на практику пищевого каннибализма. Кто-то съел этих несчастных.

Исследование стабильных изотопов позволило установить, что неандертальцы из пещеры Гойя не были коренными обитателями этой местности. Судя по данным, они проживали в соседнем регионе, что отличает их от жителей другой бельгийской пещеры — Спи, чьи останки свидетельствуют о длительном пребывании вблизи места обнаружения.
Из-за фрагментарного состояния находок ученые долгое время не могли точно определить пол и анатомические особенности этих особей. Однако комплексный анализ, объединивший данные палеогенетики, изотопных исследований и морфологии костей, позволил получить новые сведения.
Генетические исследования выявили, что среди находок преобладают женские особи — пол 8 образцов был идентифицирован как женский. Новые находки — ключица подростка и бедренная кость младенца — принадлежали мальчикам. Таким образом, распределение по полу следующее: четыре взрослые женщины и двое детей мужского пола. Женские особи не состояли в родстве между собой, а их рост оказался крайне низким даже для неандертальцев: самая высокая особь достигала 156 см, самая низкая — 144 см (при среднем росте неандертальцев около 163 см). Бедренные кости взрослых особей отличались хрупкостью, что указывает на их грацильное телосложение. Некоторые особенности костной структуры позволяют предположить, что эти особи не были склонны к длительным перемещениям (в статье используется формулировка «низкая или умеренная локомоторная активность»). Тем не менее, они каким-то образом оказались в пещере Гойя, преодолев значительное расстояние.
Итак, в пещере обнаружены останки двух детей и четырех хрупких женщин, прибывших из другого региона. Исследователи приходят к выводу: обитатели пещеры предпочитали употребл*ть в пищу наиболее слабых представителей соседней группы. «Можно предположить, что такая стратегия отбора могла быть направлена на снижение репродуктивного потенциала конкурирующей группы», — отмечается в статье. Подобное поведение, когда уничтожались женщины и дети враждебного сообщества, согласно археологическим данным, было распространено и в более поздние периоды, например, в эпоху неолита.
Получается, что найденные неандертальцы стали жертвами конфликта. Но кто был агрессором-каннибалом — неандертальцы или сапиенсы? В этот период в Европе уже появляются кроманьонцы (Homo sapiens), и хотя их кости столь древнего возраста не обнаружены в Бельгии, на территории Германии, в 600 км к востоку, они уже точно обитали. Кроманьонцы верхнего палеолита неоднократно были уличены в каннибализме по отношению к своим сородичам.
Тем не менее, авторы исследования склоняются к версии, что в пещере Гойя произошел конфликт исключительно между неандертальцами.