Иван Кучин
![Иван Кучин](https://i.ucrazy.org/files/i/2008.4.17/1208369737_kuchin02.webp)
Биография и интервью легендарного автора-исполнителя Ивана Кучина.
Сделал подборку статей и интервью с Иваном Кучиным. В некоторых вопросы повторяются, но от этого интерес не пропадает.
P.s. Просьба в коментах не "гадить", ибо это многоуважаемый мной, и не только, исполнитель.
КУЧИН ИВАН ЛЕОНИДОВИЧ (р. 13.03.1959 г.) – автор-исполнитель, родился в Петрозабайкальске. Отец – Леонид Иванович (шофером), мама – Нина Иннокентьевна (железнодорожник). Иван учился на художественно графическом отделении Улан-Удэнского педагогического училища, затем служил в Армии, в Забайкальском военном округе. Начал увлекаться музыкой, первый срок получил за кражу музыкальной аппаратуры. Затем последовало еще три судимости, провел в местах лишения свободы двенадцать лет. Освободившись в последний раз в 1993 году из Абагура Лесного (ИТК-12), начал серьезно начинает записывать песни. Как автор-исполнитель выступает с 1994 года, до этого (в 1984 г.) выпустил два магнитофонных альбома, которые имели хождение по стране (их путали с альбомами А. Новикова). В 1995 году переехал в Москву, в следующем году обзавелся жильем. Написал альбом песен для своей бывшей, жены – Ларисы Кучиной. Иван Кучин награжден орденом "За службу на Кавказе" северо-кавказким военным округом генералом Трошиным Г.Н.. Холост, проживает с сестрой в Подмосковье в собственном доме.
Подготовил Михаил Дюков
Рассказывает Иван Кучин: Я попал за решетку один раз, потом второй, третий, четвертый: Не знаю, как долго это бы продолжалось. Но вот когда у меня умерла мама, а я не смог ее похоронить, в тот момент у меня проснулась душа, и я начал понимать, что уже стал до конца своих дней взрослым, что мне не на кого больше опереться, со мной нет больше любимого человека. Вот тогда и стал всерьез (а не как раньше - урывками!) сочинять стихи и песни. Так, увидел сон и написал песню "Сон". Никогда не думал, что выйду на сцену, просто почувствовал душевную потребность петь. На своих встречах я всегда прошу зрителей: когда придете домой, позвоните своим родителям, просто скажите пару теплых слов - пока еще не поздно. А мне вот уже поздно:
Отмантурил я 12 лет. Но этим не то чтобы горжусь. Просто каждый человек, особенно в молодости, делает ошибки: вот я их наделал на 12 лет. Я сидел по молодости и по глупости. Никого не убил, никого не изнасиловал, бабушку в колодец не кидал, а вот аппаратуру в доме культуры свистнул: Статья одна - 144-я, все 4 раза. У меня была мечта - сделать собственную студию, записать музыку.
Я женился, жизнь пошла спокойная, и раны стали заживать. Но когда встречаюсь со зрителями, записываю, сочиняю, то воспоминания опять наваливаются лавиной:
Три года назад перебрался из Барнаула в Москву. Живем мы там с женой весьма уединенно. Работаю в поте лица в своей домашней студии, записываю свои альбомы сам. Лишний раз никуда не выхожу (машины у меня нет). В Москве не выступаю, на концерты других артистов не хожу. Первый альбом записанный в 1985году специально не распространялся, а был изъят милицией при очередном аресте. Распространили его милиционеры.
Каждый человек, попадающий в места не столь отдаленные, встает перед выбором: либо идти вверх, либо вниз. Среднего там не дано. Конечно, немало людей уходят вниз, но многие - вверх! Начинают самоутверждаться, самовыражаться. Один идет в библиотеку, другой занимается резьбой по дереву, третий рисует картины, четвертый поет и сочиняет. Поверьте мне, я видел такие классные стихи, слышал такие песни: Конечно, большинство вышли на свободу и погрузились в реальную жизнь, бросили эти стихи и песни. А я вот не бросил. Записал свои песни на магнитофон по просьбам друзей, жены. Ни на что особенно не рассчитывал. Ну а потом у слушателей назрели вопросы: "А где же этот Кучин? Кто он такой? Может, эмигрант или вообще нереальное лицо?" И в 1997году я начал выступать на сцене. Первое время - очень активно, а теперь реже. Примерно раз в месяц выхожу на сцену и называю это не концертом, а встречей со зрителями. Я не клоун, а артист...
Однажды мне сказали: "Вы такой талантливый уже потому, что написали песню "А в таверне тихо плачет скрипка". Но, извините, это полная ерунда. "Таверна", я уверен, звучит в голове каждого на дне рождения, свадьбе. Подходит такой момент, когда мужчина выпьет, раздобреет, тогда он всегда поднимает тосты за любовь, дружбу, родителей, а я просто записал эти слова, чувства и спел их. Кто-то потерял маму, у кого-то еще какое горе произошло - каждый человек переживает, а тот, кто переживает,- он и поэт...
Информация взята с сайта www.russianshanson.info
![Иван Кучин](https://i.ucrazy.org/files/i/2008.4.17/1208369737_kuchin01282008104421pwr.webp)
БИОГРАФИЯ
Я - бывшая учительница литературы, пенсионерка. На протяжении многих лет я являюсь поклонницей творчества Ивана Кучина. Так получилось, что я с ним знакома, он мне рассказывал свою жизнь, и с его слов, а также с его разрешения я решилась написать эту биографию. Итак:
Иван Кучин родился 13 марта 1959 года, в простой рабочей семье. Отец - Леонид Иванович работал шофером, мама Нина Иннокентьевна была железнодорожником.
Учился на художественно графическом отделении Улан-Удэнского педагогического училища. Служил в армии, в Забайкальском военном округе. Свой первый срок получил за кражу аппаратуры в доме культуры. Период с1980 по 1993 год Иван вспоминает неохотно и здесь биография ограничивается сухими фактами: четырежды судимый, он провел за решеткой в общей сложности 12 лет.
Освободившись в последний раз в 1993 году из Абагура Лесного, ИТК-12 Иван, благодаря друзьям, начинает записывать песни. В 1995 году, не имея ни семьи, ни средств, ни постоянного места проживания, на свой страх и риск отправляется в Москву. Долгое время скитается по подвалам и чердакам, в то время когда его песни гремели по стране. И только в 1996 году при финансовой поддержке Новокузнецких бизнесменов снимает квартиру, налаживает быт, женится на молоденькой женщине и записывает альбом "Судьба воровская", который в 1997 став абсолютным лидером продаж, позволил Ивану Кучину встать на ноги, купить квартиру, построить современную студию и жить счастливо и богато. Но, судьба и в этот раз нанесла жестокий удар: жена Лариса, которую он так любил, посвящал ей песни и вывел ее в люди - предала его. С 1998 года по 2001 новых альбомов не было.
Единственная сестра, которая младше Ивана на 12 лет узнав, что брат остался один, погряз в бракоразводных процессах и разделах имущества, пришла ему на помощь. По рассказам самого Ивана, мать всегда хотела, чтобы дети жили вместе и, видимо, ее воля свершилась.
