Антонио Гауди – волшебник из Барселоны
Архитектура уникального зодчего Антонио Гауди, которого называют "самым гениальным архитектором", "величайшим каталонцем", явилась одним из феноменов культуры ХХ века. Он отразил иллюзии и фантазии нового века, и его радостная, светлая архитектура - гимн природе и красоте.
Основная часть проектов Гауди сделана для Барселоны и осуществлена в ней. Его архитектура далека от общепринятой. Образцом совершенства он считал куриное яйцо, и в знак уверенности в его природной прочности одно время носил сырые яйца прямо в карманах брюк, взяв их с собой для завтрака.
Антонио Гауди родился 25 июня 1852 в небольшом городке Реус, недалеко от Таррагоны, в Каталонии. Детство Гауди прошло у моря. Впечатления о первых архитектурных опытах он пронёс через всю жизнь. Поэтому все его дома напоминают замки из песка.
Из-за ревматизма мальчик не мог играть с детьми и часто оставался в одиночестве. Его внимание надолго приковывали облака, улитка, цветы… Антонио мечтал стать архитектором, но при этом не хотел ничего изобретать. Он хотел строить так, как строит природа, и лучшими из интерьеров считал небо и море, а идеальными скульптурными формами — дерево и облака.
Когда школьный учитель заметил однажды, что птицы могут летать благодаря своим крыльям, подросток Антонио возразил: крылья есть и у домашних кур, но летать они не умеют, зато благодаря крыльям быстрее бегают. И добавил, что крылья нужны и человеку, только он не всегда знает об этом.
В семидесятых годах XIX века Гауди переехал в Барселону, где после пяти лет подготовительных курсов был принят в Провинциальную школу архитектуры, которую окончил в 1878.
1870—1882 работал под началом архитекторов Э. Сала и Ф. Вильяра чертёжником, безуспешно участвуя в конкурсах; изучал ремесла, выполняя множество мелких работ (ограды, фонари и т. д.), проектировал также мебель для собственного дома.
Эль Капричо (1885)
Дом Висенc (1888)
В Европе в то время наблюдался необычайный расцвет неоготического стиля, и юный Гауди восторженно следовал идеям энтузиастов неоготики — французского архитектора и писателя Виоле ле Дюка (крупнейшего в XIX в. — реставратора готических соборов, восстанавливавшего Собор Парижской Богоматери) и английского критика и искусствоведа Джона Раскина.
Провозглашённая ими декларация: «Декоративность — начало архитектуры» — полностью соответствовала собственным мыслям и представлениям Гауди, творческий почерк которого с годами становится совершенно неповторим, архитектура столь же далека от общепринятой, как геометрия Лобачевского — от классической Евклидовой.
Антонио творил много, но решающей для реализации замыслов молодого архитектора оказалась его встреча с Эусеби Гуэлем (Eusebi Guell Bacigalupi), который остановил свой выбор на Гауди, хотя тот ещё не имел необходимого профессионального опыта, впоследствии стал его другом и покровителем.
Этот текстильный магнат, богатейший человек Каталонии, не чуждый эстетических озарений, мог позволить себе заказать любую мечту, а Гауди получил то, о чём мечтает каждый творец — свободу самовыражения без оглядки на смету.
Антонио выполняет для семейства Гуэль проекты павильонов усадьбы в Педральбесе близ Барселоны; винных погребов в Гаррафе; часовни и крипты Колонии Гуэль (Санта Колома де Сервельо); фантастического Парка Гуэля (Барселона).
Парк Гуэля
Парк Гуэль - одно из самых интересных творений из наследия Гауди. Парк стал городским садом, туристской жемчужиной Барселоны и, по решению ЮНЕСКО, достоянием человечества. Там мы видим образцы смелости художника, его нежелание считаться с общепринятым: громадного дракона на развилке пышно украшенной лестницы, дома и павильоны, похожие на гребнистые раковины, знаменитые колонны зала Гипостиль, пешеходную дорожку под сводами, будто вырастающими из скалы. Парк Гуэль - самое жизнерадостное произведение Гауди. Граф купил огромный участок земли, чтобы построить на нем город будущего, город-сад. Однако города не получилось: под застройку было продано только два земельных участка. Зато парк получился отличный. Гауди успел соорудить эстакады для машин и пешеходные дорожки, спрятанные в причудливых галереях, парящую над парком площадь, витиеватые лестницы и пряничные домики у входа. Парадная лестница с керамической балюстрадой, с драконами и змеями, изрыгающими каскады воды, ведет к базарной площади, украшенной 86-ю шестиметровыми дорическими колоннами. Волнистый потолок рынка выложен мозаикой и украшен медальонами. Колонны служат основанием для большой террасы, а украшением террасы является знаменитая извивающаяся 200-метровая скамейка с изумительной красоты мозаичной балюстрадой.
