Лучшие. Навсегда. Metallica...
**********
Группа образовалась в Лос-Анджелесе в 1981 году, когда молодой барабанщик Ларс Ульрих (Lars Ulrich), переехавший год назад в США из Дании, дал объявление в местной газете, что ищет музыкантов для группы. Вообще-то, Ларс лучше владел теннисной ракеткой, чем барабанными палочками, но он горел желанием создать группу, исполнявшую европейскую разновидность хэви-метал. На объявление откликнулся некий Хью Тэннер (Hugh Tanner), якобы гитарист. Как выяснилось, об игре на гитаре он имел весьма отдаленное представление, зато у него был друг - настоящий гитарист и певец Джеймс Алан Хетфилд (James Alan Hetfield), ранее участвовавший в составах OBSESSION и LEATHER CHARM, с которым он и познакомил Ларса...
Джеймс тоже давая объявление в той же газете и в той же рубрике, так что фамилии обоих музыкантов стояли вместе еще до их личного знакомства. Парни сразу же поняли друг друга, а когда Ларс притащил нового приятеля домой и до позднего вечера крутил ему пластинки с записями британских команд DIAMOND HEAD, SAXON, TYGERS OF PAN TANG, то они крепко подружились. Так было создано ядро будущей трэшевой легенды. Джеймс сразу же предложил взять в аренду для репетиций какое-нибудь помещение и немедленно сколачивать группу. Вскоре появилось и звучное название - Metallica (так планировал назвать свой фэнзин приятель Ульриха), отражавшее устремления молодых музыкантов.
Поначалу друзья исполняли только чужие песни, но вскоре появилась и своя собственная - "Hit The Lights". Они придумали ее моментально: Джеймс взял кусок из вещи, которую играл еще в LEATHER CHARM, написал к нему стихи, Ларс додумал что-то свое, и получилась первая композиция МЕТАЛЛИКИ. Призвав на помощь второго гитариста - негра Ллойда Гранта (Lloyd Grant), ребята записали ее на обычном четырехдорожечном магнитофоне для своей первой демо, в которую включили также кавер-версии "Let It Loose" и "Killing Time" групп SAVAGE и SWEET SAVAGE. Музыканты предложили послушать ее начинающему бизнесмену от хард-рока Брайану Слэйджелу (Brian Slagel). Он только что основал фирму грамзаписи "Metal Blade" и выискивал для нее по всей Калифорнии группы, специализировавшиеся на "тяжелой" музыке. Кандидатами в первый сборник фирмы Брайана - Metal Massacre - стали BITCH, STEELER, RATT, AVATAR, а после прослушивания "Hit The Lights" - и Metallica. Эта вещь и ее молодые авторы вскоре стали известны всей Америке.
В 1982 году в составе появился гитарист Дэйв Мастейн (Dave Mustaine, экс-PANIC), который заменил Ллойда Гранта, создавшего собственный проект DEFCON. Будучи самым старшим по возрасту, к тому же очень сильным гитаристом и неплохим автором музыки, Дэйв возглавил ведущие партии и окончательно сформировал стиль группы как разновидность очень жесткого спид-метала. Его отличали чрезвычайно быстрые партии лидер-гитары и акцентированное, яркое звучание поддерживающей гитары. Metallica старалась строить свои композиции, сочетая жесткие музыкальные темы (в духе BLACK SABBATH и JUDAS PRIEST) с энергией панк-рока (DAMNED, SEX PISTOLS).
Четвертым участником коллектива стал басист Рон Макгоуни (Ron McGovney), старый школьный приятель Хетфилда. До выхода Metal Massacre оставалось еще достаточно времени и квартет решил перезаписать свой трек. Тогда, весной 1982 года, еще никто в Калифорнии не слышал такого крутого звука с железно-запильными соло, хриплым вокалом, забойным грохотом ударника и ухающим басом. Несмотря на то, что халтурщики-оформители переврали название группы и написали METAKKICA, народ разобрал что к чему и понял, что пришла пора как следует встряхнуться. Первый концерт группы состоялся 14 марта 1982 года в пригороде Лос-Анджелеса Анахейме, в крохотном зале "Radio City". Кроме гвоздя программы - "Hit The Lights", группа исполнила композиции все тех же любимых групп. Мастейн написал пару новых вещей, задуманных им еще в PANIC: "The Mechanix" и "Jump In The Fire". Они были предъявлены публике 26 марта на концерте группы в клубе "The Woodstock" - втором в истории группы. На следующий день в известном лос-анджелесском клубе "Whiskey A Go Go" музыканты открывали выступление знаменитых британских " металлистов" SAXON, совершавших турне в поддержку своего альбома Denim And Leather.