В 2001 году выходит альбом "Царь Батюшка", который раскрывает автора как более зрелого и мудрого поэта. И такие песни как "Конь вороной", "Царь батюшка", "Вожатая", я уверена, войдут в историю Русской литературы. Именно за эти песни Иван был награжден орденом "За службу на Кавказе" северо-кавказким военным округом и лично генералом Трошиным Г.Н.
И вот теперь Иван и Елена, оба, не имеющие семей, переехали из Москвы за 101 километр, в глухую деревню, где у них деревянный дом, сад, огород, музыкальная студия и масса дел, которые нужно успеть сделать.
Успехов Вам! От слова успеть.
Татьяна Ивановна Мохова
![](https://i.ucrazy.org/files/i/2008.4.17/1208369737_kuchin10042007024028.webp)
Интервью:
"Я сочинил то - что видел в жизни..."
- Наш город древний Кенигсберг, современный Калининград встречал, принимал многих людей, но я с особым волнением сегодня хочу представить вам человека, который не занимается попсовой концертной деятельностью. Этот человек встречается с людьми, делится своей болью, своим пониманием мира и я волнуюсь, как всегда по одной простой причине, потому что говорить о жизни, говорить о творчестве, говорить о боли всегда сложнее, нежели комментировать какие-то средние песни. Есть душа, есть боль и есть восприятие России и есть песни, которые пронизаны этой болью. Иван Кучин из тех людей, которых знают люди. И я был удивлен, когда занимался подготовкой этого материала, что во многих автомобилях особенно в такси, людей знавших жизнь звучат ваши песни. Может быть, даже внешне они вас не видели никогда в жизни. Но ваши песни, ваш голос знают. Про вас писали в одной газете, что для вас важно именно встречи, а не концертная какая-то популистская деятельность. Что Вы вкладываете Иван в это понятие?
- Вы уже так много сказали, что, мне, уже просто можно здесь сидеть и молчать. Насчет встреч и таксистов могу рассказать, что в Москве я недавно поймал такси. Мне нужно было ехать по своим делам, и таксист слушал действительно Кучина.
Я у него еще спросил: "Кто это поет?".
- "Ты что не знаешь. Да это же Кучин поет!".
- Я ответил: "Нет, первый раз слышу, а кто такой?".
Он меня чуть не высадил на полдороги и содрал с меня двойную плату. Я это говорю к тому, что меня наверно много людей в лицо и не видели. А может быть даже это и хорошо. Я думаю, что не самое главное, чтоб тебя узнавали. Главное - знали твои дела. Если человек судится по поступкам, то песни должны судится, прежде всего, по их эмоциональному восприятию людьми.
Я приехал в Калининград, на Балтику в первый раз. У меня почему-то все сравнивается с морем. Я очень люблю море. Где море - там чище душа. В море ходят настоящие парни, в море проходимцев не берут, они там долго не задерживаются. Наверно и в авторской песне то же самое. Люди распознают, где ложь. Если человек поет правду, то это чувствует и ребенок.
- Иван, я обратил внимание. Внимательно слушая ваши песни. Мне они очень нравятся, особенно там, где присутствует исторический аспект. Про царя нашего Николая - великолепная вещь, мы вчера ее под Бальгой слушали (Бальга - это самый древний замок в Восточной Пруссии). Как-то Сергея Есенина на Кавказе спросили: "Сергей, почему Вы свою маму в одном из своих стихотворений называете - Ты жива еще моя старушка? - Разве можно обращаться к маме старушка?" Песни о матери - на мой взгляд, самые проникновенные ваши песни, вы всегда ее называете мама. Люди знают, что вы сидели, что был случай и это - наверное, не случай, а трещина в судьбе. Когда мама у вас умерла, и вас не выпустили ее похоронить. Это правда?
- Правда.
- И вот после этого момента пошли самые честные песни Ивана Кучина. Это так или не так?
- Не совсем честные, просто они вообще пошли. Раньше их не было.
- Действительно вас не выпустили на похороны?
- Тогда не выпускали.
- Четырнадцать лет тюрьмы?
- Но дело в том, что не четырнадцать, а двенадцать, последний раз сидел я пять, на строгом режиме. А со строго режима не отпускали даже активистов. А я активистом не был.
- Вот это песня…. Я вчера шел на Бальге (Бальга это замок красного волка), есть такой сюжет в вашей песне, когда бежал с зоны заключенный, для того чтобы встретиться с больной мамой, встретился с волком - но волк его не стал рвать, потому что он его понял. А охранник застрелил все-таки его. Откуда эта вещь, кто вам ее навеял? Это творчество, откуда оно вышло, как появилась песня "Человек в телогрейке"?
- Я не знаю, как получилось. Взял и написал такую песню, тогда именно, когда болела душа, я не мог ничего сделать.
- Сколько вам тогда было?
-Молодой был еще, это был 1989 год. Это у каждого случается, я здесь не исключение из всех людей, которые живут в России и даже во всем мире. У каждого уходят родители, каждый теряет своих друзей, близких. И просто в тот момент, когда это происходит человек готов сказать слова, но эти слова пойдут в пустоту….. Их никто не услышит. Я вообще-то отличаюсь от этих людей только тем, что я эти слова попытался зарифмовать и написать мелодию. То есть это не большая для меня заслуга перед людьми, что я смог переложить на музыку все эти переживания. А любой человек переживает столько же, сколько и я пережил.
- Есть песня, ваша великолепная композиция Вожатая: когда памятник Ильичу снесли, из души повылетали гвозди, такие образы сильные и рефреном идет комсомольско-пионерская песня. Вы скучаете по прошлым временам?
- Нет.
- А ненависть к ним есть, если сравнить прошлые времена и нынешние?
- Нет. Не богоугодное это дело - ненависть.
- Вы где, где Иван Кучин? Вот Высоцкий он где?
- В наших сердцах.
- Он в прошлом, будущем, настоящем?
- Нет, он вне времени. Я не хочу сказать, что я его ученик или продолжатель традиций. Нет. Я делаю свое скромное дело. Но то, что я здесь в Калининграде, на концерте посвященному памяти Высоцкого, это не моя прихоть, а желание жителей Калининграда взять и пригласить меня. Это для меня большая честь и всем калиниградцам большое спасибо за такую честь и доверие. У меня нет амбиций как таковых, но для меня это большая ответственность.
- Средства от вашего концерта пойдут на то, что бы в Калининграде был, а он будет мы уверены, памятник Владимиру Семеновичу Высоцкому. Я думаю, что Иван Кучин знает, что здесь был последний концерт у Высоцкого и во время концерта кто-то крикнул ему: "Хватит трепаться, давай петь!"
- Мне так постоянно кричат. Это нормально. Я как раз приехал "трепаться", а не петь. Говорить и общаться, то есть трепаться в кавычках. Потому что я считаю что песни, которые я написал, кстати, я их не очень то и сильно люблю и не слушаю их. Для меня это больно. Важнее всего все-таки людям разобраться, кто к ним приехал, что за человек за этими песнями стоит. Может, я их украл или купил?