Скоро Гауди выходит за пределы доминирующих исторических стилей в пределах эклектизма 19-ого столетия, объявляя войну прямой линии и навсегда переселяясь в мир кривых поверхностей, чтобы сформировать собственный, безошибочно узнаваемый, стиль.
Антонио Гауди-и-Корнет перестает быть безымянным строителем; быстро став самым модным архитектором в Барселоне, вскоре превратился в «практически непозволительную роскошь». Для буржуа Барселоны он строил дома один необычнее другого: пространство, которое рождается и развивается, расширяясь и двигаясь, как живая материя — Дом Мила; живое трепещущее существо, плод причудливой фантазии — Дом Батльо.
Дом Батльо (1906)
Дом Мила (1910)
«Зверинец» на крыше Дома Мила
В 1891, когда Гауди было за 30, Общество почитателей Святого Иосифа предложило ему продолжить начатый в 1882 Собор Святого Семейства (Саграда Фамилия), строительству которого он посвятил все последующие годы жизни, оставив в 1914 архитектурную практику.
Собор Святого Семейства (Саграда Фамилиа) в Барселоне - является одним из самых известных и наиболее посещаемых достопримечательностей столицы Каталонии. Это Храм Искупления Грехов, созданию которого автор посвятил большую часть своей жизни. Самым ценным в этом творении Гауди является Фасад Рождества, который включает четыре башни с оригинальными силуэтами и богатыми орнаментальными украшениями. Собор Саграда Фамилиа посвящен Святому Семейству. По замыслу Гауди, Саграда Фамилиа должна была стать зданием-символом, грандиозной аллегорией Рождества Христова, представленного тремя фасадами: западный-Рождество, восточный-Страсти и Смерти, южный-Вознесение. Собор Гауди поражает величием замысла и блистательностью исполнения. Башня-колокольня Христа достигает 170 метров высоты.
Он ненавидел замкнутые и геометрически правильные пространства, а стены доводили его прямо-таки до сумасшествия; избегал прямых линий, считая, что-прямая линия — это порождение человека, а круг — порождение Бога.
Собор Саграда Фамилия — шедевр церковной архитектуры, застывшая молитва о прощении, обращённая к Богу, не просто спроектированный, а выпестованный архитектором, подчинившим всю свою жизнь служению профессии, способной, как он считал, изменить мир,— стал одним из самых популярных в мире архитектурных аттракционов.
Гауди мечтал создать «Собор ХХ столетия», синтез всех своих архитектурных знаний со сложной системой символики и визуального объяснения тайн веры.
Храм стал его навязчивой идеей. Углубляясь в себя, он становился все более эксцентричным, свято верил в своё мессианское предназначение, жил отшельником в своей мастерской, расположенной на строительной площадке, и выходил только время от времени «с шапкой в руке» для сбора средств на строительство церкви (пожертвования были единственным источником финансирования строительства, поэтому она строилась так долго).
Гауди погиб, попав под трамвай недалеко от Собора Святого Семейства, работы всей его жизни. В 1926, Антонио Гауди-и-Корнета, величайшего архитектора ХХ века, которого никто не знал в лицо, но чьи творения теперь и уже навсегда определили облик Барселоны, похоронили в скрипте недостроенного им собора. Гауди никогда не пытался создать новое архитектурное учение, а просто работал в своём понимании и ощущении гармоничной архитектуры.
У мастера, чьим именем ЮНЕСКО назвала 2002 год, и который является кандидатом на беатификацию, не нашлось учеников, способных продолжить его изыскания.
Биография великого испанца известна даже далёким от архитектуры людям. Она изложена во всех подробностях в сотнях толстенных альбомов и воспроизведена миллионными тиражами в путеводителях по Барселоне на сотнях языков мира.
