Кумыки
Ассаламу алейкум, Къумукълар!
Расселение и численность. Территория
Кумыки - второй по численности после азербайджанцев тюркский народ Кавказа, регионом этнического формирования и развития которого является равнинная и предгорная зона Северного Кавказа, в основном восточная часть его, ныне входящая в Дагестанскую республику и известная в истории как Кумыкия (Шавхальство Тарковское). Регионом компактного проживания кумыков (82,2%) является 7 из 11 административных районов равнинной и отчасти предгорной зоны Дагестана. Территория с площадью свыше 12 тыс.кв.км. Кроме того, некоторая часть кумыков проживает на землях, вошедших в состав Чеченской республики (Гудермесский район), Северо-Осетинской республики (Моздокский район). Общины имеются в Турции, Иране, Сирии. Городское население кумыков составляет свыше 47% и проживает в городах Махачкала (Порт-Петровск), Буйнакск (Темир-Хан-Шура), Избербаш, Каспийск, Кизилюрт, Хасавюрт, Кизляр. Историческим центром считается Махачкала, современный город, выросший на месте хазарской столицы Анжи (Семендера).
Территория проживания кумыков в границах современного Дагестана
По данным 1992 года общая численность кумыков составляет свыше 300 тыс. человек и по темпам роста численности в Российской Федерации (1970-1989гг.) кумыки были на седьмом месте (48,5%). Всего занятого кумыкского населения - 99 158 чел., из них в сфере промышленности - 18,6, сельского хозяйства - 28,2, транспорте - 7,0, строительстве - 7,4, здравохранении, физкультуре и социальном обеспечении - 7,1, народном образовании - 10%. Доля людей, занятых преимущественно умственным трудом, среди кумыков составляет 31,0%. В сфере управления - 3,1%. Удельный вес лиц с высшим образованием в 1989 году среди кумыков составлял 8,2 процента (по РФ - 11,3%).
Экономика
Кумыки - народ оседлой земледельческой культуры. Традиционными для них являются хлебопашество, садоводство, виноградарство, культивируемые еще с 8-9 веков. Исторически они занимались и скотоводством. Землю кумыков можно по праву назвать житницей всего Дагестана, здесь сосредоточено свыше 70 процентов экономики республики. Здесь сосредоточена почти вся промышленность (приборостроение, машиностроение, консервирование, виноделие и т.д.). Развиты рисосеяние, рыболовство.
Недра богаты нефтью, газом, минеральными источниками, сырьем для строительных материалов (стекольные пески, гипс, гравий, галька и т.д.).
Имеются немалые рекреационные ресурсы (Каспийское побережье, грязевые и минеральные источники лечебного свойства). В их числе сероводородные (Талги), гидро-карбонатно-натриевые (Каякент), хлоридные, известковые и др.
Кумыкская культура, язык и цивилизация
Антропологически кумыки входят в состав балкано-кавказской расы большой европеидной расы, что роднит их с карачаевцами, балкарцами, караимами, крымскими татарами. Верующие кумыки - мусульмане-сунниты. Ислам проник в их среду в VIII - начале IX века, утвердился же к концу XV века. Ранее они, как и все тюрки, исповедовали тенгризм. Некоторая часть приняла иудаизм, христианство. Ныне во всех кумыкских населенных пунктах функционируют мечети. Религиозность по некоторым оценкам составляет свыше 80 процентов. Кумыки ныне имеют автономное Кумыкское духовное управление с центром в г.Махачкале.
Кумыкский язык вместе с карачаевско-балкарским, караимским и крымско-татарским относился к тюркской группе алтайской семьи языков. В своей основе они имеют общие, исторически отложившиеся булгарские, хазарские черты, а также куманские. Кумыкский язык в течении многих веков на Северном Кавказе являлся языком международного, межнационального общения, изучался и преподавался в вузах и средних учебных заведениях России в XIX веке. А в 1917 году на национальных съездах народов Северного Кавказа был принят в качестве официального языка. В 1923 году кумыкский язык в Дагестане был провозглашен государственным языком республики.