- Это исключено, купить их невозможно. Они пронизаны сердцем, душой автора - это очевидно.
-В Москве все сейчас покупается…
- Москва далеко, 1200 километров, у нас Берлин ближе. Мы самая западная точка России. Я просто поражен одной вещью, я сегодня встречался с женщинами 25-26 лет - ваши фанаты и поклонники. Я говорю: "Вы же не жили в то время, откуда эти переживания взялись? Вот, например, о том, что в газете портрет передовика производства и так далее". Они говорят, в этом есть мощнейшая энергетика. Я задам вам вопрос. Кто ваш отец? Кто ваша мама? Откуда этот талант, откуда эта энергетика идет от вас?
- Мой отец горький пьяница, он до сих пор пьет горькую, меня не узнает. Я его навещаю, помогаю деньгами, мать моя похоронена. Она работала диспетчером на железнодорожной станции. Я вообще-то из простой крестьянской семьи из Сибири. И наверно в этом-то моя ценность и есть, что я свои песни не купил, не украл, а сочинил то, что видел в жизни. Видел я немало и вообще-то я этим не кичусь. Каждый из нас видит, может и больше меня, просто не каждый из нас может эти песни зарифмовать и спеть. Тем более выйти в зал, на сцену, не в качестве артиста, а в качестве человека, которого люди хотят увидеть, убедиться тот ли он? В нашем мире уже перестают верить в святые святыни, то есть в честь, в добро, справедливость, мужскую солидарность и люди хотят видеть того человека, который является для них, я не скажу эталоном, но хотя бы каким-то отправным пунктом.
- Все-таки будем отстаивать нашу Российскую, нашу исконную песню, нашу исконную тему. Может, продолжая Есенина, Высоцкого. Ведь нужно развитие. И тут же вопрос. К Джигурде отношение?
-Я не любитель высказывать свои личные отношения. И вообще это не корректно о людях говорит плохо или хорошо, я стараюсь этого не делать. Я считаю, что каждый человек имеет право на свое самовыражение и каждый человек имеет право петь песни, под кого-то. Под меня даже группа Бахыт Компот поет. Я сам недавно узнал, что они мою песню Человек в телогрейке переложили на музыку Иглс и сейчас ее поют. В России всегда хватало дураков на дорогах, и в музыке то же. Так вот я считаю, что каждый имеет право на собственное самовыражение, на свои песни. Но мы, как граждане России, имеем право эти песни не слушать.
Сергей Трифонов
24 января 2003г.
![](https://i.ucrazy.org/files/i/2008.4.17/1208369737_kuchin10092007035212.webp)
"Я стараюсь жить по своим внутренним законам, прежде всего - это не навредить людям своими песнями..."
Добрый вечер, здравствуйте. Ну, что ж как обычно я вам говорю, забудьте о своих делах и о своих заботах. Потому что в прямом эфире на канале АТН вы смотрите программу "Звони и спрашивай". У нас сегодня в гостях исполнитель авторской песни Иван Кучин.
- Иван, в русских народных сказках есть такой момент, когда герой добирается до перепутья и видит там камень, на котором написано: направо пойдешь коня потеряешь, налево богатым станешь, прямо себя потеряешь. В вашей жизни такой камень встречался?
- Да наверно встречался. Я не пошел не налево, не прямо и не направо. Я наверно пошел вниз, и может быть еще хуже - под землю.
- Вы стали самым популярным певцом в 97-м году, ваши диски продавались огромными тиражами. И все-таки если посмотреть тематика песен была в большинстве своем тюремная. И если спросить нормального человека на улице, как вы относитесь к людям, которые находятся в местах не столь отдаленных. В большинстве своем мы относимся к ним достаточно предвзято и отрицательно, а песни слушаем и плачем. Почему это, почему у вас полные залы, почему ваши песни любят даже блюстители порядка?
- Дело в том, что мои песни вообще-то не про криминал и про тюрьму. А если так можно выразится про судьбу человека и про ту душу которая искала выход в этой судьбе - это наверное так. Прежде всего - это песни монологи от себя о том, что человек находясь на краю пропасти, может сделать шаг назад, а может даже и два, но может и вперед.
- Александр Розенбаум как-то в одном из своих интервью, когда его спросили, как вы относитесь к перечисленным певцам, сказал: "Мне очень импонирует Иван Кучин, потому что песни, которые он исполняет, прожиты им, поэтому они и слушаются". Вы согласны с этим?
- Я первый раз слышу и мне это очень приятно. Александр Розенбаум - живой классик, он имел право так сказать, ему можно доверять.
- Иван, во всех интервью написано, что вы исполнитель авторской песни, а не исполнитель шансона. Но ваши песни можно услышать только на радио Шансон. Как вы к этому относитесь?
- Я отношусь ко всему в жизни терпимо, никого я не стараюсь ругать и ставить на место. Все имеют право на самовыражение, все имеют право называть авторскую песню русским шансоном или еще как-то. Мне кажется, главное, что песня должна быть песней. К русскому шансону у меня отношение прохладное, потому что это словосочетание придумано специально, для того чтобы открыть радиостанцию собирать залы и зарабатывать деньги. Я всегда спрашиваю, а есть ли у нас бурятский шансон, хохляцкий или еврейский?
- Иван, в ваших песнях чувствуется очень нежное и трепетное отношение к женщине складывается впечатление, что в жизни вы человек мягкий, чувственный. Какой вы на самом деле, на сколько соответствует отношение к женщине в песне и в жизни?
- Вопрос в лоб. Тот ли я парень за кого я пытаюсь себя выдавать? Наверно не тот. Сам факт того, что сейчас я пока без семьи. Моя бывшая жена от меня сбежала, потому что я большую часть времени проводил в студии и мало ей уделял времени. Она была моложе меня на 10 лет и ей хотелось ходить в рестораны, общаться с людьми. А я как затворник все время в студии, у меня монастырская жизнь, я выбрал для себя, прежде всего как бы это не громко было сказано - службу людям, которые нуждаются в моих песнях, моих словах и службу отечеству. А моей жене это не понравилось, она сейчас живет с молодым человеком и радуется жизни. А мне остается писать дальше, идти своей дорогой и нести свой крест, который дан мне свыше.
- У каждого своя голгофа. Мне кажется, что у вас самый разный слушатель и немало среди них людей с непростой судьбой. Бывает ли такое, что у вас спрашивают совета. Как вы это воспринимаете?
- Бывает, что спрашивают совета, как жить, но на все вопросы у меня один ответ: старайтесь больше вслушиваться и всматриваться в себя. Внутрь своей души, совесть вам подскажет, что нужно делать - это самое главное. Я не стараюсь навязывать своих советов
- Я где-то читала о том, что ваша студия стоит несколько миллионов долларов, на нее несколько раз покушались?