Росту популярности МЕТАЛЛИКИ противостояла мода на глэм-рок, охватившая весь Лос-Анджелес. Публика фанатела от слащавых баллад RATT и только что выклюнувшихся MOTLEY CRUE. Движению наверх помог ловкий трюк. Музыканты должны были "разогревать" зрителей перед выступлением известной швейцарской команды KROKUS в небольшом клубе. За несколько дней до концерта стало известно, что гости из Европы играть не будут и шоу отменяется. Молодые музыканты сделали все, чтобы пресса ничего не узнала об отмене. Наоборот, они представили дело так, будто их выступлению в присутствии 200 человек сопутствовал полный триумф. Так в газетах появилась утка о сенсационном успехе молодых калифорнийцев, затмивших дряхлых европейцев.
Между тем, Джеймс Хетфилд, разрываясь между обязанностями гитариста и певца, умолял найти еще одного музыканта, чтобы целиком отдаться вокалу. Для этого Ларе пригласил Джеффа Уорнера (Jeff Warner), с которым в 1981 году предпринимал первые попытки совместной игры. Впятером группа просуществовала несколько недель и даже отыграла один концерт, но Джефф так и не вписался в этот уже сложившийся коллектив. Уорнер нашел себя в глэмовой команде BLACK`n`BLUE, в ту пору гораздо более коммерчески успешной, чем Metallica.
К июлю 1982 года багаж группы пополнился еще тремя песнями: "Seek & Destroy", "Metal Militia" и "Phantom Lord". Они были включены в новую демо-пленку, ставшую известной местному андеграунду под названием "No Life Til Leather", отражавшую в то время взгляды музыкантов на действительность. Ее название можно перевести как "Жизнь началась с появлением кожанок" (читай "металлистов"). Результат превзошел все ожидания. Песня стала настоящим противоядием от глэмовой заразы и произвела чуть ли не революцию. Такой музыки Америка еще не знала, Metallica звучала по-европейски даже в большей степени, чем любая европейская команда. И хотя запись была по прежнему далека от совершенства, быстрота и агрессивность музыки никого не оставляла равнодушным. Демо-лента пересекла Атлантику и, попав в Нидерланды, произвела там настоящий фурор. Голландский журнал "Aardshock" опубликовал статью про МЕТАЛЛИКУ и даже чуть было не вытащил группу на знаменитый хард-рок-фестиваль "Aardshokdag".
Дома группу все чаще стали приглашать выступать на более престижных, по сравнению с лос-анджелесскими клубами, сценах Сан-Франциско, жители которого не так страдали синдромом глэма. Началось с выступления на фестивале в клубе "The Keystone" 18 сентября, где МЕТАЛЛИКА подменяла отсутствовавших CIRITH UNGOL. Каково же было удивление музыкантов, когда чуть ли не половина присутствовавших спели почти весь репертуар вместе с выступавшими. Главная группа концерта, BITCH, доигрывала свой номер под свист и улюлюканье. После этого успеха Metallica частенько наведывались в Сан-Франциско, а однажды выступили там в качестве хедлайнера. Это событие произошло 29 ноября, а открывали концерт EXODUS. Менеджер этой группы Марк Уитакер (Mark Witacker) стал звукооператором МЕТАЛЛИКИ, а их гитарист Кирк Хэммет (Kirk Hammet) позднее присоединится к нашим героям.
Через две недели после выхода второго демо МETALLICA подписали контракт на первую пластинку с "Megaforce", дочерней фирмой компании "Music For Nations". Приступая к работе над альбомом, Хетфилд и Ульрих подыскали нового басиста - Клиффа Бертона (Cliff Burton) из группа TRAUMA, талантливого профессионального музыканта с большим стажем работы и неплохого поэта. Джеймс и Ларс впервые были очарованы Клиф-фом во время выступления его группы в "Whiskey A Go Go", когда он в широко расклешенных джинсах и с длинющим, развевающимся хайром яростно вопил в зал: "Fuck `Em All!", бесился как мог, но при этом без ошибок вел сложнейшую партию своего инструмента.