Толпы туристов приезжают в Барселону, чтобы увидеть похожий на выветренную скалу Дом Мила, не имеющий ни одного прямого угла, разукрашенный сталактит Дома Батльо, сказочно затейливый городок Парка Гуэль, составившие национальную гордость Каталонии.
Созданное Гауди открывается сокровищем перед каждым, независимо от того, понимает ли зритель всю глубину, страстность, новаторство и бесперспективность (неповторимость) архитектуры человека, которого католическая церковь собирается причислить к лику блаженных. Потому что все его творчество и особенно Саграда Фамилия есть истовое благочестие, религиозный экстаз, выраженный на языке архитектуры.
Саграда Фамилия, Фасад Рождества
1883—1888 Дом Висенс, Барселона
1883—1885 Эль Капричо, Комильяс (Кантабрия)
1884—1887 Павильоны усадьбы Гуэля, Педральбес (Барселона)
1886—1889 Дворец Гуэля, Барселона — Мировое наследие ЮНЕСКО, 1984
1888—1894 Школа при монастыре Святой Терезы, Барселона
1889—1893 Епископский дворец в г. Асторга, Кастилия (Леон)
1891—1892 Дом Ботинес, Леон
1891—1926 Храм Святого Семейства, Барселона
1892—1893 Миссия Францисканцев в Танжере (не реализован)
1895—1898 Винные погреба Гуэля, Гараффа
1898—1904 Дом Кальвет, Барселона
1898—1916 Часовня и крипта Колонии Гуэля, Санта Колома де Сервелло
1900—1902 Дом Фигерас по улице Бельэсгуард, Барселона
1900—1914 Парк Гуэль, Барселона — Мировое наследие ЮНЕСКО, 1984
1901—1902 Усадьба Миральяс
1904 Склады кузнечной артели Бадиа
1905 (май) Проект гостиницы «Attraction», Нью-Йорк (не реализован)
1904—1906 Дом Батльо «Дом костей», Барселона
1904—1914 Реконструкция Кафедрального собора, Пальма де Мальорка
1906—1910 Дом Мила «Каменоломня», Барселона — Мировое наследие ЮНЕСКО, 1984
1909—1910 Приходская школа при Соборе Святого Семейства, Барселона
«…исчезнут углы, и материя щедро предстанет в своих астральных округлостях: солнце проникнет сюда со всех сторон и возникнет образ рая… так, мой дворец станет светлее света».
Антонио Гауди родился 25 июня 1852 в небольшом городке Реус, недалеко от Таррагоны, в Каталонии. Детство Гауди прошло у моря. Впечатления о первых архитектурных опытах он пронёс через всю жизнь. Поэтому все его дома напоминают замки из песка.
Из-за ревматизма мальчик не мог играть с детьми и часто оставался в одиночестве. Его внимание надолго приковывали облака, улитка, цветы… Антонио мечтал стать архитектором, но при этом не хотел ничего изобретать. Он хотел строить так, как строит природа, и лучшими из интерьеров считал небо и море, а идеальными скульптурными формами — дерево и облака.
Когда школьный учитель заметил однажды, что птицы могут летать благодаря своим крыльям, подросток Антонио возразил: крылья есть и у домашних кур, но летать они не умеют, зато благодаря крыльям быстрее бегают. И добавил, что крылья нужны и человеку, только он не всегда знает об этом.
В семидесятых годах XIX века Гауди переехал в Барселону, где после пяти лет подготовительных курсов был принят в Провинциальную школу архитектуры, которую окончил в 1878.
1870—1882 работал под началом архитекторов Э. Сала и Ф. Вильяра чертёжником, безуспешно участвуя в конкурсах; изучал ремесла, выполняя множество мелких работ (ограды, фонари и т. д.), проектировал также мебель для собственного дома.
Эль Капричо (1885)
Дом Висенc (1888)
В Европе в то время наблюдался необычайный расцвет неоготического стиля, и юный Гауди восторженно следовал идеям энтузиастов неоготики — французского архитектора и писателя Виоле ле Дюка (крупнейшего в XIX в. — реставратора готических соборов, восстанавливавшего Собор Парижской Богоматери) и английского критика и искусствоведа Джона Раскина.