Письменность на арабской графике получила распространение со времени принятия кумыками ислама. После 1917 года литературный язык развивался на основе буйнакского и хасавюртовского диалектов. В 1929 году была разработана письменность на основе латиницы, а в 1939 году осуществлен переход на кириллицу.
Кумыки являются наследниками богатой и оригинальной национальной культуры, имеют развитую литературу, фольклор, искусство. Из среды кумыков и их предков хазар вышли выдающиеся ученые, поэты, писатели, полководцы Сулейман ибн Дауд Саксини Сувари (ХII в.), Исхак ибн Кундаж ал-Хазари (IХ в.), Умму Камал (XV в.), Мухаммад Аваби Акташи (XVII в.), Али-Кули-хан Валех Дагестани (XVII в.), Багдад Али (XVII в.), Кадир-Мурза (XVII в.), Йырчы Казак (XIX в.), Мухаммат Османи, Девлет-Мурза Шейх-Али, Абдурахман Атлы боюнлу (XIX в.), Абусупьян Акай, Нугьай Батырмурза, Манап Алибек (ХХ в.). Поэт и кинорежиссер, отец и сын Тарковские. В науке известны Мурад Капланов, Мужаид Хангишиев, Рашид Аскерханов, Сакинат Гаджиева и др. Ныне в науке и образовании трудятся более 250 докторов и кандидатов наук кумыкской национальности, среди них 4 академика. 3 вуза республики возглавляются представителями кумыков. Большой отряд писателей, деятелей искусства, среди которых известны имена Анвара Аджиева, Барият Мурадовой, Исбат Баталбековой, прославивших свой народ.
Кумыки отличились и в спорте, выдвинув из своей среды немало выдающихся спортсменов-борцов вольного стиля, как Ал-Калыч, Сали-Сулейман, Кази-Бек, братья Насруллаевы, Сайпула Абсаидов, Магомед-Шапи Абушев, чемпионы Олимпийских игр.
О Флаге кумыков
"Главной целью выбора нашего (КНД "Тенглик") национального флага была необходимость выражения истины, которая покоится на запредельных метафизических тайнах общетюркского Тенгризма, как некий божественный пароль перевоплощения на земле и всеобщего возрождения кумыков, вечных процессов их бесконечной потенциальности и пассионарности.
Гармонию числа и цвета флага, к сожалению, иногда воспринимают как нечто напоминающее фашистскую свастику, забывая, что подобные знаки в древности были своеобразным языком мудрости, магией зримого выражения божественных сил.
Трехчастность и триединое начало на кумыкском флаге - божественное первочисло тенгристских философских представлений о мире и жизни. Единица - Бог, двойка - Материя, тройка - комбинация (суммированная), которая в итоге создает феноменальный мир, включая космос, т.е. та самая особенность, переданная на флаге трехцветным колоритом: бирюзовый треугольник, полосы красного и зеленого цвета.
В образах флага (в его трехцветности) ярко выражено их единое смысловое значение: 1) самопознание себя как народа и нации; 2) самоопределение в рамках государственности; 3) самореализация в мире.
О других атрибутах флага:
1) "голова Аргамака" (коня) - это символ стремительности, самоорганизованности, целеустремленности;
2) "голова Волка" - независимость, богоданная Воля, неповторимость, автономность;
3) "Голова Принцессы" - самобытность, самовыражение, самодостаточность.
В целом кумыкский флаг есть выражение неизреченного величия нашего народа, могучей роли его благородного движения, воли и вечного самовозрождения.
В глубине своей символики наш флаг есть призыв быть воином, защитником своего народа, как говорил Аттила. А это особое состояние самосознания и духа народа.
А трехчастное единство, лежащее в основе флага, это стрела-луч бесконечности, божественного первоначала "в океане жизни" и бытия, глубокая вера в собственную силу, в свою неразрывность с Богом, Человечеством и Вечностью."
Салав АЛИЕВ,
председатель КНД "Тенглик".
28.09.06 г.