Джеймс и Ларс встретились с ним на следующий день и пригласили его в свою группу. Вне сцены Клифф оказался тихим худощавым парнем, от дружбы не увиливал, но предложение о сотрудничестве не принял. Друзья продолжали настаивать. Рон Макгоуни узнал об этой "охоте", обиделся и ушел из группы. Позднее он объявился в группе PHANTASM, но этот проект вскоре развалился и басист, судя по всему, оставил шоу-бизнес. А у Бертона с его группой TRAUMA, стремившейся исполнять как можно более "рентабельную", с финансовой точки зрения, музыку, возникли непреодолимые разногласия. Под влиянием этих обстоятельств переход Клиффа в МЕТАЛЛИКУ стал делом решенным. Бертон выдвинул единственное условие - переезд группы к нему в Сан-Франциско на постоянное место жительства. 5 марта в сан-францисском клубе "The Stone" Metallica отыграла свой первый концерт с Клиффом.
Бертон привил остальным членам группы толику музыкальной культуры. Тонкий вкус (Клифф не чурался блюзов и тащился от психоделии 60-х) и мастерство этого музыканта оказались насголько притягательными, что постепенно и остальные участники группы подтянулись до его уровня. Это нашло отражение в усложнившихся композициях и аранжировках. Лишь Дэвиду Мастейну эти уроки пришлись не по душе. Кроме того, он все больше и больше злоупотреблял спиртным. Он стал очень вспыльчивым и раздражительным, скандалил по любому поводу и совершенно не терпел, когда что-либо делали наперекор его мыслям и желаниям. Одним словом, дальнейшее совместное существование МЕТАЛЛИКИ с Дэйвом не представлялось возможным. Нью-йоркский концерт совместно с VANDENBERG и THE RODS стал последним с его участием. Дэйв ушел из группы, чтобы возглавить собственный проект FALLEN ANGEL, а затем MEGADETH и был срочно заменен Кирком Хэмметом из EXODUS.
Несмотря на поспешность замен, запись дебютного альбома Kill `Em All состоялась. Metallica вместе с менеджером фирмы "Megaforce" Джоном Зазулой (John Zazula) прибыли в город Рочестер, штат Нью-Йорк, в студию "Barret Alley". Там, в период с 10 по 27 мая, были записаны партии отдельных инструментов, после чего Кирк с Клиффом вернулись домой в Сан-Франциско. Джеймс и Ларс на какое-то время задержались для записи вокала, интро на клавишах к "Phantom Lord" и еще кое-каких мелочей, а также для микширования. В итоге в альбом вошли все девять ранее написанных и знакомых по концертам, а также по радиопередачам "родных" песен Metallica. Kill `Em All вышел в срок - к июню 1983 года, доставив его создателям и слушателям истинное и глубокое удовлетворение. Чуть позже, выпущенный по лицензии фирмами "Music For Nations" и "Roadrunner", альбом появился в Европе. Было продано около ста тысяч копий, что для дебюта очень неплохо. Критика сочла его самым оригинальным и волнующим альбомом со времен дебюта VAN HALEN, но не смогла четко определить стилевую направленность музыки. На пластинке в равной степени были представлены различные направления "тяжелого металла": спид-, трэш- и даже пауэр-метал. Ее композиции сразу же поставили группу вне стилистических традиций тяжелого рока: в отличие от большинства признанных лидеров этого направления, Metallica явно тяготели к сложным ритмическим формам, хотя мелодически продолжали следовать законам жанра.