- Нет, что вы. Кто вам рассказал? Пол студии у меня состоит из китайских аппаратов фирмы Behringer , есть даже на компакт дисках фотография моей студии. Но, тем не менее, она отнимает очень много времени, потому что в своей студии я работаю сам один. Нет у меня помощников, нет у меня звукорежиссера не из-за того, что нет хороших специалистов, а просто моя музыка сугубо личная и индивидуальная и каждая нота должна быть сделана мной - автором. Единственное что я отошел от своих принципов в альбоме "Царь-батюшка" я пригласил детский хор, состоящих из детей 8-10ти лет и мы спели песню. Вернее они спели, а я там вроде читал реп, про вожатую, про Ленина. У меня хватило смелости сочинить такую песню и они мне подпели ее. На мой взгляд, получилось интересно, эта песня посвящена всем нам, нашему поколению.
- В последних ваших альбомах становится все меньше песен тюремной тематики. Вы преднамеренно отходите от этой темы?
- Я не думаю, что тюремная тематика является главным моим направлением. Потому что жизнь идет, человек меняется и у меня появляются такие песни как, например, про Николая II , который здесь в Ипатьевском доме в Екатеринбурге был застрелен коммунистами. Я думаю, что об этом должен спеть тот человек, которому как мне кажется, доверяют. Я может, ошибаюсь и, во всяком случае, я не люблю лжепафосные песни звучащие с эстрады, когда люди делают из себя героев, мало того и тужурки военные одевают, ордена на себя вешают. Для меня это все очень, очень неподходяще. Я решил спеть несколько песен, отойти от тематики. Хотя я ни от какой тематики не отходил, песни мои - это жизнь наша. Если в песне мы слышим слова, относящиеся к тюремному миру или лагерному или к преступному, это не значит что песня - про это. Все-таки нужно смотреть глубже, песни мои про человека, про его судьбу и про то, как он жил, допустим, в лесу со зверьем и из леса вышел человеком.
Я надеюсь, что здесь в Екатеринбурге меня поймут. В Москве я стараюсь промолчать. Потому что там все так выворачивают и вообще-то никто тебе не верит. Думают, что все это заранее продумано и проплачено. Поэтому я никому не даю интервью в Москве.
- Как вы в своей жизни живете сейчас по законам или по понятиям?
- Во-первых, нет понятий и законов воровских и мусорских. Есть один закон - Божий и понятие одно - Людское. Во-вторых, я не делю людей по категориям, по статусам и мастям - только на людей и не людей. И в третьих, сам я живу так, чтоб не навредить никому, прежде всего своими песнями.
И в завершение мне хочется сказать: самая главная задача сыновей и дочерей - беречь своих родителей. Родителям быть повнимательнее к своим детям, стараться их наставлять на путь истинный. А те люди, которые собираются совершить те ошибки, которые я совершил, я вам сразу должен сказать, что ничего хорошего из этого не выходит, просто уходят годы, уходят друзья, уходят любимые и самое главное уходят ваши родные и в конце этого пути ничего нет. Повторять мой путь я бы ни кому не советовал. Для меня очень важно, что я приехал в тот город, где погиб наш последний император, ему я посвятил песню. Хотя говорят, что эти кости нашли и перезахоронили, но дело не в этом. Не важно, чьи это кости важно то, что в нас самих, по-моему, убили "царей" раздавили в нас то, что должно быть империей. Я стараюсь людей к этому сподвигнуть, чтобы они понимали - не надо позволять давить царей внутри нас. Вообще-то я волнуюсь, может я, не так хотел все сформулировать. Но самое главное я в своей жизни сделал - я написал песню "Царь-батюшка" и я думаю, что она как раз здесь в Екатеринбурге должна прозвучать. А напоследок храни вас Бог друзья мои, все кто знает меня по песням. Я есть, я жив. Ничего меня не сломало и не сломает. Был и остаюсь сибиряком ваш Иван Кучин.
Татьяна Климина
13 сентября 2002г. Екатеринбург
![](https://i.ucrazy.org/files/i/2008.4.17/1208369737_kuchin.webp)
"Человеку в телогрейке" неуютно в Москве
В 1997 году Иван Кучин потряс мир шоу-бизнеса, став абсолютным лидером по объему продаж компакт-дисков и компакт-кассет. Аудионосители малоизвестного автора-исполнителя песен с блатной направленностью покупали лучше, чем сборники "Союз", записи Киркорова, Пугачевой, "ДДТ", "Мумий Тролля". Это была сенсация. В 1998-м Кучин сохранил свои позиции в числе самых желанных авторов-исполнителей.
Тем поразительней выглядело то обстоятельство, что о новом гиганте русского шансона никто ничего толком не знал. Нам не доводилось читать ни одного (!) пространного интервью с И.К, а сведения, поступавшие от меломанов, были крайне противоречивы. Сидел? Пил? Жил в Америке?.. Человек-легенда явно предпочитал роль темной лошадки...
И вот наконец в петербургском концертном зале "Октябрьский" (самая престижная сцена города) был объявлен один сольный концерт Ивана Кучина. Прибыв в северную столицу за день до концерта, музыкант повел себя в соответствии со своим имиджем: в последний момент отменил прессконференцию (впрочем, это был мудрый поступок: что мог сказать такой человек, как Кучин, мальчикам и девочкам-журналистам с диктофончиками, которых только и интересуют скандалы да личная жизнь звезд!), не поехал на запись на радио, заперся в люксе гостиницы "Октябрьская"...
Однако на концерте, увидев почти полный зал, И.К смягчился, разговорился.
- О карьере музыканта вы мечтали с ранних лет?
- Ни о чем таком не думал. Голова у меня была забита дурью. Я попал за решетку один раз, потом второй, третий, четвертый... Не знаю, как долго это бы продолжалось Но вот когда у меня умерла мама, а я не смог ее похоронить, в тот момент у меня проснулась душа, и я начал понимать, что уже стал до конца своих дней взрослым, что мне не на кого больше опереться, со мной нет больше любимого человека. Вот тогда и стал всерьез (а не как раньше - урывками!) сочинять стихи и песни. Так, увидел сон и написал песню "Сон". Никогда не думал, что выйду на сцену, просто почувствовал душевную потребность петь.
На своих встречах я всегда прошу зрителей: когда придете Главная, позвоните своим родителям, просто скажите пару теплых слов - пока еще не поздно. А мне вот уже поздно...
Я женился, жизнь пошла спокойная, и раны стали заживать. Но когда встречаюсь со зрителями, записываю, сочиняю, то воспоминания опять наваливаются лавиной...
Каждый человек, попадающий в места не столь отдаленные, встает перед выбором: либо идти вверх, либо вниз. Среднего там не дано. Конечно, немало людей уходят вниз, но многие - вверх! Начинают самоутверждаться, самовыражаться. Один идет в библиотеку, другой занимается резьбой по дереву, третий рисует картины, четвертый поет и сочиняет. Поверьте мне, я видел такие классные стихи, слышал такие песни... Конечно, большинство вышли на свободу и погрузились в реальную жизнь, бросили эти стихи и песни. А я вот не бросил. Записал свои песни на магнитофон по просьбам друзей, жены. Ни на что особенно не рассчитывал. Ну а потом у слушателей назрели вопросы: "А где же этот Кучин? Кто он такой? Может, эмигрант или вообще нереальное лицо?" И в 1997 году я начал выступать на сцене. Первое время - очень активно, а теперь реже. Примерно раз в месяц выхожу на сцену и называю это не концертом, а встречей со зрителями. Я не клоун, я артист...
