Гид по рок-музыке (с примерами) [часть 2]
Вторая часть, продолжение гида по рок-музыке от uCrazy: какая она бывает - пробежка по некоторым жанрам направления. Сегодняшняя часть, по большому счету, будет состоять из экстремальных жанров. Содержание: Cello, Goth, Darkwave, Ethereal, Doom, Black, Death, Power, Symphonic, Folk, Metalcore, Math, Deathcore, Grindcore, Sludge, Death-n-Roll
Cello Rock
(Cello Metal)
(Cello Metal)
Виолончельный метал(рок) характеризуюется использованием виолончелей (возможно, наряду с другими смычковыми инструментами, такими как скрипка и альт) в качестве основных инструментов, иногда — вместо более традиционных рок-инструментов, таких как электрогитары, электробас-гитары и даже ударных.
Виолончели, зачастую используемые в количестве 3-4 штук, позволяют создавать звук, ритм и музыкальные эффекты, схожие с используемыми в рок-музыке, но значительно отличающиеся благодаря особому тембру и привнесению элементов более традиционных жанров для виолончелей (в общем случае), а также использованию других струнных инструментов. Виолончели и другие струнные инструменты часто бывают доработаны с использованием электроусилителей или других электрических компонентов, и соответственно, используются для игры, имитирующей звук электрогитар. Часто их объединяют с прочими типичными элементами рок-музыки, как например, рок-вокал и ударные инструменты.
Goth Rock
(Goth Metal)
(Goth Metal)
Возник как ответвление пост-панка на рубеже 1970-х и 1980-х годов. В начале 1980-х жанр стал отдельным направлением, когда некоторые группы отиказались от своего нью-вэйв звучания. В музыке преобладают мрачные темы и интеллектуальные направления, такие как романтизм, нигилизм, а также готическое направление в искусстве Нового времени.
В июле 1982 открылся клуб Batcave. Сначала он рассчитывался как клуб для людей которым приелась коммерческая направленность New Romantic и они хотели чего-то нового и более тёмного. В первое время там игрались глэм и электронная музыка, но некоторые ранние готические группы также играли там, и репертуар постепенно стал более готическим. Так Batcave стал главным местом сбора образовавшейся сцены в Лондоне и также привлёк много внимания со стороны средств массовой информации, которые в свою очередь распустили идею о новой субкультуре по стране. С расцветом Batcave по всей стране открылись похожие клубы, и сам Batcave стал «устраивать туры», давая готам вне Лондона возможность где-то собираться. Таким образом, несмотря на малую роль в музыке, Batcave дал основной толчок развитию готического имиджа и популярности. Также он добавил большое количество «глэма» и внимания со стороны СМИ к образовавшейся субкультуре.
Готик-рок стал основой для готической субкультуры, которая впоследствии существенно расширилась, однако сейчас в готик-роке выделяют исполнителей второй и третьей волны, которые привнесли в жанр новые музыкальные элементы, не похожие на ранние, и подняли его на новый уровень.
Darkwave
«Темная волна» — одно из направлений на готической сцене: сочетание электронной, индастриально-экспериментальной, неоклассической и готической музыки. Дарквэйв как жанр родился в середине-конце 1980-х, как результат экспериментов представителей новой волны (особенно готического рока и пост-панка) и индастриальной музыки. В 1980-х готическая музыка развивалась в двух ключах — «каноническом» (готик-рок, пост-панк) и «экспериментальном». Новый стиль как раз и стал олицетворением этой экспериментальной ветки. Попросту, «дарквэйвом» стали называть все готское, что не попадало под определенные рамки. Для него всегда было свойственно смешение стилей и культур, как в плане текстов, выразительности, так и в плане музыки. Например, в творчестве одних исполнителей заметно сильное влияние синти-попа, у других — пост-индустриальной и клубной культуры, у третьих — нео-фольклора, нео-классики и т. д.
Почти вся готическая музыка хотя бы частично попадает под это определение, хотя есть и представители чистого жанра, так называемого «европейского дарквэйва» в противопоставление «американскому», связанному с шугейзом, этереалом, эмбиентом. Пик популярности дарквэйва на мировой сцене пришелся на период 1989—1996 годов. До 2000 года классический дарквэйв медленно теряет популярность и почти полностью ассимилируется родственными стилями, такими как EBM, синти-поп, нео-классика, нео-фолк. В 2000-х формы дарквейва в целом стали более доступными, простыми и от этого более коммерчески-направленными, вплоть до ориентации на клубный и диджейский формат.