Сразу после выхода пластинки группа провела для ее "раскрутки" большое турне по США и Европе. Гастроли проходили в связке с хедлайнером - британской группой RAVEN, которые только что выпустили очередной диск All For One. Отсюда сложилось название турне - совместив названия пластинок обеих групп, получили "Kill `Em All For One". Этот призыв вместе с лого МETALLICA и RAVEN был начертан на майках, выпущенных специально к этому турне, стартовавшему 27 июля в Нью-Брунсвике. Музыканты отыграли 30 концертов, так что для МЕТАЛЛИКИ это стало хорошей школой. Последнее выступление из этой серии состоялось 3 сентября в родных стенах клуба "The Stone", после чего, почти без отдыха, ребята принялись за сочинение новых песен. Писали все вместе: Кирк и Клифф активно участвовали в творческом процессе, хотя Ларс и Джеймс по-прежнему оставались основными авторами.
В поддержку "Kill `Em All" группа провела турне (30 концертов) "Kill `Em All For One" вместе с RAVEN. Последнее выступление из этой серии состоялось 3 сентября в родных стенах клуба "The Stone", после чего, почти без отдыха, ребята принялись за сочинение новых песен. Писали все вместе: Кирк и Клифф активно участвовали в творческом процессе, хотя Ларс и Джеймс по-прежнему оставались основными авторами.
Принципиальное отличие следующих альбомов группы в том, что они становятся концептуальными. Тексты композиций выходят на первый план и несут такую же эмоциональную нагрузку как и музыка. Metallica взялась за очень трудные проблемы: война, смертная казнь, наркомания, психозы, подавление инакомыслия - темы социальных язв с тех пор всегда присутствуют в творчестве этой группы. Музыка группы стала еще "тяжелее", гитарные партии - еще более скоростными. Появилась зрелость музыкального вкуса.
Теперь о коллективе заговорили и серьезные музыковеды из таких изданий как "Village Voice", где рецензируется элитарное искусство. Этими факторами, в частности, объясняется беспрецедентный успех альбома Ride The Lightning, вышедшего год спустя. В него вошли восемь новых песен, записанных в копенгагенской студии "Sweet Silence" под руководством датчанина Флеминга Расмуссена (Flemming Rasmussen). Ride The Lightning появился в продаже 10 июля 1984 года и стал настоящим "ударом молнии" для всех "металлистов". На этот раз они фанатели от акустической гитары в "Fight Fire With Fire" и баллады "Fade To Black". Музыка стала более разнообразна структурно и заложила основы первой половины будущего творчества Metallica. Ахиллесовой пятой Ride The Lightning стала, по оценкам самих же авторов, "самая бездушная песня" - "Escape". Она была написана буквально перед началом самой записи только для того, чтобы доукомплектовать альбом, и лишь гениальная продюсерская работа Расмуссена несколько спасала ее.
Сразу после выхода пластинки Metallica решили опробовать новый материал на публике, дав под названием THE FOUR HORSEMEN в ночь с 20 на 21 июля "подпольный" концерт в Сан-Франциско, о котором не знали ни журналисты, ни представители музыкальных фирм. В то время за молодой группой следили многие звукозаписывающие компании - пять из них вели переговоры с музыкантами. Metallica распрощались с Джоном Зазулой и приняли предложение компании "Elektra" в лице ее менеджера Майка Алаго (Michael Alago), как самой подходящей по оплате и рекламе. 12 сентября между сторонами был подписан контракт, а 16 ноября Ride The Lightning был переиздан на "Elektra Records". В этот день во французском городе Руе началось одноименное европейское турне МЕТАЛЛИКИ. Прочесав Еерманию и переплыв Ла-Манш, музыканты поставили победную точку своего путешествия 20 декабря в лондонском "Лицее".
В конце года сразу три вещи со второго альбома группы прочно обосновались в хит-парадах разных стран: "Fade To Black", "For Whom The Bell Tolls" и "Creepig Death". Последняя так и застряла в чартах аж до 1990 года. 19 января 1985 года Metallica отправились в американо-канадское турне, во время которого в техасском городке Корпус Кристи группу чуть не растерзали разгневанные жители. Дело в том, что незадолго до приезда музыкантов пара фанатов, распевая "No Remorse" в упор расстреляли человека. Они продолжали горланить эту песню и в суде после объявления смертного приговора. Не удивительно, что городские жители чуть не линчевали МЕТАЛЛИКУ в полном составе. Если не считать этого инцидента, турне завершилось успешно 18 марта в Орегоне совместным концертом с ARMORED SAINT. МЕТАЛЛИКА давно хотела переманить вокалиста этой группы Джона Буша (John Bush) в свои ряды, но тот всеми силами сопротивлялся, оставаясь другом Джеймса и Ларса.