Провозглашённая ими декларация: «Декоративность — начало архитектуры» — полностью соответствовала собственным мыслям и представлениям Гауди, творческий почерк которого с годами становится совершенно неповторим, архитектура столь же далека от общепринятой, как геометрия Лобачевского — от классической Евклидовой.
Антонио творил много, но решающей для реализации замыслов молодого архитектора оказалась его встреча с Эусеби Гуэлем (Eusebi Guell Bacigalupi), который остановил свой выбор на Гауди, хотя тот ещё не имел необходимого профессионального опыта, впоследствии стал его другом и покровителем.
Этот текстильный магнат, богатейший человек Каталонии, не чуждый эстетических озарений, мог позволить себе заказать любую мечту, а Гауди получил то, о чём мечтает каждый творец — свободу самовыражения без оглядки на смету.
Антонио выполняет для семейства Гуэль проекты павильонов усадьбы в Педральбесе близ Барселоны; винных погребов в Гаррафе; часовни и крипты Колонии Гуэль (Санта Колома де Сервельо); фантастического Парка Гуэля (Барселона).
Парк Гуэля
Парк Гуэль - одно из самых интересных творений из наследия Гауди. Парк стал городским садом, туристской жемчужиной Барселоны и, по решению ЮНЕСКО, достоянием человечества. Там мы видим образцы смелости художника, его нежелание считаться с общепринятым: громадного дракона на развилке пышно украшенной лестницы, дома и павильоны, похожие на гребнистые раковины, знаменитые колонны зала Гипостиль, пешеходную дорожку под сводами, будто вырастающими из скалы. Парк Гуэль - самое жизнерадостное произведение Гауди. Граф купил огромный участок земли, чтобы построить на нем город будущего, город-сад. Однако города не получилось: под застройку было продано только два земельных участка. Зато парк получился отличный. Гауди успел соорудить эстакады для машин и пешеходные дорожки, спрятанные в причудливых галереях, парящую над парком площадь, витиеватые лестницы и пряничные домики у входа. Парадная лестница с керамической балюстрадой, с драконами и змеями, изрыгающими каскады воды, ведет к базарной площади, украшенной 86-ю шестиметровыми дорическими колоннами. Волнистый потолок рынка выложен мозаикой и украшен медальонами. Колонны служат основанием для большой террасы, а украшением террасы является знаменитая извивающаяся 200-метровая скамейка с изумительной красоты мозаичной балюстрадой.
Скоро Гауди выходит за пределы доминирующих исторических стилей в пределах эклектизма 19-ого столетия, объявляя войну прямой линии и навсегда переселяясь в мир кривых поверхностей, чтобы сформировать собственный, безошибочно узнаваемый, стиль.
Антонио Гауди-и-Корнет перестает быть безымянным строителем; быстро став самым модным архитектором в Барселоне, вскоре превратился в «практически непозволительную роскошь». Для буржуа Барселоны он строил дома один необычнее другого: пространство, которое рождается и развивается, расширяясь и двигаясь, как живая материя — Дом Мила; живое трепещущее существо, плод причудливой фантазии — Дом Батльо.
Дом Батльо (1906)
Дом Мила (1910)
«Зверинец» на крыше Дома Мила
В 1891, когда Гауди было за 30, Общество почитателей Святого Иосифа предложило ему продолжить начатый в 1882 Собор Святого Семейства (Саграда Фамилия), строительству которого он посвятил все последующие годы жизни, оставив в 1914 архитектурную практику.
Собор Святого Семейства (Саграда Фамилиа) в Барселоне - является одним из самых известных и наиболее посещаемых достопримечательностей столицы Каталонии. Это Храм Искупления Грехов, созданию которого автор посвятил большую часть своей жизни. Самым ценным в этом творении Гауди является Фасад Рождества, который включает четыре башни с оригинальными силуэтами и богатыми орнаментальными украшениями. Собор Саграда Фамилиа посвящен Святому Семейству. По замыслу Гауди, Саграда Фамилиа должна была стать зданием-символом, грандиозной аллегорией Рождества Христова, представленного тремя фасадами: западный-Рождество, восточный-Страсти и Смерти, южный-Вознесение. Собор Гауди поражает величием замысла и блистательностью исполнения. Башня-колокольня Христа достигает 170 метров высоты.
Он ненавидел замкнутые и геометрически правильные пространства, а стены доводили его прямо-таки до сумасшествия; избегал прямых линий, считая, что-прямая линия — это порождение человека, а круг — порождение Бога.