Ethereal Wave
(Ethereal Goth / Dream Pop)
(Ethereal Goth / Dream Pop)
Поджанр дарквэйва. Разработанный в 1983/84 гг. в результате развития готик-рока, этереал также характеризуется влиянием эмбиента.
Doom Metal
(Trad Doom / Funeral Doom)
(Trad Doom / Funeral Doom)
Экстремальный поджанр метала, с преобладанием медленных темпов. И музыка, и лирика в этом жанре призваны выражать чувство отчаяния, страха и обречённости. Первоначально дум-метал лирически базировался на описании чувств вроде безысходности, испытываемых создателями музыки. Идеи дума являются наследием эры хиппи: духовные воздействия, песни про употребление наркотических веществ и галлюциногенов (в некоторых случаях — их воздействие на человеческое воображение), иногда — ультра-пессимистические песни о войне.
В настоящее время дум-метал сильно не изменился. Он по-прежнему сосредоточен на чувствах безнадежности, безысходности, испытываемых музыкантами. Однако большая часть лирики пишется сейчас на более личном уровне, обращаясь к менее глобальным проблемам: личные чувства любви, печали, утраты, потери веры и т. п. Религиозные идеи служат основой для лирики некоторых команд, хотя обращение к Богу может использоваться как аллегория и не выражать мировоззрение музыкантов.
Многие путают дум-метал и готик-метал. Ситуация осложняется тем, что часть метал-прессы бездумно относит большинство дум-групп к готик-металу или даже готик-року, как и лейблы, которые неверно классифицируют дум-проекты как готик-метал, и наоборот. Необходимо уяснить, что эти два жанра имеют очень мало общего между собой. В 1980-е годы готика, будучи тёмной, депрессивной музыкой. Готическая субкультура зародилась и приобрела импульс в ответ на панковское, на новой волне романтического желания красоты. Единственное, что можно найти общего между готикой и дум-металом — это волнующая, меланхоличная атмосфера, тьма и (иногда) отчаяние. Если обобщить и упростить, то готика имеет более ярко выраженную тенденцию к танцевальному звучанию, тогда как дум-метал остается верным тяжелым гитарам и ударным. Проблема осложняется той лёгкостью, с которой весь метал с атмосферным влиянием классифицируют как готик-метал. Готик-метал отражает более мягкую, мелодичную и романтическую сторону металла, в нём зачастую соединяется женский и мужской вокал (так называемый дуэт в стиле «красавица и чудовище»).
Black Metal
(True Black / DSBM / Proto-Black / Ambient Black / etc.)
(True Black / DSBM / Proto-Black / Ambient Black / etc.)
«Черный метал» — музыкальный стиль, одно из экстремальных направлений метала.
Жанр зародился в 1980-х как ответвление трэш-метала. Своё наименование стиль получил благодаря альбому Black Metal, выпущенному группой Venom в 1982 году. Окончательно жанр сформировался в начале 1990-х усилиями норвежских групп «чёрного круга», в состав которого входили некоторые участники Mayhem, Burzum, Darkthrone, Immortal , Emperor.
В отличие от музыкантов других жанров, многие блэк-метал музыканты не дают концертов. Те же группы, которые всё-таки выступают на сцене, часто используют разнообразный реквизит и театральные приёмы. Во время концертных выступлений и в видеоклипах создается мрачная атмосфера, используется агрессивная оккультная символика, демонстрируются грубые надругательства над религиозными образами. Существенно более важную роль, чем в других «металических» жанрах, играет идеология музыкантов и, как следствие, тематика песен. Изначально блэк-метал сформировался на почве антихристианской идеологии, поэтому многие группы эксплуатируют сатанистскую, антихристианскую, и оккультную тематику. Наиболее радикальное направление блэка — тру-блэк зачастую граничит с экстремизмом. В отличие от остальных направлений метала, идеология в блэке зачастую играет большую роль, чем музыка. Тематика подавляющего большинства традиционного блэка включает антитеизм, атеизм, паганизм.
Mayhem и Gorgoroth известны в числе других групп своими концертами, во время которых сцена украшена отрубленными головами животных, фальшивыми распятиями, средневековым оружием, а сами музыканты измазаны в крови. Сценический образ блэк-исполнителей играет важную роль. В одежде широко используются атрибутика, свойственная субкультуре металлистов: чёрная кожа, шипы, напульсники, тяжёлая обувь на толстой подошве, берцы. Как и у многих представителей экстремальной метал-сцены, важной составляющей образа являются длинные волосы. Однако блэк преподносит всё это под своим углом зрения, напульсники могут превратиться в утыканные гвоздями наручи, а кожаный пояс — в патронную ленту (патронташ). Чтобы подчеркнуть антихристианскую или антирелигиозную позицию, часто используется сатанинская символика — перевёрнутые кресты и пентаграммы. Однако наиболее запоминающейся чертой является особый чёрно-белый макияж — корпспэйнт, цель которого — придать исполнителю демонический вид или сделать его похожим на труп. Тем не менее, многие блэк-музыканты стараются абстрагироваться от подобных клише (например, группа Emperor в свое время отказалась от корпспеинта, основываясь на том, что он потерял первоначальное значение).