По окончании турне музыканты принялись за работу над материалом для нового альбома. Перво-наперво они подыскали новое репетиционное помещение - какой-то гараж в Эль Черрито, в десяти минутах езды от Сан-Франциско. Периодически работа приостанавливалась - музыканты подыскивали хорошую студию для записи. В Калифорнии не оказалось ни одной, которая могла бы сравниться с копенгагенской "Sweet Silence".
2 сентября 1985 года, отыграв на фестивале "Monsters Of Rock" в английском городке Касл Донингтон, музыканты прибыли в Копенгаген и заняли места в студии. Через пару недель пришлось прервать работу и выехать в Германию на фестиваль журнала "Metal Hammer", который состоялся 14 сентября в городе Лореляй. В этом супер-шоу принимали участие добрый десяток групп: NAZARETH, WISHBONE ASH, HEAVY PETTIN`, SAVAGE GRACE, TYRAN PACE, RUNNING WILD, PRETTY MAIDS, RESTLESS, WARLOCK, VENOM. МЕТАЛЛИКА завершала концерт, представив на суд зрителей все свои лучшие песни и в первый раз исполнив "Disposable Heroes" с будущего альбома. Выступив более чем успешно, группа вернулась в Данию, где с отличным настроением продолжила запись альбома. Музыканты трудились не покладая рук пять месяцев. Работали ночью, солнце видели всего 3-4 раза. Закончив работу 27 декабря, вылетели в Сан-Франциско, а в начале следующего года в Северном Голливуде альбом Master Of Puppets был окончательно смикширован.
Он заметно отличался от предшественника не только более изощренными ритмическими структурами, но и более продуманной концепцией. Альбом содержит четыре композиции, посвященные теме манипуляции людьми. Заглавная "Master Of Puppets" рассказывает о зависимости людей от наркотиков. "Welcome Home (Sanitarium)" - о подавлении инакомыслия с использованием психолечебниц, "Disposable Heroes" - о солдате, бездумно выполняющем приказы, и, наконец, "Leper Messiah" - об оболванивании людей телепроповедниками. Идеи пластинки нашли символическое воплощение на конверте альбома в виде огромного кладбища, ровные белые кресты которого уходят за горизонт. А сверху спускаются марионеточные нити неведомого хозяина. Но главным выразителем мыслей для МЕТАЛЛИКИ была и остается музыка. Альбом звучал гораздо тяжелее предыдущих работ. Появились продолжительные 8-10 минутные композиции, чередующиеся медленные и быстрые пассажи, насыщенные драматическими переходами, наполненные пестрой палитрой гитарных аккордов и тонко продуманных соло. Диск появился в продаже 21 февраля, начал раскупаться с невероятной скоростью и всего за несколько дней влетел в "Тор-30" журнала "Billboard". В конкурсе за звание лучшей пластинки года с Кукловодом мог соперничать лишь Somewhere In Time IRON MAIDEN.
Вместе с Оззи Осборном (Ozzy Osbourne) Metallica отправились в крупное международное турне, а вернувшись, музыканты с радостью узнали, что Master Of Puppets достиг "золотого" статуса. Однако, ликование было недолгим и сменилось горем невосполнимой утраты. 27 сентября 1986 года, во время поездки по Скандинавии, при аварии автобуса группы погиб Клифф Бертон, ставший к тому времени "душой" коллектива. Турне было прервано и музыканты вернулись домой.
После смерти Бертона МЕТАЛЛИКА все-таки сумела оправиться от потери и объявила конкурс бас-гитаристов, в котором приняло участие свыше трехсот кандидатов. В качестве экзаменационной работы была выбрана басовая партия к песне "Master Of Puppets". Ее различные стили и смена темпов сразу высвечивают все умение исполнителя. Победителем в состязании вышел Джейсон Ньюстед (Jason Newsted) из FLOTSAM & JETSAM. Кроме того, что он отлично справился не только с "Кукловодом", но и еще с десятью композициями Metallica, Джейсон мог сам писать музыку и вести фоновый вокал. Но, самое главное, что Metallica всегда была для него любимой группой, а Клифф Бертон - кумиром и заочным учителем. Музыканты встретились еще пару раз, поиграли, а потом устроили новичку проверку на прочность в виде жуткой пьянки. Ньюстед выстоял и на этот раз, а на утро, 28 октября 1986 года, ему сообщили, что он зачислен в группу.