Кумыки - второй по численности после азербайджанцев тюркский народ Кавказа, регионом этнического формирования и развития которого является равнинная и предгорная зона Северного Кавказа, в основном восточная часть его, ныне входящая в Дагестанскую республику и известная в истории как Кумыкия (Шавхальство Тарковское). Регионом компактного проживания кумыков (82,2%) является 7 из 11 административных районов равнинной и отчасти предгорной зоны Дагестана. Территория с площадью свыше 12 тыс.кв.км. Кроме того, некоторая часть кумыков проживает на землях, вошедших в состав Чеченской республики (Гудермесский район), Северо-Осетинской республики (Моздокский район). Общины имеются в Турции, Иране, Сирии. Городское население кумыков составляет свыше 47% и проживает в городах Махачкала (Порт-Петровск), Буйнакск (Темир-Хан-Шура), Избербаш, Каспийск, Кизилюрт, Хасавюрт, Кизляр. Историческим центром считается Махачкала, современный город, выросший на месте хазарской столицы Анжи (Семендера).
Территория проживания кумыков в границах современного Дагестана
По данным 1992 года общая численность кумыков составляет свыше 300 тыс. человек и по темпам роста численности в Российской Федерации (1970-1989гг.) кумыки были на седьмом месте (48,5%). Всего занятого кумыкского населения - 99 158 чел., из них в сфере промышленности - 18,6, сельского хозяйства - 28,2, транспорте - 7,0, строительстве - 7,4, здравохранении, физкультуре и социальном обеспечении - 7,1, народном образовании - 10%. Доля людей, занятых преимущественно умственным трудом, среди кумыков составляет 31,0%. В сфере управления - 3,1%. Удельный вес лиц с высшим образованием в 1989 году среди кумыков составлял 8,2 процента (по РФ - 11,3%).
Экономика
Кумыки - народ оседлой земледельческой культуры. Традиционными для них являются хлебопашество, садоводство, виноградарство, культивируемые еще с 8-9 веков. Исторически они занимались и скотоводством. Землю кумыков можно по праву назвать житницей всего Дагестана, здесь сосредоточено свыше 70 процентов экономики республики. Здесь сосредоточена почти вся промышленность (приборостроение, машиностроение, консервирование, виноделие и т.д.). Развиты рисосеяние, рыболовство.
Недра богаты нефтью, газом, минеральными источниками, сырьем для строительных материалов (стекольные пески, гипс, гравий, галька и т.д.).
Имеются немалые рекреационные ресурсы (Каспийское побережье, грязевые и минеральные источники лечебного свойства). В их числе сероводородные (Талги), гидро-карбонатно-натриевые (Каякент), хлоридные, известковые и др.
Кумыкская культура, язык и цивилизация
Антропологически кумыки входят в состав балкано-кавказской расы большой европеидной расы, что роднит их с карачаевцами, балкарцами, караимами, крымскими татарами. Верующие кумыки - мусульмане-сунниты. Ислам проник в их среду в VIII - начале IX века, утвердился же к концу XV века. Ранее они, как и все тюрки, исповедовали тенгризм. Некоторая часть приняла иудаизм, христианство. Ныне во всех кумыкских населенных пунктах функционируют мечети. Религиозность по некоторым оценкам составляет свыше 80 процентов. Кумыки ныне имеют автономное Кумыкское духовное управление с центром в г.Махачкале.
Кумычка в нарядной одежде
("Къабалай" с декоративной вставкой "алдылыкъ").
("Къабалай" с декоративной вставкой "алдылыкъ").
Кумыкский язык вместе с карачаевско-балкарским, караимским и крымско-татарским относился к тюркской группе алтайской семьи языков. В своей основе они имеют общие, исторически отложившиеся булгарские, хазарские черты, а также куманские. Кумыкский язык в течении многих веков на Северном Кавказе являлся языком международного, межнационального общения, изучался и преподавался в вузах и средних учебных заведениях России в XIX веке. А в 1917 году на национальных съездах народов Северного Кавказа был принят в качестве официального языка. В 1923 году кумыкский язык в Дагестане был провозглашен государственным языком республики.