Записка из зала:
"Уважаемый Иван, как бы Вы поступили на месте ефрейтора из песни "Человек в телогрейке", который стрелял в Вашего героя?"
- Его стрелять никто не заставлял. Насчет теперешнего времени не знаю, а в наши годы давалась установка: за убитого при попытке к бегству заключенного - десять суток отпуска. Конечно же, иные служители, лишенные моральных устоев, ради маминых пирожков, шли на такой поступок. Но, справедливости ради, следует сказать, далеко не все так поступали...
- По каким статьям вы были осуждены? Не каждый же раз попадали на краже аппаратуры из ДК?
- Статья одна - 144-я, все четыре раза. У меня была мечта - сделать собственную студию, записать музыку.
- Известный авторисполнитель Александр Новиков в середине 80-х тоже провел несколько лет в местах не столь отдаленных за махинации с аппаратурой, но это было формальное обвинение, а на самом деле его посадили за блатные песни...
- Если он сидел за песни, то я как раз - за дело.
- Как вы относитесь к термину "русский шансон"?
- Вы мне скажите: бывает буряцкий шансон? А хохляцкий? Почему же тогда должен быть русский шансон? Когда меня причисляют к "русскому шансону", то я всегда вспоминаю слова Высоцкого, который говорил: "Не надо меня записывать в шансоны, барды и рапсоды". Я не считаю, что продолжаю его традиции (мне до Высоцкого далеко), но этого принципа придерживаюсь. Ни в каких совместных концертах с другими авторами не участвую, на тусовки не хожу, даже если они называются светскими раутами и приемами. В позапрошлом году мне давали премию "Овация" (высшая национальная российская эстрадная премия. - Прим. ред. журнала "Русский Шансон"), так я не пошел ее брать. Для меня самая главная "Овация" - полный зал.
- Как же вы сами называете свой жанр?
- Авторская песня.
- Однако термин "авторская песня" уже тесно переплетен с бардами...
- Главное для меня в песне - текст, сюжет.
- У вас многие песни - маленькие истории...
- Вот я и говорю, что у меня не ширлимырли, а авторская песня.
- Почему ваше творчество столь "засекречено"?
- В Питере, как выяснилось, живут большие знатоки моего творчества. Они меня удивили, прислав записку, что имеют мой первый альбом 1986 года. Это жуткий раритет. Когда я записал тот альбом, то еще был, честно говоря, таким придурком, который тащил аппаратуру, воровал, пытался петь свои песни. Я тогда записал целый альбом песен, от которых, конечно, не отказываюсь, но мне за них стыдно и не хочу, чтобы их тиражировали. Там даже голос не мой, а какой-то детский... Но там была, например, песня "Матушка", которая осталась жить. Альбом вышел в Новокузнецке, а когда меня посадили, то конфисковали не только аппаратуру, но и демозапись альбома. Но, видимо, милиционеры его переписали, и альбом так пошел-пошел...
- Сейчас вы - счастливый человек?
- Наверное, я счастлив, если не брать те свои ошибки, о которых я пою, говорю, думаю. Я женат вот уже в течение семи лет. Жена у меня с Алтайского края, познакомились мы в Барнауле. Детей у нас пока нет, но мы с Ларисой усиленно над этим вопросом работаем. Моя супруга ездит со мной на все концерты, но на сцену не выходит из скромности, хотя и хорошо поет.
Однажды мне сказали: "Вы такой талантливый уже потому, что написали песню "А в таверне тихо плачет скрипка"". Но, извините, это полная ерунда. "Таверна", я уверен, звучит в голове каждого на дне рождения, свадьбе. Подходит такой момент, когда мужчина выпьет, раздобреет, тогда он всегда поднимает тосты за любовь, дружбу, родителей, а я просто записал эти слова, чувства и спел их. Кто-то потерял маму, у кого-то еще какое горе произошло - каждый человек переживает, а тот, кто переживает, - он и поэт. Я же научился немножко рифмовать - вот и все.
- Выпустив три компакт-диска, я тем не менее в течение двух лет был никому не известен, мои альбомы никто не покупал. Однажды, надвинув кепку поглубже, я пришел на рынок на Горбушку в Москве и стал спрашивать торговцев: "А Кучина берут?!" Все мне отвечали: "Нет, ты что!" Я удивлялся: "А почему?" Мне говорили: "Ну это же на любителя, это же блатота!" Я не обижался, хотя блатными свои песни не считаю. Цветаева сказала: "Мои стихи - как драгоценные вина, настанет им черед". За точность цитаты не ручаюсь, но за смысл отвечаю. Чтобы меня узнали и поняли, столько времени потребовалось. С неба ничего так просто не падало...
- Поразительно, но даже ваша биография практически неизвестна. Приоткройте завесу!
- Родился я в марте 1959 года под Читой, в городе Петрозабайкальске. Три года назад перебрался из Барнаула в Москву. Живем мы там с женой весьма уединенно. Работаю в поте лица в своей домашней студии, записываю свои альбомы сам. Лишний раз никуда не выхожу (машины у меня нет). В Москве не выступаю, на концерты других артистов не хожу, на тусовки, светские приемы - и подавно.
Москва - такой город, к которому мне, наверное, невозможно будет привыкнуть. Другие города мне, сибиряку, ближе. Как говорится, коль ты из юрты вышел, нечего из себя графа корчить...
- Насколько органично вошли вы в российский шоу-бизнес?
- А я в нем не участвую. Честно говоря, плевал я на шоу-бизнес, потому что весь он - большая проституция. Когда я появился в Москве, то на меня хотели накинуть аркан, предлагали мне квартиру (я же долгое время снимал углы), но я не продался. Не дай бог продаться за какие-то гроши, которые сегодня тебе предложат, а завтра скажут: "Брат, ты по жизни должен..."
Записка из зала: "Уважаемый Иван! Простите за нескром-ный вопрос: сколько Вы отмантурили?"
- Это надо записать - хорошее слово! Отмантурил я двенадцать лет. Но этим не то чтобы горжусь. Просто каждый человек, особенно в молодости, делает ошибки: вот я их наделал на двенадцать лет. Я сидел по молодости и по глупости. Никого не убил, никого не изнасиловал, бабушку в колодец не кидал, а вот аппаратуру в доме культуры свистнул...
- Вы подчеркиваете, что выступаете редко. Не ведете подсчет своих концертов?
- Поштучно - нет, но, наверное, встреч сто со зрителями у меня было. Причем, пою я обычно раз в месяц. В девяносто седьмом году я много работал, а потом стал отказываться от гастролей. Все ведь зависит от здоровья - в сорок лет так работать просто трудно физически. А халтурить, заниматься чесом - это не для меня. "Где концерт? Сколько денег? Бабки вперед!" - и поехали. Плевать им на зрителей. Я больше чем уверен, что ни один из этих лжеартистов так не работает, не общается со зрителями (что он им может сказать?!), не дает столько авторов.
А был Владимир Семенович - как он работал! Дай бог, чтобы мне десять процентов выдать из его нормы.
- Какой самый трудный момент для вас на концерте? Чем объясните свой срыв на концерте в Петербурге в "Телогрейке", когда вы не сумели допеть до конца?