Это случилось перед самым началом японского турне. Японцы сначала думали, что Джейсон просто сессионный музыкант, но потом поняли свою ошибку и стали относиться к нему с должным уважением. Из Японии музыканты направились в Канаду, где отыграли 15 декабря с METAL CHURCH. Там началось новое турне по Северной Америке, которое после бурного Рождества было продолжено в Европе. Весь 1986 год группа провела в гастролях по разным странам и континентам.
В 1987 году Metallica записала мини-альбом из кавер-версий The $5.98 Garage Days Re-Revisited, являющийся коллекционной редкостью, потому как вышел ограниченным тиражом. Приблизительно в то же время стало появляться несметное количество "бутлегов" Metallica - концертных альбомов, не входящих в дискографию команды и подпольно издаваемых по всему миру. К слову говоря, на концертах Metallica звучала не столь безупречно, как на записи: например, есть бутлеги, вполне очевидно запечатлевшие многочисленные непопадания Хетфилда в ноты.
Но вот музыканты уже снова дома, сочиняют новые песни. Однако, прежде чем окончательно сесть за работу, Ларс, Джеймс и Кирк решили сделать видеофильм, посвященный памяти Бертона. Втроем они собственноручно смонтировали его и 4 декабря 1987 года он вышел на фирме "Elektra" под названием "The $19.98 Home Video - Cliff Em All!". На видео представлены 11 песен, снятых на различных концертах, начиная еще с сейшенов с Клиффом и до турне с Оззи Осборном. Вклад Клиффа Бертона в музыкальную концепцию Metallica был, по мнению его коллег, просто неоценим; по словам самих участников группы, он научил их играть действительно профессионально.
К середине декабря 1987 года материал для нового альбома был написан и отрепетирован. Это были восемь новых песен, очень длинных и технически сложных. По словам Ларса, они показывают "всё дерьмо Америки, скрытое за фальшиво улыбающимися лицами". Тут и пребывание части населения на нищенском положении ("Harvester Of Sorrow"), и черные списки цензуры ("Eye Of The Beholder"), и грядущая в недалеком будущем экологическая катастрофа ("Blackened"), и война ("One"), и наконец, прогнившая насквозь система правосудия ("...And Justice For All").
Для записи двойного альбома ...And Justice For All (часть фразы из клятвы на верность американскому флагу: "Свободная Америка дарует равенство, свободу и справедливость для всех") была выбрана студия "One On One" в Северном Голливуде. Приступить к записи собрались еще в декабре, но Флеминг Расмуссен все откладывал свой приезд. Тогда квартет пригласил Майка Клинка (Mike Clink), ранее продюсировавшего альбомы GUNS`n`ROSES. За два месяца работы с ним удалось записать лишь партии ударных для пары вещей, да еще кое-какую мелочь. Но стоило лишь 15 марта появиться Расмуссену, как дело пошло. Монументальная работа закончилась к 9 мая, и место действия переместилось в нью-йоркскую студию "Bearsville", где два известных специалиста - Стив Томпсон и Майкл Барбьеро взялись за микширование альбома.
...And Justice For All стал одним из самых коммерчески успешных среди всех вышедших ранее альбомов Metallica. Это одно из самых сильных на сегодняшний день творений группы и одновременно яркий пример композиторского и исполнительского совершенства. Он принес команде безоговорочный хит - "One", остающийся актуальным и по сей день. Песни стали еще длиннее, сложнее, медленнее и тяжелее. Заметно улучшилось звучание группы и мастерство музыкантов, особенно ударника. Прогрессировала и гитарная работа. В целом, новая пластинка группы стала во всех отношениях большим шагом вперед, что по достоинству оценили и фаны, и критики, отмечавшие, правда, недостаток разнообразия. С этим альбомом Metallica оторвались от всех своих конкурентов в хэви-металлическом мире и до сих пор являются бесспорными лидерами жанра.