Письменность на арабской графике получила распространение со времени принятия кумыками ислама. После 1917 года литературный язык развивался на основе буйнакского и хасавюртовского диалектов. В 1929 году была разработана письменность на основе латиницы, а в 1939 году осуществлен переход на кириллицу.
Кумыки являются наследниками богатой и оригинальной национальной культуры, имеют развитую литературу, фольклор, искусство. Из среды кумыков и их предков хазар вышли выдающиеся ученые, поэты, писатели, полководцы Сулейман ибн Дауд Саксини Сувари (ХII в.), Исхак ибн Кундаж ал-Хазари (IХ в.), Умму Камал (XV в.), Мухаммад Аваби Акташи (XVII в.), Али-Кули-хан Валех Дагестани (XVII в.), Багдад Али (XVII в.), Кадир-Мурза (XVII в.), Йырчы Казак (XIX в.), Мухаммат Османи, Девлет-Мурза Шейх-Али, Абдурахман Атлы боюнлу (XIX в.), Абусупьян Акай, Нугьай Батырмурза, Манап Алибек (ХХ в.). Поэт и кинорежиссер, отец и сын Тарковские. В науке известны Мурад Капланов, Мужаид Хангишиев, Рашид Аскерханов, Сакинат Гаджиева и др. Ныне в науке и образовании трудятся более 250 докторов и кандидатов наук кумыкской национальности, среди них 4 академика. 3 вуза республики возглавляются представителями кумыков. Большой отряд писателей, деятелей искусства, среди которых известны имена Анвара Аджиева, Барият Мурадовой, Исбат Баталбековой, прославивших свой народ.
Кумыки отличились и в спорте, выдвинув из своей среды немало выдающихся спортсменов-борцов вольного стиля, как Ал-Калыч, Сали-Сулейман, Кази-Бек, братья Насруллаевы, Сайпула Абсаидов, Магомед-Шапи Абушев, чемпионы Олимпийских игр.
О Флаге кумыков
"Главной целью выбора нашего (КНД "Тенглик") национального флага была необходимость выражения истины, которая покоится на запредельных метафизических тайнах общетюркского Тенгризма, как некий божественный пароль перевоплощения на земле и всеобщего возрождения кумыков, вечных процессов их бесконечной потенциальности и пассионарности.
Гармонию числа и цвета флага, к сожалению, иногда воспринимают как нечто напоминающее фашистскую свастику, забывая, что подобные знаки в древности были своеобразным языком мудрости, магией зримого выражения божественных сил.
Трехчастность и триединое начало на кумыкском флаге - божественное первочисло тенгристских философских представлений о мире и жизни. Единица - Бог, двойка - Материя, тройка - комбинация (суммированная), которая в итоге создает феноменальный мир, включая космос, т.е. та самая особенность, переданная на флаге трехцветным колоритом: бирюзовый треугольник, полосы красного и зеленого цвета.
В образах флага (в его трехцветности) ярко выражено их единое смысловое значение: 1) самопознание себя как народа и нации; 2) самоопределение в рамках государственности; 3) самореализация в мире.
О других атрибутах флага:
1) "голова Аргамака" (коня) - это символ стремительности, самоорганизованности, целеустремленности;
2) "голова Волка" - независимость, богоданная Воля, неповторимость, автономность;
3) "Голова Принцессы" - самобытность, самовыражение, самодостаточность.
В целом кумыкский флаг есть выражение неизреченного величия нашего народа, могучей роли его благородного движения, воли и вечного самовозрождения.
В глубине своей символики наш флаг есть призыв быть воином, защитником своего народа, как говорил Аттила. А это особое состояние самосознания и духа народа.
А трехчастное единство, лежащее в основе флага, это стрела-луч бесконечности, божественного первоначала "в океане жизни" и бытия, глубокая вера в собственную силу, в свою неразрывность с Богом, Человечеством и Вечностью."
Салав АЛИЕВ,
председатель КНД "Тенглик".
28.09.06 г.
[attachment=13888]
[attachment=13889]
[attachment=13889]
Комментарии22