- Это же не простые песни. Когда сочиняешь их - переживаешь, а когда поешь со сцены - переживаешь вдвойне. Но на концерте это приходится делать. Не будешь же петь с холодным сердцем!
Записка из зала: "Я потеряла в жизни абсолютно все: мужа, сына, родителей. Меня просто интересует ваше мнение: стоит ли жить дальше?"
- У вас сегодня есть смелость подойти ко мне после концерта? Охрана вас пропустит, и я прямо с вами первой поговорю... (Иван сдержал свое слово, и разговор в гримерке продолжался минут десять-пятнадцать. - Прим. ред. Журнала "Русский Шансон")
- Как вы относитесь к звездам-фонограммщикам, что заполонили нашу эстраду?
- Я тоже пою под фонограмму! (Улыбается.) У звукооператоров крутится мой мини-диск, где мной записана инструментальная фонограмма. Под нее я и пою. А вот когда артисты выходят и поют еще и под свой голос, то это - кошмар.
- Ваш идеал женщины (грудь, ноги, волосы)?
- Бросьте вы, да разве в этом дело? Главное, чтобы человек тебя понимал, а грудь может быть и маленькой, и большой...
- Какие у вас отношения с Михаилом Кругом? Ваши и его песни весьма похожи по тематике, стилистике, а голоса - по тембру...
- В Москве никого из артистов в глаза не видел (кстати, Круг живет в Твери. - Прим. ред. журнала "Русский Шансон"), хотя моя жена уже говорила, что надо как-нибудь выйти в свет, на звезд посмотреть...
- Какова история песни "Хрустальная ваза"?
- Это вообще моя самая первая песня, Она была написана аж в восемьдесят пятом году со слов одного старика, который сидел всю свою жизнь - еще со времен Сталина. Такой добрый дедушка, никого никогда не обидел, а так получилось, что сидел и сидел...
- Правда ли, что за ваши замечательные песни братва подарила вам "шестисотый" "Мерседес"?
- Совершенная неправда. Если меня спрашивают о моих нуждах или хотят помочь, то всегда отвечаю: "Вам есть кому помогать. Есть люди, что страдают на данный момент больше, чем я. Есть семьи, которым нужно помочь".
- Многие авторы-исполнители выступают на зоне, в тюрьмах и очень гордятся этими концертами. А вы практикуете это?
- Нет, на зоне не выступаю. У меня на нее аллергия. Подъеду, посмотрю, и мне уже неохота...
- Чьи песни, кроме своих, вы слушаете?
- А свои я никогда не слушаю. В них - моя жизнь, и еще раз переживать - какой же нужно иметь запас здоровья! Достаточно того, что переживаю, исполняя их со сцены.
А слушаю других. Розенбаума уважаю - большой музыкант и поэт. И вообще питерских музыкантов ценю больше, чем московских. Мне очень нравится Таня Буланова - у нее такой русский голос, под нее и душа болит, и музыка убаюкивает. Нравятся Гребенщиков, "ДДТ" с Юрой Шевчуком. Все это не похоже ни на кого, непродажное, настоящее.
- Почему свои новые песни вы отдали своей жене Ларисе, а не записали сами?
- Честно сказать, свой голос ненавижу - хриплый, и вообще мне не нравится. А у моей жены тембр мягкий, теплый, словно материнский.
... После концерта в гримерку Кучина выстроилась очередь любителей автографов. Но вот зашел худощавый мужчина с длинными волосами и объяснил, что он - не за автографом: "Хочу просто пожать вам, Иван, руку! Я двадцать семь с половиной лет просидел без выхода, все прошел. Ваши песни помогли мне выйти и стать человеком".
журнал "Русский Шансон", январь 2000
![](https://i.ucrazy.org/files/i/2008.4.17/1208369737_photo.webp)
Элита преступного мира
Иван Кучин:
"Я НЕ УБИВАЛ СТАРУШЕК И НЕ УЧИЛСЯ ПЕНИЮ"
Такое откровение прозвучало из уст известного исполнителя уголовно-арестантских песен во время его концерта в ростовском дворце культуры завода "Ростсельмаш"
Не знаю как кто, а я Ивану поверил сразу и безоговорочно. Это, конечно, не Родион Раскольников и не Лучиано Паваротти. Но мне почему-то кажется, что на концерт Паваротти в Ростове собралось бы меньше народу. И народ можно понять. У Кучина перед итальянцем по меньшей мере два преимущества. Во-первых, он поет по-русски. Во-вторых, у Лучиано в репертуаре нет ни одной песни о сицилийской мафии. Короче, фуцан дико воспитанный: ни украсть, ни покараулить.
У сибирского самородка Ивана Кучина в этом смысле все путем. За спиной - четыре "ходки", знакомство с лагерями и зонами по всей матушке-России. Говоря словами из песни Высоцкого - "бараки, длинные, как сроки, скандалы, драки, пьянки и обман".
Насчет драк и пьянок - это уж поэтическая вольность. Как-то не очень вяжется амплуа отпетого рецидивиста и "битого арестанта" с внешностью милого, упитанного, невысокого добрячка, забавно притопывающего и прихлопывающего в такт своим незатейливым песенкам. Вот только голос... Настоящий, мужской, сочный, с легкой хрипотцой. С естественной хрипотцой, а не с астматическими хрипами Никиты Джигурды, усиленно пытающегося изобразит агонию старого алкоголика, помирающего от чахотки.
Кстати, о незатейливости песен. Нет, лучше сказать - о непритязательности. Подобное определение не следует воспринимать как отрицательную характеристику. Настоящая уголовно-арестантская песня и должна быть непритязательной. Что называется, простой, как две копейки. Я сознательно избегаю определения "блатная песня", поскольку многие исполнители, работающие в этом жанре - в том числе и Кучин -, руками и ногами открещиваются от этого термина. И напрасно. Зачем? Мне, например, непонятна такая стыдливость. В конце концов, не романсом же называть такие кучинские песни, как "Сторонись, мусора - босота гуляет!" или "Эх, судьба воровская, нет покоя ни дня".
Однако прав и покойный Сережа Коржуков, который как-то в разговоре со мной заметил, что все-таки точнее говорить - "песни неволи". Многие песни о зонах, "чалках", о зэковских судьбах никакого отношения к "блатной романтике" не имеют. Есть такие песни и в репертуаре Ивана Кучина. Они ближе именно к традиционной арестантской тематике: мать, неудавшийся побег, тоска по любимой женщине... "Пройдут года, и я вернусь", "А в таверне тихо плачет скрипка", "Человек в телогрейке", "Я пишу тебе, мама, из глубин Соликама" - эти песни многие слушатели узнавали с первых аккордов, подхватывали, подпевали исполнителю... Смотришь, слушаешь и отчетливо понимаешь, что "блатная песня" - исключительно русский феномен. В России это уже - полноправный музыкальный жанр. Спорить на этот счет, конечно, можно. Но неприлично.