Предстоящее мировое турне по установлению "справедливости для всех" было запланировано на полтора (!) года. Оно стартовало в Венгрии 11 сентября 1988 года, далее пошли Италия, Швейцария, Испания, Франция и Великобритания. Устроители концертов вновь не поскупились на сценический антураж. Если в туре "Master Of Puppets" все кулисы были в кладбищенских крестах (два настоящих креста возвышались на сцене по обе стороны от ударной установки, так что казалось будто группа играет на настоящем кладбище), то на этот раз сцена воспроизводила конверт пластинки посредством гигантской статуи богини правосудия Дорис. Как и на обложке, на статую были наброшены веревки, которые вот-вот должны стащить ее с пьедестала. Это "вот-вот" продолжалось в течение всего выступления, под занавес которого бедная Дорис разваливалась на куски в сопровождении различных дымовых и пиротехнических эффектов и под безудержное ликование толпы.
Отдохнув после турне, в январе 1990 года Metallica записали кавер-версию старой вещи QUEEN "Stone Cold Crazy" для сборника Rubaiyat, посвященного сорокалетию фирмы "Elektra". Этот сборник вышел осенью этого года, а в феврале 1991 года группа получила за эту работу премию "Грэмми". Отдохнув несколько месяцев и выступив на паре сейшенов с AEROSM1TH, BLACK CROWS и WARRANT, МЕТАЛЛИКА принялась за подготовку материала для очередной пластинки. Как и раньше, не хотелось повторять пройденное, и новые 12 песен в корне отличались от всего, что было сделано прежде. Одноименный альбом группы появился на прилавках 4 августа 1991 года и к 6 августа уже был дважды "золотым". Новую работу МЕТАЛЛИКИ (его обычно называют "черным альбомом") можно рассматривать как нехарактерную для трэша и одновременно вполне логичную применительно к концепции творчества коллектива: скорость исполнения, одно время ставшая самоцелью, уступила место более щедрой и разнообразной мелодичности, а жесткость саунда достигается в первую очередь за счет акустических инструментов. В целом диск несколько напоминает хард-рок 70-х годов, но на более высоком композиторском и техническом уровне.
Альбом содержит тщательнейшим образом записанную музыку с неслабым коммерческим потенциалом. Саунд группы немного изменился, стал более мелодичным, более понятным, и это послужило причиной фантастической популярности альбома. Темы новых текстов далеки от политики, они, скорее, касаются личной стороны жизни их автора, Джеймса Хетфилда, который более полно раскрылся как личность, сумев ярко выразить свой внутренний мир. Так "Sad But True" - о постоянной борьбе добра и зла в каждом человеке. "The Unforgiven" - о молодых ребятах, не теряющих под гнетом косной воспитательной системы своей индивидуальности. Композиция "Through The Never" основана на внутренней боязни человеком всего неизвестного, вроде Вселенной. На альбоме присутствуют две баллады: уже упоминавшаяся "The Unforgiven" и "Nothing Else Matters", причем последняя получилась у МЕТАЛЛИКИ особенно удачной.
Для продюсирования альбома был приглашен Боб Рок (Bob Rock), известный по работам с MOTLEY CRUE, CINDERELLA, BON JOVI, AEROSMITH, THE CULT и POISON - вполне подходящий послужной список для нового звука Metallica. В отличие от Расмуссена, который фактически был только звукооператором, хотя и первоклассным, Боб оказался настоящим продюсером. Он научил музыкантов многим тонкостям ремесла, о которых они и не подозревали. Например, при записи основы партии ударных Ларс играл не в одиночестве, как раньше, а вместе со всей группой, но записывали только барабаны. Так достигалась осмысленность и естественность исполнения. "Забудь, что ты в студии, играй и не о чем не думай!" - этого требовал Боб от музыкантов. В результате строго индивидуального подхода к каждому музыканты выложились полностью. Каждая инструментальная партия выписана до тончайших нюансов: отлично слышны и гитары, и бас, а уж о вокале нечего и говорить. Для записи "Nothing Else Matters" был привлечен целый симфонический оркестр из 30 музыкантов под управлением Майкла Кэймена (Michael Kamen). В погоне за оригинальностью, не желая состязаться с массовой хэви-продукцией других групп, альбом никак не назвали и почти ничего не нарисовали на обложке, кроме лого и извивающейся змеи - с первого американского революционного флага войны 1800 года.
