Как появился "Город золотой".
Музыка, слова - всё удивительно красиво, наполнено светом, ощущением чего-то неземного. Существует множество суждений об источнике вдохновения, но то, что образы, описанные в тексте, библейские - несомненно. Удивительно популярной она стала, когда её стал исполнять Борис Гребенщиков с группой "Аквариум". Но это оказывается был не первый исполнитель композиции, названной лучшей песней 20-го века, а об авторах слов и музыки и вовсе долгое время ходили споры.
Появление песни "Город" долгие годы было окутано тайной. Даже сам Гребенщиков, исполняя ее в 1984 году в Харькове, признался, что ему не известен создатель композиции. Было много версий авторства песни. С течением времени с музыкой более-менее стало ясно: слова положены на канцону композитора Франческо да Милано, что дошла до нас с самой эпохи Возрождения. А вот с автором слов вышло сложнее: называли и самого Гребенщикова, и Алексея Хвостенко, знаменитого рок-барда питерского "андеграунда" 1970-1980-х.
Была версия, что автор стихов - Елена Камбурова. А вдруг это Пушкин? Между прочим, в его творчестве есть романс с таким же названием, который совпадает полностью рифмой и размером. Впрочем, это несерьезно. И только недавно после расследования, которое провел Зеев Гейзель, знаменитый израильский бард, журналист и переводчик, свет увидела действительно захватывающая история! А начало пошло с грандиозной мистификации 20-го века!
В нач. 70-х гг. "Мелодия" выпускает пластинку с композициями лютневой музыки, ставшую поистине легендарной и произведшей большой фурор. Ее слушали буквально "до дыр" все, вне зависимости от пола, возраста и профессии. Композиции с нее взяли в качестве фона различные передачи на радио, телевидении, в кино. И первая композиция - это "Канцона", которая стала прародителем песни "Город". В сопровождении говорилось, что Франческо да Милано был выдающимся лютнистом. Современники прозвали его "божественным". Он был придворным музыкантом при дворе Медичи, а затем у Павла Третьего, сотворил большое количество произведений.
Однако наша "Канцона" не содержится в списке опусов композитора, а ряд специалистов полагает, что музыка, выпущенная на пластинке, исполнена вовсе не на лютне, а на обычной гитаре. Да и сама пластинка считается профанацией! На обложке записи указывается фамилия "Вавилов". Он исполнил все композиции на лютне, но в записи принимали участие и прочие инструменты. Согласно расследованию было установлено, что Вавилов и есть автор этих произведений. Владимир Вавилов – это знаменитый в 60-е гг. семиструнник, виртуозно владеющий инструментом.
Вдохновленный музыкой Ренессанса, он научился играть на лютне, вернее, лютневой гитаре своего производства и примерно в 1968 г. написал великолепные композиции в стиле того времени. Изначально он исполнял их во время концертов, предварял все благозвучными именами эпохи Ренессанса. При этом публика была в полном восторге. После этого Вавилов издал свою пластинку. Фамилии "авторов" он приписал произвольно. Возникает логичный вопрос: для чего? По всей видимости, он хотел донести музыку до аудитории, чтобы привлечь ее внимание к старинному исполнению.
Об этом также рассказала дочь композитора Тамара. За более, чем 35 лет с момента издания пластинки ее множество раз переиздавали, причем она раскупалась молниеносно, передавалась из рук в руки, и по-прежнему переиздается, уже на CD. Невероятно красивые композиции запомнились навсегда и даже вошли в учебники под авторством "мнимых" композиторов. Что же ощутил Вавилов, когда пластинка стала появляться почти во всех семьях Советского Союза? И очень жалко, что он совсем немного не дожил то того дня, когда песня на его музыку полюбилась огромному количеству людей! Композитор скончался в 1973 году…
Итак, Ленинград, 1972 г. Речь пойдет об Анри Волохонском, по диплому химике, по сути - поэту. Множество написанных произведений, философские рассуждения и прочее. И всего одно произведение в "Авроре" - стандартный рок многих поэтов… Что же, Анри не находит места из-за той самой пластинки, а "Канцона" непрерывно проигрывается в его памяти. И тут же начинают появляться картинки из Экклезиаста. Анри направляется к другу и за четверть часа пишет стихотворное произведение, которое начинается так: "Над небом голубым…" из Писания.
Первым исполнителем песни стал Алексей Хвостенко, многолетний друг и соавтор Анри Волохонского. Песня стала известной в бардовской среде, её включали в свой репертуар многие исполнители. В 1975 году песня использовалась в спектакле "Сид" ленинградского театра-студии "Радуга", где её и услышал Борис Гребенщиков. Он впервые исполнил песню в марте 1984 года на концерте в Харьковском государственном университете, при этом извинившись за то, что даже не знает, кто написал это произведение.