Арестантские песни певали на воле и при Достоевском, поют и сейчас, будут петь наши дети и внуки. А после того как страна прошла через ГУЛАГ, песни эти въелись в нас. И вырвать их можно только вместе с душой. Замечательно сказал об этом Андрей Синявский: "Блатная песня... Лучше всех она помнит о себе, что она - русская. Как тот пьяный. Все утратив, порвав последние связи, она продолжает оставаться "своей", "подлинной", "народной", "всеобщей"...И кто-то еще поет, выражая душу народа на воровском жаргоне, словно спрашивает угрожая: русский ты или не русский?!"
В зале ДК "Ростсельмаш" было очевидно: русские мы, русские. Жгли огни, кричали "Ваня!", проглатывали даже рифмы типа "водка - селедка". Правда, надо быть справедливым: подобных рифм у Кучина немного - в отличие от его собратьев по жанру.
Пару слов о собратьях. Когда певца спросили, как он относится к таким современным бардам, как Михаил Круг, Александр Новиков, Александр Розенбаум, Иван ответил просто: "Никак. Я с ними на пересылках не встречался, в одной зоне не сидел". По тону его можно было предположить, что он с этими ребятами и на одном гектаре рядом не сел бы. Даже в случае большой нужды. Впрочем, это - мое субъективное восприятие.
Вообще во время концерта Кучину была задана куча вопросов (прошу прощения за примитивный каламбур): сколько ему лет, по каким статьям мотал сроки, женат ли, была ли любовница... Выяснилось, что 38-летний Кучин (материал написан два года назад. - А. С.) сидел по прежней 148-й статье (кража), любовницу имел, теперь она стала его женой. Детей нет, но они с супругой усиленно работают в этом направлении.
Однако самый козырный вопрос задал мальчонка лет четырех. Подойдя к сцене, он громко выдохнул в протянутый певцом микрофон: "Дядя, ты шшыпач?" На что растроганный Иван ласково ответствовал: "Ну что ты, сынок... Я не щипач, я - скокарь!" Вдаваться в различия "специальностей" карманника и домушника дядя Ваня не стал. Как говаривал старик Некрасов: "вырастешь, Саша, узнаешь"...
В общем, концерт получился веселый, по-ростовски куражный. Народ отдохнул, отвис, попел-похлопал. Ну, а что Кучин смахивает не столько на уголовника, сколько на доброго хлебопека или бухгалтера средней руки... Так ведь внешность бывает обманчива. У нас, например, в правительстве многих с первого взгляда можно принять за порядочных людей.
Александр Сидоров
![](https://i.ucrazy.org/files/i/2008.4.17/1208369737_kuchin01042008114529lqb.webp)
Иван Кучин: "В "Царе-Батюшке" нет ни слова о тюрьме"
- Иван Леонидович, вам 41 год, вы в расцвете сил и лет. Отчего же после бурных трех-четырех лет вы вдруг притормозили: не выпускаете новых песен, альбомов, редко гастролируете?..
- Семейные проблемы, неурядицы меня немножко подломили в творчестве... Этим все сказано. Я все усилия прилагал, чтобы сохранить семью. Но не вышло.
- Вы такой сильный мужчина, прошедший огонь, воду и медные трубы. Это ж какие должны быть семейные неурядицы, чтобы выбить из строя Кучина!
- У каждого человека есть свои слабости, и мне, достаточно сильному мужчине, не стыдно в них признаться.
- Альбом ваших песен, записанных вашей бывшей женой Ларисой, был успешным?
- Вообще-то нет. Знаете, чтобы люди слушали ваши записи, чтобы им понравиться, нужно прежде всего быть человеком хорошим. Людей не обманешь. Не важно, в каком жанре ты работаешь... Вот почему много людей Киркорова любят? Потому что он как большой ребенок, какой он есть, такой есть, ненапичканный.
- Когда после семейного разлада вы вновь вернулись к творчеству, то оно как-то изменилось?
- Песни пошли другие. Вот "Царь-батюшка", звучавший на весенних питерских концертах. Разве это - русский шансон? "Спящий зверь" - это блатная песня? Нет конечно. Другими словами, я поднимаюсь на иной уровень. Пора! Высоцкий тоже шел от простого к сложному, но при этом не переставал быть Высоцким. Вот и я попробую! Ну а если не получится, вернусь назад, буду петь: "Ах, судьба воровская!"
- Почему вопрос так остро поставлен: "Ухожу!"? Можно ведь одновременно в разных жанрах работать. Написал сегодня "Царя-батюшку" про Николая II, а завтра - про тюрьму, про зону...
- Так нельзя! В одном альбоме нельзя рядом Николая II и низменный наш быт, колючую проволоку. Тогда тут надо петь про Петра I, Распутина или вот - про Брежнева. У меня в новом альбоме есть песни про Брежнева, про Ленина. Другой размах! Мне теперь даже о себе стыдно петь. В новом альбоме "Царь-батюшка" - ни слова тюремной лирики.
- Теперь рядом с вами ваша младшая сестра Лена. Она ваш директор, менеджер.
- Она со мной уже около года. Сестра есть сестра. Родная душа. Если нет никого из родных, люди становятся ближе. У нее тоже семейная жизнь не сложилась, и я помог, взял ее под свое крыло. Вот мы сейчас вдвоем. Лена - профессиональный медик, была старшей сестрой в большой больнице, а теперь помогает брату. Мать наша была бы очень довольна, что мы соединились. Она всегда говорила: "Детки мои, только живите дружно! Ваня, ты Лену не бросай".
- Ваша мама кем работала?
- Диспетчером железнодорожной станции.
- А отец?
- Отец - беспробудный пьяница. До сих пор пьет, хотя уже меньше. Я его навещаю, помогаю, даю на жизнь. Все-таки отец, хоть мы с ним и не жили...
- Теперь, наверное, он гордится сыном?
- У него таких качеств нет. Ни любви к детям, ни амбиций. Он просто существует, и все. Всю жизнь пил, гулял, плевал на семью, детей. И сейчас этим занимается. Как ни странно, за это я его по-своему уважаю: он каким был, таким и остался. Никогда не попросит: "Сынок, помоги!"
- На ваши сольные концерты в Петербурге всякий раз приезжают ваши московские поклонники. Почему вы до сих пор отказываетесь от сольников в столице?
- Москва - совершенно отдельный разговор. Москва избалована другими исполнителями. Мне, конечно, посылали предложения о концертах, но все они - от мошенников, аферистов. Кругом столько людей, что хотят сорвать куш... Ради бога, но не за мой счет.
- А вы запросто распознаете мошенников и аферистов?
- Ну конечно. Для этого не так много и нужно, всего лишь немножко в тюрьме посидеть, и начнешь разбираться в людях. Входит он ко мне в гримерку, а у него на лбу написано: "Хочу заработать!" В Питере люди еще как-то сохранили совестливость и человечность, а в Москве давно уже все краны перекрылись...
- Как известно, Александр Новиков, автор-исполнитель, побывавший в местах не столь отдаленных, написал книжку "Записки уголовного барда"... Не хотите последовать примеру коллеги?
- Я видел эту книжку где-то на вокзале. Лежит на прилавке рядом с эротическими приключениями... Вы хотите предложить, чтобы моя книжка там легла третьей? Нет, в писательство ударяться не хочу. Моя жизнь - обыкновенная.