Хотя самые крутые фаны группы были несколько разочарованы, абсолютному большинству альбом пришелся по душе. Он был признан чуть ли не лучшей работой всех времен и народов. А группа в это время уже снова была в дороге. 10 августа 1991 года Metallica выступили в рамках традиционного фестиваля "Monsters Of Rock" в Копенгагене, на стадионе, где когда-то тренировался молодой теннисист Ларс Ульрих; шоу продолжилось в польских Катовицах и в британском Касл Донингтоне. Затем города и страны стали меняться как в калейдоскопе, уследить за перемещениями группы стало нелегко.
28 сентября 1991 года Metallica дала концерт в Москве, который был приурочен к победе над путчистами. Музыкантам понравилось у нас, а Хетфилд даже заявил, что ни одно следующее мировое турне не обойдется без России (это, конечно, была "пуля"). После этого выступления увлечение российских фанов МЕТАЛЛИКОИ стало просто повальным: выходят постеры, статьи и даже книги, посвященные легендарной группе.
Самое масштабное в истории группы турне закончилось лишь восьмого марта 1992 года, когда их предыдущие альбомы уже по несколько раз становились "платиновыми". В рамках благотворительной акции 20 апреля 1992 года Metallica выступили на лондонском стадионе "Уэмбли" в грандиозном шоу, посвященном памяти вокалиста QUEEN Фредди Меркюри. 30 июня их одноименный альбом Metallica стал "платиновым" в пятый раз, т.е. разошелся тиражом в пять миллионов экземпляров! Затем последовала серия концертов совместно с самой скандальной группой Америки GUNS`n`ROSES, но общество "ганзов" не пошло на пользу нашим героям. Аксель Роуз (Axl Rose, фронтмен GUNS`n`ROSES) и его честная компания так и норовили подстроить им какую-нибудь подлянку. А тут еще Джеймс во время концерта 8 августа в Монреале попал под пиротехнический взрыв и получил серьезные ожоги. В общем, эта часть турне оказалась не очень удачной. Но, несмотря на отдельные проколы, МЕТАЛДИКА продолжает успешно работать, поражая мир глубиной и свежестью своих песен. Как бы ни сложилась ее дальнейшая судьба, она навсегда останется в сердцах фанов, которые и в глубокой старости будут рассказывать своим внукам о том, какие классные группы были в дни их молодости.
После очередного мирового турне Metallica на долгое время исчезла из виду, чтобы вернуться в 1996 году с новым своим альбомом под названием Load. Правда, данный альбом многие сочли отнюдь не шедевром. Metallica попыталась найти новое звучание, которое осталось непонятым публикой: Metallica на своем новом LP звучала уже не как Metallica. Альбом принес два хита: "Until It Sleeps" и "Hero Of The Day", однако, его популярность была во многом инерционной, потому что его выпустила не кто-нибудь, а сама Metallica.
Следующий альбом группы, выпущенный под вполне логичным названием ReLoad, тоже нельзя назвать особенно удачным, хотя впечатление этот альбом оставляет неплохое (особенно на фоне Load). В этом альбоме уже чувствуется "прежняя" энергия сталелитейщиков. Гораздо большего внимания заслуживает альбом из двух дисков, изданный в 1998 году под названием Garage Inc. На нем представлены обработки песен не только тех хэви-команд, которые повлияли на становление Metallica, но даже композиции таких, казалось бы далеких от тяжелого рока исполнителей, как Ник Кейв и Боб Сигер. Этот дух экспериментаторства не дает покоя нашим героям и в 1999 году, под занавес, так сказать, они выпускают альбом S&M, записанный с полновесным симфоническим оркестром. Как тут не вспомнить альбом DEEP PURPLE Concerto For Group And Orchestra, изданный ровно 30 лет тому назад и ставший вехой в современной рок-музыке. Именно эта приемственность с наследием тех времен, когда хэви-метал еще только выползал из пеленок и превратила в конце концов МЕТАЛЛИКУ в то, чем они являются сегодня - в легенду рока.
**********
Комментарии38