Шотландская волынка
Это - cамая известная волынка в мире. Она получила свое развитие в 16 -19 веках в горном, гэйлик-говорящем регионе и на западных островах Шотландии.
Современная волынка состоит из одной высокого тона трубки (pipe) с девятью игровыми отверстиями, называемой chanter, одной большой басовой и двух средних теноровых вертикальных трубок (drones), которые играют постоянный басово-теноровый тон (бурдон). Все эти трубки соединены с резервуаром, изготавливаемым из овечьей или козьей шкуры мехом внутрь (bag) . Музыкант вдувает воздух через специальную трубку (blow-pipe) и, нажимая локтем левой руки на резервуар, заполненный воздухом, пра-вой начинает играть на игровой трубке. Три большие бурдонные трубки звучат са-мостоятельно, давая постоянный протяжный звук, причем две из них (теноры) звучат на октаву выше, чем бас.
Бурдонные и игровая трубки настроены на Bb по миксолидийскому ладу. Ноты для волынки записываются на полтона ниже их фактического звучания (т.е. Bb в литературе для волынки записывается как А). Диапазон шотландской волынки чуть больше октавы - восемь нот от си-бемоль первой октавы до ля малой. Cтрой волынки менялся со временем, сначала это был инструмент с пентатоническим строем, характерным для кельтской музыки, с пятью игровыми отверстиями, теперь ее диапазон расширился до восьми нот диатонического порядка.
Древние шотландцы, кстати, как и представители других культур, использующих волынку, с незапамятных времен были заворожены ее долгим и непрерывным звуком.
Неизменяющийся аккомпанемент бурдонных трубок - также древний аспект музыки многих культур. Cегодня этот прием нередко используется, чтобы выразить сильные эмоции в популярной, джазовой, оркестровой музыке и фоновой теле- и киномузыке.
Волынка - громкий инструмент. Функционально это объясняет ее много-вековая история: ее использовали в средние века как ритуальный и сигнальный инструмент кланы горцев, позже она нашла свое применение в Британском военном оркестре, объявляя сборы и вдохновляя солдат в сражениях. Звук шотландской волынки разносится на расстояние до 2-х миль, однако это очень тихо по сравнению с современными рок-группами, использующими каскады звукоусилительной аппаратуры.
В старину волынщики играли медленные, протяжные мелодии, теперь известные как "piobaireachd" или pibroch или piper-stuff. В те времена на волынках играли исключительно соло.
С разрушением общества горных кланов первоначальное утилитарное предназначение волынки было утрачено и сегодня старинная функциональная клановая музыка живет прежде всего как классическая форма, редко исполняемая современными волынщиками для немногочисленных любителей этого рода музыки.
C исчезновением кланового общества могла бы исчезнуть и волынка, но в это время большое количество горцев было завербовано в Британскую армию, которая охотно использовала волынку, заставив, впрочем, ее ос-новательно пересмотреть привычный репертуар. Шотландская волынка стала исполнять военные, народные и танцевальные мелодии, адаптированные к походному движению и передаче воинских сигналов.
Эта новая музыка имела предсказуемую форму и темп, позволяя многочисленным во-лынщикам играть вместе в сопровождении барабанов на марше. Таким образом появился современный оркестр волынщиков или иначе оркестр pipes-and-drums. Сегодня волынки, подобно древним музыкальным инструментам многих культур, включены в cостав современных оркестров и ансамблей и используются в новых музыкальных формах и стилях. Шотландская волынка переживает сейчас новый пик популярности, и число людей, увлекающихся игрой на этом замечательном инструменте быстро растет во всем мире.
Современная волынка состоит из одной высокого тона трубки (pipe) с девятью игровыми отверстиями, называемой chanter, одной большой басовой и двух средних теноровых вертикальных трубок (drones), которые играют постоянный басово-теноровый тон (бурдон). Все эти трубки соединены с резервуаром, изготавливаемым из овечьей или козьей шкуры мехом внутрь (bag) . Музыкант вдувает воздух через специальную трубку (blow-pipe) и, нажимая локтем левой руки на резервуар, заполненный воздухом, пра-вой начинает играть на игровой трубке. Три большие бурдонные трубки звучат са-мостоятельно, давая постоянный протяжный звук, причем две из них (теноры) звучат на октаву выше, чем бас.
Бурдонные и игровая трубки настроены на Bb по миксолидийскому ладу. Ноты для волынки записываются на полтона ниже их фактического звучания (т.е. Bb в литературе для волынки записывается как А). Диапазон шотландской волынки чуть больше октавы - восемь нот от си-бемоль первой октавы до ля малой. Cтрой волынки менялся со временем, сначала это был инструмент с пентатоническим строем, характерным для кельтской музыки, с пятью игровыми отверстиями, теперь ее диапазон расширился до восьми нот диатонического порядка.
Древние шотландцы, кстати, как и представители других культур, использующих волынку, с незапамятных времен были заворожены ее долгим и непрерывным звуком.
Неизменяющийся аккомпанемент бурдонных трубок - также древний аспект музыки многих культур. Cегодня этот прием нередко используется, чтобы выразить сильные эмоции в популярной, джазовой, оркестровой музыке и фоновой теле- и киномузыке.
Волынка - громкий инструмент. Функционально это объясняет ее много-вековая история: ее использовали в средние века как ритуальный и сигнальный инструмент кланы горцев, позже она нашла свое применение в Британском военном оркестре, объявляя сборы и вдохновляя солдат в сражениях. Звук шотландской волынки разносится на расстояние до 2-х миль, однако это очень тихо по сравнению с современными рок-группами, использующими каскады звукоусилительной аппаратуры.
В старину волынщики играли медленные, протяжные мелодии, теперь известные как "piobaireachd" или pibroch или piper-stuff. В те времена на волынках играли исключительно соло.
С разрушением общества горных кланов первоначальное утилитарное предназначение волынки было утрачено и сегодня старинная функциональная клановая музыка живет прежде всего как классическая форма, редко исполняемая современными волынщиками для немногочисленных любителей этого рода музыки.
C исчезновением кланового общества могла бы исчезнуть и волынка, но в это время большое количество горцев было завербовано в Британскую армию, которая охотно использовала волынку, заставив, впрочем, ее ос-новательно пересмотреть привычный репертуар. Шотландская волынка стала исполнять военные, народные и танцевальные мелодии, адаптированные к походному движению и передаче воинских сигналов.
Эта новая музыка имела предсказуемую форму и темп, позволяя многочисленным во-лынщикам играть вместе в сопровождении барабанов на марше. Таким образом появился современный оркестр волынщиков или иначе оркестр pipes-and-drums. Сегодня волынки, подобно древним музыкальным инструментам многих культур, включены в cостав современных оркестров и ансамблей и используются в новых музыкальных формах и стилях. Шотландская волынка переживает сейчас новый пик популярности, и число людей, увлекающихся игрой на этом замечательном инструменте быстро растет во всем мире.
Комментарии8