Песня была записана группой "Аквариум" в январе 1986 года в Ленинградском Доме Радио. Под именем "Город" она вошла в альбом "Аквариума" "Десять стрел", исполнялась на множестве концертов и стала "визитной карточкой" Гребенщикова.
По мнению культуролога С. Б. Борисова (2015), заменяя формулу "Над небом голубым" формулой "Под небом голубым", Борис Гребенщиков лексически и ритмически, осознанно или неосознанно, опирался на первую строку стихотворения А. С. Пушкина (1799-1837) "Под небом голубым страны своей родной" (1826).
Всесоюзную популярность песня обрела после того, как прозвучала в исполнении "Аквариума" в фильме Сергея Соловьёва "Асса".
Уже 40 лет звучит эта удивительная Песня, и исполняют ее уже новые музыканты. И в этом нет ничего удивительного, ведь в нее вложено все лучшее. А еще и потому, что у людей во все времена будет необходимость в свете, любви и чистом небе над головой.
Ave Maria - также произведение советского гитариста, лютниста и композитора Владимира Вавилова. Было записано в конце 1960-х годов и издано в 1970 году на пластинке "Лютневая музыка XVI—XVII веков". При первом издании композиция была приписана неизвестному композитору, а затем стали указывать имя итальянского композитора Джулио Каччини. Но это уже совсем другая история...
Франческо де Милано.
Песня, окутанная тайной
Появление песни "Город" долгие годы было окутано тайной. Даже сам Гребенщиков, исполняя ее в 1984 году в Харькове, признался, что ему не известен создатель композиции. Было много версий авторства песни. С течением времени с музыкой более-менее стало ясно: слова положены на канцону композитора Франческо да Милано, что дошла до нас с самой эпохи Возрождения. А вот с автором слов вышло сложнее: называли и самого Гребенщикова, и Алексея Хвостенко, знаменитого рок-барда питерского "андеграунда" 1970-1980-х.
Елена Камбурова.
Была версия, что автор стихов - Елена Камбурова. А вдруг это Пушкин? Между прочим, в его творчестве есть романс с таким же названием, который совпадает полностью рифмой и размером. Впрочем, это несерьезно. И только недавно после расследования, которое провел Зеев Гейзель, знаменитый израильский бард, журналист и переводчик, свет увидела действительно захватывающая история! А начало пошло с грандиозной мистификации 20-го века!
Автор музыки.
Владимир Вавилов.
В нач. 70-х гг. "Мелодия" выпускает пластинку с композициями лютневой музыки, ставшую поистине легендарной и произведшей большой фурор. Ее слушали буквально "до дыр" все, вне зависимости от пола, возраста и профессии. Композиции с нее взяли в качестве фона различные передачи на радио, телевидении, в кино. И первая композиция - это "Канцона", которая стала прародителем песни "Город". В сопровождении говорилось, что Франческо да Милано был выдающимся лютнистом. Современники прозвали его "божественным". Он был придворным музыкантом при дворе Медичи, а затем у Павла Третьего, сотворил большое количество произведений.
Настоящий автор.
Однако наша "Канцона" не содержится в списке опусов композитора, а ряд специалистов полагает, что музыка, выпущенная на пластинке, исполнена вовсе не на лютне, а на обычной гитаре. Да и сама пластинка считается профанацией! На обложке записи указывается фамилия "Вавилов". Он исполнил все композиции на лютне, но в записи принимали участие и прочие инструменты. Согласно расследованию было установлено, что Вавилов и есть автор этих произведений. Владимир Вавилов – это знаменитый в 60-е гг. семиструнник, виртуозно владеющий инструментом.
Та самая пластинка.
Вдохновленный музыкой Ренессанса, он научился играть на лютне, вернее, лютневой гитаре своего производства и примерно в 1968 г. написал великолепные композиции в стиле того времени. Изначально он исполнял их во время концертов, предварял все благозвучными именами эпохи Ренессанса. При этом публика была в полном восторге. После этого Вавилов издал свою пластинку. Фамилии "авторов" он приписал произвольно. Возникает логичный вопрос: для чего? По всей видимости, он хотел донести музыку до аудитории, чтобы привлечь ее внимание к старинному исполнению.
Мастерство признаётся всегда. Выпуск на компакт диске.