Собор Саграда Фамилия — шедевр церковной архитектуры, застывшая молитва о прощении, обращённая к Богу, не просто спроектированный, а выпестованный архитектором, подчинившим всю свою жизнь служению профессии, способной, как он считал, изменить мир,— стал одним из самых популярных в мире архитектурных аттракционов.
Гауди мечтал создать «Собор ХХ столетия», синтез всех своих архитектурных знаний со сложной системой символики и визуального объяснения тайн веры.
Храм стал его навязчивой идеей. Углубляясь в себя, он становился все более эксцентричным, свято верил в своё мессианское предназначение, жил отшельником в своей мастерской, расположенной на строительной площадке, и выходил только время от времени «с шапкой в руке» для сбора средств на строительство церкви (пожертвования были единственным источником финансирования строительства, поэтому она строилась так долго).
Гауди погиб, попав под трамвай недалеко от Собора Святого Семейства, работы всей его жизни. В 1926, Антонио Гауди-и-Корнета, величайшего архитектора ХХ века, которого никто не знал в лицо, но чьи творения теперь и уже навсегда определили облик Барселоны, похоронили в скрипте недостроенного им собора. Гауди никогда не пытался создать новое архитектурное учение, а просто работал в своём понимании и ощущении гармоничной архитектуры.
У мастера, чьим именем ЮНЕСКО назвала 2002 год, и который является кандидатом на беатификацию, не нашлось учеников, способных продолжить его изыскания.
Биография великого испанца известна даже далёким от архитектуры людям. Она изложена во всех подробностях в сотнях толстенных альбомов и воспроизведена миллионными тиражами в путеводителях по Барселоне на сотнях языков мира.
Толпы туристов приезжают в Барселону, чтобы увидеть похожий на выветренную скалу Дом Мила, не имеющий ни одного прямого угла, разукрашенный сталактит Дома Батльо, сказочно затейливый городок Парка Гуэль, составившие национальную гордость Каталонии.
Созданное Гауди открывается сокровищем перед каждым, независимо от того, понимает ли зритель всю глубину, страстность, новаторство и бесперспективность (неповторимость) архитектуры человека, которого католическая церковь собирается причислить к лику блаженных. Потому что все его творчество и особенно Саграда Фамилия есть истовое благочестие, религиозный экстаз, выраженный на языке архитектуры.
Саграда Фамилия, Фасад Рождества
1883—1888 Дом Висенс, Барселона
1883—1885 Эль Капричо, Комильяс (Кантабрия)
1884—1887 Павильоны усадьбы Гуэля, Педральбес (Барселона)
1886—1889 Дворец Гуэля, Барселона — Мировое наследие ЮНЕСКО, 1984
1888—1894 Школа при монастыре Святой Терезы, Барселона
1889—1893 Епископский дворец в г. Асторга, Кастилия (Леон)
1891—1892 Дом Ботинес, Леон
1891—1926 Храм Святого Семейства, Барселона
1892—1893 Миссия Францисканцев в Танжере (не реализован)
1895—1898 Винные погреба Гуэля, Гараффа
1898—1904 Дом Кальвет, Барселона
1898—1916 Часовня и крипта Колонии Гуэля, Санта Колома де Сервелло
1900—1902 Дом Фигерас по улице Бельэсгуард, Барселона
1900—1914 Парк Гуэль, Барселона — Мировое наследие ЮНЕСКО, 1984
1901—1902 Усадьба Миральяс
1904 Склады кузнечной артели Бадиа
1905 (май) Проект гостиницы «Attraction», Нью-Йорк (не реализован)
1904—1906 Дом Батльо «Дом костей», Барселона
1904—1914 Реконструкция Кафедрального собора, Пальма де Мальорка
1906—1910 Дом Мила «Каменоломня», Барселона — Мировое наследие ЮНЕСКО, 1984
1909—1910 Приходская школа при Соборе Святого Семейства, Барселона
«…исчезнут углы, и материя щедро предстанет в своих астральных округлостях: солнце проникнет сюда со всех сторон и возникнет образ рая… так, мой дворец станет светлее света».
Пожалуйста оцените статью и поделитесь своим мнением в комментариях — это очень важно для нас!
Комментарии27