- Ничего себе обыкновенная: началась в провинции, продолжилась двенадцатилетним лагерным периодом, затем последовала народная популярность! Многие ваши песни, ставшие любимыми, - не что иное, как факты вашей, Иван, биографии...
- Песни - это песни, а проза - это проза. Хорошо писать прозу надо учиться. Да и вообще меня к этому не тянет. Вот бы кино снять - другое дело! Я бы мог снять хорошее кино, и, мне кажется, задатки к этому у меня имеются. Хотя это больше разговоры, чем реальность, потому что человек в своей жизни не должен разбрасываться. Пусть лучше каждый своим делом хорошо занимается. Я себе даже не позволяю за руль сесть. У меня водитель с обыкновенной черной "Волгой".
- Один из лидеров русского шансона сказал мне без ложной скромности: "Меня знает весь уголовный мир России". Вы могли бы повторить эту фразу?
- Я так не скажу. И хотя каждый человек волен говорить о себе все, что ему вздумается, но приведенное вами высказывание считаю нескромным. Вообще стараюсь быть скромней, чем даже я есть на самом деле. Лучше уж промолчать, чем якать на всю Россию. Предпочитаю действовать.
- И тем не менее насколько активно вы сейчас поддерживаете отношения с уголовными авторитетами?
- Никаких связей.
- Неужели они не приглашали вас выступить на свадьбах, днях рождения?
- Я же не просто клоун, который поет на свадьбах, в ресторанах. Я человек, который поет о добре и зле, а для этой цели ресторан, ночник, свадьба не подходят. Там ведь еще и за стол позовут, а я не хочу, я не проститутка, чтобы за стол по первому зову садиться. Сомневаюсь, что Высоцкий пел бы за деньги в ресторане. Да послал бы всех! Я в клубах не работаю. Поначалу было, но сейчас, когда есть возможность на хлеб и на водку концертами заработать, не стоит с клубами грешить, размениваться.
- У вас очень серьезные, душевные, проникновенные песни, а аранжировка многих из них - явно с дэнс-уклоном. Это необычайное сочетание, найденное Кучиным, дало начало целому направлению в русском шансоне...
- Хотя я по образованию художник, но по сути своей я музыкант. В молодости играл в разных коллективах, в том числе и роковых, джазовых, приходилось мне в ресторанах трудиться.
- Интересно, а ныне модную танцевальную музыку вы слушаете?
- В новой программе у меня есть песня "Бэби". Там и рэп, и лондонский биг-бит, который сейчас входит в моду. Я в курсе! Конечно, не собираюсь весь альбом "одевать" в модные аранжировки, но пару-тройку вещей сделать в таком духе мне самому интересно. У меня вообще большие амбиции даже не как у автора, а как у аранжировщика, звукорежиссера. Хочется сделать запись такого качества, чтобы, как говорится, всех убрать!
- Ревностные хранители традиций русского шансона не упрекают вас в излишней танцевальности?
- Никто не упрекает. У меня в Краснодаре в прямом радиоэфире состоялся любопытный разговор. Одна слушательница позвонила: "Иван! У тебя такая классная музыка, но в стихах ты замкнулся на зоне, лагерях". Я ей сказал: "Обещаю исправиться!" Потому что она по-своему права. Ну не хочет человек слушать про тюрьму, зону, вышки, и что тут такого? Вот я сейчас и попробую выйти из тематических рамок.
- Неужели вы все инструменты, все песни записываете сам в своей домашней студии?
- Конечно. От первой ноты до последней.
- В домашней студии можно добиться такого качества, чтобы "всех убрать"?
- Понимаете, все деньги, которые я получаю от гастролей (а суммы это немаленькие), ушли в создание студии. У меня нет своей машины, нет дома на Майами, зато есть студия, где один микрофон стоит пять тысяч долларов. Очень дорогая студия в прямом и переносном смысле. Все именно под меня сделано, я там и хозяин, и аранжировщик.
- Вы живете в Москве "белой вороной": концертов не даете, на тусовки не ходите...
- В Москве все продажное. Мне говорят: "Плати деньги, и ты будешь номер один в хит-параде!" А мне плевать на хит-парад! У меня ведь полные залы. Я и от "Овации" (национальной премии. - Прим. авт.) отказался. Не хочу ничего общего иметь с подобными проектами... Я в Москве квартиру купил на 22-м этаже. Чтоб плевать на шоу-бизнес! (улыбается).
- У вас пентхауз?
- Нет, нормальная четырехкомнатная квартира... В Питере чувствую себя куда спокойней, комфортней. Мне по духу и питерские актеры, музыканты ближе: "Менты", Таня Буланова, Александр Розенбаум, Юрий Шевчук. А в Москве - Моисеев, Пенкин... Конечно, я цепкий в бизнесе, своего не упущу, но москвичом никогда не стану. Я всегда стараюсь поделиться со слабыми, с бедными.
- Какова история вашей знаменитой песни "Хрустальная ваза"?
- Это вообще моя самая первая песня. Она была записана в далеком уже 1985-м со слов одного старика, который сидел всю свою жизнь - еще со сталинских времен. Такой добрый дедушка, никого никогда не обидел, а получилось, что сидел да сидел.
- Карьерой музыканта вы бредили с детских лет?
- Долгое время голова моя была забита дурью. Попал за решетку один раз, потом второй, третий, четвертый. Статья одна - 144-я, все четыре раза. Сидел за кражу: у меня была мечта сделать собственную студию, записать свою музыку, вот я и таскал оборудование... Двенадцать лет неволи. Не знаю, как долго это продолжалось бы. Но вот когда у меня умерла мама, а я не смог ее похоронить, в тот момент у меня проснулась душа. И я начал понимать, что уже стал до конца дней своих взрослым, что мне не на кого опереться, со мной нет больше любимого человека. Вот тогда и стал всерьез (а не как раньше - урывками!) сочинять стихи и песни. Увидев сон, я написал песню "Сон". Никогда не думал, что выйду на сцену, просто почувствовал душевную потребность петь. Записал свои песни на магнитофон по просьбам друзей жены. Ни на что особо не рассчитывал.
- Почему вы не принимаете участие в сборных концертах русского шансона?
- Вы мне скажите: бывает бурятский шансон? А монгольский, украинский? Почему же тогда должен существовать русский шансон? Я вспоминаю слова Высоцкого, который говорил: "Не надо меня записывать в шансоны, барды и рапсоды". Я не считаю, что продолжаю традиции (мне до Высоцкого далеко), но этого принципа придерживаюсь.
- Достигнув немалого, о чем вы теперь мечтаете?
- Только не о славе. Она мне побоку. Мечтаю создать запись, по качеству близкую к "Yellow". Я уже почти подобрался к этому. Думаете, это легко - все самому записывать? В месяц от силы одну песню удается записать. От меня жена ушла, и я ее в чем-то понимаю. Ну кто с таким будет жить? Утром встал - и быстрей в студию. А поработаешь шесть-семь часов и выходишь оттуда мертвый. Ну как маньяк (смеется).
Михаил Садчиков, "Смена"
Комментарии26