Об этом также рассказала дочь композитора Тамара. За более, чем 35 лет с момента издания пластинки ее множество раз переиздавали, причем она раскупалась молниеносно, передавалась из рук в руки, и по-прежнему переиздается, уже на CD. Невероятно красивые композиции запомнились навсегда и даже вошли в учебники под авторством "мнимых" композиторов. Что же ощутил Вавилов, когда пластинка стала появляться почти во всех семьях Советского Союза? И очень жалко, что он совсем немного не дожил то того дня, когда песня на его музыку полюбилась огромному количеству людей! Композитор скончался в 1973 году…
Автор текста.
Анри Волохонский.
Итак, Ленинград, 1972 г. Речь пойдет об Анри Волохонском, по диплому химике, по сути - поэту. Множество написанных произведений, философские рассуждения и прочее. И всего одно произведение в "Авроре" - стандартный рок многих поэтов… Что же, Анри не находит места из-за той самой пластинки, а "Канцона" непрерывно проигрывается в его памяти. И тут же начинают появляться картинки из Экклезиаста. Анри направляется к другу и за четверть часа пишет стихотворное произведение, которое начинается так: "Над небом голубым…" из Писания.
Вклад Бориса Гребенщикова.
В молодости.
Первым исполнителем песни стал Алексей Хвостенко, многолетний друг и соавтор Анри Волохонского. Песня стала известной в бардовской среде, её включали в свой репертуар многие исполнители. В 1975 году песня использовалась в спектакле "Сид" ленинградского театра-студии "Радуга", где её и услышал Борис Гребенщиков. Он впервые исполнил песню в марте 1984 года на концерте в Харьковском государственном университете, при этом извинившись за то, что даже не знает, кто написал это произведение.
Песня была записана группой "Аквариум" в январе 1986 года в Ленинградском Доме Радио. Под именем "Город" она вошла в альбом "Аквариума" "Десять стрел", исполнялась на множестве концертов и стала "визитной карточкой" Гребенщикова.
"Где-то в конце восьмидесятых у нас поставили советское телевидение, и вдруг смотрю - БГ поёт мою песню. Что ж… Хорошо поёт. Ну, текст немножко искажает, но это не беда. Бывает.
Да ведь все песни существуют в более-менее искажённом виде. Возьмите, скажем, "Хасбулат удалой". Там ведь совсем другой текст, чем тот, который поётся. В общем, я обрадовался даже.
Это, знаете, придумывают всякие глупости, говорят про этого бедного БГ, что он, мол, не имел права… Почему? Конечно, имел. Так что все нормально."
- Анри Волохонский
Да ведь все песни существуют в более-менее искажённом виде. Возьмите, скажем, "Хасбулат удалой". Там ведь совсем другой текст, чем тот, который поётся. В общем, я обрадовался даже.
Это, знаете, придумывают всякие глупости, говорят про этого бедного БГ, что он, мол, не имел права… Почему? Конечно, имел. Так что все нормально."
- Анри Волохонский
По мнению культуролога С. Б. Борисова (2015), заменяя формулу "Над небом голубым" формулой "Под небом голубым", Борис Гребенщиков лексически и ритмически, осознанно или неосознанно, опирался на первую строку стихотворения А. С. Пушкина (1799-1837) "Под небом голубым страны своей родной" (1826).
Всесоюзную популярность песня обрела после того, как прозвучала в исполнении "Аквариума" в фильме Сергея Соловьёва "Асса".
"Царь Борис Годунов очень любил слушать музыку. Однажды он услышал мелодию композитора Франческо да Милано. С тех пор он всё время пел её и выдавал за свою. За это бояре стали называть его просто - Борис Годунов или коротко Б. Г. А холопы и того проще - то Б. назовут, то Г."
- так в юмористической телепередаче «Городок» Юрия Стоянова и Ильи Олейникова в рубрике "ЖЗЛ" обыгрывается история песни.Годы идут, а "город" остаётся...
Уже 40 лет звучит эта удивительная Песня, и исполняют ее уже новые музыканты. И в этом нет ничего удивительного, ведь в нее вложено все лучшее. А еще и потому, что у людей во все времена будет необходимость в свете, любви и чистом небе над головой.
[media=http://www.youtube.com/watch?v=p
_IMULfb75k]
_IMULfb75k]
Ave Maria - также произведение советского гитариста, лютниста и композитора Владимира Вавилова. Было записано в конце 1960-х годов и издано в 1970 году на пластинке "Лютневая музыка XVI—XVII веков". При первом издании композиция была приписана неизвестному композитору, а затем стали указывать имя итальянского композитора Джулио Каччини. Но это уже совсем другая история...
Комментарии4