Death Metal
(Brutal Death / Death-Grind)
(Brutal Death / Death-Grind)
Экстремальный поджанр метала. Дэт-метал и почти все его поджанры обычно характеризуется крайней степенью жестокости, агрессии, интенсивности и скорости в музыке, а самые жестокие его направления находятся на стыке с грайндкором. В плане тематики дэт-метал изначально был связан с мрачной и темной стороной жизни людей. В частности, сюжет песен многих первопроходцев жанра был связан с фильмами ужасов. Достаточно большую роль в тематике значительного количества дэт-метал групп играет и сатанистская тематика. В тематике также встречается оккультизм, мистицизм, философия.
Traditional Death Metal
(Thrash Metal / Proto-Death)
(Thrash Metal / Proto-Death)
Вобрав в себя скорость и сложность исполнения трэш-метала, дэт-метал выделился сначала в отдельный поджанр этого направления (его иногда называют прото-дэт), а потом и в самостоятельный жанр в середине 1980-х годов. На его возникновение в значительной степени повлияли трэш-группы, которые сделали упор на агрессивность звучания и скорость игры на инструментах, а также на более искажённый, агрессивно звучащий вокал. Окончательно стиль отделился от трэша. Со временем дэт-метал совершенствовался, и образовал большое количество поджанров.
Melodic Death Metal
Жанр отличается от привычного дэт-метала большим разнообразием гитарных риффов, частотой и мелодичностью соло-партий, вставками акустической гитары и менее мрачными текстами песен. Жанр вобрал в себя элементы новой волны британского хэви-метала, в частности быстрые риффы, вставки акустической гитары, в сочетании с сильно искаженными эффектом дисторшн гитарами, быстрыми барабанными партиями (иногда со вставками бластбита).
Power Metal
(Speed Metal / Epic Metal)
(Speed Metal / Epic Metal)
Одно из направлений метала, сложившееся во второй половине 80-х годов XX века. Пауэр-метал характеризуется более высокой скоростью исполнения, чем «классический» хэви-метал, и большей мелодичностью, чем спид-метал и треш-метал. Основные атрибуты жанра — скорость, сложность и мелодичность гитарных партий, чистый высокий вокал и бэк-вокал. По сравнению со многими другими видами рок-музыки пауэр-метал — бодрая и оптимистичная музыка (иногда его в шутку называют «happy metal» — «весёлый металл»). Тексты песен в этом жанре часто бывают посвящены фантастике, фэнтези и средним векам. Наибольшее распространение этот жанр получил в Европе, особенно в Германии и Финляндии.
Лирика пауэр-метала, как правило, лишена явного социального протеста, присущего многим жанрам рок-музыки, и является более позитивной и неконфликтной, что во многом способствует коммерческому успеху групп. Хотя в ней часто встречаются повествования о войнах и сражениях, упор делается не на упоение боем и насилием, а на рыцарскую честь и доблесть.
Весьма популярной темой песен в современном пауэр-метале является фэнтези и вообще фантастика, для которой характерны уход от реальности, вымысел, сказочность, героизм. Отвлеченные лирические темы, такие как личные переживания, мировоззрение и любовь, также распространены.
Symphonic Metal
(Epic Metal)
(Epic Metal)
Симфо-метал — музыкальный стиль, в котором соединены метал и классическая оркестровая музыка. При создании музыки в этом стиле часто используется женский вокал, хор, симфонические музыкальные инструменты или их имитация с помощью синтезатора, нередко при записи используется полноценный симфонический оркестр. Для жанра характерны концептуальные альбомы, дуэты и хоры из нескольких вокалистов, более мелодичная музыка по сравнению с классическим хэви, ню и альтернативным металом.
У симфоник-метала, в отличие от некоторых других видов метала, нет центральной темы текстов. В жанре преобладают исторические, мистические и мифологические мотивы, но нередко встречаются и лирические тексты о личных переживаниях, а также темы религии и природы. Группы часто записывают концептуальные альбомы, стилизованные под эпические поэмы или оперы, и даже фэнтези.
Folk Metal
(Pagan / Viking / Celtic / Medieval / Oriental)
(Pagan / Viking / Celtic / Medieval / Oriental)
Одно из направлений метала, вобравшее в себя элементы народной музыки. Это включает широкое использование народных инструментов и, в меньшей степени, традиционные стили пения.
Metalcore
Металкор — обширный музыкальный жанр, объединяющий экстремальный метал и хардкор-панк. Название представляет собой словослияние названий двух образующих его жанров. Отличается акцентом на брейкдауны, то есть медленными проигрышами в песнях, подталкивающими к мошу*.
Так как первоначально сцена металкора формировалась вокруг хардкор-панка, то и корни идеологии металкора находятся в этом жанре. В основном исполнителями из хардкор-панка была взята идеология стрэйт эйдж, но были и исключения. Лирику базировали на личных переживаниях и неудавшейся любви. Вместе с этим, в металкоре очень распространено Христианство. Множество членов известных групп позиционируют себя как верующих христиан.
Math Metal
(Math / Mathcore)
(Math / Mathcore)
Математический метал — направление метала, характеризующееся атональностью, сложным построением композиций и использованием нестандартных музыкальных размеров. Как правило, появляются ритмические сбивки, когда сильная доля нарочно переносится на слабую путем урезания или удлинения фразы вместе с увеличением/уменьшением размерности для одного из инструментов в каком-либо одном такте нужной фразы. Сложные структуры, обилие полиритмии, нестандартные гармонии, смещение акцентов, нестандартные размеры тактов — это главные составляющие мат-метала как такового. Вместе с тем мат-метал сохраняет черты, присущие грув-металу — акцент на ритм-гитару и ударные в ритме 4/4. В музыкальном отношении, мат-метал вобрал в себя основные черты грув-метала, мат-рока, прогрессивного метала, джаза и трэш-метала.
Deathcore
Дэткор — направление экстремального метала, представляющее собой слияние дэт-метала с металкором и/или хардкором. В дэткоре часто используются риффы и бласт-биты из дэт-метала и брейкдауны (замедления) из хардкора.
Частым явлением является чередование низко звучащего рыка - гроулинга и хриплого вопля - скриминга. Чистый вокал используется очень редко и обычно имеет "кричащую" окраску.
Grindcore
(Goregrind / *Dogcore)
(Goregrind / *Dogcore)
Гpайнд — экстремальное направление рок-музыки, первоначально возникшее в результате смешения краст-панка и трэшкора. Также определённую роль сыграло влияние со стороны метала. Название происходит от слова англ. grind — «молоть» (из-за звука, построенного на атональных риффах, «размалывающе», «со скрежетом» переходящих из одного в другой).
Песни грайндкора крайне трудны для восприятия неподготовленным слушателем, далёким от экстремального метала и хардкора. Для неподготовленного слушателя грайндкор скорее принадлежит к нойзу, чем к музыке. По длине песни обычно короткие, часто меньше минуты.
Тематика песен колеблется в зависимости от направления грайнда:панковски социально-направленные песни, в которых, как правило, повествуется о социальных, экологических и политических пpоблемах, пропагандируются идеи анархии, антикапитализма, феминизма, пацифизма, сопротивления дискриминации... Либо о болезнях, человеческих внутpенностях и всевозможных изощренных способах их добыть, либо о жесткой порнографии, садомазохизме вперемежку с другими сексуальными отклонениями, или о фекалиях, моче и испражнениях — гор-, порно-, и копро-грайнд соответственно. А также обо всем дpугом, о чём в общепринятой музыке пpосто невозможно было бы петь — остальные направления грайнда.
Sludge Metal
Сладж-метал — музыкальный жанр, находящийся на стыке дум-метала и хардкор-панка; разновидность панк-метала. Зародился на юге США в начале 1990-х, не без влияния возрождавшегося тогда сатерн-рока. Для жанра характерно тяжёлое, агрессивное звучание, «кричащий» хардкоровый вокал и резко контрастирующие темпы.
Death-n-Roll
Дэт-н-ролл— термин, используемый для описания дэт-метал групп, которые включают элементы панк-рока, хард-рока и рок-н-ролла в свою музыку. Это образует некий отдельный стиль, который трудно причислить к другим подвидам дэт-метала. Таким образом достигается эффект «рок-н-ролльного звучания» с привычными для дэт-метала эффектами, такими как: двойная бас-бочка, вокал гроулинг, и специфически настроенные гитары, с рок-н-ролльными риффами.
Комментарии17